Деловая игра «Телешоу ДОК-ТОК «Современный педагог, какой он?»
материал

В ходе данной игры появляется возможность «примерить роль» другого участника образовательного процесса, узнать, прочувствовать его точку зрения и показать её другим

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка мероприятия для педагогов

Деловая игра «Телешоу ДОК-ТОК, выпуск 1 «Современный педагог, какой он?»

Методическая записка.

На Первом канале с недавних пор выходит  ежедневное вечернее ток-шоу «Док-Ток», где ведущие обсуждают истории, которые вызвали в обществе большой резонанс. Каждая тема раскрывается с разных сторон, ведь у героев своя правда. Ведущие шоу утверждают, что все люди разные, и поэтому, возможно, видят в одной и той же истории совсем разные смыслы.

За время эфира ведущий приглашает гостей (людей, имеющих непосредственное отношение к ситуации – героев передачи), обсуждает с ними данную тему, к беседе подключаются эксперты.

На мой взгляд, данная передача является замечательной формой для деловой игры!

Деловая игра - условное воспроизведение, моделирование некоторой реальной деятельности, которую совместно осваивают участники игры. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией.

В ходе данной игры появляется возможность «примерить роль» другого участника образовательного процесса, узнать, прочувствовать его точку зрения и показать её другим. Таким образом, выявляются проблемы и причины их появления, участники видят ситуацию с разных сторон, разрабатываются варианты решения проблемы.

Ведущий в большей степени будет использовать непосредственное социально-психологическое взаимодействие в соответствии с поставленной целью: интервью. Такой метод позволяет получить информацию и воздействовать на респондентов своими вопросами, увлекая их в творческую деятельность, в которой нужно отыскать проблему и способы ее решения. Преимущества интервью: 1) позволяет получить информацию о мнениях, мотивах, представлениях; 2) дает возможность следить за степенью искренности при ответах; 3) привлекает своей необычностью.

Во время деловой игры все участники, включая ведущего и экспертов, будут говорить, используя микрофон. Этот хитрый метод предоставляет возможность каждому сказать что-то быстро, по очереди, отвечая на вопросы, высказывая свое мнение или позицию. Для этого необходимо ориентироваться в ситуации и теме игры, а также мысленно подготовить свой ответ или вопрос, чтобы успеть передать суть. Что это даёт? Публичное выступление, да ещё и в микрофон даёт возможность педагогам получить опыт и, в дальнейшем, не испытывать страха перед выступлениями. Можно считать такой опыт мини-тренингом по риторике!

У всех педагогов есть качество, которое им хотелось бы в себе усовершенствовать. И каждый старший воспитатель или заведующий, зная свой коллектив, хотел бы акцентировать внимание на определённых качествах  модели Современного педагога ДОУ. Игры и упражнения данной деловой игры можно подобрать, учитывая задачи конкретного учреждения.

Проект деловой игры представлен в следующем виде:

- название игры;

- цель и задачи;

- состав участников;

- порядок проведения деловой игры;

- конспект мероприятия.

Деловая игра «Телешоу ДОК-ТОК, выпуск 1 «Современный педагог, какой он?»

Цель: повышение компетентности педагогов и интереса к дальнейшему профессиональному саморазвитию в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

  1. Развивать коммуникативные, творческие  и артистические способности педагогов ДОУ;
  2. Создавать условия для профессионального самосовершенствования и саморефлексии  педагогов;
  3. Вовлекать педагогов в коллективную деятельность;
  4. Развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций, соблюдая культуру речи и тактичность;
  5. Рассмотреть возможные направления продвижения педагогов к идеалу и выбирать важнейшие направления;
  6. Проанализировать влияние негативных взаимоотношений с родителями на различные аспекты деятельности обучающихся;
  7. Пополнить знания педагогов по проблеме.

Участники игры: педагоги ДОУ, жеребьёвка или распределение ролей ведущим.

Действующие лица: ведущий (ст.воспитатель), №1воспитатель, соответствующий всем требованиям ФГОС ДО (педагог), №2некомпетентный воспитатель (педагог), №1довольный родитель (педагог), №2недовольный родитель (педагог), 2ребёнка (педагоги), эксперты: заведующая и старший воспитатель (педагоги), независимый эксперт (заведующий ДОУ)

Исходная информация.

На начальном этапе проходит ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются инструкции. Собирается дополнительная информация. При необходимости участники обращаются к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Игра проходит в форме телешоу «ДОК-ТОК», в которой ведущий объявляет тему передачи, приглашает гостей и экспертов обсудить её, высказать своё мнение, участникам предлагается также просмотреть и обсудить видеорепортаж, доказать или опровергнуть какую-либо информацию, выполнить задания. Все реплики произносятся в микрофон и под прицелом видеокамеры-муляжа.

Ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели, подавая реплики и задавая вопросы.

Задача участников - набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильно выполненные заданий, реалистично сыгранную роль (реплики и мнение должны соответствовать роли), тактичное поведение во время игры. Независимый эксперт наблюдает за всеми участниками игры и выставляет баллы каждому в таблицу (Приложение 1.)

В заключение ведущий констатирует достигнутые результаты, отмечает достижения, формулирует окончательный итог. Обращается внимание на сопоставление использованной игры с соответствующей реальностью.

Ход деловой игры:

1.Мотивационно – организационный этап.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня будем говорить с вами о профессиональной компетентности современных педагогов, через призму необычной деловой игры, которая пройдёт в формате телешоу «ДОК-ТОК». Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную творческую деятельность.

Предлагаю методом жеребьёвки распределить роли (педагоги по очереди тянут жребий, на карточке указано действующее лицо, краткая информация Приложение 3) .

- В течение 5минут можно ознакомиться с информацией на карточке «Этапы игры» и обсудить её между собой (Приложение 2.)

- Представляю вашему вниманию нашего независимого эксперта   …. (ИО заведующего ДОУ), задача которого, выявить лучшего и дать рекомендации по окончанию игры.

-Итак, роли распределены, правила изучены, начинаем нашу игру!

2.Содержательный этап.

Звучит заставка телешоу «ДОК-ТОК», аплодисменты. (Гости рассажены парами полукругом перед экраном, как в передаче, образуя мини группы – воспитатели, родители, дети, администрация ДОУ)  

- Добрый день! В эфире программа «ДОК-ТОК». Истории, достойные экранизации. Меня зовут Татьяна Николаевна, и мы начинаем! Сегодня в центре внимания  давно наболевшая тема – «Современный педагог, какой он?  В этой студии мы попробуем разобраться, какие же они, педагоги современности. И соответствуют ли они тому, какими должны быть!

- Для обсуждения мы пригласили в студию гостей:  заслуженные воспитатели России! (аплодисменты) Родители детей, посещающих детский сад! (аплодисменты) Девочки Маша и Даша, ходят в садик уже 2год! (аплодисменты) Наши уважаемые эксперты – администрация детского сада - заведующая и старший воспитатель! (аплодисменты) Здравствуйте!

- Посмотрим видеорепортаж (На экране видео из Ютуба «Современный воспитатель» ссылка https://www.youtube.com/watch?v=n9rb314vW7w)

2.1.« Мозговой штурм»

- Это были наши корреспонденты Саша и Женя, и их взгляд. Но нам не менее важно знать и ваше мнение. Перед вами карточки, на которых написаны качества: личностные и профессиональные. Есть и пустые карточки, куда вы можете вписать что-то своё (Приложение 4). Предлагаю каждому гостю создать свою модель Современного воспитателя. (Время работы – 3 минут)

- Ну а теперь по очереди кратко прокомментируйте свой выбор и выскажите своё мнение (1минута). Начнём с вас девочки (обращается к детям, Маша и Даша показывают, что выбрали.) –А почему вы выбрали именно эти качества? Ваши воспитатели в детском саду именно такие?

Затем остальные участники показывают свои модели. Возможные сопутствующие вопросы ведущего:

- Что Вы скажете, почему такие разные модели получились у родителей? У воспитателей?

- Расскажите, Вам нравится, чем Вы занимаетесь?

- Взрослые выбрали по 5-7качеств, а дети по 1-2, в чём причина, как Вы считаете?

- Как может отразиться мнение родителей о педагогах на мнение детей?

- На экране идеальная модель современного педагога (Приложение 5. Памятка  «Модель педагога ДОУ») У нас в студии есть эксперты, прокомментируйте, пожалуйста. Почему модели наших гостей отличаются друг от друга? Почему отличаются от стандартной модели? Нормально ли это?

- Соответствуют ли современные педагоги этой модели?

- Прокомментируйте, каков же он, современный педагог, на ваш взгляд в действительности? (участники отвечают на вопросы)

2.2. Упражнение «Найди лишнее»

- Вопрос ко всем гостям – Если педагог не соответствует требованиям, ну, например, одевается в пёстрые платья, позволяет прозрачные кофточки или джинсы,  отразится это на его работе? Как именно? (участники отвечают на вопросы)

- Может ли это испортить отношения с администрацией? коллегами по работе? родителями?

- Может ли причинить вред здоровью детей? (украшения, бусы и т.п.)

- Каждой мини команде – экспертам, воспитателям, родителям, детям – предлагаю рассмотреть 9 изображений и определить, какие из них лишние, т.е. на каких изображена форма одежды, недопустимая для педагога. (Приложение 6).

- Объясните свой выбор (каждая мини группа)

- Я так понимаю, что, несомненно, внешний вид для педагога также важен, как и его знания и профессионализм?

2.3. Упражнение «Система»

- В процессе перехода на ФГОС дошкольного образования изменились требования, предъявляемые как образовательному процессу, так и профессиональным качествам педагога, как основному носителю и ретранслятору знаний. Но, как и раньше, в современных условиях наиболее важной компетенцией у педагога является, как вы думаете, что? (гости студии предполагают, ведущий задаёт наводящие вопросы: что служит главным инструментом педагога? (Речь, правильная речь, умение говорить))

- Да, конечно, речь! Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные четко и понятно для всех сформулировать мысль. Умение выражать свои мысли и чувства в словах – это большое искусство! Известно, что не всякая речь хороша, продуктивна и действенна, а только та, в которой пульсирует мысль. Это важно не только для педагогов, но и для всех людей.

- С того момента, как ребенок начинает произносить свои первые слова, родители стараются научить его говорить правильно, четко и внятно. Получается, что за речь ребёнка ответственность несут родители? (ответы участников)

- Может ли неграмотная речь педагога отразиться на речи детей? Какие будут последствия?

- Речь педагога – это система. Необходимо, подобрать как можно больше слов, входящих в эту систему.  (Если участникам непонятно, ведущий задаёт наводящие вопросы: какая она должна быть?  Чем она является для дошкольников? - образец родного языка,  эталон, ясная, отчётливая, соответствующая возрасту, грамотная, с отчетливым произнесением всех звуков, интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений. Педагоги, играющие детей, могут сказать – добрая, нежная, играющие родителей – свои варианты)

Заключительный этап.

- Наша передача подходит к концу. Хотелось бы услышать мнение детей, какие воспитатели самые лучшие? А как считаете вы, родители, соответствуют ли современные педагоги детского сада эталонам и требованиям?

- Воспитатели! Что вы можете сказать в подтверждение/опровержение этих слов?  Над чем необходимо поработать? Какие направления вам кажутся  более важными? Чем остались довольны?

- Уважаемые эксперты, подведите итог, Современный педагог, какой он?

- Посоветуйте возможные направления продвижения педагогов к идеалу.

 «Рефлексия»

- А я хочу лишь сказать, что сегодня в студии вы услышали разное мнение о том, каков же современный педагог и каким он должен быть. Каждый участник образовательного процесса смотрит на этот вопрос со своей стороны. Но то, какой педагог лично Вы, решать только Вам!

На столе лежат медали, возьмите себе в награду ту, которую заслуживаете по вашему мнению. А я вам всем дарю памятки «Внешний вид педагога», «Основные требования к речи педагога», «Модель педагога ДОУ»

Благодарю вас за сотрудничество и активную творческую деятельность!

(Рекомендации раздаются каждому участнику игры. Заведующий озвучивает своё решение)

Используемые источники:

  1. п.3.2.1. и п.3.4. Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
  2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"
  3. Якимнская И.С. Принцип активности педагогической психологии // Вопросы психологии.- 1989. № 6.
  4. Крюкова Е.А. Игра в системе личностно-развивающих технологий // Герялт (Просвещение). – 1998.
  5. Деловая игра как один из методов игровой технологии https://infourok.ru/delovaya-igra-kak-odin-iz-metodov-igrovoy-tehnologii-masterklass-1281086.html
  6. «Педагогическая компетентность воспитателя ДОУ» https://www.maam.ru/detskijsad/profesionalnaja-kompetentnost-pedagoga-v-dou.html
  7. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б.Плешакова // Современные проблемы философского знания. Пенза, 2002
  8. Официальный сайт Первого канала https://www.1tv.ru/shows/doctalk/vypuski


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ, КАКОЙ ОН?»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный педагог, – какой он.

Одной из первостепенных задач коллективов детских садов становится поддержка молодых специалистов, которые выбирают нелегкий путь воспитателя....

"Современный педагог, какой он?"

Консультация для педагогов...

Эссе на тему:"Современный педагог .Какой он?"

Эссе на тему: Современный педагог. Какой он?Рамазанова Рагимат «Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные р...

Мини-сочинение "Современный педагог, каков он?"

...сообщение для педагогического совета........

Современный педагог, какой он?

Требования, предъявляемые к нынешним воспитателям, очень высокие. Родители уверены, у воспитателя детского сада должно быть как минимум педагогическое образование. Он должен уметь петь, танцевать, зна...

Деловая игра с элементами тренинга для педагогов «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»

ull; Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.• Вовлечь педа...