Паспорт проекта "ОСЕНЬ"
рабочая программа (старшая группа)

Залиханова Гулнара Масхутовна

Паспорт проекта

«Осень Золотая»

 

Вид проекта:  творческо-исследовательский, групповой.

Продолжительность проекта: среднесрочный, сентябрь -3 недели.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный работник.

Введение:

В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей среды экологического направления, где мы с раннего возраста самостоятельно познаем окружающий мир, выделяем связи и зависимости, существующие в природе, активно проявляем позицию в отношении природных объектов – помочь, защитить, позаботиться.

Именно с точки зрения экологического образования предметная среда должна создавать условия для: познавательного развития, экологического развития, оздоровления, формирования нравственных качеств, формирование экологически грамотного поведения, формирование эстетического восприятия окружающего мира; развитие творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников, что способствует формированию предпосылок учебной деятельности.

Актуальность:                                                                                                          

  Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное. А порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.

Китайская пословица гласит: «расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

Цель проекта:

Выяснить представления детей о сезонных изменениях в природе;

Заинтересовать проблемой;

Провести наблюдения за изменениями в неживой природе, в жизни животных, птиц, растений осенью;

Сформировать исследовательские способности в процессе изучения;

Задачи проекта:

Обучающие:

формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе;

формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

Развивающие:

развивать умственные операции сравнения и обобщения;

развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность, фантазию;

приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

Воспитательные:

воспитывать эмоциональное отношение  к природе;

воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Продукт проектной деятельности:  развлечение  «Прощай осень»;

выставка поделок из овощей «Забавные поделки из овощей»;

выставка поделок из листьев «Волшебный листочек»;

выставка «Дары осени»;

фотогазета «Закружила осень золотая».

 

 

ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ

ТЕМА ПРОЕКТА: «Осень»

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:  Сентябрь. 3 недели.

 

ЦЕНТР ИСКУССТВА

Посчитать листочки;

Сравнить овощи, фрукты;

Учиться писать цифры;

Сравнить на какие геометрические фигуры похож арбуз, груша, яблоко и т.д.;

Сосчитать сколько деревьев на участке сбросили листья;

Работа с раздаточным материалом(овощи, фрукты).

ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ

ОТКРЫТАЯ ПЛОЩАДКА

Нарисовать осенний лес;

Вылепить корзину с овощами, фруктами;

Нарисовать и вырезать ежика с яблоками;

Нарисовать натюрморт из фруктов;

Сделать отпечатки листьев, картофеля, яблок;

Нарисовать «Заготовки на зиму».

 

Сделать из бумаги, лего,  строительного материала  ящики для овощей;

Построить берлогу для медведя;

Построить из строительного материала  кладовую  для запасов на зиму;

Смастерить кормушку для птиц (из коробочек из-под сока, молока).

 

Наблюдение: «Что цветет на нашем участке в сентябре»; «Куда  делись насекомые?»; «Листопад»;

Собрать семена цветов;

Собрать мелкий мусор на участке;

Игры: «У медведя во бору», «Поймай листок», «Такси», «Волк и зайцы»;

Д/игры: «С какого дерево листок?», «Да-нет», «Скажи наоборот».

 

ЦЕНТР КНИГИ/ГРАМОТЫ

ЦЕНТР КУЛИНАРИИ

ЦЕНТР ДРАМАТИЗАЦИИ

ЦЕНТР НАУКИ

Прочитать рассказ М.Пришвина «Листопад»;

Сделать книжки-малышки; Выучить стихотворение И.А.Бунина  «Уж небо осенью дышало…»;

Рассматривать книгу о животных;

Сочинить сказку  об овощах и фруктах.

 

Приготовить осенний салат  «Винегрет»;

Испечь печенье «Листья».

С/р. игра «Овощной магазин»;

Игра-соревнование «Репка».

Рассмотреть и сравнить черенки (по форме, размеру);

Собрать на участке листья и рассмотреть через лупу;

Определить на каком дереве быстрее желтеют листья, почему?.

 

Тема проекта

«Осенние хлопоты человека».

 

Вид проекта: информационно – творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный, сентябрь-1 неделя.

Участники проекта: детивоспитатели, родители.

Актуальность проекта: В условиях образовательного процесса   укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.

Цель проекта: Формировать знаний о труде людей осенью. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла!».

Задачи проекта:

  • обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
  • расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;
  • развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
  • расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
  • развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
  • способствовать развитию памяти, восприятия;
  • воспитывать у детей бережное отношение к природе;
  • воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму.

 

Предполагаемый результат:

  • закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
  • расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
  • применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
  • отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
  • заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Продукт проектной деятельности:

  • семейные поделки из овощей, фруктов, природного материала;
  • альбом с загадками «Осень»;
  • гербарий «Деревья, кустарники»;
  • презентация «Овощная грядка».

Презентация проекта:

  • досуг «Заглянула Осень в сад»;
  • фотогазета «Осень – славная пора». 

Результаты проектной деятельности:

  • в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
  • на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
  • появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени;
  • большинство  родителей приняли активное участие в осени, иллюстрировать их, работать сообща работали над проектом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ

ТЕМА ПРОЕКТА: «Осенние хлопоты человека»

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:1неделя, сентябрь

ЦЕНТР ИСКУССТВА

Найти похожий листок на участке;

Пересчитать листья;

Сравнить количество овощей в корзине;

Посчитать сколько помидоров в банке, огурцов;

Сравнить овощи и фрукты в банках;

Взвесить сахар на компот;

Работа по карточкам.

 

 

 

ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ

ОТКРЫТАЯ ПЛОЩАДКА

Нарисовать мамины заготовки на зиму;

Вырезать и приклеить овощи и фрукты;

Вылепить из теста овощи;

Нарисовать с натуры ветку рябины, космею;

Нарисовать яблоню с золотыми яблоками в волшебном саду;

Декоративное рисование: «Завиток», «Укрась платочек ромашками»;

Аппликация «Осенний ковер», «Корзина с осенними дарами».
 

 

Сделать корзинку из бумаги; Построить «Овощехранилище»

( из строительного материала);

 Сделать Жар – птицу из листьев;

Сделать старичка-лесовичка  (из шишек, желудей).

 

Экскурсия в осенний парк.

Сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария);

Наблюдения на участке: За прохожими людьми (как и во что они одеты), за облаками, за солнцем, за небом;

Труд: собрать мелкий мусор, подмести беседку, собрать песок в песочницу, покормить птиц на участке;

Игры:«Сова», «Бояре», «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет», «Удочка»;

Д/игры: «Какое слово заблудилось?», «Что слышно?».

ЦЕНТР КНИГИ/ГРАМОТЫ

ЦЕНТР КУЛИНАРИИ

ЦЕНТР ДРАМАТИЗАЦИИ

ЦЕНТР НАУКИ

Составить рассказ  «Что у осени в корзинке?».

Выучить  пословицы, поговорки.

Коллективный рассказ-описание «Золотая осень».

Словесные игры: «Вспомни – назови», «Украсим словами», «Подбери действие», «Да или нет» на приметы осени.

Прочитать рассказ: Г.Лагздынь «Мокрая считалочка»
Чтение и заучивание стихотворений: М.Ивенсен «Падают, падают листья», Рассматривание репродукций картин: И.И.Левитан «Золотая осень».

Приготовить  свежий салат (огурцы,  помидоры, перец, лук, зелень).

Сюжетно-ролевые игры: «На даче», «Овощной магазин».

Игра-пантомима «Был у зайца огород».

Кукольный спектакль «Корзинка Осени».

Игры-драматизации: «Репка».

Провести опыт « Твердое и мягкое»  (сравнить брусок деревянный и металлическую пластину)

Собрать семена цветов и рассмотреть их под лупой.

 

Тема проекта

«Осенние хлопоты животных и птиц»

 

 

 Вид темы:  ознакомительно – ориентированный.

Продолжительность  темы:  краткосрочный, сентябрь - одна неделя.

Участники проекта:дети, воспитатели, родители.                        

Актуальность: Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Дети не все владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предметы.

Цель: Уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зи­мой; развивать интерес к закономерностям в живой природе; воспитывать бережное отношение к животным и птицам в осен­ний период. Учить выделять характерные признаки представителей диких животных, правильно называть их детенышей. Формировать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта.

Задачи проекта:    Дать представления о диких животных и птицах  лесов России, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу, как называют их детенышей.

Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)

 Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных и птицах.

 Воспитывать у детей  желание бережного отношения  к диким животным и птицам.

Предполагаемый результат:

 У детей будут сформированы знания о лесных зверях и птицах (зайце, лисе, волке, медведе, белке, их детёнышах, повадках и среде обитания, об образе жизни, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу). Будет создана соответствующая предметно-развивающая среда. Повысится активность родителей в совместной творческой деятельности.

Продукт проектной деятельности:

Стенгазета  «Животные и птицы  в лесу».

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ

ТЕМА ПРОЕКТА: «Осенние хлопоты животных и птиц»

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: сентябрь- 1 неделя.

ЦЕНТР ИСКУССТВА

Сосчитать сколько белочка собрала грибов;

Посчитать, сколько  названий животных и птиц, знает каждый ребенок;

Работа с карточками;

Взвесить комочек шерсти.

 

 

 

 

 

 

ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ

ОТКРЫТАЯ ПЛОЩАДКА

Нарисовать стаю птиц;

Вырезать и приклеить птиц; Рисовать разных животных по трафарету, образцам;

Вырезать из геометрических фигур  животных и птиц;

Сделать оригами;

Нарисовать синичек на ветке.

 

 

 

 

Сделать из бумаги зайца;

Сделать ежика из семян;

Сделать подсолнечника  и пластилина.

 

 

П\и:«Перелет птиц», «Собираем осенний букет», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Медведи и пчелы», «Парный бег»;

Д/и: «Будь внимателен!», «Испорченный телефон», «Назови лишнее слово».

Наблюдение за птицами, животными, насекомыми, трудом  дворника;

Собрать природный материал вместе с детьми, уборка в игровом уголке,уборка листьев, рыхление земли у плодородных деревьев. Сбор семян в цветнике.

ЦЕНТР КНИГИ/ГРАМОТЫ

ЦЕНТР КУЛИНАРИИ

ЦЕНТР ДРАМАТИЗАЦИИ

ЦЕНТР НАУКИ

Отгадать загадки - нарисовать отгадки, про животных и птиц;

Выучить пословицы, поговорки;

Составить и записать рассказы о животных и птицах;

Рассмотреть картину «Ежи»;

Прочитать сказки «Лисичка -сестричка и серый волк»;

Составить таблицу «Кто? Какой?».

 

Приготовить бутерброды;

Приготовить  «Заячий салат».

Настольный театр» Три медведя».

Определитьпочему заяц меняет шубу, почему медведь, еж, барсук  спять зимой?;

Учиться распознавать следы животных (В.Бианки «Лесная газета»).

 

Тема  проекта

«Осень Золотая»

Вид проекта: информационно-творческий, коллективный.

Продолжительность проекта: среднесрочный, сентябрь - 3 недели.

Участники проекта: дети, воспитатели,  родители.

Актуальность темы: Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. В связи с этим, перед нами стоит ответственная задача – воспитывать малышей, а это значит, приобщать ребенка к миру человеческих ценностей – добра и красоты, истины, ориентируясь на «концепцию дошкольного воспитания».

Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательного времен года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой. Знания в этой сфере ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.

Цель: Расширять представления детей о деревьях как представителей флоры земли, их красоте и пользе, помочь детям увидеть всю красоту и богатства осенней природы, обобщать и систематизировать представления детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев и кустарников осенью.

Задачи:

Расширение, обобщение активизация и актуализация словаря по теме «Деревья и кустарники осенью», составление описательных рассказов о деревьях, обогащение лексики яркими и красочными эпитетами, развитие монологической и диалогической речи;

- Обучение детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой, развитие экологического мышления у детей, воспитания гуманного отношения к природе и закладывать основы экологической культуры личности;

- Закрепление названий деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки;

- Учить детей отражать наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, умственной т. д.);

- Развитие семейного творчества и сотрудничества.

Предполагаемый результат:

- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями;

- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период;

- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему;

- Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания;

- Развитие детского творчества в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка);

- Чтение наизусть стихотворений об осени;

- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Продукт проектной деятельности:

Выставка поделок из природного материала  «Что нам осень подарила?».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ

ТЕМА ПРОЕКТА: «Осень золотая»

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:1 неделя- сентябрь

ЦЕНТР ИСКУССТВА

Измерить условной меркой количество дождевой воды в бутылке и в ведре;

Измерить высоту, длину сапог разных детей, взрослых;

Сравнить листья по размеру и форме;

Собрать листья  и посчитать.

 

ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ

ОТКРЫТАЯ ПЛОЩАДКА

Сделать коллаж, гирлянды из осенних листьев;

Раскрашивать контуры листьев (обводка по контуру листа);

Рисовать листочки ладошкой, пальчиками, губкой;

Создать композицию из осенних листьев и веток;

Рисовать  «мордочки» на сухих разноцветных листьях – оживлять их;

«Рисуем пейзаж»;

Обрывная аппликация «Осенний лес».

Сделать из  природного  материла «Осенний лес».

Познакомить детей с «осенними» цветами – астрами, гладиолусами. Дети описывают понравившийся цветок, в группе зарисовывают его;

Наблюдение на прогулке: за деревьями, кустарниками, цветниками;

Труд: сбор урожая на огороде, сбор семян цветов, кормушки для птиц;

П/и: «Найди такой же», «Мы веселые ребята», «Гуси - лебеди», «Пронеси мяч, не задев кеглю»;

Д/и: «Четыре стихии», «Кто знает, пусть дальше считает», «Слушай хлопки».

ЦЕНТР КНИГИ/ГРАМОТЫ

ЦЕНТР КУЛИНАРИИ

ЦЕНТР ДРАМАТИЗАЦИИ

ЦЕНТР НАУКИ

Написать имена детей, записки родителям на кленовых листочках;

Создать книжку-малышку, альбом «Что нам осень подарила»;

Выучить стихотворение об осени  И.Бунина «Листопад», А.Пушкина «Уж небо осенью дышало».

Приготовить осенний салат, винегрет

Испечь печенье «Листики»

С/Р игра «Овощной магазин».

Рассмотреть лист под увеличительным стеклом;

Построить сериационный ряд из листьев;

Нарисовать совместно с детьми модели сезонов – «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»;

Определить,  почему падают листья.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорта комнатных растений.

В данной презентации представлен  готовый материал для составления паспорта растений для уголка природы  для каждой возрасной группы в детском саду.  Каждый файл посвящен одному р...

Социальный паспорт ДОУ

Социальный паспорт ДОУ общая информация....

методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья

использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...

методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья

использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...

Соцопрос для создания социального паспорта группа. Сам паспорт.

Соцопрос для создания социального паспорта группа. Сам паспорт с пометками о заполнение. Забирайте себе и пользуйтесь с удовольствием!!!...