«Модель методической работы ДОУ по поддержке и развитию творческого педагога»
методическая разработка
В материале представлен опыт работы по поддержке и развитию творческой личности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 107.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Модель методической работы ДОУ по поддержке и развитию творческого педагога»
Управление дошкольным учреждением – это, прежде всего руководство людьми, осуществление которого невозможно без знания и учёта их особенностей. По мнению ученого Тонких Ф.П.: «управлять своими подчиненными, не зная их, это всё равно, что управлять современным сверхзвуковым самолётом без знания и учёта аэродинамики, его динамических возможностей и органов управления». Поэтому в системе управления дошкольным учреждением особое место занимает методическая работа, которая направлена на изучение профессиональных особенностей педагогов и активизацию их личности, развитию творческой деятельности. Одним из основных требований современной образовательной политики к методической службе, любого образовательного учреждения является создание условий постоянного совершенствования педагогов. Необходимо развивать их умения обновлять содержание своей деятельности, применять достижения науки и педагогического опыта, изменять содержание образования, практически реализовывать личностно-ориентированный подход, использовать современные педагогические технологии, вариативные программы, вести экспериментальную работу.
Такие требования к педагогическому профессионализму обусловили несколько иное построение методической работы нашего детского сада, функции методической службы направлены в первую очередь на самоактуализацию педагога, выражающуюся в его личностном и профессиональном росте, выявлении и реализации собственных актуальных и потенциальных возможностей. Это потребовало от нас построения особой модели методической работы, которая давала бы возможность прогнозировать особенности педагога, его индивидуальные личностные и профессиональные качества и на их основе строить индивидуальные варианты повышения квалификации. При ее составлении мы считали, что методическая работа должна быть построена на разнообразных, в том числе и новых, нетрадиционных формах работы со всеми участниками образовательных отношений, которые бы оптимально сочетались между собой (приложение №1).
Современная образовательная политика большое внимание уделяет развитию системы поддержки талантливых детей, поэтому одной из составляющих модели методической службы детского сада является психолого-методическое сопровождение педагогов, работающих с воспитанниками, имеющих особые образовательные потребности, по категории «одаренные дети». Специалисты методической службы нашего учреждения, понимают, что обучить детей творчеству, может только педагог умеющий работать творчески сам. Поэтому первым этапом методической работы с одаренными детьми является диагностико - аналитическая работа, связанная с познанием и самопознанием личности и профессионально-педагогической деятельности, её результатов, социально-психологического климата в педагогическом коллективе с целью его оптимизации и реализации творческого потенциала, индивидуального стиля деятельности педагогов в работе с воспитанниками, имеющими особые образовательные потребности. Работа с одаренными детьми требует от педагога особых умений. С этой целью проводится диагностика педагогов на проверку умения работать с одарёнными детьми (приложение №2) Диагностико - аналитический этап работы включает в себя проведение педагогического мониторинга, направленного на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста на начало учебного года. По его результатам заполняются карты развития воспитанников, затем проводится заседание психолого-педагогического консилиума, где присутствуют все педагоги нашего учреждения. На данном заседании, выявляются дети с особыми образовательными потребностями, индивидуальными особенностями по категории «одаренные дети». Далее воспитателями подаются запросы педагогу-психологу в письменном виде, для проведения дополнительной диагностики с целью выявления одаренных детей. При выявлении одаренных детей учитывается:
1) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;
2) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в определенных видах деятельности;
3) потенциальные возможности ребенка.
Для дополнительного исследования детей педагогом - психологом используются следующие методики: Клименко В.В «Словарная мобильность» - на определение уровня развития речи, Клименко В.В «Как спасти зайку», «Солнце в комнате» - эти методики предназначены для выявления творческих способностей, Немов Р.С. «Придумай рассказ» - на определение уровня развития воображения, Черемошкина Л.В. «Диагностика природной памяти» - для определения силы природной памяти, Гуткина Н.И. «Сказка» - на выявление уровня любознательности.
При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, т.е. нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения в том, что оно может проходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Развитием детей занимается воспитатель, непосредственно имеющий дело с детской одаренностью. Именно его взгляду становятся доступны некоторые внешние поведенческие признаки интеллектуального и творческого развития детей. Это обстоятельство позволило многим исследователям доверять психодиагностической оценке педагога. Поэтому в рамках дополнительного исследования, для определения направленности одаренности, проводится анкетирование педагогов и родителей одаренных детей при помощи опросника А.И. Савенкова «Определение склонностей ребенка». Данный опрос, позволяет определить, в какой из шести сфер деятельности проявляется одаренность дошкольника:
- интеллектуальная сфера;
- сфера академических достижений;
- сфера творчества;
- сфера общения и лидерства;
- сфера художественной деятельности;
- двигательная сфера.
Проанализировав результаты диагностических исследований, методическая служба переходит к проектно-конструктивной работе: составление данных банка «одаренные дети», планирование работы, проектирование развития сотрудничества с родителями, определение перспектив, путей преодоления трудностей, роста профессионального мастерства педагогов в работе с воспитанниками, имеющими особенные потребности и др.
С целью систематизации информации об одаренных детях в детском саду создается «банк одаренных детей», содержащий сведения о детях данной категории. На каждого одаренного ребенка разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты. В разработке и реализации индивидуальных маршрутов принимают участие педагоги, деятельность которых соответствует направленности одаренности воспитанника: музыкальный руководитель, педагог-психолог, руководитель физического воспитания, учитель-логопед и др.
Работу с одаренными детьми невозможно представить без организационно-регулирующей деятельности методической службы, которая проявляется в поиске новых прогрессивных психолого-педагогических идей, эффективных методов и приёмов работы с одаренными детьми, в создании благоприятных социально-психологических условий для раскрытия творческого потенциала, как педагогов, так и воспитанников.
В.А.Сухомлинский писал: «Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития», в нашем детском саду большое внимание уделяется созданию оптимальных условий:
- творческая среда для выявления творческих педагогов и одаренных воспитанников;
- система дополнительного образования, осуществляемого педагогами ДОУ;
- участие педагогов и воспитанников в конкурсах, соревнованиях различного уровня;
- механизм учета индивидуальных достижений воспитанников при поступлении в школу;
- взаимодействие с социальными партнерами, направленное на поддержку талантливых детей;
- максимальное разнообразия предоставляемых возможностей, отвечающих интересам всех участников образовательного процесса;
- доминирующая роль познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности;
- возрастание роли совместной и самостоятельной деятельности одаренных детей;
- совершенствование деятельности администрации по мотивации и стимулированию педагогов на управление развитием творческих способностей воспитанников и др.
Одним из условий поддержки одаренных детей является сотрудничество между ДОУ и социокультурными учреждениями города, что дает дополнительный импульс для творческого развития и обогащения личности ребенка (приложение №3). Социальное партнерство между детским садом и учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решить многие образовательные задачи, тем самым, повысить качество образовательных услуг и уровень реализации ФГОС ДО.
Практика нашей работы показала, насколько важны в современных условиях творческая активность педагогов, поиск ими наиболее совершенных приемов, способов развития воспитанников. С целью совершенствования творческого профессионализма методической службой проводятся практикумы, семинары, конкурсы, бенефисы, концерты, персональные выставки, где педагоги представляют свое творчество, а так же повышают свои умения работать с талантливыми детьми. Они учатся разрабатывать гибкие, индивидуализированные маршруты развития; создавать теплую, эмоционально безопасную атмосферу в группе; предоставлять воспитанникам обратную связь; используя различные стратегии обучения; уважать личность ребёнка, способствовать формированию положительной самооценки воспитанника, уважать его ценности; поощрять творчество и инициативу; стимулировать развитие умственных процессов высшего уровня; проявлять уважение к индивидуальности ребенка. Что подтверждается результатами участия педагогов в методических конкурсных мероприятиях различного уровня.
Для более полного раскрытия талантов и способностей воспитанников, при реализации индивидуальных образовательных маршрутов одаренных детей, педагогами используются активные творческие формы работы. Использование в работе с детьми интеллектуальных марафонов, игр, фестивалей, конкурсов разного направления создаёт атмосферу творческого поиска, способствует расширению кругозора, любознательности и познавательной активности воспитанников ДОУ. Одной из эффективных форм развития одарённых детей является участие детей в различные рода конкурсах, проектах. Так, для поддержки интеллектуальных и академических способностей воспитанников является их ежегодное участие в районной научно-исследовательской конференции для дошкольников «Я познаю мир».
Воспитанники, проявляющие способности в двигательной сфере принимают активное участие в мероприятиях физической направленности на различных уровнях: межмуниципальные соревнования; муниципальные соревнования «Малые олимпийские игры для дошколят», и др.
Систематически наши воспитанники принимают участие в всероссийских, региональных и муниципальных конкурсах рисунков и творческих работ, районных праздничных мероприятиях, выступая наравне со взрослыми артистами. Их многократные победы и признание взрослыми детского таланта является показателем творческой работы педагогов по развитию художественно - эстетических способностей воспитанников.
На заключительном этапе ежегодно в конце каждого учебного года дается оценка деятельности методической службы по поддержке и развитию творческих педагогов и их воспитанников. По предварительным результатам за 2023-2024 учебный год можно сделать следующие выводы:
- Методическая работа по поддержке и развитию творческих педагогов и их воспитанников, имеющих особые образовательные потребности, по категории «одаренные дети» реализована на удовлетворительном уровне, что подтверждается следующими результатами:
-25% воспитанников от общего количества детей старшего дошкольного возраста зарегистрированы в банке «одаренные дети»;
- индивидуальные маршруты развития воспитанников реализованы на 100%;
-80% воспитанников приняли участие в конкурсах, соревнованиях различного уровня;
-78% педагогов имеют высшую и первую квалификационную категорию;
- 94 % родителей удовлетворены работой педагогов по развитию творческих способностей их детей;
- работа коллектива с талантливыми детьми отмечена благодарственными письмами и грамотами
2. С целью эффективности системы работы в данном направлении необходимо:
-продолжать совершенствовать модель методической работы по поддержке и развитию творческих педагогов и их воспитанников, через следующие мероприятия:
- повышать профессиональное мастерство педагогов через систему тематических семинаров, курсов по работе с одаренными детьми;
- разработать индивидуальные программы по развитию творческого потенциала талантливого воспитанника;
-продолжать работать под девизом: «Если ты не можешь быть широкой дорогой, будь узенькой тропинкой. Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой на небе. Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим. Почаще смотрите на детей, смотрите в их глаза. Может быть именно они - гении? Возможно, эти ребята талантливы? Или одарены? »
Приложение № 1
Модель методической службы
- Организация образовательного процесса
Деятельность коллегиальных и административных органов управления (педагогический совет, собрание трудового коллектива. Управляющий совет, совещание при директоре, совещание при зам. директора по УВР) | Планирование образовательного процесса | Информационно-аналитическая деятельность | Деятельность, направленная на обеспечение доступности образования |
2.Повышение профессиональной компетентности педагогов
Повышение квалификации, курсовая подготовка, самообразование | Консультации, семинары, практикумы, тренинги, МО | Конкурсы профессионального мастерства | Изучение, обобщение и распространение передового опыта работы | Открытые мероприятия, взаимопосещения |
3.Совершенствование образовательного процесса
Преемственность в работе детского сада и начальной ступени образования | Психолого-методическая поддержка и развитие творческого педагога. Работа с одаренными детьми | Информатизация образовательного пространства |
4.Научно-меодическая и инновационная деятельность
Организация научно-методической деятельности | Организация инновационной деятельности |
5.Система воспитательной работы
- развитие у детей способности к самоанализу и самоконтролю, формирование позитивной я-концепции детей и взрослых; - реализация духовных и интеллектуальных потребностей, формирование гражданских и нравственных чувств, воспитание любви к Родине, уважение к ее истории; - развитие творческих способностей воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, приобщение к миру искусства; - укрепление здоровья детей, развитие их физической культуры, воспитание потребности здорового образа жизни; - пропаганда культуры безопасности дорожного движения | Организация работы социально-психологической службы |
6.Совместная работа с семьей
Родительские собрания (общие, групповые) | Организация работы клуба для родителей | Дни открытых дверей | Наглядная информация | Консультации (групповые, индивидуальные, по запросам) |
7.Контроль и руководство
Фронтальный (комплексный) контроль | Тематический контроль | Обзорный контроль: за состоянием документации, качества образовательного процесса, за состоянием воспитательной работы, за сохранением здоровья детей, качества условий образовательного процесса, за состоянием работы с семьей, профессиональных умений педагогов, персональный контроль |
8.Методическое обеспечение образовательного процесса
Приобретение методической литературы, дидактических пособий | Создание видеотеки, медиатеки, аудиотеки, банка методических разработок и диагностического инструментария |
Приложение № 2
Самодиагностика педагогов на проверку умения работать
с одаренными детьми
Уважаемые педагоги! Сейчас Вам будут перечислены личностные черты и деловые качества, которые педагог встречает у своих воспитанников. Если названное качество нравится вам в детях, ставьте себе плюс. А если качество не нравится – ничего себе не ставьте.
- Дисциплинированный.
- Неровно успевающий.
- Организованный.
- Выбивающийся из общего темпа.
- Эрудированный.
- Странный в поведении, непонятный.
- Умеющий поддержать общее дело.
- Выскакивающий на занятии с нелепыми замечаниями.
- Стабильно успевающий (всегда хорошо занимается).
- Занятый своими делами (индивидуалист).
- Быстро, «на лету» схватывающий.
- Не умеющий общаться, конфликтный.
- Общающийся легко, приятный в общении.
- Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
- Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
- Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
Сосчитайте количество плюсов, которые Вы себе поставили. Если у вас получилось 9 плюсов и больше то Вы – нестандартный педагог, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.
Приложение № 3
Схема взаимодействия
с социальными партнерами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

активные методы обучения в методической работе ДОУ как средство повышения интереса, творческой активности педагогов и важное условие повышения качества педагогического процесса
В статье представлен опыт работы с педагогами по применению активных методов методичесой работы...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Профессия воспитателя – одна из самых сложных и ответственных. Найти подход к каждому ребёнку, познакомить его с окружающим миром, помочь раскрыть его способности, найти общий язык со сверс...

Проект методической работы с кадрами по проблеме «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через начальное техническое моделирование»
организация занятий начального технического моделирования в ДОУ...

Методическое пособие "Поддержка и развитие творческой инициативы дошкольников"
Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива — активность в начин...

Использование моделей в работе с детьми по речевому развитию. Модель "Овощи, фрукты"
Составление связного рассказа по модели "Овощи, фрукты"Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему.Широкое применение в обучение детей получила такая тех...

Методическое пособие по организации работы, направленной на поддержку и развитие традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей «Копилка духовно-нравственных и семейных ценностей»
Данное методическое пособие направлено на поддержку и развитие традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей у детей дошкольного возраста. Пособие ...


