«Модель методической работы ДОУ по поддержке и развитию творческого педагога»
методическая разработка

Спелова Светлана Владимировна

 В материале представлен опыт работы по поддержке и развитию творческой личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_metodicheskoy_raboty.docx107.98 КБ

Предварительный просмотр:

 «Модель методической работы ДОУ по поддержке и развитию творческого педагога»

Управление дошкольным учреждением – это, прежде всего руководство людьми, осуществление которого невозможно без знания и учёта их особенностей.  По мнению ученого Тонких Ф.П.: «управлять своими подчиненными, не зная  их, это  всё равно, что управлять современным сверхзвуковым самолётом без знания и учёта аэродинамики, его динамических возможностей и органов управления». Поэтому в системе управления дошкольным учреждением особое место занимает методическая работа, которая направлена на изучение профессиональных особенностей педагогов и активизацию  их личности, развитию творческой деятельности. Одним из основных требований современной образовательной политики к методической службе, любого образовательного учреждения является создание условий постоянного совершенствования педагогов. Необходимо развивать  их умения обновлять содержание своей деятельности, применять достижения науки и педагогического опыта, изменять содержание образования, практически реализовывать личностно-ориентированный подход, использовать современные педагогические технологии, вариативные программы, вести экспериментальную работу.

Такие требования к педагогическому профессионализму обусловили несколько иное построение методической работы нашего детского сада, функции методической службы направлены в первую очередь на самоактуализацию педагога, выражающуюся в его личностном и профессиональном росте, выявлении и реализации собственных актуальных и потенциальных возможностей. Это потребовало от нас построения особой модели методической работы, которая давала бы возможность прогнозировать особенности педагога, его индивидуальные личностные и профессиональные качества и на их основе строить индивидуальные варианты повышения квалификации. При ее составлении мы считали, что методическая работа должна быть построена на разнообразных, в том числе и новых, нетрадиционных формах работы со всеми участниками образовательных отношений, которые бы оптимально сочетались между собой  (приложение №1).

Современная образовательная политика большое внимание уделяет развитию системы поддержки талантливых детей, поэтому одной из составляющих модели методической службы детского сада является психолого-методическое сопровождение педагогов, работающих с воспитанниками, имеющих особые образовательные потребности, по категории «одаренные дети».  Специалисты  методической службы нашего учреждения,  понимают,  что обучить детей творчеству, может только педагог умеющий работать  творчески сам. Поэтому первым этапом  методической работы с одаренными детьми является  диагностико - аналитическая  работа, связанная с познанием и самопознанием личности и профессионально-педагогической деятельности, её результатов, социально-психологического климата в педагогическом коллективе с целью его оптимизации и реализации творческого потенциала, индивидуального стиля деятельности педагогов в работе с воспитанниками, имеющими особые образовательные потребности. Работа с одаренными детьми требует от педагога особых умений. С этой целью  проводится диагностика педагогов на проверку умения работать с одарёнными детьми (приложение №2)  Диагностико - аналитический этап работы включает в себя   проведение педагогического  мониторинга, направленного на   оценку индивидуального развития  детей  дошкольного возраста  на начало учебного года.  По его результатам заполняются карты развития воспитанников, затем проводится заседание психолого-педагогического консилиума, где присутствуют все педагоги нашего учреждения. На данном заседании, выявляются дети с особыми образовательными потребностями, индивидуальными особенностями по категории «одаренные дети». Далее воспитателями подаются запросы педагогу-психологу в письменном виде,  для проведения дополнительной диагностики с целью выявления одаренных детей. При выявлении одаренных детей учитывается:

1) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;
2) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в определенных видах деятельности;  

3) потенциальные возможности ребенка.

Для дополнительного исследования детей  педагогом - психологом используются  следующие методики: Клименко В.В «Словарная мобильность» - на определение уровня развития речи, Клименко В.В «Как спасти зайку», «Солнце в комнате» - эти методики предназначены для выявления творческих способностей,   Немов Р.С. «Придумай рассказ» - на определение уровня развития воображения,  Черемошкина Л.В. «Диагностика природной памяти» - для определения силы природной памяти, Гуткина Н.И. «Сказка» - на выявление уровня любознательности.  

При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, т.е. нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения в том, что оно может проходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Развитием детей занимается воспитатель, непосредственно имеющий дело с детской одаренностью. Именно его взгляду становятся доступны некоторые внешние поведенческие признаки интеллектуального и творческого развития детей. Это обстоятельство позволило многим исследователям доверять психодиагностической оценке педагога. Поэтому в рамках дополнительного исследования, для определения направленности одаренности, проводится  анкетирование педагогов и родителей одаренных детей при помощи опросника А.И. Савенкова «Определение склонностей ребенка».  Данный опрос, позволяет определить, в какой из шести сфер деятельности проявляется одаренность дошкольника:

- интеллектуальная сфера;

- сфера академических достижений;

- сфера творчества;

- сфера общения и лидерства;

- сфера художественной деятельности;

- двигательная сфера.

Проанализировав результаты диагностических исследований, методическая служба переходит к проектно-конструктивной работе: составление данных банка «одаренные дети», планирование работы, проектирование развития сотрудничества с родителями, определение перспектив, путей преодоления трудностей, роста профессионального мастерства педагогов в работе с воспитанниками, имеющими особенные потребности и др.

С целью систематизации информации об одаренных детях в детском саду создается «банк одаренных детей», содержащий сведения о детях данной категории. На каждого одаренного ребенка разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты. В разработке и реализации индивидуальных маршрутов принимают участие педагоги, деятельность которых соответствует направленности одаренности воспитанника: музыкальный руководитель, педагог-психолог, руководитель физического воспитания, учитель-логопед и др. 

Работу с одаренными детьми невозможно представить  без организационно-регулирующей деятельности методической службы, которая проявляется  в поиске  новых прогрессивных психолого-педагогических идей,  эффективных методов и приёмов работы с одаренными детьми, в создании благоприятных  социально-психологических условий для раскрытия творческого потенциала, как педагогов, так и воспитанников.

В.А.Сухомлинский писал: «Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития», в нашем детском саду большое внимание уделяется созданию оптимальных условий:    

- творческая  среда  для выявления творческих педагогов и  одаренных воспитанников;

-  система  дополнительного образования, осуществляемого педагогами ДОУ;

- участие педагогов и воспитанников в конкурсах, соревнованиях различного уровня;

- механизм учета индивидуальных достижений воспитанников при поступлении в школу;

- взаимодействие с социальными партнерами, направленное на поддержку талантливых детей;

- максимальное разнообразия предоставляемых возможностей, отвечающих интересам всех участников образовательного процесса;

-  доминирующая роль познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности;

- возрастание роли  совместной и самостоятельной деятельности одаренных детей;

- совершенствование деятельности администрации по мотивации и стимулированию педагогов на управление развитием творческих способностей воспитанников и др.

Одним из условий поддержки одаренных детей является сотрудничество между ДОУ и социокультурными учреждениями города, что дает дополнительный импульс для творческого развития и обогащения личности ребенка (приложение №3). Социальное партнерство между детским садом и учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решить многие образовательные задачи, тем самым, повысить качество образовательных услуг и уровень реализации ФГОС ДО.

Практика нашей работы показала, насколько важны в современных условиях творческая активность педагогов, поиск ими наиболее совершенных приемов, способов развития воспитанников. С целью совершенствования творческого профессионализма методической службой проводятся практикумы, семинары, конкурсы, бенефисы, концерты, персональные выставки, где педагоги представляют свое творчество, а так же  повышают свои   умения работать с талантливыми детьми. Они учатся разрабатывать гибкие, индивидуализированные маршруты развития; создавать теплую, эмоционально безопасную атмосферу в группе; предоставлять воспитанникам обратную связь; используя различные стратегии обучения; уважать личность ребёнка, способствовать формированию положительной самооценки воспитанника, уважать его ценности; поощрять творчество и инициативу; стимулировать развитие умственных процессов высшего уровня; проявлять уважение к индивидуальности ребенка. Что подтверждается результатами участия педагогов в методических конкурсных мероприятиях различного уровня.

 Для более полного раскрытия талантов и способностей воспитанников, при реализации индивидуальных образовательных маршрутов одаренных детей, педагогами используются активные творческие формы работы. Использование в работе с детьми интеллектуальных марафонов, игр, фестивалей, конкурсов разного направления создаёт атмосферу творческого поиска, способствует расширению кругозора, любознательности и познавательной активности воспитанников ДОУ. Одной из эффективных форм  развития одарённых детей является участие детей в различные рода  конкурсах, проектах. Так, для поддержки интеллектуальных и академических способностей   воспитанников является их ежегодное участие в районной научно-исследовательской конференции для дошкольников «Я познаю мир».

Воспитанники, проявляющие способности в двигательной сфере принимают активное участие в мероприятиях физической направленности на различных уровнях: межмуниципальные соревнования; муниципальные соревнования «Малые олимпийские игры для дошколят», и др.

Систематически наши воспитанники принимают участие в всероссийских, региональных и муниципальных конкурсах рисунков и творческих работ, районных праздничных мероприятиях, выступая наравне со взрослыми артистами. Их многократные победы и признание взрослыми детского таланта является показателем творческой работы педагогов по развитию художественно - эстетических способностей воспитанников.

На заключительном этапе   ежегодно в конце каждого учебного года   дается оценка деятельности методической службы по поддержке и развитию творческих педагогов и их воспитанников. По предварительным результатам за 2023-2024 учебный год можно сделать следующие выводы:

  1. Методическая работа по поддержке и развитию творческих педагогов и их воспитанников, имеющих особые образовательные потребности, по категории «одаренные дети» реализована на удовлетворительном уровне, что подтверждается следующими результатами:

-25% воспитанников от общего количества детей старшего дошкольного возраста зарегистрированы в банке «одаренные дети»;

- индивидуальные  маршруты развития воспитанников реализованы на 100%;

-80% воспитанников приняли участие в конкурсах, соревнованиях различного уровня;

-78% педагогов имеют высшую и первую квалификационную категорию;

- 94 % родителей удовлетворены  работой педагогов по развитию творческих способностей их детей;

- работа коллектива с талантливыми детьми отмечена благодарственными письмами и грамотами  

2. С целью эффективности системы работы в данном направлении необходимо:

-продолжать совершенствовать модель методической работы по поддержке и развитию творческих педагогов и их воспитанников, через следующие мероприятия:

 - повышать профессиональное мастерство педагогов через систему тематических семинаров, курсов по работе с одаренными детьми;

- разработать индивидуальные программы по развитию творческого потенциала талантливого воспитанника;

-продолжать работать под девизом: «Если ты не можешь быть широкой дорогой, будь узенькой тропинкой. Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой на небе. Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим. Почаще смотрите на детей, смотрите в их глаза. Может быть именно они - гении? Возможно, эти ребята талантливы? Или одарены? »

Приложение № 1

Модель методической службы

  1. Организация образовательного процесса

Деятельность коллегиальных и административных органов управления (педагогический совет, собрание трудового коллектива. Управляющий совет, совещание при директоре, совещание при зам. директора по УВР)

Планирование образовательного процесса 

Информационно-аналитическая деятельность

Деятельность, направленная

на обеспечение доступности   образования

2.Повышение профессиональной компетентности педагогов

Повышение квалификации, курсовая подготовка, самообразование

Консультации, семинары, практикумы, тренинги, МО

Конкурсы профессионального мастерства

Изучение, обобщение и распространение передового опыта работы

Открытые мероприятия, взаимопосещения

3.Совершенствование образовательного процесса

Преемственность в работе детского сада и начальной ступени образования

Психолого-методическая поддержка и развитие творческого педагога. Работа с одаренными детьми

Информатизация образовательного пространства

4.Научно-меодическая и инновационная деятельность

Организация научно-методической деятельности

Организация инновационной деятельности

5.Система воспитательной работы

 - развитие у детей способности к самоанализу и самоконтролю, формирование позитивной я-концепции детей и взрослых;

- реализация духовных и интеллектуальных потребностей, формирование гражданских и нравственных чувств, воспитание любви к Родине, уважение к ее истории;

- развитие творческих способностей воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, приобщение к миру искусства;

- укрепление здоровья детей, развитие их физической культуры, воспитание потребности здорового образа жизни;

 - пропаганда культуры безопасности дорожного движения

Организация    работы социально-психологической службы    

6.Совместная работа с семьей

Родительские собрания (общие, групповые)

Организация работы клуба для родителей

Дни открытых дверей

Наглядная информация

Консультации (групповые, индивидуальные, по запросам)

7.Контроль и руководство

Фронтальный (комплексный) контроль

Тематический контроль

Обзорный контроль: за состоянием документации, качества образовательного процесса, за состоянием воспитательной работы, за сохранением здоровья детей, качества условий образовательного процесса, за состоянием работы с семьей, профессиональных умений педагогов, персональный контроль

8.Методическое обеспечение образовательного процесса

Приобретение методической литературы, дидактических пособий

Создание видеотеки, медиатеки, аудиотеки, банка методических разработок и диагностического инструментария


Приложение № 2

Самодиагностика педагогов на проверку умения работать

с одаренными детьми

Уважаемые педагоги! Сейчас Вам будут перечислены личностные черты и деловые качества, которые  педагог встречает у своих воспитанников. Если названное качество нравится вам в детях, ставьте себе плюс. А если качество не нравится – ничего себе не ставьте.

  1. Дисциплинированный.
  2. Неровно успевающий.
  3. Организованный.
  4. Выбивающийся из общего темпа.
  5. Эрудированный.
  6. Странный в поведении, непонятный.
  7. Умеющий поддержать общее дело.
  8. Выскакивающий на занятии с нелепыми замечаниями.
  9. Стабильно успевающий (всегда хорошо занимается).
  10. Занятый своими делами (индивидуалист).
  11. Быстро, «на лету» схватывающий.
  12.  Не умеющий общаться, конфликтный.
  13. Общающийся легко, приятный в общении.
  14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
  15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
  16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

Сосчитайте количество плюсов, которые Вы себе поставили. Если у вас получилось 9 плюсов и больше то Вы – нестандартный педагог, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.

Приложение № 3

Схема взаимодействия

с социальными партнерами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Профессия воспитателя – одна из самых сложных и ответственных.  Найти подход к каждому ребёнку, познакомить его с окружающим миром, помочь раскрыть его способности, найти общий язык со сверс...

Методическое пособие "Поддержка и развитие творческой инициативы дошкольников"

Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива — активность в начин...

Использование моделей в работе с детьми по речевому развитию. Модель "Овощи, фрукты"

Составление связного рассказа по модели "Овощи, фрукты"Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему.Широкое применение в обучение детей получила такая тех...

Методическое пособие по организации работы, направленной на поддержку и развитие традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей «Копилка духовно-нравственных и семейных ценностей»

     Данное методическое пособие направлено на поддержку и развитие традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей у детей дошкольного возраста.  Пособие ...