Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста: подходы и результаты
материал

Мельниченко Елена Сергеевна

Вопрос готовности дошкольного учреждения, родителей и воспитателей к работе по приобщению детей к чтению, развитию у них устойчивого интереса к литературе, формирования начальных представлений о роли книги в жизни человека на современном этапе является достаточно актуальным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности

у детей дошкольного возраста: подходы и результаты

1 слайд Мельниченко Елена Сергеевна, воспитатель.

МОУ Батаминская СОШ

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой.

2 слайд Вопрос готовности дошкольного учреждения, родителей и воспитателей к работе по приобщению детей к чтению, развитию у них устойчивого интереса к литературе, формирования начальных представлений о роли книги в жизни человека на современном этапе является достаточно актуальным.

3 слайд Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является пассивным слушателем читаемого ему произведения воспитателем, перед которым стоит важная задача – донести до своих воспитанников содержание книги, раскрыть авторский замысел, а так же вывести дошкольника на следующий активный этап, когда ребенок начинает сам проявлять интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.

Исходя из актуальности данной проблемы, мы приняли решение установить годовую задачу для нашего учреждения —формирование у дошкольников предпосылок читательской грамотности. Это позволило нам сосредоточить усилия на создании эффективных условий для формирования интереса и потребности в чтении, а также понимания текста у детей.

Для создания эффективной системы работы по формированию предпосылок читательской грамотности у детей наш коллектив педагогов использует ряд следующих подходов:

4,5,6,7,8  слайд 1. Игровой подход: Мы активно используем игровые приемы и методы, которые позволяют детям воспринимать чтение как увлекательное занятие: читательские игры на липучках, кейсы. Также это могут быть ролевые и театрализованные игры, где дети не только слушают, но и участвуют в процессе.

9 слайд 2. Интеграция с другими видами деятельности: Чтение мы связываем с художественной деятельностью. Например, после чтения произведения мы можем предложить детям нарисовать любимого персонажа или инсценировать прочитанное.

10 слайд 3. Создание читательской среды: В нашем учреждении мы организуем уютные книжные центры, где дети могут свободно выбирать книги.  

11,12 слайд Для формированию интереса к литературе  мы решили внедрить в нашем учреждении технологию «Буккроссинг» в буквальном переводе с английского значит "перемещение книг" или книговорот. Цель буккроссинга в детском саду — пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, возрождение традиции семейного чтения.

Буккроссинг работает по принципу –«Прочитал книгу сам – передай другому». Любой желающий ребенок может взять понравившуюся книгу, но взамен необходимо обязательно оставить какую-либо свою.

13 слайд Данная технология позволяет организовывать выставки рисунков по прочитанным книгам, написание писем героям из книг при помощи родителей, разыгрывание сюжетов и др.

Подводя итог к концу года можно сказать, что все внедрение технологии Буккроссинг становится значимым шагом в развитии читательской культуры у детей. Все участники – дети, воспитатели, родители уже стали активнее сотрудничать и добиваться поставленной цели. Взрослые и дети стали больше разговаривать друг с другом на тему «Книга», стали активнее проявлять интерес к художественной литературе.

14 слайд - на занятиях  по восприятию художественной литературы в текущем году начали внедрение технологии продуктивного чтения-слушания О. В Чиндиловой; Цель технологии: восприятие текста на слух, его понимание. Используя приемы, которые предполагает данная технология мы достигаем погружения в текст, что способствует более глубокому осмыслению произведения.

15 слайд Практика проведения занятий с использованием технологии уже показала эффективность ее применения: дети из пассивных слушателей перешли в слушателей, активно ведущих диалог с автором. У детей формируется осознанное восприятие понимания общего смысла текста, умения извлекать определенную информацию из части текста. 

16, 17 слайд 4. Работа с родителями: Особое внимание в формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста следует уделять работе с родителями. Мы стараемся вовлекать родителей в процесс развития читательской грамотности через индивидуальные консультации и беседы, информационные стенды и папки-передвижки и, конечно же, через технологию Буккроссинг.

По результатам нашей работы по достижению годовой задачи: можно наблюдать следующее:

18 слайд 1. Увеличение интереса к чтению: Мы заметили, что дети стали больше интересоваться книгами. Они охотно выбирают книги для чтения, обсуждают прочитанное и задают вопросы.

2. Повышение уровня понимания текста: Дети стали лучше понимать содержание прочитанных произведений.

3. Развитие речевых навыков: Чтение и обсуждение книг положительно сказались на развитии речевых навыков детей. Они стали более уверенно выражать свои мысли и чувства.

4. Укрепление связи с родителями: По результатам анкетирования и наблюдений мы видим, что многие семьи начали читать вместе с детьми, что создает положительную атмосферу для развития читательской грамотности.

Заключение

19 слайд Мы уверены, что создание увлекательной и поддерживающей среды для чтения поможет нашим детям стать не только грамотными читателями, но и любителями книг на всю жизнь.

20 слайд Всех желающих, приглашаем на секцию № 1, где на практике познакомим с эффективными приемамиформирования основ читательской грамотности в условиях детского сада.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста

Описание опыта работы по формированию читательской грамотности и любви к книге детей старшего дошкольного возраста....

«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»

    Одна из важнейших задач современного образования –формирование функционально грамотных людей.В образовательных стандартах   одной из главных   функционал...

План по самообразованию «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»

План по самообразованию «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»...

План по самообразованию «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»

План по самообразованию «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»...

Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через практику «Лаборатория грамотности»

Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через практику «Лаборатория грамотности»...