Самообразование педагога
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Артамонова  Анжелла Юрьевна

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 67 «Умка»

Заведующий учреждения

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН

ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат 1A35EEA13E19A6BB30A816224A37F1EF

Владелец Щеголева Оксана Валерьевна

Действителен с 28.04.2023 по 21.07.2024

О.В. Щеголева

План работы по самообразованию

«Развитие  познавательно - исследовательских  способностей детей старшего дошкольного возраста

посредством наблюдения и практического мастерства»

на 2023-2024 учебный год

воспитатель: Артамонова.А.Ю.

г. Нижневартовск

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Сити-фермерство – это перспективное направление в сельском хозяйстве, когда продукты (овощи, ягоды, зелень) выращиваются в городе, а не за его пределами. Это общемировой тренд: такой подход дает колоссальную экономию на логистике и ресурсах, что очень актуально для перенаселенных территорий. Сокращение затрат позволяет снизить стоимость продукции, не говоря уже о том, что люди получают возможность есть свежие овощи и зелень, которые не преодолели тысячи километров пути, чтобы попасть на стол к покупателю.

Дошкольники, живущие в городах, зачастую имеют недостаточные представления о сельском хозяйстве, мало общаются с природой, не имеют практики выращивания растений, овощных культур. Решением этой проблемы может стать дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Сити-фермерство» исследовательско – познавательного характера.

Познавательно - исследовательская  деятельность  способствует развитию у ребёнка:

  • Развитию чувства ответственности за благополучное состояние растений;
  • развитию познавательных и творческих способностей;
  • развитию чувства общности детей в группе и навыки сотрудничества;
  • развитию умения планировать свою деятельность и работать на результат;

Цель:

Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о ведении фермерского хозяйства в городских условиях..

Задачи:

  1.  Расширение представлений об особенностях выращивания культурных растений в городских условиях.
  2. Формирование у детей понятия взаимосвязи "природа и люди": люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
  3. Обобщение представлений о необходимости света, тепла, влаги, почвы, грунта для  роста растений.
  4. Освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек-природа»).

Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:

  • наблюдения с детьми;
  •         обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
  • объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
  • показ способов действия;
  • игровые приемы;
  • совместный анализ выполненной работы.

Форма обучения: специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения;  наблюдение  и практическое мастерство

Формы работы с родителями:

  • анкетирование родителей;
  • консультации;
  • индивидуальные и групповые беседы;
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки);
  • проведение практических работ   «Развитие  познавательно - исследовательских  способностей детей старшего дошкольного возраста посредством наблюдения и практического мастерства»» (с использованием космогрядок)

План работы на 2024-2025учебный год

Месяц

Тема

Программное содержание

Октябрь

1-2 неделя мониторинг

Сбор урожая на огороде

Расширить знания детей о видах овощей.

Развивать чувство ответственности за благополучное состояние овощей и  пряных  растений  (полив,  взрыхление,  прополка сорняков).

Создание альбома

«Корзина с овощами»

Передавать в рисунке форму, цвет, и характерные особенности овощей; равномерно располагать овощи по всему листу бумаги, закрашивать овощи по форме широкими закругленными линиями; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка; создавать выразительные образы; уточнять представление о хорошо знакомых природных объектах.

Сюжетная игра «Готовим салат из овощей»

 Познакомить детей с понятием «витамины» и продуктами,в которых они встречаются.

Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.

«Сити-фермер –

профессия будущего»

«Что такое гидропоника»

Знакомить  детей с профессией «сити-фермер».

Ноябрь

Беседа «Чудо – грядка», микрозелень

Формировать представление о том, что природу нужно не только любить, но и оберегать.

«Что есть

у каждого растения»

Расширять представления детей о строении растений.

«Растения - живые существа»

Расширять и уточнять представления о растениях; о том, что для роста растений  нужны  свет,  влага,  тепло,  почвенное питание.

«Уход за растениями»

Закрепить знания об основных потребностях растений.

Расширять знания детей о способах ухода за растениями (полив, мытье, рыхление).

Декабрь

«Что лучше? Сравнение песка, почвы и глины» Посадка зерновых культур

Учить детей выявлять свойства и качества песка, почвы и глины; обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; сажать семена в землю; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян.

Наблюдение после посадки зерновых

культур в разный грунт Оформление дневника наблюдений

Учить детей замечать изменения, которые произошли; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике.

«Рассматривание семян микрозелени», гороха, кросс салата, пшеницы. Посадка микрозелени в про ращиватель

Дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена.

«Наблюдение за

прорастанием семян» Оформление дневника наблюдений

Формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями).

Январь

«Посадка микро зелени в проращиватель –

руккола, кинза, подсолнечник

Продолжать учить детей сажать микрозелень методом гидропоники; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой.

Наблюдение «Как растет зелень –руккола, кинза, подсолнечник»

Оформление дневника наблюдений

Продолжать учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике.

«Посадка микро зелени в проращиватель –

руккола, кинза, подсолнечник

Продолжать учить детей сажать микрозелень методом гидропоники; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой. о необходимости света, тепла, влаги  почвы,  для  роста  семян.  Воспитывать  умение  трудиться  в

коллективе.

«Посадка луковиц тюльпана»

Продолжать учить детей сажать луковицы в землю; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте, перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой. Закреплять знания об условиях, необходимых для роста и развития цветов (почва, влага,

тепло и свет).

Февраль

Наблюдение «Как растут наши тюльпаны»

Оформление дневника наблюдений

Продолжать учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике.

«Посадка лука» в землю и методом гидропоники.

посеве семян; делать углубление в грунте, перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях необходимых для роста луковицы, о необходимости света, тепла, влаги почвы, для роста луковицы.  

Наблюдение «Как растут лук» Оформление

дневника наблюдений

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике.

«Витамины на столе –

«БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!»

Работа с опорными карточками,

Познакомить детей с понятием «витамины». Расширять и углублять представление о пользе овощей.

Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.

Март

Оформление «Огорода на окне»

Вызвать у детей интерес к оформлению «Огорода на окне». Развивать у детей творческие способности.

«Посадка томатов, перца»

Учить детей сажать семена в землю; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте, перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой.

Наблюдение «Как растут томаты и перцы»

Оформление дневника наблюдений

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике.

«Посадка огурцов»

Учить детей сажать семена в землю; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте, перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой.

Оформление «Огорода на окне»

Вызвать у детей интерес к оформлению «Огорода на окне». Развивать у детей творческие способности.

Апрель

Наблюдение «Как растут огурцы»

Оформление дневника наблюдений

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике.

«Посадка бархатцев и астр»

Учить детей сажать семена в землю; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте, перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой.

Наблюдение

«Как растут бархатцы и астры» Оформление дневника наблюдений

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике.

«Уход

за посадками»

Закрепить знания об основных потребностях растений; о способах ухода за растениями (полив, рыхление).

«Пересадка рассады»

Учить детей высаживать рассаду (при высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие). Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями.

май

1-2 неделя мониторинг

«Наблюдение за пересаженными ростками.

Что прижилось, что

погибло.»

Учить детей делать выводы на основании наблюдений.

Воспитывать заботливое отношение к растениям, к природе в целом, способствовать пониманию детей о необходимости сохранять природу для людей и животного мира во избежание природных катаклизмов и

продолжению жизни на земле.

Оформление фотовыставки «Огорода

на окне»

Вызвать интерес к оформлению выставки. Учить детей делиться полученными знаниями и впечатлениями. Воспитывать экологическую культуру,  бережное  отношение  к  окружающей  природе,  желание заботиться о ней.

Итоговое занятие

«Что мы интересного знаем про растения?»

«Про микрозелень»

Закрепить у детей знания о живых объектов. Учить детей формулировать вывод в ходе совершенных практических действий. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Литература:

  1. Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А.// Детский сад  от А.до Я. - 2009. - № 1. - С. 152-158.
  2. Бобылева, Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.
  3. Бодракова, Н. И. Экологическое воспитание дошкольников / Бодракова Н. И.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 104-109.
  4. Вдовиченко, С. Экологические модели / Вдовиченко С., Воробьева Т.// Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - С. 121-122.
  5. Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 101-103.
  6. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Волосникова Т.В.// Дошкольная педагогика. - 2005. - №6. - С.16 - 20.
  7. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / Воронкевич, О. А.// Дошкольная педагогика . - 2006. - №3. - С. 23 - 27.
  8. Гирусов, Э.В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма [Электронный ресурс] // http://www.ecoculture.ru/ecolibrary/eco_lib2_03.php (дата обращения: 06.02.2014).
  9. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников / Горбунова Г.А.// Дошкольная педагогика. - 2005. -
  10. №6. - С.10 - 15.
  11. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ».

Консультация:             « Самообразование педагогов – одна из   важных форм системы непрерывного  повышения квалификации педагогов ДОУ»...

Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...

«Самообразование педагогов как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»

—Раскрыть сущность процесса самообразования, необходимость самообразования в современных условиях;—Оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической л...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....