Рабочая программа
рабочая программа (старшая группа)

Татьяна Юрьевна Метелева

Рабочая образовательная программа воспитателя

в разновозрастной группе (5 – 7 лет)

на 2023 – 2024учебный год

по ФГОС ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Ермаковский детский сад №2 комбинированного вида «Родничок»

Рабочая образовательная программа воспитателя

в разновозрастной группе (5 – 7 лет)

на 2023 – 2024учебный год

по ФГОС ДО

                                                                                                                                  Воспитатель: Метелева Т.Ю

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………….…….....3
  2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы…….……………………………………………………………......4
  3. Цели и задачи………………………………………………………………………………………………………………………......5
  4. Списочный состав детей…………………………………………………………………………………………………………........6
  5. Социальный паспорт группы.............................................................................................................................................................7
  6. Распределение режимныхмоменотовв холодный период года…………………………..........................................……...…..11
  7. Распределение режимныхмоменотов  в теплый  период года.…………………………………………………………………....13
  8. Возрастные особенности детей …………………………………………………………………………………………………......14
  9. Годовые задачи …………………………………………………………………………………………………………………........18
  10. Перечень программ, технологий, пособий, используемых в данной группе.…………………………………………………....19
  11. Особенности образовательного процесса в разновозрастной группе……..………………………………………………….…..21
  12. Годовое комплексно - тематическое планирование и итоговые мероприятия ……………………………………………….....22
  13. Расписание организованной образовательной деятельности ………………………………………………………….…..……...32
  14. Примерный объём непосредственно образовательной деятельности в разновозрастной группе ………………………..…….33
  15. Формы организации образовательного процесса …………………………………………………………………………….…....33
  16. Задачи воспитания и развития по образовательным областям ………………………………………………………….……......34
  17. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ………………………………………………………………….……..........36
  18. Условия реализации рабочей образовательной программы разновозрастной группы ………………………………………....37
  19. Взаимосвязь с другими учреждениями…………………………………...………………………………………………….……...37
  20. План взаимодействия с семьями воспитанников по ФГОС ДО ………………………………………………………………......38
  21. Циклограмма ежедневного планирования воспитательно – образовательной работы с учётом комплексно - тематического планирования с детьми разновозрастной группы общеразвивающей направленности по ФГОС ДО………………………....40
  22. Модель организации образовательной деятельности......................................................................................................................................41
  23. Модель двигательного режима .........................................................................................................................................................45

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Реформы системы образования предъявляют новые требования к планированию и организации образовательного процесса в ДОО. В соответствии с ФГОС, современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и видах деятельности. Основная задача воспитателя - наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Особенно актуальна эта задача для воспитателя разновозрастной группы детского сада.

Основываясь на этих положениях, разработана рабочая программа образовательной работы для разновозрастной группы, предполагающая реализацию положений ФГОС, направленных на психолого-педагогическое сопровождение развития личности ребёнка и организацию образовательной деятельности ДОО в соответствии с новыми нормативными документами в системе дошкольного образования.

Рабочая образовательная программа разработана для построения системы педагогической деятельности разновозрастной группы, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического освоения задач образовательных областей, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Рабочая программа рассчитана на 2023 - 2024учебный год.

Рабочая образовательная программа воспитателя  разновозрастной группы МБДОУ Ермаковский детский сад №2 комбинированного вида «Родничок» разработана в соответствии с:

  • Уставом МБДОУ;
  • Нормативными документами разновозрастной  группы ;
  • Основной образовательной программой дошкольной организации.

Рабочая образовательная программа воспитателя обеспечивает развитие детей в возрасте от 5-7 лет с учётом их возрастных

и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям: физическому развитию, социально – коммуникативному, познавательному и художественно – эстетическому, речевому, единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования.

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ

К ФОРМИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:

Организация педагогического процесса в разновозрастной группе имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программных требований всех возрастных групп, умения сопоставлять их с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребёнка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями. Педагог должен так спланировать и организовать учебно-воспитательный процесс в разновозрастной группе, чтобы привлечь каждого воспитанника к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.

Содержание рабочей образовательной программы воспитателя разновозрастной группы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных и обучающих целей и задач.

Рабочая образовательная программа воспитателя разновозрастной группы сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными ФГОС ДО.

Организация образовательной деятельности (ООД) с детьми, в основе которой доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся подгруппами и индивидуально – это обязательное условие организации жизни в разновозрастной группе. Взаимоотношения взрослого и ребенка развиваются в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности («Я – сам!») и обогащения его деятельности новым содержанием. Выполнение программных задач происходит путем использования комплексно – тематического планирования, в форме совместной деятельности педагога и детей, и взаимодействия с семьями воспитанников которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания с учётом возрастных особенностей и интересов детей, предпочтение отдаётся игровому построению всего образа жизни детей.

ЦЕЛЬЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ

 РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ЯВЛЯЕТСЯ:

Создание положительного настроения у детей дошкольного возраста, поддержание стремления к самостоятельности, не погасив его критикой неумелых действий ребёнка, не подорвав его веру в собственные силы, не высказывая, нетерпение по поводу его медленных, неумелых действий, построение работы таким образом, чтобы игры была содержанием детской жизни.

Данная цель реализуется через качественное выполнение задач.

Основной образовательной программы дошкольного образования разновозрастной группы общеразвивающей направленности, с учётом приоритетных направлений данной группы:

  • обеспечивать физическое развитие детей, своевременное овладение ОВД и элементарными культурно – гигиеническими навыками;
  • способствовать развитию познавательной активности – представления о людях, предметах, явления и прочее;
  • способствовать развитию самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретение навыков самообслуживания, игровой деятельности и общения;
  • воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему;
  • развивать творческое проявление, переживание успеха и радости от реализации своих замыслов;
  • развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласовано;
  • формировать представления о здоровом образе жизни через привитие
  • культурно - гигиенических навыков, обучение уходу за своим телом, формирование элементарных представлений о строении собственного тела, назначении органов, выработку осознанного отношения к своему здоровью;
  • воспитывать у детей любовь к матери, Родине, родному дому, своим близким, родной природе, родному селу.

Список детей разновозрастной группы на 2022-2023 учебный год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

56

27

Социальный паспорт разновозрастной группы

2022-2023 учебный год

№ п/п

ФИО родителей

Состав семьи

Образование

1

2

3

                

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Распределение режимных моментов в течении дня в соответствии с возрастом

в холодный период (сентябрь-май)

в разновозрастной   группе

Время

Режимные моменты

7.30-8.20

Прием детей, осмотр, игры, индивидуальная и коррекционная работа с детьми.

8.06 – 8.14

Утренняя гимнастика.

8.14– 8.50

Подготовка к завтраку. Завтрак. Воспитание КГН.

8.50 – 9.00

Игровая деятельность детей. Подготовка к НОД.

8.50 - 9.20

9.30 – 9.50

9.40 – 10.00

Понедельник, вторник, четверг, пятница – НОД

9.00 – 9.30

9.40 – 10.00

среда- НОД

15.45 – 16.05

11.00 – 11.20

Понедельник, пятница – НОД

Физкультура на прогулке -среда

10.00 – 10.10

Второй завтрак

10.10 – 10.30

Индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей. Подготовка к прогулке.

10.30 – 12.05

Подготовка к прогулке. Прогулка (по показаниям температурного режима сокращение или замена на совместную деятельность воспитателя с детьми. t – (-15) скорость ветра 7м/с) СанПин 2.4.1. 3049-13

12.05 – 12.10

КГН. Дежурство. Самостоятельная игровая деятельность.

12.10 – 12.35

Подготовка к обеду. Обед.

12.35 – 15.00

Подготовка ко сну. Сон.

15.00 – 15.30

Гимнастика пробуждения. Закаливающие мероприятия. КГН. Дежурство.

15.30 – 15.45

Полдник.

15.45 – 16.05

НОД. Чтение художественной литературы. Беседы.

16.05 – 16.30

Индивидуальная работа с детьми.

16.30 – 18.00

Прогулка. Самостоятельная деятельность детей. Работа с родителями. Уход детей домой.

Распределение режимных моментов в течении дня в соответствии с возрастом

в теплый период (июнь-август)

в разновозрастной группе.

Мероприятия

время

Прием детей в группе, в теплый период года на улице (взаимодействие с родителями), осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика (области физическое развитие,  игра); беседы с детьми (социально-коммуникативное развитие,  познавательное развитие), наблюдения в природном уголке: (познавательное развитие, речевое развитие); свободные игры; индивидуальные и подгрупповые дидактические игр; чтение художественной литературы; самостоятельная деятельность в уголке художественного творчества;подготовка к завтраку (самообслуживание, культурно-гигиенические навыки).

7.30-8.30

Утренняя гимнастика

8.06-8.14

Подготовка к завтраку, завтрак (самообслуживание, культурно-гигиенические навыки.этикет).

8.30-8.50

Мероприятия, досуги и другие по плану группы

9.00 -10.00

II завтрак

10.00-10.10

Подготовка к прогулке

Прогулка наблюдение в природе, подвижные игры, индивидуальная работа по развитию движений,  ознакомление с окружающим, беседы с детьми. Индивидуальная работа, самостоятельная игровая деятельность

10.10-12.05

Возвращение с прогулки

12.05 -12.15

подготовка к обеду. Обед

12.15-12.35

Подготовка к сну (самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, воздушные ванны)

Дневной сон

12.35-15.00

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

Самостоятельные игры

15.00-15.30

подготовка к полднику. Полдник

15.30-15.45

Подготовка к прогулке, прогулка

( наблюдение в природе, подвижные игры, индивидуальная работа по развитию движений, игры по развитию речи, ознакомлению с окружающим, беседы с детьми.  

Уход детей домой.

15.45-18.00

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ.

К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать адекватно гендерной принадлежности эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.

К 5 годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом 4 лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре.

 Дети 5—7 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры роли могут меняться.

В 5—7 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15—20 мин., в отдельных случаях может достигать и 40—50 мин. Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнёры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз, всё более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола. Правда, ребёнок ещё не относится к другому ребёнку как к равному партнеру по игре. Постепенно усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга, часто в таком общении происходит дальнейшее развитие сюжета. При разрешении конфликтов в игре дети всё чаще стараются договориться с партнёром, объяснить свои желания, а не настоять на своём.

Развивается моторика дошкольников.

Так, в5—7 лет дети умеют перешагивать через рейки гимнастической лестницы, горизонтально расположенной на опорах

(на высоте 20 см от пола, руки         на поясе; подбрасывают мяч вверх и ловят его двумя руками (не менее трёх- четырёх раз подряд в удобном для ребёнка темпе); нанизывают бусины средней величины (или пуговицы) на толстую леску (или тонкий шнурок с жёстким наконечником). Ребёнок способен активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет ему расширять и обогащать репертуар уже освоенных основных движений более сложными.

В возрасте от 5 до 6 лет способами их использования и совершенствование обследования предметов. К 7 годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. При обследовании несложных предметов он способен придерживаться определённой последовательности: выделять основные части, определять их цвет, форму и величину, а затем — дополнительные части. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

В  дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. Например, дети могут понять, что такое план комнаты. Если ребёнку предложить план части групповой комнаты, то он поймёт, что на нём изображено. При этом возможна незначительная помощь взрослого, например, объяснение того, как обозначают окна и двери на плане. С помощью схематического изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку (по отметке на плане).

К 6 годам внимание становится всё более устойчивым (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 6 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).

В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15, изображённых на предъявляемых ему картинках).

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения, наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью, однако уже отмечаются и ситуации чистого общения).

Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребёнок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. В большинстве контактов главным средством общения является речь, в развитии которой происходят значительные изменения.

К 7 годам в большинстве своём дети начинают правильно произносить звуки родного языка. Продолжается процесс творческого изменения родной речи, придумывания новых слов и выражений («У лысого голова босиком», «Смотри, какой ползун» (о червяке) и пр.). В речь детей входят приемы художественного языка: эпитеты, сравнения. Особый интерес вызывают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают, а затем сочиняют подобные. Дети 7 лет умеют согласовывать слова в предложении и способны к элементарному обобщению, объединяя предметы в видовые категории, называют различия между предметами близких видов: куртка и пальто, платье и сарафан, жилет и кофта. Речь становится более, связной и последовательной. С помощью воспитателя дети могут пересказывать короткие литературные произведения, рассказывать по картинке, описывать игрушку, передавать своими словами впечатления из личного опыта.

Если близкие взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. В этих условиях дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации.

В возрасте 6—7 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора, однако быстро забывают их и подменяют хорошо известными. В этом возрасте дети хорошо воспринимают требования к обращению с книгой, гигиенические нормы при работе с ней. В связи с развитием эмоциональной сферы детей значительно углубляются их переживания от прочитанного. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов.

Дети проявляют творческую инициативу и придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений. Цепкая память позволяет ребёнку 6—7 лет многое запоминать, он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.

С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребёнка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать не сформированных волевых процессов, зависимость поведения ребёнка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.

В  дошкольном возрасте активно развиваются такие компоненты детского труда, как целеполагание и контрольно-проверочные действия на базе освоенных трудовых процессов. Это значительно повышает качество самообслуживания, позволяет детям осваивать хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

В музыкально-художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных.

Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжет музыкального произведения, понимать музыкальные образы. Активнее проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности. Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с музыкально-художественной деятельностью, у мальчиков и девочек. Дети не только эмоционально откликаются на звучание музыкального произведения, но и увлечённо говорят о нём (о характере музыкальных образов и повествования, средствах музыкальной выразительности, соотнося их с жизненным опытом). Музыкальная память позволяет детям запоминать, узнавать и даже называть любимые мелодии.

Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на детском музыкальном инструменте, воспроизвести простой ритмический рисунок). Дети делают первые попытки творчества: создать танец, придумать игру в музыку, импровизировать несложные ритмы марша или плясовой. На формирование музыкального вкуса и интереса к музыкально - художественной деятельности в целом активно влияют установки взрослых.

Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К 7 годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Они могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски; начинают использовать цвет для украшения рисунка; могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и путём вдавливания.

Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети осмысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения. Они могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала; начинают овладевать техникой работы с ножницами; составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети переходят к фризовой композиции — располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по нескольку раз.

ГОДОВЫЕ ЗАДАЧИ

Основная цель: создание образовательного пространства, направленного на непрерывное накопление ребёнком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решении задач социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Задачи:

• сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение физической и психической безопасности; создание комфортных условий жизнедеятельности для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств;

• создание обогащённой предметно-пространственной среды, способствующей развитию социальных и психологических качеств личности дошкольника в различных видах деятельности;

• совершенствование профессионального мастерства педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников;

• продолжить работу по внедрению в воспитательно-образовательного процесса инновационных образовательных технологий;

• продолжить работу по:

1) оптимизации оздоровительной деятельности;

2) обеспечение эмоционального благополучия и удовлетворение духовных и физических потребностей детей;

3) построение педагогического процесса на основе игровых педагогических технологий;

4) оказание необходимой консультативно-практической помощи семьям дошкольников;

5) обогащение и совершенствование детской речи;

6) обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММ, ТЕХНОЛОГИЙ,

ПОСОБИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ДАННОЙ ГРУППЕ:

Литература:

  1. Колесникова Е.В. Математика для детей 5 – 6 лет: Методическое пособие к рабочей тетради (изд.2-е, доп. и перераб.). – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
  2. Колесникова Е.В. Математика для детей 6 – 7 лет: Методическое пособие к рабочей тетради (изд.2-е, доп. и перераб.). – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 88 с.
  3. Колесникова Е.В. Я считаю до десяти. Математика для детей 5 – 6 лет.3-е изд., доп. и перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 64 с. (Математические ступеньки)
  4. Колесникова Е.В. Я считаю до двадцати. Математика для детей 6 – 7 лет.3-е изд., доп. и перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 64 с. (Математические ступеньки)
  5. Колесникова Е.В. Демонстрационный материал – математика для детей 5 – 6 лет, М.: ТЦ Сфера, 2012
  6. Колесникова Е.В. Демонстрационный материал – математика для детей 6 – 7 лет, М.: ТЦ Сфера, 2012
  7. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя дет.сада. Под ред. Л.А. Венгера Изд., 2-е перераб. М., «Просвещение», 1978.
  8. Дыбина О.В. ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 80 С.
  9. Дыбина О.В. ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 80 С.
  10. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – синтез, 2005. – 88 с.
  11. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 104 с.
  12. Малышева А.Н. Аппликация в детском саду / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева; худож. Е.А. Афоничева, В.Н. Куров. –Ярославль: Академия развития, 2007. – 144 с., ил – (Серия: «Детский сад»)
  13. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. Для воспитателя дет.сада. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991 – 176 с.
  14. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. - 240 с.
  15. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – м.: Просвещение, 1991. – 175 с.
  16. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 192 с. ил. (Внимание: дети!)
  17. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.
  18. Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 128 с.
  19. Харченко Т.В. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с.
  20. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
  21. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1986. – 159 с.
  22. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144 с.
  23. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 208 с. (Библиотека современного детского сада)
  24. Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг. – «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 88 с.
  25. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – м.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.
  26. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 112 с.: цв.вкл.
  27. Бордачева И.Ю. Наглядно-дидактическое пособие ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
  28. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с. (Вместе с детьми)
  29. Шорыгина Т.А. Беседы о пространстве и времени: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. –96 с.
  30. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с. (Вместе с детьми)
  31. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 96 с. – (Вместе с детьми)

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ:

Особенности планирования образовательного процесса в разновозрастной группе связаны с отбором содержания, форм и методов, используемых в работе с детьми одновременно младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. В данной рабочей программе предлагаются варианты объединения детей общей тематикой образовательного процесса, с постепенным усложнением педагогических задач для детей разного возраста. В освоении темы участвуют дети  старшегои подготовительного возраста, но характер их участия, педагогические цели определяются в соответствии с возрастными возможностями каждой подгруппы детей. Такое тематическое содержание, которое одинаково значимо для детей разных возрастных подгрупп, в основу которого положена идея интеграции содержания всех образовательных областей вокруг единой, общей темы, что соответствует принципу развивающего образования. При одинаковом содержании деятельности дети решают разные программные задачи и выполняют их на разном качественном уровне, соответствующем возрасту и индивидуальным особенностям детей.

Планирование построено на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной из которых и ведущим видом деятельности для них является игра, поэтому освоение содержания всех образовательных областей предусмотрено в игровой деятельности, а также в коммуникативной, двигательной, музыкальной, трудовой, изобразительной, познавательно-исследовательской деятельности, восприятии художественной литературы и фольклора, конструировании. Предусмотрена такая организация образовательного процесса, чтобы каждый ребёнок мог проявить свои качества, способности, предпочтения и получить удовольствие от совместной познавательной, творческой, игровой деятельности со сверстниками и детьми другого возраста.

Комплексно-тематическое планирование

 на 2023-2024учебный год в разновозрастной группе.

Тема

Содержание работы

Итоговое мероприятие

«До свидания лето! Здравствуй, детский сад!» (1-я неделя сентября).

Формировать и обобщать знания детей о прошедшем сезонном явлении-лете, делая акцент на взаимосвязях природных явлений: было солнечно, тепло, много травы, цветущих растений, много бабочек, жуков, стрекоз и птиц, зверей, которые находили самый разный корм, созревали ягоды, фрукты.

Рисование на тему: «Как я провел лето»

ПДД.Играем, растем, готовимся к школе. (2 неделя сентября).

Формировать знания детей о правилах дорожного движения. Продолжать знакомить детей с детским садом как ближайшим окружением ребенка; расширять представления о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, младший воспитатель, музыкальный руководитель, медсестра, повар, дворник). Формировать дружеские отношения между детьми.

Развлечение «По дороге за знаниями»

Вместе будем узнавать, как по улице шагать. Звуки окружающего мира.

(3неделя сентября).

Знакомить детей с правилами на дороге. Знакомить детей со звуками природы (ветра, шум дождя, грома, пение птиц, шум ручья и другие). Формировать умения систематизировать и обобщать понятия.

Викторина «Путешествие в  лес»

От зёрнышка до булочки. Откуда хлеб пришел?  Труд взрослых на полях.

(4 неделя сентября).

Знакомить детей с историей хлеба. Расширять представления о муке и откуда она берется. Показать разновидности хлеба.

Фото-экскурсия  

Здравствуй золотая осень!( Признаки осени. Деревья и кустарники осенью. Изменения Насекомые.)           (5 неделя сентября)

Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях. Развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы, видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Осенний праздники по плану музыкального руководителя

В огород пойдем, урожай соберем. (Огород. Овощи. Труд взрослых на полях и огородах). (1 неделя октября)

Углублять представления детей об осени.  Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях, знания об овощах. Продолжать знакомить детей   с   правилами безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления.

Выставка рисунков и поделок «Дары осени»(овощи, фрукты)

Фруктовый сад. Фрукты. Труд взрослых в садах. В чем польза фруктов? Где они растут?)

(2 неделя октября)

Расширять представления детей о фруктах (местных и экзотических). Знакомить детей с тем, какими фруктами питаются животные далёких стран. Учить исследовать фрукты с помощью органов чувств, рассматривать их с помощью лупы. Приобщать к здоровому питанию. Рассматривать иллюстрации, знакомить с трудом взрослых в садах.

Выставка детских работ коллаж «Мой сад»

Дары осени-  грибы, ягоды. (3-я неделя октября)

Закрепление преставлений об изменениях в природе осенью, о грибах, ягодах; их пользе. Закрепление представлений о здоровье, здоровом образе жизни, полезных продуктах. Развитие умения любоваться красотой осенней природы. Воспитывать интерес и любовь к природе. Формирование позиции помощника и защитника живой природы.

Экскурсия в осенний лес.

Птицы наши верные друзья.  (Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету).

(4-я неделя октября)

 Формирование представлений о перелетных птицах, их приметах, строении, питании. Побуждение детей к проявлению творчества в активной двигательной деятельности. Поощрение стремления детей отражать свои впечатления в игре, продуктивных видах деятельности; делиться впечатлениями, полученными из разных источников (наблюдение, чтение книг, прогулки с родителями и др.).

Организуем кладовую для поддержки пернатых зимой.

Раз, два, три, четыре, пять собираемся гулять. (Осенние одежда, обувь, головные уборы. Материалы, из которых они сделаны).

(1-я неделя ноября)

Уточнить и расширить представления детей об одежде, головных уборах, обуви. Формировать (закреплять) обобщающие понятия одежда, головные уборы, обувь. Учить правильно относить конкретные предметы к каждому обобщающему понятию, формировать представление о видах одежды, головных уборов, обуви в соответствии со временем года (зимняя, летняя, демисезонная), по принадлежности (мужская, женская, детская), по назначению (спортивная, форменная, нарядная), правильно называть детали одежды (рукав, воротник, манжет, карман, пояс), головных уборов (тулья, поля, козырек, околыш), обуви (носок, пятка, подошва, каблук, язычок).

Викторина «Модный гардероб»

Кто живет в нашем лесу? (Дикие животные наших лесов, и их детеныши. Подготовка животных к зиме).

(2-я неделя ноября)

 Систематизировать знания детей по теме «Дикие животные и их детёныши», расширять активный и пассивный словарь по теме. Расширять знания о среде обитания, питания животных, об особенностях строения тела, повадках; Поощрять в детях познавательную активность. Объяснять, что всё в природе взаимосвязано, в ней нет «лишних» или ненужных животных. Развивать логическое мышление, умение делать умозаключения. Развивать умение строить высказывания типа рассуждений. Воспитывать бережное отношение к живому и любовь к животным.

Инсценировка сказки «Беззаботный заяц»

Друзья человека. (Домашние животные и их детеныши. Место обитания домашних животных. Содержание домашних животных).

(3-я неделя ноября)

Закрепить представлений о домашних животных и птицах, особенностях их питания, внешнего вида. Установление связей между особенностями внешнего вида, поведением и условиями обитания. Понимание детьми роли человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, освоение правил поведения в ней. Воспитание бережного отношения к природе, любви к домашним питомцам.

Коллаж «На ферме»

Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире! (Дом. Квартира. Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель

(4-я неделя ноября)

Расширять и уточнять представления детей о предметном мире ближайшего окружения. Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов. Систематизировать знания о видах мебели, их назначении. Развивать умение группировать и классифицировать предметы по различным признакам. Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира

Выставка детских работ «Создание интерьера квартиры»

Посмотрели мы в окошко, все в снегу уже дорожки. (Зима. Зимние месяцы. Зимняя одежда. Зимующие птицы).

(1-я неделя декабря)

 Закрепление представлений о зимних приметах, зимующих птицах, их повадках, чем питаются, как переносят холода. Формирование позиции помощника и защитника живой природы Поощрение стремления детей отражать свои впечатления в игре, продуктивных видах деятельности; делиться впечатлениями, полученными из разных источников (наблюдение, чтение книг, прогулки с родителями и др.).

Викторина «А знаешь ли ты птиц»?

Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда. Продукты питания. Правильное питание. Труд повара. (2-я неделя декабря)

Знакомство с предметами кухонной утвари и продуктами питания.

Расширять и уточнять представления детей о предметном мире (о посуде). Формировать у детей представления о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления своего здоровья. Расширить представление детей об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребёнка

Инсценировка сказки «Маша и медведь»

Что едим и что мы пьем, все продуктами зовем.  (Продукты питания. Правильное питание).(3-я неделя декабря)

Знакомить детей с видами продуктов питания, их пользе для здоровья.  Закрепление знаний о профессии повар. Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с мукой.  Знакомство детей с витаминами и где они содержатся. Воспитание эстетического поведения в столовых и за столом.

Беседа с детьми о правильном питании

Новый год. Новогодний костюмированный бал. Зима. Зимние забавы, развлечения. Русские народные игры. Зима в разных странах. (4-я неделя декабря)

Продолжение знакомства детей с зимой как временем года, зимними видами спорта, зимними забавами. Систематизация представлений детей о зимних развлечениях, их пользе для здоровья.  Закрепление знаний о свойствах снега: белый, холодный, тает в тепле. Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом.  Знакомство детей со временем года зима в разных странах. Формирование представления о необходимости тепло одеваться. Воспитание эстетического отношения к природе. Привлечение детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Содействие возникновению чувства удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. Закладывание основ праздничной культуры. Развитие эмоционально положительного отношения к предстоящему празднику, желания активно участвовать в его подготовке. Поощрение стремления поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками.

Оформление детского творчества «Как весело зимой».

Украшение группы. Изготовление пригласительных билетов для родителей на новогодний праздник. Новогодний утренник.

Все профессии важны, все профессии нужны. (Профессии взрослых. Трудовые действия» Труд на селе зимой. Орудия труда. Инструменты).

 (1-я неделя января)

Уточнять знания детей о профессиях взрослых. Расширять представления о труде взрослых, показать его значимость. Познакомить с особенностями работы, инструментами и орудиями труда. Воспитывать уважение к людям труда. Воспитывать бережное отношение к результату чужого труда.

Викторина «Путешествие в мир профессий»

В Антарктиде кто живет, обожает снег и лед? (Животные севера. Внешний вид. Образ жизни).

(2-я неделя января)

Знакомить детей с обитателями севера, в каком климате они живут, их повадки, детеныши. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран.

Выставкаработ«Мини зоопарк»

 Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия.

 (3-я неделя января)

Систематизация и обобщение знаний детей о транспорте. Учить классифицировать все виды транспорта: воздушный, наземный, водный. Закрепление знаний детей о деталях транспорта, о том, кто им управляет, о правилах дорожного движения и поведения на улице. Расширение знаний о светофоре. Закрепление знаний детей о специальном транспорте. Закрепление знаний о правилах поведения в общественном транспорте. Воспитание интереса к различным видам транспорта. Активизация словаря детей по данной теме.

Экскурсия к проезжей части дороги

К цифре «семь» добавлю «я» - и получиться семья. (Человек: я, моя семья (строение тела, общие представления о человеке).

 (4-я неделя января)

Закрепить и расширить знания о родственных связях в семье. Расширить представления о генеалогическом древе. Расширять знания о многообразии ролей, выполняемых взрослыми. Формировать целостный образ семьи – папа, мама и дети. Формировать знания о всех возрастных периодах человека: детстве, юности, зрелости, старости. Воспитывать любовь и заботливое отношение к родным и близким, сформировать уважение к старым людям, желание им помогать, ухаживать за ними.

Фотовыставка  «Моя семья»

Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбки.

 (1-я неделя февраля)

Формировать представления о подводном мире, его обитателях - рыбах, их внешнем виде, чем питаются, как размножаются. Помочь запомнить названия рыб, обитающих в нашем крае. Дать детям знания о том, что рыбы живут не только в морях, реках, океанах, но ив аквариуме. Расширение словаря по данной теме. Воспитание любви и ценностного отношения к окружающей среде. Развивать конструктивные способности, и пространственное моделирование, развитие моторики, эстетические чувства.

Коллаж «Подводный мир»

Бытовая техника (электроприборы).

(2-я неделя февраля)

Познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток». Уточнить и расширить знания о бытовых электроприборах. Познакомить с основными правилами пользования электроприборами. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. Развивать мышление, речь детей. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

НОД «Бытовая техника».

Защитники отечества. Наша армия. Профессии наших пап.

(3-я неделя февраля)

Продолжать знакомить детей с отечественной государственной символикой (флагом, гербом и гимном), жизнью народов, живущих в России, их традициями и обычаями. Закрепить и расширить имеющиеся знания о столице нашей Родины - Москве. Знакомить детей с «военными» профессиями (солдат, танкист, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); с флагом России. Воспитывать любовь к Родине. Осуществлять гендерное воспитание (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание в девочках уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины).

Спортивный праздник, посвященный Дню защитника Отечества.

Очищают воздух. Создают уют.  На окнах зеленеют. Круглый год цветут. (Комнатные растения. Уход и размножение). (4-я неделя февраля)

Формирование представлений о комнатных растениях и характерных признаках, Воспитание умения видеть красоту растений. Побуждение детей к проявлению творчества в активной двигательной деятельности. Поощрение стремления детей отражать свои впечатления в игре, продуктивных видах деятельности; делиться впечатлениями, полученными из разных источников (наблюдение, чтение книг, прогулки с родителями и др.).

Создание вместе с детьми   мини-огорода.

Ранняя весна. Первые весенние цветы. Мамин праздник.

(1-я неделя марта)

Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям, другим сотрудникам детского сада. Расширять гендерные представления. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям.

Оформление фотовыставки, поздравления для мам. Праздник 8 Марта.

Снег и лед на солнце тают, с юга птицы прилетают, и медведю не до сна. Значит, к нам пришла...  (Весенние месяцы. Приметы весны. Растительный и животный мир весной). (2-я неделя марта)

(1-я неделя марта)

Расширять представления детей о весне. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления.

Викторина «А знаешь ли ты признаки весны»?

Наша Родина-Россия! (Столица нашей Родины).  

(3-я неделя марта)

 Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов; умение рассказывать об истории и культуре своего народа

Выставка «Что в моей России самое красивое»

Библиотека. «Мы читаем. Знакомство с творчеством поэтов: С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, С.В. Михалкова, А.Л. Барто. День смеха.

(4 неделя марта)

Познакомить детей с устройством библиотеки, с различными видами книг, с изготовлением книг; расширить представление детей об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребёнка.

Выставка книг писателей.

Юморина «День смеха»

Если хочешь быть здоров. Диалог о физкультуре и спорте. Всемирный день здоровья.

(1-я неделя апреля)

Продолжать сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей. Обучать средствам и методам использования возможностей своего организма для поддержания здоровья и развития личности. Прививать культуру закаливания и профилактика заболеваний. Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни.

Физкультурный досуг «Папа, мама, я - спортивная семья»

«По порядку все планеты, назовет любой из нас. (Время. Космос. Планеты).

(2-я неделя апреля)  

Закрепить знания детей, что они живут на планете Земля, в космосе есть другие планеты; дать элементарное понятие о планетах. Расширять представление детей о многообразии космоса.

Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.

Познакомить детей с тем, что Вселенная- это множество звезд. Солнце- это самая ближняя к Земле звезда. Уточнить представление о планетах, созвездиях.

Рассказать детям об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым летчиком космонавтом Ю.А. Гагариным.

Выставка работ «Этот загадочный космос!»

 Животные жарких стран, их повадки, детёныши. (3-я неделя апреля)

Углублять у детей знаний о животных жарких стран, их образе жизни, повадках, питании, жилищах, способах их приспособления к среде обитания и защиты от врагов, об их детёнышах. Формирование основ экологического воспитания. Развитие интереса к экзотическим животным, желания больше узнать о них. Дать сведения о зоопарках. Воспитание доброго и чуткого отношения к животным.

Коллективная аппликация «Звери Жарких стран!»

Моя малая родина. Наш край. Наше село.  (4-я неделя апреля)

Знакомить с родным селом. Формировать начальные представления о родном крае, его истории, культуре. Воспитывать любовь к малой родине. Расширять представления о видах транспорта в родном селе, о сельских праздниках. Углублять представления о правилах поведения в селе, элементарных правилах дорожного движения.

Виртуальная экскурсия по родному селу.

 Правила дорожного движения. (5-я неделя апреля)

Продолжать углублять знания о правилах дорожного движения. Совершенствовать умения по использованию правил дорожного движения в различных практических ситуациях. Закреплять знания о светофоре, дорожных знаках.  

Создание макета улицы.

День победы. 9 мая.  (1-я неделя мая)

Знакомить детей с историческим прошлым нашей страны. Воспитывать уважение к подвигу своего народа во время Великой Отечественной войны. Способствовать нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину. Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов. Знакомство с памятниками героям Великой Отечественнойвойны.

Тематическое занятие, посвященное Дню Победы.

Поздняя весна. Растительный и животный (животные, птицы, насекомые) мир весной. Весенние сельскохозяйственные работы.

 (2-я неделя мая)

Уточнять знания детей о последовательности весенних изменений в природе в конце весны; в жизни растений, животных и птиц. Дать детям представление о том, что изменения в мире природы связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных. Знакомить с растительным и животным миром в весенний период(весенние цветы, перелетные птицы, насекомые). Упражнять в умении классифицировать предметы по общим признакам. Формировать представления о труде людей весной на селе. Развивать память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие. Развивать познавательную активность детей. Воспитывать экологическую культуру.

Экскурсия в весенний лес.

Что ты мне, подаришь лето. Впереди лето. (3-я неделя мая)

Расширять представления детей о лете. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Знакомить с летними видами спорта, летними развлечениями. Формировать представления о безопасном поведении в лесу. Уточнить представления детей о разнице между детским садом и школой, о правилах поведения в школе. Знакомить со школьными принадлежностями.

Экскурсия в школу

Животный и растительный мир летом. (4-неделя мая)

Совершенствование знаний детей о диких  животных летом (волк, лиса, еж, заяц, лось, медведь, белка); их внешнем виде; повадках; условиях обитания; растениях.

Выставка творческих работ.

РАСПИСАНИЕ  НОД

(непосредственной образовательной деятельности)

в разновозрастной группе на 2023-2024учебный год

Утренняя гимнастика ежедневно 8.25-8.35

ПОНЕДЕЛЬНИК

8.55 – 9.20

9.00 - 9.20

9.30 – 9.55

15.45 – 16.10

Развитие речи (начало  грамоты)

1 группа (подготовительный возраст)

2 группа (старший возраст - чтение художественной литературы)

Физическая культура

Рисование

ВТОРНИК

8.50 – 9.10

10.00 – 10.30

9.20 – 9.45

Математика

1 группа (старший)

2 группа (подготовительный)

Музыка

СРЕДА

9.00 – 9.30

9. 40 – 10.00

10.30 – 10. 50

16.00 – 16.25

Лепка

1 группа (подготовительный)

2 группа (старший)

Физическая культура на прогулке

Развитие речи

ЧЕТВЕРГ

9.00 – 9.25

9.35 – 10.00

(9.55)

16.00 – 16.25

Музыка

Занятие с психологом

Развитие речи

ПЯТНИЦА

8.50 –9.20 (9.15)

9.30 – 9.50

15.40 – 16.10

(16.00)

Развитие речи (ОБЖ, культура быта, природа и ребенок)

Физическая культура

Аппликация/ конструирование/ ручной труд

ПРИМЕРНЫЙ ОБЪЁМ ОРГАНИЗОВАННОЙ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ

14  занятий в неделю, из них 1 педагога – психолога,  по 25-30 мин.

Загруженность на одного ребенка старший возраст – понедельник, четверг – 1 час 10 мин., вторник – 45 мин., среда – 70 мин., пятница – 1 час 05 мин., на подготовительный возраст – понедельник, четверг – 1 час 15 мин., вторник – 55 мин., среда, пятница – 1 час 20 мин.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  • организованная – образовательная деятельность;
  • образовательная деятельность в ходе режимных моментов;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • игры;
  • беседы;
  • чтение х/л;
  • наблюдение;
  • реализация проектов;
  • экспериментирование;
  • дежурство;
  • конструирование;
  • праздники;
  • собрания;
  • открытые просмотры;
  • наглядная информация и др.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ

Физическое развитие.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Задачи:

  • развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, и координация);
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;

Познавательное развитие.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие.

  • Владение речью как средством общения
  • Обогащение активного словаря
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
  • Развитие речевого творчества
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Социально-коммуникативное развитие

  • Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральныеи нравственные ценности
  • Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослымии сверстниками
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
  • Формирование готовности к совместной деятельности
  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежностик своей семье и сообществу детей и взрослых в организации
  • Формирование позитивных установок к различным видам трудаи творчества.

Художественно-эстетическое развитие

  • Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятияи понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру
  • Формирование элементарных представлений о видах искусства
  • Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной

и др.)

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ.

 В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ:

  • -ежедневная утренняя гимнастика в дошкольной разновозрастной группе;  
  • -физкультминутки в течениеООД;  
  • -физкультурные занятия;  
  • -прогулки: дневная, вечерняя;
  • -сон с доступом воздуха +16 - +19;
  • -хождение босиком;
  • -утренний приём на улице в летнее время;
  • -солнечные ванны;
  • -дыхательная гимнастики;  
  • -элементы обширного умывания;
  • -воздушно-температурный режим;
  • -воздушные ванны;
  • -облегчённая одежда;
  • -мониторинг детского развития.  

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ (СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ)

Создание и обновление предметно-развивающей среды в дошкольной разновозрастной группе связано с ее влиянием на физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, с развитием самостоятельности детей, включенностью в игровую или другую детскую деятельность, их эмоциональным комфортом, а также, с реализацией ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  

 Разновозрастная группа представляет собой систему пространств, в которой развёртываются определённые функциональные процессы, связанные с жизнеобеспечением детей и их полноценным развитием и рассматривается как объект проектирования.  

  Развивающая среда по содержанию соответствует реализуемой программе, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность. Предметно - развивающая среда строиться на основе учета принципов построения развивающей среды.

  Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения программы и уровень развитие интегративных качеств детей разновозрастной группы осуществляется 2 раза в год (сентябрь, май). В мониторинге используются те методы, применение которых позволяет получить объем информации в оптимальные сроки. Результаты мониторинга образовательного процесса (уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям).

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

         Дошкольная группа взаимодействует с:  

  • сельской библиотекой;

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

        В разновозрастной группе родители принимают активное участие в жизни группы, педагоги используются различные способы вовлечения родителей в воспитательный и образовательный процесс:

  • педагогические беседы с родителями;  
  • тематические консультации;  
  • наглядная пропаганда;  
  • родительские собрания;  
  • телефонные звонки;  
  • совместное проведение праздников.

Работа с родителями в разновозрастной группе    на 2023-2024 учебный год                                        

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

  1. Обновить информацию для родителей на стенде.
  2. Сотрудничество с родителями по оформлению группы к новому учебному году.
  3. Выставка, оформление детского творчества в течении года.
  4. Папка-передвижка по правилам дорожного движения, в рамках месячника по ПДД

Октябрь

  1. Выставка поделок из овощей «Волшебный сундучок осени»
  2. Осеннее развлечение совместно с родителями «Осень золотая.»
  3. Родительское собрание (познакомить родителей с основными задачами, поставленными на учебный год).
  4. Консультация для родителей «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе»

Ноябрь

  1. Совместное изготовление с родителями атрибутов и костюмов для постановки сказки (месячник театра)

Показ театрализованного представления для детей и родителей

  1. Фотовыставка «Любимая мамочка моя»
  2. Консультация для родителей «Десять советов родителям по укреплению физического здоровья детей»

Декабрь

  1. Родительское собрание (подготовка к Новогоднему утреннику)
  2. Районный конкурс «Сказка зимнего двора» с привлечением родителей.
  3.  Утренник для детей и родителей

Январь

  1. Индивидуальные беседы с родителями о пользе зимних прогулок
  2. «Путешествие в мир профессии». Мероприятие с родителями (рассказ о своей профессии).
  3. Фотовыставка  «Моя семья»

Февраль

  1. Физкультурный праздник «Лучше папы друга нет»
  2. Вовлечь мам в совместную деятельность по оформлению фотовыставки «Мой папа самый лучший».
  3. Выставка рисунков «Мой папа – защитник Отечества!»

Март

  1. Вовлечь пап в совместную деятельность по оформлению фотовыставки «Загляни в мамины глаза»
  2. Совместный праздник с мамами и детьми «Женский день – 8 Марта».
  3. Выставка детских рисунков «Моя мама лучше всех».
  4. Консультация для родителей «Как избавить ребенка от страхов»
  5. Создание в группе мини-огорода совместно с родителями  

Апрель

1. Районный конкурс «Я готов учиться в школе» (сотрудничество с родителями)

2.Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» (неделя здоровья и спорта)

3.Консультация «Дисциплина на улице – залог безопасности»

Май

  1. Интегрированное итоговое занятие
  2. Родительское собрание «Как повзрослели и чему научились наши дети за год»
  3. Выпускной бал

Циклограмма воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной группы на 2023-2024 учебный год.

У

Т

Р

О

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1.Тематическая беседа

2.Рассматривание иллюстраций, репродукций.

3.Индивидуальная работа по ФЭМП.

4.Хозяйственно-бытовой труд в уголке природы (наблюдение за комнатными растениями).

1. Дидактические игры (сенсорное развитие, мелкая моторика рук).

2.Индивидуальная работа

               (ЗКР)

3.Сюжетно-ролевые игры по инициативе детей.

1.Настольно-печатные игры.

2.Дидактические игры на развитие речи.

3.Иследовательская деятельность.

4. Индивидуальная работа мелкая моторика рук.

1.Нравственные беседы (ОБЖ, ППД).

2.Дидактические игры на развитие фонематического слуха.

3.Индивидуальная работа по трудовому воспитанию

4.Самостоятельная игровая деятельность детей со строительным материалом.

1. Словесные игры (составление описательных рассказов).

2. Игры –эксперименты.

3..Игры по инициативе детей.

4.Индивидуальная работа (изо деятельность)

П

Р

О

Г

У

Л

К

А

1.Наблюдения.

2.Труд на участке с подгруппой детей.

3.Индивидуальная работа по ФИЗО.

4.Подвижная игра (прыжки).

Рисование (на песке, асфальте, снеге)

5.Самостоятельная игровая деятельность.

1.Наблюдения.

2. Трудовые поручения.

3.Исследовательская деятельность..

4.Подвижная игра (ориентировка в пространстве).

5.Самостоятельная игровая деятельность детей.

1.Наблюдения.

2.Труд на участке подгруппой детей.

3. Д/игры (природа)

4.Индивидуальная работа по ФИЗО.

5.Подвижные игры (метание).

6.Самостоятельная игровая деятельность детей.

1.Наблюдения.

2.Труд на участке.

3.Индивидуальная работа по ФИЗО.

4.Подвижные игры.

5.Самостоятельная игровая деятельность детей.

1.Целевая прогулка (экскурсия).

2.Индивидуальная работа по ФИЗО.

3.Подвижные игры с элементами прыжков.

4.Самостоятельная игровая деятельность детей.

Сюжетно-ролевые игры.

Чтение художественной литературы, разучивание стихов, скороговорок и т.д.

В

Е

Ч

Е

Р

1.Знакомство с народной культурой и традициями.

 2.Самостоятельная художественная деятельность.

1.Индивидуальная, подгрупповая работа по ознакомлению с окружающим.

2.Ручной труд.

3.Самостоятельные игры детей со строительным материалом.

1. Опыты, исследования с объектами живой и неживой природы.

2.Игры в спортивном уголке.

3.Театрализованная деятельность. Обыгрывание фрагментов сказок по выбору детей.

1.Кружковая работа.

2.Иследовательская деятельность.

3. Театрализованные игры.

1.Хозяйственно-бытовой труд.

2.Проектная   деятельность с детьми.

Модель организации образовательной деятельности разновозрастной группы на 2023-2024 учебный год.

Месяц

Воспитанники

Педагоги

Родители

Сентябрь

Беседа с детьми «Воспоминания о лете», рассматривание фотографий, иллюстраций

Рисование на тему: «Как я провел лето»

Экскурсия по  ПДД.

Экскурсия. Беседы. Подвижные игры.

Создание макета улицы.

Привлечение родителей

Откуда хлеб пришел?  Труд взрослых на полях.

Фото-экскурсия  

Оформление информационного стенда для родителей

Конкурс по подготовке групп к новому учебному году

Сотрудничество с родителями по оформлению группы к новому учебному году

Выставка работ детей по темам в течении года.

Октябрь

Праздник осени

Осенний праздник по плану музыкального руководителя совместно с воспитателем

Привлечение родителей

Конкурс «Волшебный сундучок осени»

Совместное изготовление поделок родителей с детьми к конкурсу «Волшебный сундучок осени»

Экскурсия в осенний лес

Организуем кладовую для поддержки пернатых зимой

Консультация для родителей «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе»

Ноябрь

Месячник театра

Подготовка театрализованной постановки для младших дошкольников

Изготовление атрибутов и костюмов для постановки сказки

Спортивное развлечение

Сотрудничество со специалистом по физической культуре

Поздравления длямам с Днем матери. Детские рисунки, поделки «Для любимой мамочки»

Разместить   поздравления для мам. Выставка детских рисунков

Фотовыставка «Любимая мамочка моя»

Консультация для родителей «Десять советов родителям по укреплению физического здоровья детей»

Декабрь

Беседа с детьми о правильном питании

Совместная работа медицинской сестры и воспитателя

Ручной труд: изготовление новогодних игрушек «Чудеса своими руками».

Новогодний праздник у елки

Оформление группы к новому году

Приобщить родителей к совместному с детьми изготовлению новогодних игрушек.

Родительское собрание «Скоро новый год». Совместные рекомендации, советы по костюмам, оформлению группы, изготовлению подарков

Районный конкурс «Сказка зимнего двора»

Привлечение родителей

Экскурсия в ледовый городок на стадион села

Зимние развлечения

Январь

Экскурсия в библиотеку

Знакомство детей с народными праздниками «Рождество Христово»

Беседы «Путешествие в мир профессий».

Мероприятие с родителями «Все работы хороши»

Подготовка материала         

Викторина «Путешествие в мир профессий»

Привлечение родителей к мероприятию «Все работы хороши» (рассказ о своей профессии)

Фотовыставка  «Моя семья»

Привлечение родителей к мероприятию

Февраль

Подготовка к районному конкурсу «Я-исследователь»

Физкультурный праздник «Лучше папы друга нет».

Сотрудничество со специалистом по физической культуре

Организовать  пап к участию в празднике

Изготовление поделок для папы

Оформление фотовыставки «Мой папа самый лучший»

Вовлечь  мам в совместную деятельность по оформлению фотовыставки

Март

«Загляни в мамины глаза» праздничный утренник.

Рисование «Моя мама лучше всех».

Изготовление поделок для мамы

Подготовка детей к праздничному утреннику.

Оформление выставки детских работ.

Оформление фотовыставки «Загляни в мамины глаза»

Вовлечь  пап в совместную деятельность по оформлению фотовыставки

Экскурсия «Мое село»

Виртуальная экскурсия, беседа

Сотрудничество с детской библиотекой «День книги»

Знакомство с творчеством детских поэтов и писателей

Консультация для родителей «Книга - лучший друг детей»

Консультация для родителей «Как избавить ребенка от страхов»

Апрель

«День смеха»- фотосессия детей

Оформить веселую выставку фотографий

Районный конкурс «Я готов учиться в школе»

Подготовка к конкурсу

Сотрудничество с родителями

Неделя здоровья и спорта

Сотрудничество со специалистом по физической культуре

Конкурс «Папа, мама, я –здоровая семья»

Творческие работы по теме «Космос».

Выставка творческих работ «Этот загадочный космос!».

Работа по плану ПДД

Консультация «Дисциплина на улице- залог безопасности».

Май

Аппликация - праздничная открытка ко Дню победы.

Чтение художественной литературы о героях ВОВ, о победе.

Оформить выставку праздничных открыток.

Знакомство детей  с рассказами о героях ВОВ, о победе.

Сбор информации.

Экскурсия к стеле, к мемориалу боевой славы

Оформление выставки творческих работ детей.

Районное легкоатлетическое троеборье дошкольников

Сотрудничество с родителями

Интегрированное итоговое занятие.

Интегрированное занятие

Родительское собрание «Как повзрослели и чему научились наши дети за год». Просмотр итогового занятия.

Выпускной бал

Сотрудничество с родителями

Модель двигательного режима по возрастным группам

Старшая группа

Подготовительная группа

Подвижные игры во время приёма детей

Ежедневно 7-10 мин.

Ежедневно 10-12 мин.

Утренняя гимнастика

Ежедневно 7-10 мин.

Ежедневно 10-12 мин.

Физкультминутки

2-3 мин.

2-3 мин.

Музыкально – ритмические движения.

НОД по музыкальному развитию 10-12 мин.

НОД по музыкальному развитию 12-15 мин.

Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию

(2 в зале, 1 на улице)

3 раза в неделю 15-20 мин.

3 раза в неделю 25-30 мин.

Подвижные игры:

  • сюжетные;
  • бессюжетные;
  • игры-забавы;
  • соревнования;
  • эстафеты;
  • аттракционы.

Ежедневно не менее двух игр по 8-10 мин.

Ежедневно не менее двух игр по 10-12 мин.

Оздоровительные мероприятия:

  • гимнастика пробуждения
  • дыхательная гимнастика

Ежедневно 7 мин.

Ежедневно 8 мин.

Физические упражнения и игровые задания:

  • артикуляционная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • зрительная гимнастика.

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору

8-10 мин.

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору

10-15 мин.

Физкультурный досуг

1 раз в месяц по 25-30 мин.

1 раз в месяц 30–35мин.

Спортивный праздник

2 раза в год по 25-30 мин.

2 раза в год по 30-35 м.

Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня

Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей.

Проводится под руководством воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...