Круглый стол «Патриотическое воспитание начинается с детства»
методическая разработка

«Только тот, кто любит, ценит и уважает   накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.»  С. Михалков

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Круглый стол

«Патриотическое воспитание начинается с детства»

Старший воспитатель:

Титова Наталья Владимировна

Санкт-Петербург

2023

«Только тот, кто любит, ценит и уважает   накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.»  С. Михалков.

Сейчас в мире и стране происходят глубочайшие изменения в жизни общества и одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Быть патриотом — значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в дошкольном детстве, когда закладываются базисные основы личности, когда начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Всё это формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание патриотических чувств обязывают детские сады развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, который с уважением относится к другим народам. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины — родного села или города.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

Раскрывая перед ребёнком окружающий мир, развивая в дошкольнике чувство привязанности, преданности и ответственности по отношению к своей малой Родине, мы воспитываем свободную, творческую, толерантную личность. Личность, знающую и уважающую родную культуру, культуру народов ближайшего национального окружения.

У детей, имеющих общее представление об истории края, жизни народов, культуре родного народа, никогда не возникнет желание предать, унизить, оскорбить. Только в благоприятных условиях, с точки зрения задач воспитательной работы по патриотическому воспитанию, в растущем человеке смогут формироваться начала духовности, необходимые для развития внутреннего мира личности. У ребёнка будет формироваться адекватное отношение к себе, к своим родным и близким, друзьям, к обществу в целом. Исходя из этого, у дошкольника будут сформированы основы гражданственности, уважение к правам человека.

Работу по патриотическому воспитанию в детском саду необходимо строить с последовательным расширением тематики и усложнением материала. Не стоит педагогам ограничиваться и в выборе литературы, пособий, методов и средств работы. Важно основой образовательной деятельности при восприятии содержания воспитательной работы сделать не запоминание ребёнком информации, а активное пробуждение эмоций и чувств в процессе её усвоения. Поэтому большое внимание необходимо уделять использованию различных видов игр, проведению народных праздников, развлечений, экскурсий, посещению музеев, выставок, организации встреч с интересными людьми и т.д.

«Хочешь изменить мир – начни с себя». (Мудрецы)

Сейчас я предлагаю вам поиграть в одну игру.

Игра называется: «Ромашка».

Пред вами ромашка, один из символов нашей Родины. Давайте честно ответим на вопрос: «Что нам даёт наша Родина?».

Ответы мы запишем на лепестках (бесплатное образование, медицина, мир, покой, работающую конституцию, охрану, независимость, право на отдых, свободу слова, право на труд, свободу вероисповедания, обеспечение старости, право избирать и т. д.)

А теперь для другой ромашки на лепестках, давайте напишем ответы на вопрос: «Что мы делаем для своей Родины» (Был участником акции «Бессмертный полк», посадил дерево, участвовал в субботнике  и т.д. )

Благодаря этой игре мы видим, как много мы просим от своей Родины, как много мы хотим получить от неё, и как мало мы даем взамен.

Изменив себя и свое отношение к Родине, мы сможем воспитать достойное поколение.

«Патриот с детства»

В каких направлениях надо работать, чтобы вырастить патриота.

На мольберте нарисован ребенок. Стрелочками показаны направления (картина-ассоциация)

  1. Прежде всего, ребёнок должен знать о себе, о своих правах и обязанностях. С интересом дошкольники знакомятся со значением своего имени: кто и почему дал ему это имя, что оно обозначает.
  2. Особое внимание нужно уделить и формированию представлений о самых близких родственниках: родителях, братьях, сестрах, бабушках, дедушках. В беседах с детьми о членах семьи, укладе жизни, традициях, стиле взаимоотношений, привычках, правилах, о том, как они отмечают знаменательные для семьи даты, праздники, готовят друг другу подарки и сюрпризы, закладываются основы бережного, уважительного отношения к институту семьи (семейный патриотизм), к своей родословной.
  3.  Знакомство и познание своей малой Родины. Научив называть свой адрес, знакомя с легендой или преданием села, города, с традициями местности проживания, с картой, с достопримечательностями и жителями, давая представления об истории малой Родины, об известных людях, прославивших её, мы формируем у детей представления о значимости малой Родины в судьбе каждого человека и истории большой Родины. Они начинают осознавать, что все люди равноправны и живут дружно.
  4. Также обязательным элементом работы по патриотическому воспитанию является знакомство детей с государственными символами: флагом, гербом, гимном.
  5. Никак нельзя обойти тему природы родного края. Знакомство с природными богатствами, такими, как лес, полезные ископаемые, озёра, реки, а также с достопримечательностями природы (заповедником, заказником и др.), с экологическим состоянием региона, лишь усиливает положительное отношение к родному краю, формирует экологическую культуру, то есть ценностно-бережное и духовно-нравственное отношение к природе и окружающей среде.
  6. Каждая местность, так или иначе, связана с именами известных людей, прославивших её. Знакомя с именами героев-земляков разных войн и их подвигами, с улицами, сёлами, названными в честь знаменитых людей и героев войны и труда, у дошколят развивается чувство гордости за славных земляков и желание стремиться быть похожими на них.
  7. При знакомстве дошкольников с бытом и традициями своего народа, о традиционных народных праздниках, играх, национальной одеждой и национальными блюдами дети начинают осознавать самобытность и уникальность малой Родины.
  8. Живой интерес дошкольники проявляют при знакомстве с декоративно-прикладным искусством, с народным и современным танцевальным и песенным творчеством села, города, его исполнителями. Ребёнок выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при знакомстве с произведениями местных художников, скульпторов, музыкантов, мастеров-умельцев. Для реализации этого пункта работы по патриотическому воспитанию нужно создавать условия для самостоятельной изобразительной, песенной и танцевальной деятельности детей.

Все ли образовательные области задействованы в работе с дошкольниками?

1.Физическое развитие

2. Художественно-эстетическое развитие;

3. Развитие речи;

4. Социально-коммуникативное развитие;

5. Познавательное развитие.

Таким образом, если работая по всем направлениям патриотического воспитания можно воспитать – патриота, обладающего  определенными качествами: любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране - России, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.

Коллаж «Моя Родина»

Что бы обобщить знания, полученные в ходе нашего мастер-класса, предлагаю сделать коллаж «Моя Родина»

Предлагается 2 ватмана, изображения разной направленности, клей, ножницы, фломастеры, карандаши и т.д.  

Педагоги делятся на 2 команды и составляют коллаж. Объясняют сделанный коллаж.

 Подводя итог нашей встречи, я хочу процитировать слова А. С. Макаренко

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.

Хочется напомнить слова Омар Хайяма

 «Дети нас не слышат.  Они на нас смотрят».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для родителей "Зачем человеку детство?"

Научить родителей видеть осоновные закономерности развития ребенка....

Работа с родителями. Круглый стол "Все мы родом из детства"

В теме этого круглого стола проходит работа с родителями по формированию дружеских взаимоотношений между детьми и родителями....

Круглый стол: "Все мы родом из детства"

Способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми....

Круглый стол для педагогов «Счастливая дорога детства»

Работа воспитателей за круглым столом по профилактике детского травматизма на дорогах....

Круглый стол «С чего начинается Родина» для родителей детей старшей группы

Круглый стол  «С чего начинается Родина» для родителей детей старшей группы...

Круглый стол «Все мы родом из детства»

Цель :способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми....