Консультация для воспитателей «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
Подготовила: воспитатель Синеок С.А.
Одна из самых острых проблем современности – воспитание патриотизма у подрастающего поколения. Эта задача особенно актуальна в условиях стремительных перемен, которые переживает наше общество. Дошкольные образовательные учреждения, стоящие на самом начальном этапе образовательной системы, играют ключевую роль в формировании у детей первых представлений о мире, о родной природе, о своем городе, своей стране – о своей Родине. Именно в этот период закладываются фундаментальные основы мировоззрения, формируется отношение к окружающему миру и к самому себе.
Успешное решение задачи воспитания патриотизма невозможно без четкого определения нравственных ориентиров, способных пробудить в детях чувство самоуважения, гордости и единения с согражданами. Последние годы ознаменовались кардинальными изменениями в нашей стране. Эти изменения коснулись всех сфер жизни, в том числе и сферы ценностей. Если раньше патриотизм часто выражался в формальном восхвалении государства, в исполнении хвалебных гимнов, то сегодня мы наблюдаем иную картину.
Общество испытывает сложности, и отношение к стране у части населения стало более критичным, местами даже негативным, с преобладанием уничижительных оценок. Появляются сомнения, высказываются обвинения, и это нельзя игнорировать. Однако эти трудности ни в коем случае не должны стать причиной замораживания работы по нравственно-патриотическому воспитанию. Напротив, именно в сложные времена любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, независимо от ее текущего состояния, становятся особенно важными.
Патриотизм – это не слепое поклонение сильной и процветающей державе, это не просто любовь к великой и могучей стране, это прежде всего чувство привязанности к своей земле, к своему народу, к своей истории, независимо от того, находится ли страна на пике своего развития или переживает период трудностей, бедности, внутренних конфликтов, или даже войн. Любовь к Родине проявляется в готовности внести свой вклад в ее развитие, в готовности отстаивать ее интересы, в желании улучшить жизнь своих сограждан. Любовь к Родине - это не просто чувство, а деятельность, это ответственность за будущее своей страны. Поэтому воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности и гордости за свою страну в настоящее время является одной из важнейших задач образования, особенно на ранних этапах.
Важно показать детям привлекательные стороны своей Родины, рассказать об ее истории, о достижениях и героях, о красоте природы и богатстве культуры. Необходимо научить детей видеть не только проблемы, но и потенциал своей страны, вера в будущее, надежда на улучшение - это важные составляющие патриотического чувства. Классик педагогики К.Д. Ушинский точно подметил: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства». Это утверждение особенно актуально в контексте воспитания патриотизма. Мы не должны нагружать детей негативом, сеять зерна пессимизма и отчаяния. Задачей воспитателя является формирование позитивного образа Родины, воспитание любви к ней, не через навязывание идеологии, а через показ конкретных примеров добрых дел, через рассказы о героях и достижениях, через приобщение к культуре и истории своей страны. Важно воспитать чувство причастности к общей истории, к общему делу созидания и процветания своей Родины. Это должно стать не просто словами, а реальным опытом, который будет сопровождать ребёнка всю жизнь.
Мы ставим перед собой задачи:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Воспитание уважения к труду;
- Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- Формирование элементарных знаний о правах человека;
- Расширение представлений о городах России;
- Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- Развитие чувства ответственности, гордости за достижения страны;
- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности воспитателя с детьми.
Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по следующим направлениям:
1. Методическое сопровождение.
2. Работа с детьми.
3. Работа с родителями.
Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:
1. Знакомство с родным городом, его историей.
2. Знакомство с родным краем и Россией.
3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.
4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.
5. Знакомство с государственной символикой города, страны.
Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно – патриотическом воспитании, в своей работе мы должны использовать новейшие методики и технологии для решения этой важной задачи. Причем такие технологии, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Говоря об инновационных технологиях в нравственно- патриотическом воспитании, прежде всего, хочется подчеркнуть – это:
- квест - игра,
- интерактивная технология,
- проектные технологии,
- музейная педагогика,
- тематические акции совместно с информационно – компьютерными технологиями.
Поэтому воспитание патриотизма – это долгосрочная и многогранная работа, требующая системного подхода и внимания со стороны всего общества. Только взаимодействие семьи, ДОО и общества может гарантировать эффективность этого важнейшего процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО»
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Большое внимание необходимо уделять развитию эмоциональной сферы дошкольни...

Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
Педагогические условия организации деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию включают в себя следование принципу «от простого к сложному», эмоциональную насыщенность предлагае...

Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

Консультация для педагогов «Современные подходы к художественно-эстетическому воспитанию дошкольников»
laquo;Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: че...

Консультация для родителей "Современные подходы к Гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников"
Консультация для родителей "Современные подходы к Гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников"...
Консультация для педагогов «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
Консультация для педагогов "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"...
