«Приемы, которые сделают занятия интересными и помогут решить задачи Федеральной образовательной программы дошкольного образования».
методическая разработка
Расширить и обогатить представления воспитателей о требованиях федеральной образовательной программы дошкольного образования к организации образовательной деятельности с детьми.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приемы, которые сделают занятия интересными и помогут решить задачи Федеральной образовательной программы дошкольного образования».
Руководитель РМО Малаева А.Ю. 24.11.2023 года.
Цель: расширить и обогатить представления воспитателей о требованиях федеральной образовательной программы дошкольного образования к организации образовательной деятельности с детьми.
Занимательное и интересное для детей дело, которое их развивает, – так определяет занятие ФОП ДО. Оно может быть в виде образовательных и проблемно-обучающих ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, творческих и исследовательских проектов и т. д. Педагог это решает самостоятельно. Занятие не регламентирует образовательный процесс. Главное, чтобы в рамках времени, которое отведено на совместную с детьми деятельность, педагог учитывал их интересы, желания, образовательные потребности. На первый взгляд, все это знакомо, но федеральная образовательная программа мотивирует искать баланс между дидактикой и базовыми дидактическими принципами и строить занятия по-новому.
Определяйте ЦЕЛЬ как для себя, так и для детей (мотивацию)
У любого занятия должны быть цели. Например, научить детей чему-то новому, отработать какие-то навыки или закрепить знания. Это педагогическая цель – то, что хочет получить в конце педагог. Важно, чтобы педагог не брал бездумно готовую формулировку цели из методических пособий, а мог связать ее с задачами ФГОС ДО, федеральной образовательной программой, конкретным направлением развития детей – образовательной областью, конкретизировать с учетом ОП ДО детского сада. Это нужно для того, чтобы понимать, чему именно и как учить воспитанников конкретной возрастной группы.
Если работа с детьми в детском саду строится на основе комплексно-тематического плана, то педагог должен учитывать утвержденную тематику занятий. Нужно заранее посмотреть, через какую тему предстоит решать задачи и добиваться цели, которую наметили.
После того как педагог определился с педагогической целью, он может переходить к фронтальной работе с детьми. Но тут возникает проблема: зачем детям делать то, что им предлагает педагог? Ведь любая деятельность на занятии, даже детская, не может быть без цели. То есть у воспитанников должен быть внутренний мотив деятельности.
Пример
У педагога по плану занятие по лепке, на котором он предлагает детям слепить котенка из пластилина. Педагогическая цель – научить воспитанников лепить животное из шара. Это то, что нужно взрослому, но не ребенку. Согласно методике проведения занятия, педагог должен объяснить воспитанникам, как делать, потом показать действия, потом повторить и закрепить. Но этого недостаточно для успешного занятия. Важно, чтобы дети поразмышляли, и у них возник внутренний мотив деятельности. Для этого педагог может сначала задать вопрос «Как бы нам превратить этот шарик пластилина в животное?». Затем важно выслушать ответы детей и обобщить их. При этом педагог не должен забывать про свою педагогическую цель. Далее можно перейти к показу и предложить детям попробовать слепить котенка или того, кого они захотят. В этом случае педагог взаимодействует с детьми на равных, как партнер, и у них появляется выбор. Когда у детей есть выбор, значит, педагог создал условия для инициативных действий воспитанников, поддержал их инициативу. Дети и поговорили, и подумали, и сами решили, кто кого слепит.
Современный подход к организации занятий предусматривает два субъекта совместной деятельности – это дети и взрослый, у которых должны быть свои цели на занятии. Если сформулировать свою, педагогическую, цель у педагогов обычно не составляет труда, то определить детскую цель – это уже задача со звездочкой. Часто педагоги о ней не задумываются, и это большой минус.
1. | Опирайтесь на опыт детей | Прежде чем рассказывать о чем-то, выясните, знает ли кто-нибудь из детей то, о чем вы собираетесь вместе размышлять. Обычно в группе всегда найдется продвинутый сверстник, который станет вашим помощником в «объяснениях по теме». Это поможет эмоционально увлечь детей, ведь они вспомнят свой личный опыт. Например, вначале занятия спросите, каким интересным дети любят заниматься. Они начнут вспоминать и рассказывать о своих любимых делах дома и в детском саду. Так вы быстро расположите всех детей к себе и настроите на продолжение интересного дела. |
2.
| Задавайте детям вопросы | Вопросы – главный помощник в коммуникации. Они могут быть разными: проблемными, уточняющими, открытыми, утвердительными, ТРИЗовскими и т.п. Задавайте детям вопросы, которые подразумевают неодносложные ответы. Например: «Почему так случилось? А что тогда надо сделать? «А зачем нам это? Как это осуществить?». Это позволит быстро перейти к заявленной теме занятия и следующему этапу. Продолжайте задавать разные типы вопросов на любом этапе занятия. Так вы выявите степень погружения детей в ситуацию и понимания материала. Но не берите на себя доминирующую роль «задавателя вопросов», а тактично и чутко поддерживайте любое желание детей самим задавать вопросы. |
3. | Принимайте любые ответы детей | Педагогу должны быть важны любые ответы детей., даже самые фантастические, без детской боязни ошибиться или ответить неправильно. На основе их ответов размышляйте вместе с детьми, почему то или иное предложение вы сейчас реализовать не сможете, сто нужно подготовить для этого или, может быть, «на данном этапе развития мира» это вообще невозможно осуществить. Помните, что разнообразие ответов детей бывает велико так же, как и вполне логичное обоснование с их точки зрения. |
4. | Удивляйте и искренне удивляйтесь | На протяжении всей совместной деятельности не переставайте удивлять предметом, фразой, вопросом, ситуацией и искренне удивляться тому, как дети отвечают, рисуют, экспериментируют, предлагают, взаимодействуют друг с другом.. Это создает у них ситуацию успеха. Не бойтесь сказать, что то-то не знаете или у вас что-то не получилось. Это дает им право на ошибку. Если видите на занятии нерешительного молчаливого ребенка, который все время боится сделать что-то не так, подыграйте. Скажите, что у вас тоже что-то не получается, например, лодка из пластилина. Таким признанием, который прозвучит как бы невзначай, вы поможете ребенку ненадолго побороть свою неуверенность |
5. | Будьте гибкими и мобильными | Все мы разные, и ситуации, даже н хорошо подготовленном занятии, могут случиться непредсказуемые. Поэтому очень важно «поворачиваться» за ходом мыслей детей и их предложений, создавать условия для реализации всех их замыслов. Например, если на занятии кто-то из детей начинает вслед за вами что-то придумывать свое – поддержите эту инициативу. Если кто-то из детей на занятии пробует как-то по-своему экспериментировать с предметами, а не так, как предложили это сделать вы, - привлекайте внимание остальных к его изобретению. У детей будет выбор – попробовать делать так же, как сверстник, или как предложил педагог |
6. | Не будьте статичны | Организовывайте смену детских видов деятельности с учётом того общеизвестного факта, что дошкольники – самые непроизвольные и непосредственные люди на земле. Это целесообразно еще и с точки зрения здоровьесбережения. Но нагромождать занятие частой сменой месторасположения детей и их видов деятельности тоже не стоит. Ведь в этом случае не может быть и речи об инициативе детей, их самостоятельном выборе. Кроме того, пострадает речевая и мыслительная активность, а познавательная ценность занятия будет стремиться к нулю. То есть вы просто не успеете задать им вопросы и услышать ответы. |
7. | Завершайте занятие вопросами | Ещё на этапе планирования занятия полезно задавать себе вопрос: «А зачем всё это детям?». Поэтому в заключение будет интересно порассуждать с воспитанниками о следующем: Какая польза от того, что мы сегодня узнали? Как можно это использовать в повседневной жизни? Что и кому мы расскажем или покажем? Кому сегодня было интересно или не очень, трудно или легко и т.п. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по результатам внутреннего аудита соответствия Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад с. Заветное» обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной образовательной программе дошкольного образования.
Аналитическая справкапо результатам внутреннего аудита соответствия Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад с. Заветное» обязательному минимуму содержания, заданному в Федерал...

Родительское собрание в 1 младшей группе "Начало учебного года. Знакомство с целями и задачами ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Родительское собрание...
Что такое ФОП ? (Федеральная образовательная программа дошкольного образования, Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.1.2022г. № 1028 "Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования"), предоставлением пла
Что такое Федеральная образовательна программа дошкольного образования?Федеральная программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят:- федеральная рабочая программа в...
Секционные занятия для воспитателей «Внедрение в образовательный процесс ДОУ единой федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО ): единые базовый объем и содержание ДО, новые технологии, способы" - 2023,
Цель ФОП ДО— создать единое «образовательное пространство» с учетом национального колорита и нравственно-духовных ценностей разных народов России, чтобы дошкольники и...

Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательных программ: дошкольного образования, адаптированной программы
Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательны...
Федеральная образовательная программа дошкольного образования: задачи, структура, содержание
Статья 12 Закон об образовании РФ.• Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с фе...

