«Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ как эффективное условие полноценного развития личности ребенка в рамках реализации ФОП»
статья

Мосейчук Галина Юльевна

Первое условие индивидуализации образовательной деятельности с детьми -   создание развивающей среды, которая бы стимулировала активность детей.

Развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ как эффективное условие полноценного развития личности ребенка в рамках реализации ФОП»

Понятие «Индивидуализации».

  Развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой, интегрированной.

 ФГОС дошкольного образования – это ориентация на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка дошкольного возраста.

Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста.

Под индивидуализацией понимается процесс раскрытия индивидуальности ребенка в специально организованной образовательной среде. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения всех детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество.

Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка. Это обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения.

Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.

Первое условие индивидуализации образовательной деятельности с детьми -   создание развивающей среды, которая бы стимулировала активность детей.

В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования.

Пространство дошкольного учреждения - это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития воспитанника. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.

Индивидуализация развивающей предметно - пространственной среды обеспечивает:

  • развитие общения
  • развитие любознательности
  • развитие инициативности
  • развитие самостоятельности
  • развитие творчества

Основные задачи построения ППРС по принципу индивидуализации:

  1. Создание единой предметно – пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творчество, ответственность, фантазию, изобретательность.
  2. Эстетизация и модернизация пространства детского учреждения с учетом требований современного дизайна и компетентностей педагогов ДОУ.

Некоторые элементы индивидуализированной развивающей предметно-пространственной среды:

  • Личное пространство для каждого ребёнка. Это создаёт у него чувство стабильности и защищённости. 
  • Зонирование пространства. В группе должны быть уголок уединения, центр эмоциональной разгрузки или сенсорный уголок. Дизайн и наполнение нужно продумывать с учётом возраста детей и их интересов. 
  • Место для продуктов детской деятельности. Важно наполнить среду различными играми и игровыми атрибутами, которые способствуют инициативности, самореализации, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости. 
  • Использование детских работ. Наблюдая реальное применение своим поделкам, конструкциям, рисункам в оформлении группы, ребёнок ощущает значимость своего труда. 

Индивидуализированная предметно-пространственная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей социальных навыков, таких как инициативность, самостоятельность, творчество. 

Предметно-пространственная среда и игровая среда в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО должна иметь отличительные признаки, а именно:

  • для детей третьего года жизни - это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;
  • для детей четвертого года жизни - это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными атрибутами;
  • для детей пятого года жизни, необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться;
  • для детей шестого и седьмого года жизни важно предложить детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т.д.

Необходимо отметить, что с учетом взросления (развития) детей предметно-пространственная и игровая среда определяется воспитателем с учетом интересов детей.

В младшем возрасте, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют ее с точки зрения своих интересов.

Задача для педагога заключается в том, как все это устроить в ограниченном пространстве группового помещения, т.к. нет однозначного соответствия между видом культурной практики и материалом.

Многие материалы полифункциональные. Они могут использоваться как   для игровой деятельности,  так и  для продуктивной, так и для исследовательской деятельности.

По характеру действий в пространстве условно можно разделить на три функциональных пространства:

1. «Спокойное» функциональное пространство - пространство для спокойной деятельности детей.

2. «Активное» функциональное пространство - пространство для деятельности, связанной с интенсивным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.

3. «Рабочее» функциональное пространство - пространство для художественно-эстетической и познавательной деятельности и т.п.

В соответствии с возрастными особенностями можно определить примерные перечни игровых уголков:

Пример:

«Старшая группа»

«Спокойное» пространство: книжный центр

«Активное» пространство: центр театрализации, спортивный центр, уголок дежурств, музыкальный центр.

«Рабочее пространство»: центр ручного труда и ИЗО, центр природы, центр экспериментирования.

Вывод: индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребёнка, но и показателем профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, педагогу необходимо учитывать не только особенности развития каждого ребёнка, но и определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника: консультант, наблюдатель, помощник или соучастник.

Основная характеристика такой среды: 

  • обеспечение разнообразия форм и содержания образования;
  • предоставление ребёнку возможности выбора средств и форм активной деятельности. 

Индивидуализированная предметно-пространственная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей социальных навыков, таких как инициативность, самостоятельность, творчество.

Полезная Литература:

  1. Л.В. Михайлова-Свирская «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста» - М.: Просвещение, 2015
  2. МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА Пособие для воспитателей и заведующих. Под редакцией Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. Допущено Министерством образования Российской Федерации. Москва; ЗАО "Элти-Кудиц",2003
  3. С.Л. Новоселова. Развивающая предметная среда: метод, рекомендации / С. Л. Новоселова. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. — 64 с.
  4. Полякова, М. Особенности организации предметно-пространственной среды / М. Полякова // Дошкольное воспитание. — 2006. -№ 11. - С. 43-51.
  5.  Полякова, М. Н. Как сделать среду группы развивающей: советы воспитателю / М. Н. Полякова // Детский сад: теория и практика. — 2015. — № 10. — С. 7—19.
  6.  Полякова, М. Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ: метод, рекомендации / М. Н. Полякова. — М.: Центр педагогического образования. — 2008. — 96 с.
  7. Концепция построения предметно-развивающей среды. / Под ред. В. А. Петровского. М., 1993. С.61.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребенка

Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя...

Семинар для педагогов «Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребенка»

Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам р...

Консультация «Индивидуализация развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка»

   В связи с изменениями в современном обществе, экономическими и социальными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность его качества. В связи с этим, основная ...

Консультация для воспитателей: «Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребенка»

Цели консультации:- Понять значение индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды для развития детей в дошкольной образовательной организации.- Изучить основные подходы к индивидуализа...

«Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка»

laquo;Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка»...