Педсовет Нетрадиционные техники ИЗО
презентация
Презентация к педагогческому совету педагогов дошкольной образовательной организации по теме: Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Идея использования нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности не является новой и необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции "творца". Современная массовая "школа" еще сохранила нетворческий подход к усвоению знаний. Часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Изобразительная деятельность в современных исследованиях трактуется как одна из форм художественного освоения ребенком окружающей действительности, в процессе которой он при помощи художественных средств отображает мир. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. В современной теории и практике дошкольного образования изобразительная деятельность рассматривается как наиболее доступное средство, представляющее детям дошкольного возраста широкие возможности для полного и осмысленного выражения впечатлений об окружающей жизни, переживаний, проявления своей непосредственности и эмоциональности. Художественная деятельность развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Основные техники изобразительной деятельности Техника – это совокупность приемов, приспособлений и материальных средств, используемых для осуществления процесса производства и получения наилучшего результата. В изобразительном же искусстве под техникой (от греч. technike – искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Однако техника понимается и более узко: как прямой, непосредственный результат работы художника со специальным материалом и инструментом (отсюда выражение: техника масляной живописи, акварели, гуаши и пр.). Педагогу необходимо научить детей технике так, чтобы они могли свободно ею распорядиться при решении любой задачи, наиболее полно выразить в работе свои впечатления об окружающей жизни. В детском саду нужно сразу же в доступных пределах формировать правильную технику рисования у всех детей, чтобы потом не пришлось переучивать. Показ взрослого выступает перед ребенком как образец действия, которому нужно следовать и усвоить который дети могут только благодаря обучению различным техникам изобразительной деятельности. Если дети неправильно держат карандаш – щепотью, в кулаке, скрюченными пальцами, то рука быстро устает, изображение искажается. И как результат – неудовлетворенность, огорчение, потеря интереса. В лепке же необходимо развивать такие движения рук, которые позволяли бы детям преобразовывать комок глины, пластилина, получать из него разнообразные формы, создавать изображения. Дети постепенно овладевают техникой лепки - отщипыванием маленьких комочков глины от большого, скатыванием прямым движением (палочки, цилиндры и т.п.), кругообразными движениями (шарики, ягодки, мячи и т.д.), расплющиванием, вытягиванием, вдавливанием и пр. На занятиях аппликацией необходимо, чтобы дети постепенно овладевали техникой складывания изображений из частей и наклеивания их, а главное, владели бы техникой самостоятельного вырезывания формы предметов, идет развитие колористического чувства и композиционных навыков у детей, так как перед наклеиванием можно попробовать по-разному расположить вырезанные фигуры и выбрать наилучший вариант их размещения
Использования нетрадиционных изобразительных техник Термин нетрадиционный можно рассмотреть как «не являющийся традиционным», «связанный с отступлением, отказом от традиций», «свежий», «новаторский». Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться . Положительное отношение к использованию нетрадиционных изобразительных техник сложилось не сразу. В 90-е годы XX века отмечается большой интерес со стороны педагогов к использованию разнообразных изобразительных техник. Это обстоятельство объясняется тем, что именно в это время активно изменяется система образования в России, появляются новые вариативные педагогические программы и технологии. В настоящее время такие техники, как граттаж , монотипия, рисование сангиной, которые когда-то были нетрадиционными становятся традиционными. Современность той или иной техники рассматривается по критерию применения, использования в работе с дошкольниками, в настоящее время. Использование разнообразных нетрадиционных техник развивает творческий потенциал детей. Педагогу же разнообразие изобразительных техник позволяет ставить перед детьми новые задачи, и стимулировать творческую активность. К тому же нетрадиционные техники развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность и самое главное- уверенность в себе. У детей возрастает интерес к изобразительной деятельности. Исследователи указывают на то, что использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности способствует ослаблению возбуждения у слишком эмоционально расторможенных детей. Так М. И. Чистякова отмечает, что нетрадиционные техники увлекают детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредоточивается. Зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольника.
Основным условием эффективного использования разнообразных изобразительных техник в работе с детьми выступает знания педагога по данному вопросу
Перечень нетрадиционных техник, используемых в работе дошкольных учреждений не отличается разнообразием. Лыкова И.А. дает следующие рекомендации по использованию нетрадиционных техник. В средней группе добавляется: рисование свечой. В подготовительной группе к техникам характерным для старшей дошкольной группы добавляется целая группа новых более сложных, таких как: Тиснение, Тычок жесткой полусухой кистью, Рисование по сырому, Черно-белый граттаж , Кляксография с ниткой, Батик, Рисование солью, Расчёсывание краски, Двойное примакивание кисти.
Наиболее известные виды нетрадиционных художественно–графических техник, представляет А.В. Никитина. Она рекомендует живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения. С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: - рисование пальчиками; - оттиск печатками из картофеля; - рисование ладошками. Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: - тычок жесткой полусухой кистью; - печать поролоном; - печать пробками; - восковые мелки + акварель; - свеча + акварель; - отпечатки листьев; - рисунки из ладошки; - рисование ватными палочками; - волшебные веревочки. В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники.
Техника «Рисунок на гипсе» Для работы используется медицинский или строительный гипс. Он дает возможность изготовить фигурки барельефы. Для начала детей обучают, как следует замешивать гипс, из которого можно изготовить фигурки или барельефы. После того как поделка застыла, ребенок достает ее из формы и раскрашивает. Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объемному способу изображения предметов. Вылепленные предметы являются как бы маленькими копиями настоящих вещей, их можно использовать в игре как заместители окружающих предметов. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Даже пейзаж воспринимается ими "как настоящий", если вылеплен, а не нарисован.
Техника «Аппликация» Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу без клея. Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, украшений праздничных и других костюмов, оформление стенгазет, стендов, выставок, помещений детского сада), но и в создании картин, панно, орнаментов и т. д.
Итоги, выводы В настоящее время в ДОУ используется относительно небольшой спектр нетрадиционных техник. А те, которые применяются в работе с детьми, используются не систематически. В образовательном процессе современных образовательных учреждений нетрадиционные техники используются недостаточно в силу ограниченности изобразительных материалов. Недостаточная осведомлённость педагогов выражается в недостаточной подготовке к занятиям и кружковой работе по изобразительной деятельности. Подготовка должна пониматься не только как ознакомление педагогов с методическими рекомендациями или готовыми конспектами, воспитателю необходимо творчески подходить к подготовке используемых материалов и выбору изобразительных техник, которые будут в большей степени соответствовать возрастным особенностям детей и задачами полного раскрытия образа и замысла изображения. Недостаточность знаний педагогов по вопросу использования нетрадиционных изобразительных техник в работе с детьми ведет за собой недостаточность овладения техниками педагогами. А современные пособия для педагогов не содержат в себе подробной информации о возможностях использования разнообразных техник изобразительного творчества в работе с дошкольниками, именно это обстоятельство является причиной невысокого уровня квалификации педагогов в данном вопросе. Большое разнообразие изобразительных техник дает возможность их применения во всех видах изобразительной деятельности дошкольников. От педагога, от его заинтересованности, зависит, насколько эффективным будет использование нетрадиционных техник в практике работы с детьми. Педагоги должны обеспечить ребенку свободу творческого развития, что невозможно без внедрения в практику работы как можно большего числа нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, а это возможно только при условии, если педагоги будут уделять изобразительной деятельности как виду образовательной деятельности больше внимания, уголки для самостоятельной художественной деятельности будут оснащаться необходимыми материалами, как требует того современное образование дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете по нетрадиционным техникам рисования
Влияние нетрадиционных техник рисования на дошкольника. Техники рисования, которые на мой взгляд наиболее приемлемы к применению в дошкольном образовании....
доклад на педсовет " нетрадиционные техники рисования, способствующие развитию творческого воображения"
в докладе освещаются нетрадиционные техники рисования...

Педсовет на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельно...

Выступление на педсовете "Нетрадиционные техники рисования"
Представлен опыт работы по нетрадиционным техникам рисования детей в средней группе....

Выступление на педсовете "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с ОВЗ"
Доклад подготовлен на основе собственнго педагогического опыта...
Выступление на педсовете "Нетрадиционные техники рисования в ДОУ"
Выступление на педсовете "Нетрадиционные техники рисования в ДОУ"...
Презентация на педсовет "Нетрадиционные техники рисования в ДОУ"
Презентация на педсовет "Нетрадиционные техники рисования в ДОУ"...
