Заявка Апробация и проектирование содержания образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В.Воскобовича
методическая разработка
Материалы региональной инновационной площадки "Содержание и организация образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада с использованием вивающих игр В.Воскобовича.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Заявка на присвоение статуса инновационной площадки
ГБОУ ДПО НИРО
Тема: Содержание и организация образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада с использованием развивающих игр В. Воскобовича.
Цель: проектирование и апробация содержания образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича.
Задачи:
- Разработать пакет локальных актов, регламентирующих инновационную деятельность ДОО.
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу и программно-методическое обеспечение по направлению инновационной деятельности.
- Проанализировать имеющийся опыт и проблемы организации работы ДОО на начало инновационной деятельности.
- Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада с использованием развивающих игр В. Воскобовича.
- Разработать или адаптировать имеющийся в образовательной практике диагностический инструментарий оценки эффективности реализации образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада с использованием развивающих игр В. Воскобовича.
- Актуализировать развивающую предметно-пространственную среду, материальное обеспечение реализации содержания образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада с использованием развивающих игр В. Воскобовича, в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП.
- Разработать модель реализации образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича.
- Разработать и подготовить к публикации методическое пособие по проектированию и реализации содержания образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича.
- Обеспечить трансляцию опыта проектирования и реализации содержания образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича в образовательной практике инновационных ДОО.
Сроки деятельности инновационной площадки:2023-2026 гг.
Научно-методическое руководство:
Киселев В.В. – ст. преподаватель кафедры дошкольного образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»;
Парунина Л.В. – руководитель методического отдела ООО «Разивающие игры Воскобовича», канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»;
Макарова М.А. – педагог-психолог высшей квалификационной категории компании «Ориентир детям», тьютор компании ООО «Разивающие игры Воскобовича», УМЦИО.
Участники инновационной деятельности: творческая группа педагогов и дети ДОО МКДОУ Владимирского детского сада «Ручеек» Воскресенского муниципального округа Нижегородской области.
Актуальность инновационной идеи:
Разновозрастные группы в дошкольном образовании существовали всегда. В большинстве случаев, в ДОУ практикуется создание одновозрастных групп, но детские сады в сельской местности, где мало детей, и городские сады в летний период вынуждены формировать группы смешанного типа. Дети одного возраста имеют близкое психофизическое развитие, у них одинаковый режим дня, они занимаются по одной программе, поэтому организовать деятельность такой группы проще.
Для развития дошкольников имеет значение не сам факт посещения разновозрастных групп, а качественные особенности таких групп: величина разницы в возрасте между старшими и младшими детьми, соотношение старших и младших, разница в уровне развития между старшими и младшими, тип отношений между детьми и стиль педагогического взаимодействия. Просто формальный возрастной состав группы автоматически не обеспечивает развивающего эффекта. Иными словами, для создания условий развития дошкольников в детском саду недостаточно собрать детей разного возраста в одной группе, необходимо объединять в разновозрастные группы детей с ощутимой разницей в возрасте и выстраивать между ними отношения сопричастности и сотрудничества.
И хотя есть исследования, говорящие о преимуществах нахождения ребёнка в разновозрастной группе, отношение воспитателей к работе с ними не всегда однозначное. От педагога требуется учитывать особенности развития и организации учебно-воспитательного процесса для детей всех возрастов. Он должен так запланировать свою деятельность, чтобы каждый ребёнок в группе получал стимул в своём развитии. Всё это требует дополнительных усилий и знаний от воспитателя, затрат собственного времени.
Работа педагога в разновозрастных группах сопряжена с дополнительными трудностями, связанными с необходимостью одновременно учитывать потребности детей разного возраста, распределять внимание между старшими и младшими детьми. Стиль педагогического взаимодействия определяет характер отношений между детьми в разновозрастных группах. Таким образом, педагог своими действиями может как убрать возможные риски и усилить развивающий эффект разновозрастного взаимодействия, так и усугубить негативные отношения между старшими и младшими детьми. Поэтому необходимо разрабатывать программы профессионального развития для педагогов, работающих в разновозрастных группах, устраивать профессиональные обсуждения особенностей организации разновозрастных групп с участием исследователей и практиков.
Развивающие игры В. Воскобовича объединены в рамках технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры». Ключевыми особенностями технологии, которые позволят спроектировать и реализовать образовательный процесс в разновозрастных группах, выступают:
- Широкий возрастной диапазон участников игр: с одной и той же игрой могут заниматься дети раннего возраста, 7 лет. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
- Многофункциональность развивающих игр: с одной стороны, с помощью одной игры можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. С другой стороны, одну задачу можно решить с помощью разных игр. Незаметно для себя ребенок осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учится считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение; учится сопереживать героям сказки, делать нравственный выбор.
- Вариативность: в рамках одной игры можно усложнять задачу для каждого ребенка, ориентируясь на зону ближайшего развития, каждая игра предполагает множество вариаций ее проигрывания, возможность придумывания все новых и новых способов занятий с ней. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
Закон «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы и «Стратегия развития воспитания до 2025 года», Федеральная образовательная программа устанавливают целевые ориентиры развития системы дошкольного образования в РФ: создание механизма её устойчивого развития, обеспечение соответствия вызовам XXI века, требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Вышеперечисленные документы ориентируют на проектирование в ДОУ образовательного процесса, закладывающего основы личности, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. Этого можно достичь посредством развивающих игр, так как потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской активности, направленной на познание окружающего мира. Достижение данных ориентиров должно быть осуществлено в обязательном порядке, даже в условиях разновозрастных групп.
Практическая значимость инновационной идеи:
Практическая значимость заключается в создании эффективной модели реализации образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича, создание методических разработок, формулировка предложений по распространению и внедрению опыта в массовую практику.
Ожидаемые результаты деятельности инновационной площадки:
- Пакет локальных актов, регламентирующих инновационную деятельность ДОО.
- Аналитические материалы по результатам анализа психолого-педагогической и методической литературы по теме инновационной деятельности.
- Оптимальный уровень профессиональной компетентности педагогов по проблемам в рамках темы инновационной деятельности.
- Диагностический инструментарий для оценки эффективности реализации образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада с использованием развивающих игр В. Воскобовича.
- Созданная развивающая предметно-пространственная среда, в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП, актуальное материальное обеспечение реализации образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада с использованием развивающих игр В. Воскобовича.
- Сценарии занятий в разновозрастных группах детского сада с использованием развивающих игр В. Воскобовича.
- Методическое пособие по проектированию и реализации содержания образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича.
- Наличие публикаций и выступлений по теме инновационной деятельности.
Социальные эффекты реализации инновационной деятельности:
1. Методическое пособие по проектированию и реализации содержания образовательного процесса в разновозрастных группах с использованием развивающих игр В. Воскобовича в системе дошкольного образования будет способствовать более эффективному достижению образовательных результатов ДОО.
2. Профессиональная компетентность педагогов в области реализации образовательного процесса в разновозрастных группах позволит вывести дошкольные образовательные организации на новый качественный уровень в области оказания образовательных услуг и улучшить имидж детского сада.
3. Создание качественно нового образовательного пространства и обеспечение перспективности образования за счет внедрения модели реализации образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича.
Тиражирование и внедрение результатов инновационной деятельности:
1. Представление основных направлений инновационной деятельности на официальном сайте ДОО.
2. Участие в конкурсах и выступления на конференциях по проблемам инновационной деятельности.
3. Публикации по теме инновационной деятельности.
4. Использование практического материала, полученного в ходе инновационной деятельности при проведении семинарских и практических занятий курсов повышения квалификации руководителей и педагогов системы дошкольного образования.
Краткое описание инновационного потенциала организации – соискателя:
В МКДОУ Владимирском детском саду «Ручеек» созданы необходимые условия для инновационной деятельности: информационное обеспечение, программное обеспечение, материально-техническое обеспечение, кадровое обеспечение.
В ДОУ сформировался творческий, стабильно работающий коллектив педагогов-единомышленников с ориентацией на профессионально-личностное совершенствование, мотивированных на качественное выполнение своих должностных обязанностей и заинтересованных в результатах своей деятельности.
Все педагоги имеют педагогическое образование (высшее и среднее профессиональное). Значительная часть коллектива – это педагоги с первой и высшей квалификационными категориями, имеющие опыт работы в муниципальных методических площадках. Все педагоги владеют цифровыми образовательными технологиями. Педагоги самостоятельно создают презентации, видео - продукты для воспитанников и родительской общественности (видео занятия, мастер-классы). Педагоги заинтересованы в повышении качества образовательных услуг в детском саду, поддержании имиджа учреждения.
Все рабочие места педагогов оборудованы ноутбуками, принтерами. В группах имеются мультимедийные проекторы.
Частично приобретен программно-методический и дидактический материал по технологии В.В.Воскобовича. Используя данную технологию, 1 педагог защитился на первую категорию и 1 педагог стал лауреатом муниципального конкурса «Воспитатель года».
Детский сад имеет опыт в участии в муниципальных площадках:
- С 2019 года на базе ДОУ действовала муниципальная методическая площадка «Разработка и апробация модели взаимодействия с социальными партнерами на основе проектной деятельности». Данная площадка имеет положительный результат работы.
Педагогический коллектив МКДОУ Владимирского детского сада «Ручеек» является постоянным участником и неоднократным победителем и призером конкурсов разного уровня:
Муниципальный уровень:
- Призовые места и места победителей в муниципальных конкурсах «Первые шаги», «В мире поэзии», «Перспектива», «Воспитатель года», «Кроха», «Я познаю мир» и др.
Региональный уровень:
Призовые места и места победителей в областных конкурсах: «Моя профессиональная карьера», чемпионат «BabySkills»,региональный конкурс лучших практик внедрения бережливых технологий и др.;
Всероссийский уровень:
Призовые места и места победителей во Всероссийских конкурсах: «Воспитатель года России – 2018» (10 место в Нижегородской области), «Мир любуется зимой», «Альманах воспитателя», «Эколята – защитники Природы», «9 мая – День Великой Победы», акция по сбору макулатуры «Миллион Родине», «Семья, Родина и я», детский оздоровительный конкурс «Малыши против простуды и гриппа – 2022».
Календарный план реализации инновационной деятельности
№ п/п | Направление деятельности | Содержание деятельности | Ответственные | Образовательные продукты (результаты) |
1 этап (теоретико-проектировочный), сентябрь 2023 г. – май 2024 г. | ||||
Проектировочное | Разработка нормативной базы инновационной деятельности | Научный руководитель, руководитель инновационной деятельности ДОО | Пакет документов локальной нормативно-правовой документации, регламентирующих инновационную деятельность ДОО | |
Проектировочное | Заключение партнерских соглашений с социальными партнерам | Руководитель инновационной деятельности ДОО | Договоры | |
Практическое | Комплектование творческой группы. Представление и обсуждение на педагогическом совете программы инновационной деятельности | Научный руководитель, руководитель инновационной деятельности ДОО | Приказ о творческой группе. Выписки из протоколов заседаний педагогического совета, творческой группы | |
Проектировочное | Разработка плана мероприятий инновационной деятельности | Научный руководитель, руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО | План мероприятий | |
Аналитическое | Анализ психолого-педагогической литературы и методического обеспечения по направлениям инновационной деятельности. Анализ программных продуктов по направлению инновационной деятельности | Научный руководитель, руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО | Аналитическая справка | |
Мотивационное | Повышение профессиональной компетентности руководителей и педагогов по вопросам реализации образовательного процесса в группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича | Научный руководитель, руководитель инновационной деятельности ДОО | Документы о повышении квалификации | |
Проектировочное | Разработка диагностического инструментария по направлениям инновационной деятельности | Научный руководитель, творческая группа педагогов ДОО | Диагностический инструментарий | |
Проектировочное | Актуализация образовательной среды, материальное обеспечение ДОО | Руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО | Оснащение образовательной среды | |
Аналитическое | Анализ результатов работы детского сада по направлению инновационной деятельности. Анализ кадрового потенциала. Анализ материальной обеспеченности ДОО. Анализ проблем организации работы ДОО | Руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО | Аналитическая справка | |
Проектировочное | Разработка модели реализации образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича | Научный руководитель, руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО | Модель цифровой образовательной среды ДОО | |
2 этап (практический), сентябрь 2024 г. – май 2025 г. | ||||
Информационное | Представление и утверждение на педагогическом совете модели реализации образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича | Руководитель инновационной деятельности ДОО | Протокол заседания педагогического совета | |
Практическое | Организация апробации и внедрения модели реализации образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича | Руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО | Аналитическая справка | |
Проектировочное | Разработка технологических карт, конспектов занятий в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича | Научный руководитель, руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО | Технология проектирования цифровой образовательной среды ДОО | |
Практическое | Приобретение пособий для внедрения модели образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича | Руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО | Отчет | |
Практическое | Реализация форм взаимодействия с социальными партнерами | Руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО | Отчеты | |
Информационное | Информационное сопровождение сайта по теме инновационной деятельности | Руководитель инновационной деятельности ДОО | Контент сайта | |
3 этап (обобщающий), сентябрь 2025 г. – май 2026 г. | ||||
Аналитическое | Представление и утверждение на педагогическом совете модели реализации образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича | Руководитель инновационной деятельности ДОО | Протокол заседания педагогического совета | |
Практическое | Организация апробации и внедрения модели образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича | Руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО | Аналитическая справка | |
Практическое | Мониторинг результатов внедрения модели образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича | Творческая группа педагогов ДОО | Отчет о результатах мониторинга | |
Аналитическое | Проведение итогового педагогического совета. Обсуждение результатов инновационной деятельности | Руководитель инновационной деятельности ДОО | Отчет о результатах деятельности. Информация на сайте | |
Проектировочное | Разработка и корректировка методических материалов по теме инновационной деятельности | Научный руководитель, руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО | Методические рекомендации по технологии проектирования цифровой образовательной среды ДОО | |
Аналитическое | Анализ материалов для методических и практических рекомендаций, планируемых к разработке в рамках программы инновационной деятельности | Научный руководитель, руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО | Алгоритм описания (презентации) инновационного опыта | |
Практическое | Оформление статей, публикаций участников инновационной площадки в профильных изданиях и сборниках материалов конференций | Научный руководитель, руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО | Публикации | |
4 этап (внедренческий), сентябрь 2025 г. – май 2026 г. | ||||
Практическое | Участие в конкурсах, выступления на конференциях, мероприятиях разного уровня | Научный руководитель, руководитель инновационной деятельности ДОО | Мастер-классы, открытые мероприятия, практико-ориентированные семинары | |
Практическое | Подготовка к публикации методического пособия по проектированию и реализации содержания образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича. | Научный руководитель, руководитель инновационной деятельности ДОО | Методические рекомендации | |
Практическое | Проведение презентации методических рекомендаций по проектированию и реализации содержания образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича. | Научный руководитель, руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО | Презентация инновационной площадки | |
Практическое | Проведение семинаров для руководителей и педагогов ДОО в муниципальном округе и на курсах повышения квалификации воспитателей и руководителей ДОО | Научный руководитель, руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО | Методические материалы | |
Руководитель образовательной организации Подпись Гущина Ю.Н.
Научный руководитель Подпись В.В. Киселёв
Заведующий кафедрой (лабораторией) Подпись А.А. Чеменёва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ»
Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса должен включать темы, которые будут:· решать образовательные задачи;·...

Консультация для родителей " Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада"
В этой консультации подробно описываются особенности работы в разновозрастной группе детского сада....

«Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе»
Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах касались в своих трудах как педагоги-практики, так и методисты....

Примерная тематика содержания образовательного процесса в старшей группе
Календарно-тематическое планирование...

Комплексно-тематическое планирование содержания образовательного процесса В старшей группе МАДОУ «Детский сад «Жаргал» на 2017-2018 г.
Комплексно-тематическое планирование содержания образовательного процессаВ старшей группе МАДОУ «Детский сад «Жаргал» на 2017-2018 г....

«Актёрское мастерство педагогов и его использование в образовательном процессе в разновозрастных группах в ДОО»
Презентация для семинара городской базовой площадки "Организация деятельности в разновозрастной группе ДОО"...
