Заявка Апробация и проектирование содержания образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В.Воскобовича
методическая разработка

Гусева Надежда Витальевна

Материалы региональной инновационной площадки "Содержание и организация образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада с использованием вивающих игр В.Воскобовича.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заявка на присвоение статуса инновационной площадки

ГБОУ ДПО НИРО

Тема: Содержание и организация образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада с использованием развивающих игр В. Воскобовича.

Цель: проектирование и апробация содержания образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича.

Задачи:

  1. Разработать пакет локальных актов, регламентирующих инновационную деятельность ДОО.
  2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и программно-методическое обеспечение по направлению инновационной деятельности.
  3. Проанализировать имеющийся опыт и проблемы организации работы ДОО на начало инновационной деятельности.
  4. Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада с использованием развивающих игр В. Воскобовича.
  5. Разработать или адаптировать имеющийся в образовательной практике диагностический инструментарий оценки эффективности реализации образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада с использованием развивающих игр В. Воскобовича.
  6. Актуализировать развивающую предметно-пространственную среду, материальное обеспечение реализации содержания образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада с использованием развивающих игр В. Воскобовича, в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП.
  7. Разработать модель реализации образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича.
  8. Разработать и подготовить к публикации методическое пособие по проектированию и реализации содержания образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича.
  9. Обеспечить трансляцию опыта проектирования и реализации содержания образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича в образовательной практике инновационных ДОО.

Сроки деятельности инновационной площадки:2023-2026 гг.

Научно-методическое руководство:

Киселев В.В. – ст. преподаватель кафедры дошкольного образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»;

Парунина Л.В. – руководитель методического отдела ООО «Разивающие игры Воскобовича», канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»;

Макарова М.А. – педагог-психолог высшей квалификационной категории компании «Ориентир детям», тьютор компании ООО «Разивающие игры Воскобовича», УМЦИО.

Участники инновационной деятельности: творческая группа педагогов и дети ДОО МКДОУ Владимирского детского сада «Ручеек» Воскресенского муниципального округа Нижегородской области.

Актуальность инновационной идеи:

Разновозрастные группы в дошкольном образовании существовали всегда. В большинстве случаев, в ДОУ практикуется создание одновозрастных групп, но детские сады в сельской местности, где мало детей, и городские сады в летний период вынуждены формировать группы смешанного типа. Дети одного возраста имеют близкое психофизическое развитие, у них одинаковый режим дня, они занимаются по одной программе, поэтому организовать деятельность такой группы проще.

Для развития дошкольников имеет значение не сам факт посещения разновозрастных групп, а качественные особенности таких групп: величина разницы в возрасте между старшими и младшими детьми, соотношение старших и младших, разница в уровне развития между старшими и младшими, тип отношений между детьми и стиль педагогического взаимодействия. Просто формальный возрастной состав группы автоматически не обеспечивает развивающего эффекта. Иными словами, для создания условий развития дошкольников в детском саду недостаточно собрать детей разного возраста в одной группе, необходимо объединять в разновозрастные группы детей с ощутимой разницей в возрасте и выстраивать между ними отношения сопричастности и сотрудничества.

И хотя есть исследования, говорящие о преимуществах нахождения ребёнка в разновозрастной группе, отношение воспитателей к работе с ними не всегда однозначное. От педагога требуется учитывать особенности развития и организации учебно-воспитательного процесса для детей всех возрастов. Он должен так запланировать свою деятельность, чтобы каждый ребёнок в группе получал стимул в своём развитии. Всё это требует дополнительных усилий и знаний от воспитателя, затрат собственного времени.

Работа педагога в разновозрастных группах сопряжена с дополнительными трудностями, связанными с необходимостью одновременно учитывать потребности детей разного возраста, распределять внимание между старшими и младшими детьми. Стиль педагогического взаимодействия определяет характер отношений между детьми в разновозрастных группах. Таким образом, педагог своими действиями может как убрать возможные риски и усилить развивающий эффект разновозрастного взаимодействия, так и усугубить негативные отношения между старшими и младшими детьми. Поэтому необходимо разрабатывать программы профессионального развития для педагогов, работающих в разновозрастных группах, устраивать профессиональные обсуждения особенностей организации разновозрастных групп с участием исследователей и практиков.

Развивающие игры В. Воскобовича объединены в рамках технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры». Ключевыми особенностями технологии, которые позволят спроектировать и реализовать образовательный процесс в разновозрастных группах, выступают:

  1. Широкий возрастной диапазон участников игр: с одной и той же игрой могут заниматься дети раннего возраста, 7 лет. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
  2. Многофункциональность развивающих игр: с одной стороны, с помощью одной игры можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. С другой стороны, одну задачу можно решить с помощью разных игр. Незаметно для себя ребенок осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учится считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение; учится сопереживать героям сказки, делать нравственный выбор.
  3. Вариативность: в рамках одной игры можно усложнять задачу для каждого ребенка, ориентируясь на зону ближайшего развития, каждая игра предполагает множество вариаций ее проигрывания, возможность придумывания все новых и новых способов занятий с ней. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.

Закон «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы и «Стратегия развития воспитания до 2025 года», Федеральная образовательная программа устанавливают целевые ориентиры развития системы дошкольного образования в РФ: создание механизма её устойчивого развития, обеспечение соответствия вызовам XXI века, требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Вышеперечисленные документы ориентируют на проектирование в ДОУ образовательного процесса, закладывающего основы личности, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. Этого можно достичь посредством развивающих игр, так как потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской активности, направленной на познание окружающего мира. Достижение данных ориентиров должно быть осуществлено в обязательном порядке, даже в условиях разновозрастных групп.

Практическая значимость инновационной идеи:

Практическая значимость заключается в создании эффективной модели реализации образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича, создание методических разработок, формулировка предложений по распространению и внедрению опыта в массовую практику.

Ожидаемые результаты деятельности инновационной площадки:

  1. Пакет локальных актов, регламентирующих инновационную деятельность ДОО.
  2. Аналитические материалы по результатам анализа психолого-педагогической и методической литературы по теме инновационной деятельности.
  3. Оптимальный уровень профессиональной компетентности педагогов по проблемам в рамках темы инновационной деятельности.
  4. Диагностический инструментарий для оценки эффективности реализации образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада с использованием развивающих игр В. Воскобовича.
  5. Созданная развивающая предметно-пространственная среда, в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП, актуальное материальное обеспечение реализации образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада с использованием развивающих игр В. Воскобовича.
  6. Сценарии занятий в разновозрастных группах детского сада с использованием развивающих игр В. Воскобовича.
  7. Методическое пособие по проектированию и реализации содержания образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича.
  8. Наличие публикаций и выступлений по теме инновационной деятельности.

Социальные эффекты реализации инновационной деятельности:

1.        Методическое пособие по проектированию и реализации содержания образовательного процесса в разновозрастных группах с использованием развивающих игр В. Воскобовича в системе дошкольного образования будет способствовать более эффективному достижению образовательных результатов ДОО.

2.        Профессиональная компетентность педагогов в области реализации образовательного процесса в разновозрастных группах позволит вывести дошкольные образовательные организации на новый качественный уровень в области оказания образовательных услуг и улучшить имидж детского сада.

3.        Создание качественно нового образовательного пространства и обеспечение перспективности образования за счет внедрения модели реализации образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича.

Тиражирование и внедрение результатов инновационной деятельности:

1.        Представление основных направлений инновационной деятельности на официальном сайте ДОО.

2.        Участие в конкурсах и выступления на конференциях по проблемам инновационной деятельности.

3.        Публикации по теме инновационной деятельности.

4.        Использование практического материала, полученного в ходе инновационной деятельности при проведении семинарских и практических занятий курсов повышения квалификации руководителей и педагогов системы дошкольного образования.

Краткое описание инновационного потенциала организации – соискателя:

      В МКДОУ Владимирском детском саду «Ручеек» созданы необходимые условия  для инновационной деятельности: информационное обеспечение, программное обеспечение, материально-техническое обеспечение, кадровое обеспечение.

      В ДОУ сформировался творческий, стабильно работающий коллектив педагогов-единомышленников с ориентацией на профессионально-личностное совершенствование, мотивированных на качественное выполнение своих должностных обязанностей и заинтересованных в результатах своей деятельности.

     Все педагоги имеют педагогическое образование (высшее и среднее профессиональное). Значительная часть коллектива – это педагоги с первой и высшей квалификационными категориями, имеющие опыт работы в муниципальных методических площадках. Все педагоги владеют цифровыми образовательными технологиями. Педагоги самостоятельно создают презентации, видео - продукты для воспитанников и родительской общественности (видео занятия, мастер-классы). Педагоги заинтересованы в повышении качества образовательных услуг в детском саду, поддержании имиджа учреждения.

     Все рабочие места педагогов оборудованы ноутбуками, принтерами. В  группах имеются мультимедийные проекторы.

    Частично приобретен программно-методический и дидактический материал по технологии В.В.Воскобовича. Используя данную технологию, 1 педагог  защитился на первую категорию и 1 педагог стал лауреатом  муниципального конкурса «Воспитатель года».  

      Детский сад имеет опыт в участии в муниципальных площадках:

           - С 2019 года на базе ДОУ действовала муниципальная методическая площадка «Разработка и апробация модели взаимодействия с социальными партнерами на основе проектной деятельности». Данная площадка имеет положительный результат работы.

     Педагогический коллектив МКДОУ Владимирского детского сада «Ручеек» является постоянным участником и неоднократным победителем и призером конкурсов разного уровня:

Муниципальный уровень:

- Призовые места и места победителей в муниципальных конкурсах «Первые шаги», «В мире поэзии», «Перспектива», «Воспитатель года», «Кроха», «Я познаю мир» и др.

Региональный уровень:

Призовые места и места победителей в областных конкурсах: «Моя профессиональная карьера», чемпионат «BabySkills»,региональный конкурс лучших практик внедрения бережливых технологий и др.;

Всероссийский уровень:

Призовые места и места победителей во Всероссийских конкурсах: «Воспитатель года России – 2018» (10 место в Нижегородской области), «Мир любуется зимой», «Альманах воспитателя», «Эколята – защитники Природы», «9 мая – День Великой Победы», акция по сбору макулатуры «Миллион Родине», «Семья, Родина и я», детский оздоровительный конкурс «Малыши против простуды и гриппа – 2022».

Календарный план реализации инновационной деятельности

№ п/п

Направление деятельности

Содержание деятельности

Ответственные

Образовательные продукты

(результаты)

1 этап (теоретико-проектировочный), сентябрь 2023 г. – май 2024 г.

Проектировочное

Разработка нормативной базы инновационной деятельности

Научный руководитель, руководитель инновационной деятельности ДОО

Пакет документов локальной нормативно-правовой документации, регламентирующих инновационную деятельность ДОО

Проектировочное

Заключение партнерских соглашений с социальными партнерам

Руководитель инновационной деятельности ДОО

Договоры

Практическое

Комплектование творческой группы. Представление и обсуждение на педагогическом совете программы инновационной деятельности

Научный руководитель, руководитель инновационной деятельности ДОО

Приказ о творческой группе.

Выписки из протоколов заседаний педагогического совета, творческой группы

Проектировочное

Разработка плана мероприятий инновационной деятельности

Научный руководитель, руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО

План мероприятий

Аналитическое

Анализ психолого-педагогической литературы и методического обеспечения по направлениям инновационной деятельности. Анализ программных продуктов по направлению инновационной деятельности

Научный руководитель, руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО

Аналитическая справка

Мотивационное

Повышение профессиональной компетентности руководителей и педагогов по вопросам реализации образовательного процесса в группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича

Научный руководитель, руководитель инновационной деятельности ДОО

Документы о повышении квалификации

Проектировочное

Разработка диагностического инструментария по направлениям инновационной деятельности

Научный руководитель, творческая группа педагогов ДОО

Диагностический инструментарий

Проектировочное

Актуализация образовательной среды, материальное обеспечение ДОО

Руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО

Оснащение образовательной среды

Аналитическое

Анализ результатов работы детского сада по направлению инновационной деятельности. Анализ кадрового потенциала. Анализ материальной обеспеченности ДОО. Анализ проблем организации работы ДОО

Руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО

Аналитическая справка

Проектировочное

Разработка модели реализации образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича

Научный руководитель, руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО

Модель цифровой образовательной среды ДОО

2 этап (практический), сентябрь 2024 г. – май 2025 г.

Информационное

Представление и утверждение на педагогическом совете модели реализации образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича

Руководитель инновационной деятельности ДОО

Протокол заседания педагогического совета

Практическое

Организация апробации и внедрения модели реализации образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича

Руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО

Аналитическая справка

Проектировочное

Разработка технологических карт, конспектов занятий в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича

Научный руководитель, руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО

Технология проектирования цифровой образовательной среды ДОО

Практическое

Приобретение пособий для внедрения модели образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича

Руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО

Отчет

Практическое

Реализация форм взаимодействия с социальными партнерами

Руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО

Отчеты

Информационное

Информационное сопровождение сайта по теме инновационной деятельности

Руководитель инновационной деятельности ДОО

Контент сайта

3 этап (обобщающий), сентябрь 2025 г. – май 2026 г.

Аналитическое

Представление и утверждение на педагогическом совете модели реализации образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича

Руководитель инновационной деятельности ДОО

Протокол заседания педагогического совета

Практическое

Организация апробации и внедрения модели образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича

Руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО

Аналитическая справка

Практическое

Мониторинг результатов внедрения модели образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича

Творческая группа педагогов ДОО

Отчет о результатах мониторинга

Аналитическое

Проведение итогового педагогического совета. Обсуждение результатов инновационной деятельности

Руководитель инновационной деятельности ДОО

Отчет о результатах деятельности. Информация на сайте

Проектировочное

Разработка и корректировка методических материалов по теме инновационной деятельности

Научный руководитель, руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО

Методические рекомендации по технологии проектирования цифровой образовательной среды ДОО

Аналитическое

Анализ материалов для методических и практических рекомендаций, планируемых к разработке в рамках программы инновационной деятельности

Научный руководитель, руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО

Алгоритм описания (презентации) инновационного опыта

Практическое

Оформление статей, публикаций участников инновационной площадки в профильных изданиях и сборниках материалов конференций

Научный руководитель, руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО

Публикации

4 этап (внедренческий), сентябрь 2025 г. – май 2026 г.

Практическое

Участие в конкурсах, выступления на конференциях, мероприятиях разного уровня

Научный руководитель, руководитель инновационной деятельности ДОО

Мастер-классы, открытые мероприятия, практико-ориентированные семинары

Практическое

Подготовка к публикации методического пособия по проектированию и реализации содержания образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича.

Научный руководитель, руководитель инновационной деятельности ДОО

Методические рекомендации

Практическое

Проведение презентации методических рекомендаций по проектированию и реализации содержания образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО с использованием развивающих игр В. Воскобовича.

Научный руководитель, руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО

Презентация инновационной площадки

Практическое

Проведение семинаров для руководителей и педагогов ДОО в муниципальном округе и на курсах повышения квалификации воспитателей и руководителей ДОО

Научный руководитель, руководитель инновационной деятельности ДОО, творческая группа педагогов ДОО

Методические материалы

Руководитель образовательной организации      Подпись            Гущина Ю.Н.

Научный руководитель                                          Подпись           В.В. Киселёв

Заведующий кафедрой (лабораторией)                Подпись           А.А. Чеменёва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ»

Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса должен включать темы, которые будут:·         решать образовательные задачи;·...

Консультация для родителей " Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада"

В этой консультации подробно описываются особенности работы в разновозрастной группе детского сада....

«Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе»

Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах касались в своих трудах как педагоги-практики, так и методисты....

Комплексно-тематическое планирование содержания образовательного процесса В старшей группе МАДОУ «Детский сад «Жаргал» на 2017-2018 г.

Комплексно-тематическое планирование содержания образовательного процессаВ старшей группе МАДОУ «Детский сад «Жаргал» на 2017-2018 г....

«Актёрское мастерство педагогов и его использование в образовательном процессе в разновозрастных группах в ДОО»

Презентация для семинара городской базовой площадки "Организация деятельности в разновозрастной группе ДОО"...