Выступление педагога на МО
учебно-методический материал

Ниценко Евгения Викторовна

«Устный журнал, как инновационная форма взаимодействия между всеми участниками образовательно-воспитательного процесса в ДОУ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Устный журнал, как инновационная форма взаимодействия между всеми участниками образовательно-воспитательного процесса в ДОУ»

Цель: повышение мотивации педагогов к использованию инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

  • Познакомить с формой проведения родительского собрания - «Устный журнал»
  • Способствовать повышению уровня профессиональных компетенций у педагогов.
  • Развитие личных профессиональных компетенций.

Ход выступления.

На доске эпиграф:

«Что важней всего на свете – мир, любовь, семья и дети!»

Добрый день, уважаемые коллеги! Приветствую вас на  нашем мероприятии, на котором речь идет о самом дорогом, что есть у человека –

о семье, о Родине, о семейных традициях  и любви.

Вы, наверное, согласитесь со мной в том, что семья и детский сад  тесно связаны между собой. В детском саду дети находятся до двенадцати часов  в день, то  есть   большую   часть   своего   времени    они    проводят

с воспитателями. Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

 Сегодня я хочу  вас  познакомить  с  такой  формой  взаимодействия

с родителями, как устный журнал. Ну, что такое журнал?

Журнал – это, всем известно, периодическое издание в виде книжки. Содержит произведения разных авторов, научные статьи, заметки, юмор, тесты, иллюстрации, полезные советы и многое другое. На родительском собрании можно «перелистывать» странички устного журнала, который готовится    заранее    или   непосредственно  в  процессе    собрания.   Здесь

у педагога и родителей есть огромное поле для продуктивного взаимодействия.

Мы проведём нашу встречу в форме устного журнала «7-я». Предлагаю полистать страницы нашей книги…

                                 

1 страница – «Род-семья»

Человек рождается на свет, растет, задумывается: кто я? Откуда мои корни? Где моя Родина? Замечательная русская пословица гласит: «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине». А откуда же произошло слово родина? 

Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. От этого слова произошло и много других слов, коллеги, подскажите мне эти слова (высказывания участников): родня, родословная, народ, родина, родич, родители.

И  вот  из этих слов можно  сложить  одно большое понятие – семья.

Итак, коллеги, возвращаясь к планированию проведения родительского собрания, вы видите, что на первой странице устного журнала мы используем информацию, которая подводит нас к теме встречи.

                                 

2 страница – «Диагностическая»

На данном этапе родительского собрания можно провести блиц-опрос, коротенькое тестирование, подвести итоги ранее проведённого анкетирования по теме встречи. Я предлагаю вам,  провести педагогический тренинг: "Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями". Цель: развитие без оценочного восприятия партнера по общению.

Методика проведения.

Вниманию педагогов предлагаются несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно "да", "нет", "иногда". В целях экономии времени, педагоги отвечают на вопросы символами (д., н., и.), на обратной стороне листа, проводится оценка результатов самостоятельно.

(Приложение 1)

Вопросы:

  1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
  3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
  4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
  5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
  6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
  7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
  8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
  9. Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что они разговаривают на "разных языках"?
  10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
  11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
  12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
  13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
  14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
  15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
  16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

3 страница «Семейные традиции»

 Раньше о семье говорили с уважением, было принято записывать, хранить и передавать следующим поколениям информацию об именах, фамилиях, датах и местах рождения, факты биографии своих предков. Для доказательства своего благородного происхождения человек должен был знать своих предков до четвертого поколения. Но в наше время родители часто не находят время на данные разговоры.

На данной странице можно посмотреть презентацию о семейных традициях,  можно  послушать  выступление  одной  или  нескольких  семей

о своей семейной традиции. Порой, родители даже не знают, что какой - то факт их жизни может являться традицией.  Здесь, же можно посмотреть выставки по итогам домашних заданий: «Древо семьи», «Герб семьи», «Хобби моей семьи» и др. Рассказать родителям, что может являться традицией, или стать ею в конкретной  семье.

К просмотру педагогам предоставляется видео ролик (1 мин.) – итог проекта: «Сундучок семейных ценностей».         

                                     

4 страница «Партнёрство»

В настоящее время, помимо финансовых и прочих материальных отношений, участие родителей в жизни группы во многом остается декларативным. Проблема не только в занятости или пассивности мам и пап, но и в самих педагогах. Некоторые из них вовсе не желают ежедневно видеть родителей в группе, объясняя это тем, что дети ведут себя неадекватно (без родителей они лучше), что не нужен контролер (и так одни проверяющие), что другие дети начинают капризничать, что родители не умеют общаться с детьми. Кроме того, существует реальная проблема нехватки времени, ощущение собственной несостоятельности у некоторых педагогов, - все это в совокупности может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений.

Дебаты: «Плюсы и минусы»

Работа в двух группах. Одна группа презентует плюсы участия родителей в жизни детского сада, а также их присутствия в группе, другая минусы.

Проблемы действительно есть, но их суть не в том, что родители не нужны или дети не адекватны, а в том, что мы, педагоги, не готовы и не умеем использовать их присутствие во благо детям, себе и самим родителям. Правильнее не отказываться, а учиться это делать, понимая, что участие родителей в жизни детского сада идет на пользу всем - детям, воспитателям, родителям, престижу профессии и детского сада.

На данном этапе можно поблагодарить родителей за участие в жизни детского сада, мотивировать  диалог по дальнейшему взаимодействию.

Раздаточный материал: Памятка «Алгоритм взаимодействия с семьей»

(Приложение 2)

5 страница «Устами младенца…»

Ситуации для анализа.

Воспитатели нередко слышат от детей своей группы во время игры:

"Будешь слушаться, куплю это", "Будешь хорошо кушать, свожу в зоопарк", "Это тебе за то, что хорошо себя вел" и т. д. Встречая родителей, дети сообщают, что хорошо себя вели, слушались, помогали малышам и тут же спрашивают: "А что ты мне за это купишь?"

Вопросы:

  • Каково ваше мнение о педагогической ценности подкупа, задабривания, применяемого некоторыми родителями в воспитании.
  • Формированию каких поступков эти методы способствуют?

Ответы участников.

Останавливаясь на данной странице в рамках родительского собрания, педагог выставляет для анализа высказывания детей группы по разным темам. Родителям может быть предложено не только дать комментарий к определённому высказыванию, но также и попробовать угадать изречение своего ребёнка.

6 страница «Копилка»

Уважаемые коллеги! Цель проведения данной формы взаимодействия с родителями, это установление доверительных, дружеских, продуктивных  отношений. Обмен опытом между семьями.

На данной странице (этапе), идёт обсуждение наиболее эффективных методов воспитания, способов поощрения и наказания, применимых в семье. Обмен локациями мест семейных времяпрепровождений, полезных для жизни и здоровья ребёнка и семьи в целом.

Я, же попрошу поделиться наиболее эффективным опытом взаимодействия с семьями воспитанников. У вас есть жёлтые круглые  монетки – смайлики для моей копилки. Пожалуйста, с одной стороны запишите название мероприятия  и форму проведения, которая в вашем опыте взаимодействия с семьями оказалась наиболее продуктивной и эффективной.  С другой стороны символичный смайлик: если вам понравилось моё выступление и, было полезным – улыбка, не очень – без эмоций, не понравилось, не практично и не интересно - грустный смайлик. Спасибо за внимание!

Приложение 1.

Уважаемые коллеги! Ответьте на вопрос символами, где

ДА – (д)

НЕТ – (н)

ИНОГДА – (и)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Результаты опросника будете видеть, и анализировать только вы, будьте предельно честны с собой!!!

Оценка ответов: "да" - 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет" - О очков.
Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.
(30-32 очка) Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

(25-29 очков) Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

(19-24 очка) Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

(14-18 очков) У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

(9-13 очков) Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

(4-8 очков) Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

(З очка и менее) Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Приложение 2.

Алгоритм взаимодействия с семьей.

1-я стадия

Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

2-я стадия

Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.

З-я стадия

Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.

4-я стадия

Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

5-я стадия

Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка.

6-я стадия

Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.

 Плюсы присутствия в группе родителей:

•        они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания;

•        у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;

появляется возможность поработать в профессиональной среде, что может побудить к получению дополнительного образования, поступлению на какие-либо курсы или даже превратиться в постоянную работу;

•        развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста; формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;

•        возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада;

•        делается выбор детского сада для второго ребенка;

•        родители обучаются вилам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;

•        взрослые знакомятся с друзьями своих детей, о которых знают из рассказов сына или дочери;

•        устанавливаются длительные дружеские связи с другими родителями.

А вот что происходит с детьми, когда они видят своих родителей в группе:

•        в их сознании возникает позитивная связь между семьей и детским садом: если дети чувствуют, что членов их семьи принимают в саду с открытым сердцем, то у них возникает более доверительное отношение к работающим в группе взрослым;

•        присутствие и участие родителей в занятиях доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;

•        у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, даже если участие членов семьи носит редкий и непродолжительный характер;

•        знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает положительные модели для подражания;

•        дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей) и относятся к ним как к источнику знаний и опыта;

•        взаимодействие с семьями детей, которые представляют разнообразные культурные традиции, создает возможность для формирования толерантности;

•        дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке.

А вот некоторые положительные моменты для педагогов и всего детского сада, которые возникают при привлечении к работе в группе членов семей воспитанников:

•        изменение соотношения "взрослый-ребенок" в группе. Воспитатели получают возможность проводить больше времени с отдельными детьми и работать с малыми группами;

•        возможность использования увлечений, талантов, знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми;

•        возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома;

•        происходит более тесное общение между родителями;

•        родители становятся участниками процесса принятия решений по вопросам жизни детского сада;

•        возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи;

•        возможность узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми (например, приготовление пищи, игра на музыкальных инструментах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Преодоление страха публичных выступлений педагогов в период подготовки и прохождения аттестации"

Данный материал может использоваться на консультациях, песоветах, методических часах....

Визитная карточка. Выступление педагог года 2013

Выступление на конкурсе "ПЕДАГОГ ГОДА 2013"...

«Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»- "Ежели Вы вежливы" (конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании)

Только сообща с родителями, мы сможем воспитать  в настоящем поколении  дошкольников гуманные  чувства, культуру поведения, любовь  к родным и близким, природе....

Выступление «Педагог-мастер, педагог-новатор – одно из условий ФГОС»

Выступление «Педагог-мастер, педагог-новатор – одно из условий ФГОС»...

Экспресс – выступление педагога - психолога во II младшей группе

Особенности психического развития детей 3-4 лет. Взаимодействие и общение педагогов и родителей в процессе создания условий для наиболее полного развития творческого потенциала каждого ребёнка...

Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»

Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»Игровую деятельн...

Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»

Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»Игровую деятельн...