Выступление педагога на МО
учебно-методический материал
«Устный журнал, как инновационная форма взаимодействия между всеми участниками образовательно-воспитательного процесса в ДОУ»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Устный журнал, как инновационная форма взаимодействия между всеми участниками образовательно-воспитательного процесса в ДОУ»
Цель: повышение мотивации педагогов к использованию инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
- Познакомить с формой проведения родительского собрания - «Устный журнал»
- Способствовать повышению уровня профессиональных компетенций у педагогов.
- Развитие личных профессиональных компетенций.
Ход выступления.
На доске эпиграф:
«Что важней всего на свете – мир, любовь, семья и дети!»
Добрый день, уважаемые коллеги! Приветствую вас на нашем мероприятии, на котором речь идет о самом дорогом, что есть у человека –
о семье, о Родине, о семейных традициях и любви.
Вы, наверное, согласитесь со мной в том, что семья и детский сад тесно связаны между собой. В детском саду дети находятся до двенадцати часов в день, то есть большую часть своего времени они проводят
с воспитателями. Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Сегодня я хочу вас познакомить с такой формой взаимодействия
с родителями, как устный журнал. Ну, что такое журнал?
Журнал – это, всем известно, периодическое издание в виде книжки. Содержит произведения разных авторов, научные статьи, заметки, юмор, тесты, иллюстрации, полезные советы и многое другое. На родительском собрании можно «перелистывать» странички устного журнала, который готовится заранее или непосредственно в процессе собрания. Здесь
у педагога и родителей есть огромное поле для продуктивного взаимодействия.
Мы проведём нашу встречу в форме устного журнала «7-я». Предлагаю полистать страницы нашей книги…
1 страница – «Род-семья»
Человек рождается на свет, растет, задумывается: кто я? Откуда мои корни? Где моя Родина? Замечательная русская пословица гласит: «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине». А откуда же произошло слово родина?
Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. От этого слова произошло и много других слов, коллеги, подскажите мне эти слова (высказывания участников): родня, родословная, народ, родина, родич, родители.
И вот из этих слов можно сложить одно большое понятие – семья.
Итак, коллеги, возвращаясь к планированию проведения родительского собрания, вы видите, что на первой странице устного журнала мы используем информацию, которая подводит нас к теме встречи.
2 страница – «Диагностическая»
На данном этапе родительского собрания можно провести блиц-опрос, коротенькое тестирование, подвести итоги ранее проведённого анкетирования по теме встречи. Я предлагаю вам, провести педагогический тренинг: "Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями". Цель: развитие без оценочного восприятия партнера по общению.
Методика проведения.
Вниманию педагогов предлагаются несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно "да", "нет", "иногда". В целях экономии времени, педагоги отвечают на вопросы символами (д., н., и.), на обратной стороне листа, проводится оценка результатов самостоятельно.
(Приложение 1)
Вопросы:
- Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
- Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
- Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
- Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
- Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
- Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
- Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
- Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
- Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что они разговаривают на "разных языках"?
- Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
- Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
- Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
- Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
- У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
- Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
- Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
3 страница «Семейные традиции»
Раньше о семье говорили с уважением, было принято записывать, хранить и передавать следующим поколениям информацию об именах, фамилиях, датах и местах рождения, факты биографии своих предков. Для доказательства своего благородного происхождения человек должен был знать своих предков до четвертого поколения. Но в наше время родители часто не находят время на данные разговоры.
На данной странице можно посмотреть презентацию о семейных традициях, можно послушать выступление одной или нескольких семей
о своей семейной традиции. Порой, родители даже не знают, что какой - то факт их жизни может являться традицией. Здесь, же можно посмотреть выставки по итогам домашних заданий: «Древо семьи», «Герб семьи», «Хобби моей семьи» и др. Рассказать родителям, что может являться традицией, или стать ею в конкретной семье.
К просмотру педагогам предоставляется видео ролик (1 мин.) – итог проекта: «Сундучок семейных ценностей».
4 страница «Партнёрство»
В настоящее время, помимо финансовых и прочих материальных отношений, участие родителей в жизни группы во многом остается декларативным. Проблема не только в занятости или пассивности мам и пап, но и в самих педагогах. Некоторые из них вовсе не желают ежедневно видеть родителей в группе, объясняя это тем, что дети ведут себя неадекватно (без родителей они лучше), что не нужен контролер (и так одни проверяющие), что другие дети начинают капризничать, что родители не умеют общаться с детьми. Кроме того, существует реальная проблема нехватки времени, ощущение собственной несостоятельности у некоторых педагогов, - все это в совокупности может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений.
Дебаты: «Плюсы и минусы»
Работа в двух группах. Одна группа презентует плюсы участия родителей в жизни детского сада, а также их присутствия в группе, другая минусы.
Проблемы действительно есть, но их суть не в том, что родители не нужны или дети не адекватны, а в том, что мы, педагоги, не готовы и не умеем использовать их присутствие во благо детям, себе и самим родителям. Правильнее не отказываться, а учиться это делать, понимая, что участие родителей в жизни детского сада идет на пользу всем - детям, воспитателям, родителям, престижу профессии и детского сада.
На данном этапе можно поблагодарить родителей за участие в жизни детского сада, мотивировать диалог по дальнейшему взаимодействию.
Раздаточный материал: Памятка «Алгоритм взаимодействия с семьей»
(Приложение 2)
5 страница «Устами младенца…»
Ситуации для анализа.
Воспитатели нередко слышат от детей своей группы во время игры:
"Будешь слушаться, куплю это", "Будешь хорошо кушать, свожу в зоопарк", "Это тебе за то, что хорошо себя вел" и т. д. Встречая родителей, дети сообщают, что хорошо себя вели, слушались, помогали малышам и тут же спрашивают: "А что ты мне за это купишь?"
Вопросы:
- Каково ваше мнение о педагогической ценности подкупа, задабривания, применяемого некоторыми родителями в воспитании.
- Формированию каких поступков эти методы способствуют?
Ответы участников.
Останавливаясь на данной странице в рамках родительского собрания, педагог выставляет для анализа высказывания детей группы по разным темам. Родителям может быть предложено не только дать комментарий к определённому высказыванию, но также и попробовать угадать изречение своего ребёнка.
6 страница «Копилка»
Уважаемые коллеги! Цель проведения данной формы взаимодействия с родителями, это установление доверительных, дружеских, продуктивных отношений. Обмен опытом между семьями.
На данной странице (этапе), идёт обсуждение наиболее эффективных методов воспитания, способов поощрения и наказания, применимых в семье. Обмен локациями мест семейных времяпрепровождений, полезных для жизни и здоровья ребёнка и семьи в целом.
Я, же попрошу поделиться наиболее эффективным опытом взаимодействия с семьями воспитанников. У вас есть жёлтые круглые монетки – смайлики для моей копилки. Пожалуйста, с одной стороны запишите название мероприятия и форму проведения, которая в вашем опыте взаимодействия с семьями оказалась наиболее продуктивной и эффективной. С другой стороны символичный смайлик: если вам понравилось моё выступление и, было полезным – улыбка, не очень – без эмоций, не понравилось, не практично и не интересно - грустный смайлик. Спасибо за внимание!
Приложение 1.
Уважаемые коллеги! Ответьте на вопрос символами, где
ДА – (д)
НЕТ – (н)
ИНОГДА – (и)
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. |
9. | 10. | 11. | 12. | 13. | 14. | 15. | 16. |
Результаты опросника будете видеть, и анализировать только вы, будьте предельно честны с собой!!!
Оценка ответов: "да" - 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет" - О очков.
Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.
(30-32 очка) Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
(25-29 очков) Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
(19-24 очка) Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
(14-18 очков) У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
(9-13 очков) Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
(4-8 очков) Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
(З очка и менее) Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
Приложение 2.
Алгоритм взаимодействия с семьей.
1-я стадия
Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.
2-я стадия
Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.
З-я стадия
Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.
4-я стадия
Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.
5-я стадия
Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка.
6-я стадия
Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.
Плюсы присутствия в группе родителей:
• они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания;
• у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
появляется возможность поработать в профессиональной среде, что может побудить к получению дополнительного образования, поступлению на какие-либо курсы или даже превратиться в постоянную работу;
• развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста; формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;
• возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада;
• делается выбор детского сада для второго ребенка;
• родители обучаются вилам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;
• взрослые знакомятся с друзьями своих детей, о которых знают из рассказов сына или дочери;
• устанавливаются длительные дружеские связи с другими родителями.
А вот что происходит с детьми, когда они видят своих родителей в группе:
• в их сознании возникает позитивная связь между семьей и детским садом: если дети чувствуют, что членов их семьи принимают в саду с открытым сердцем, то у них возникает более доверительное отношение к работающим в группе взрослым;
• присутствие и участие родителей в занятиях доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;
• у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, даже если участие членов семьи носит редкий и непродолжительный характер;
• знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает положительные модели для подражания;
• дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей) и относятся к ним как к источнику знаний и опыта;
• взаимодействие с семьями детей, которые представляют разнообразные культурные традиции, создает возможность для формирования толерантности;
• дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке.
А вот некоторые положительные моменты для педагогов и всего детского сада, которые возникают при привлечении к работе в группе членов семей воспитанников:
• изменение соотношения "взрослый-ребенок" в группе. Воспитатели получают возможность проводить больше времени с отдельными детьми и работать с малыми группами;
• возможность использования увлечений, талантов, знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми;
• возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома;
• происходит более тесное общение между родителями;
• родители становятся участниками процесса принятия решений по вопросам жизни детского сада;
• возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи;
• возможность узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми (например, приготовление пищи, игра на музыкальных инструментах).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Преодоление страха публичных выступлений педагогов в период подготовки и прохождения аттестации"
Данный материал может использоваться на консультациях, песоветах, методических часах....

«Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»- "Ежели Вы вежливы" (конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании)
Только сообща с родителями, мы сможем воспитать в настоящем поколении дошкольников гуманные чувства, культуру поведения, любовь к родным и близким, природе....

Выступление «Педагог-мастер, педагог-новатор – одно из условий ФГОС»
Выступление «Педагог-мастер, педагог-новатор – одно из условий ФГОС»...

Экспресс – выступление педагога - психолога во II младшей группе
Особенности психического развития детей 3-4 лет. Взаимодействие и общение педагогов и родителей в процессе создания условий для наиболее полного развития творческого потенциала каждого ребёнка...
Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»
Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»Игровую деятельн...
Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»
Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»Игровую деятельн...

