Дополнительная образовательная программа для детей с ОВЗ "Умный пол"
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа для работы с интерактивным полом
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 60.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 22»
ГОРОДА АШИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрена и одобрена Педагогическим Советом МКДОУ № 22 г. Аши Протокол № от «» 2024 г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МКДОУ № 22 г. Аша __________________С.И.Кузикова (подпись) Приказ № от «» 2024 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ «УМНЫЙ ПОЛ»
(стартовый уровень)
Направленность: социально-педагогическая
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Федорова Кристина Игоревна
Ст.воспитатель МКДОУ № 22 г. Аши
Аша, 2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
5 Условия реализации программы…………………………………………9
6 Формы аттестации………………………………………………………..10
7 Календарный учебный график…………………………………………...10
8 Оценочные материалы……………………………………………………21
9 Методические материалы……………………………………………….23
10 Литература………………………………………………………………..24
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Муниципального казенного дошкольного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 22» города Аши Челябинской области (далее - ДООП ДО МКДОУ № 22 г. Аши, Программа)– это документ эффективного управления дополнительным образованием, регламентируемый основными нормативными правовыми актами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
№ 196 от 09 ноября 2018 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации № 533 от 30 сентября 2020 года «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г. № 2.;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28.;
- Постановлением от 30.06.2020 года №16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID – 19)»;
- Методическими рекомендациями ГБУДПО ЧИППКРО «Проектирование дополнительных общеобразовательных программ различной направленности» от 2018года;
- Уставом Учреждения;
- Учебным планом-графиком на текущий учебный год.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 22» города Аши Челябинской области реализует дополнительные общеразвивающие программы следующей направленности: технической, естественнонаучной, художественной, физкультурно-спортивной, социально-гуманитарной.
Актуальность Программы обусловлена с одной стороны, современными требованиями Национального проекта «Образования»: «Обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей»; с другой стороны, удовлетворением потребности родителей (законных представителей), родительского спроса на дополнительное образование.
Новизна Программы является корпоративной: программа предусматривает использование новых технологий обучения детей дошкольного возраста – работа с интерактивным оборудованием. С Magium обычные полы становятся интерактивной поверхностью. Заниматься могут дети любого возраста и уровня физического развития. При этом принимаются во внимание индивидуальные особенности каждого. Такой интерактивный откликается не только на надавливания. Он способен определить габарит и цвет геометрической фигуры, рост ребенка, его движения.
Отличительной особенностью Программы является ее содержание: содержит инновационные подходы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, использует нетрадиционные формы обучения детей дошкольного возраста.
Программа по проектированию – разноуровневая, так как:
- всем детям предоставлена возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития;
- соблюдены принципы, учитывающие разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми;
- реализованы параллельные процессы освоения содержания программы на его разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой Программы.
Программа обладает педагогической целесообразностью, так как основана на общих дидактических принципах дошкольного образования; использует методы и приемы, формы, средства и методы образовательной деятельности в соответствие с целями и задачами дополнительного образования.
Категория обучающихся: дети дошкольного возраста с 6 до 7 лет.
Группы формируются по запросам родителей (законных представителей) до 1 сентября текущего года и до 01 июня будущего года из детей, посещающих Учреждение по запросам родителей (законных представителей).
Возраст от 6-7 лет.
Ведущая потребность – общение. Ведущая деятельность – сюжетно – ролевая игра. Ведущая функция – воображение. Возрастные особенности: проявление произвольности всех психических процессов. Но учебная деятельность школьного типа еще не сформирована; переход к младшему школьному возрасту - проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение); повышенная чувствительность; полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе. Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно – творческие способности в изобразительной деятельности. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знаковыми им объемными предметами. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. У старшего дошкольника развито творческое воображение. Этот период – сенситивный для развития фантазии. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например величины и количества предметов – воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решение проблемных ситуаций.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. Увеличивается устойчивость внимания до 25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов. К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.
Продолжает развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй , лексика, связанная речь. В результате правильно организованной работы у детей оказывается хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры, освоением форм позитивного общения с людьми, развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
Объем и сроки освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения; реализуется в течение всего календарного года, в соответствие с учебным планом и графиком.
Форма обучения: очная в Учреждении.
Особенности организации образовательного процесса: Состав группы – постоянный, сформированный из обучающихся разных возрастных категорий, являющийся основным составом объединения. Количество детей в группе объединения: 10 человек.
Общими для всех обучающихся с ОВЗ являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации – русском языке.
Режим занятий:
№ п/п | направленность | Общее кол-во часов в год | Число часов/ занятий в неделю | Число и продолжительность занятий в день |
Естественнонаучная направленность | ||||
1. | Объединение «Умный пол» | 72 | 4/8 | 4/30 минут |
2. Цели и задачи Программы
Цели Программы: Обеспечить доступное дополнительное образование детям дошкольного возраста от 6 до 7 лет через создание условий для их саморазвития, успешной социализации, организации активной жизнедеятельности детей; обеспечение комфортного самочувствия каждого ребенка в детском сообществе.
Основные задачи Программы:
- сформировать и развить творческие способности обучающихся
( воспитанников Учреждения);
- способствовать удовлетворению индивидуальных потребностей каждого ребенка в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии;
- продолжать формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;
- обеспечить духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, трудовое воспитание;
- выявлять, развивать и поддерживать талантливых детей;
- создать и обеспечить необходимые условия для личностного развития, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
- социализировать и адаптировать обучающихся к жизни в обществе через формирование общей культуры; удовлетворение разных образовательных потребностей и интересов обучающихся (воспитанников Учреждения);
- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления, развить у детей стремление к самостоятельному мышлению и познанию.
Magium дает возможность проведения командных игр для детей в группах до двенадцати человек. Педагог с его помощью с легкостью может разнообразить процесс обучения. Интерактивное поле полностью безопасно, устойчиво к воздействиям изне. Мир, в который погружается ребенок, создается с помощью компьютера, проектора и датчика Kinect. Реальность, воспринимаемая ребенком, является интерактивной поверхностью, реагирующей на нажатие с использованием реальных предметов и игрушек, используемых педагогами в ходе занятия.
С помощью датчика Kinect, который считывает нажатия, размер, цвет фигур, количество детей, взаимодействие с предметами и интерактивной поверхностью происходит в реальном времени.
Образовательный пол Magium соответствует ФГОС, и ориентирован на индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка. Удовлетворяет требованиям и интеграции образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Игры в Magium направлены на развитие творческого мышления, где ребенок может самостоятельно создавать узоры и изображения.
Игра делятся на пять образовательных блоков – волшебных островов:
- «Зазеркалье» (развитие мышления, зрительного внимания, памяти);
- «Логикум» (развитие логического мышления, формирование элементарных математических представлений);
- «Чудолесье» (развитие речи, мышления, сенсорики);
- «Креативная» (развитие нестандартного мышления, воображения, креативности);
- Специальный остров «Облоко» для раннего возраста. В нем игры, направленные на адаптацию детей к ДОО.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия -30 минут.
3. Содержание учебного плана:
Учебный план Программы предусматривает распределение часов по разделам и темам в пределах установленного времени.
№ п/п | Название программы | Количество часов | Форма аттестации/контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста с 6 до 7 лет социально-педагогической направленности «Умный пол» | 72 | 36 | 36 | Контроль: входной –промежуточный – (аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамоты, дипломы, анкетирование. портфолио, статьи, выступления, отзывы родителей и т.д.) итоговый – Аттестация: выставка работ- мастер-класс -презентация опыта работы -собеседование -фестиваль -конференция -тестирование -диагностические карты -защита творческих работ -готовые изделия -открытые занятия -демонстрация моделей |
Учебный план
№ п/п | Разделы/Темы занятий | Количество занятий | Часы |
Теория/ практика | |||
1. | Вводная часть | 2 | 1 |
1.1 | Знакомство с интерактивным полом «Маджиум» | 1 | 1 |
1.2 | Знакомство с волшебным песком и правилами поведения с ним | 1 | 1 |
2. | Чудолесье | 16 | 16 |
2.1 | На что похоже | 3 | 3 |
2.2 | Лесная книга | 3 | 3 |
2.3 | Гирлянда | 2 | 2 |
2.4 | Лесной забег | 2 | 2 |
2.5 | Ореховый клад | 2 | 2 |
2.6 | Веревочный мост | 2 | 2 |
2.7 | Запомни | 2 | 2 |
3. | Креативиа | 6 | 6 |
3.1 | Лесные домики | 3 | 3 |
3.2 |
| 3 | 3 |
4. | Зазеркалье | 18 | 18 |
4.1 | Ледяной шифр | 3 | 3 |
4.2 | Отражение | 3 | 3 |
4.3 | Тарелочки | 4 | 4 |
4.4 | Калейдоскоп | 4 | 4 |
4.5 | Мозаика | 4 | 4 |
5. | Логикум | 24 | 24 |
5.1 | Судоку | 3 | 4 |
5.2 | Узоры на ковре | 3 | 4 |
5.3 | Символы на песке | 3 | 4 |
5.4 | Ключ от сейфа | 3 | 4 |
5.5 | Часы | 3 | 4 |
5.6 | Туристы | 3 | 4 |
5.7 | Математика | 3 | 5 |
5.8 | Карта сокровищ | 3 | 5 |
6. | Облачко | 5 | 5 |
9. | Итоговое мероприятие совместно с родителями | 1 | 1 |
Итого: | 72 | ||
4. Планируемые результаты
В результате освоения программы ребенок:
- умеет пользоваться интерактивным полом «Маджиум», самостоятельно выбирать задание и грамотно решать его, управляя рукой /телом;
- обладает познавательной мотивацией и активностью и совместной координацией деятельности зрительного и моторного анализаторов;
- владеет монологической и диалогической речью;
- имеет (в соответствии с физическим и психическим развитием) достаточный уровень интеллектуальной и коммуникативной компетентности, владеет информационной культурой.
5.Условия реализации Программы.
Для реализации Программы оборудованы кабинеты дополнительного образования.
№ п/п | Наименование кабинета дополнительного образования/место нахождения | Оборудование и материалы |
1. | Музыкальный зал, «Умный пол» | Стулья детские – 30 шт. Интерактивный пол «Magium» состоящий из металлического короба с оборудованием «Кинект», напольного покрытия и пластикового короба с фигурами разного размера и цвета, переносная клавиатура. |
Кадровое обеспечение.
№ п/п | Направленность дополнительного образования | Ф.И.О. | Стаж работы | Образование | Должность |
1 | Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста с 6 до 7 лет социально педагогической направленности «Умный пол» | Федорова Кристина Игоревна | 12 лет | высшее | Старший воспитатель МКДОУ № 22 г.Аши/ педагог доп.образования |
6. Формы аттестации.
Процедуры измерения и оценки результатов образовательного процесса:
- Создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных задач, шаблоны-головоломки и т.п.).
- Организация конкурсов, соревнований, презентации.
- Проект, защита проектов.
- Игры.
7. Календарный учебный график
Сентябрь
Образовательный остров | Блок, игра | Цель |
«Чудолесье» | Игра «На что похоже» | Развитие воображения, зрительного внимания |
Игра «Лесная книга» | Развивать зрительное внимание, формировать элементарные математические представления. | |
Игра «Лесной забег» | Развивать зрительное внимание, скорость реакции. | |
Игра «Гирлянда» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. |
Октябрь
Образовательный остров | Блок, игра | Цель |
«Чудолесье» | Игра «На что похоже» | Развитие воображения, зрительного внимания |
Игра «Лесная книга» | Развивать зрительное внимание, формировать элементарные математические представления. | |
Игра «Лесной забег» | Развивать зрительное внимание, скорость реакции. | |
Игра «Гирлянда» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Игра «Ореховый клад» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
«Креативия» | Игра «Лесные домики» | Развитие творческого потенциала ребенка, умения замечать аналогии, улучшение социального взаимодействия в подгрупповом варианте игры. |
Ноябрь
Образовательный остров | Блок, игра | Цель |
«Чудолесье» | Игра «На что похоже» | Развитие воображения, зрительного внимания |
Игра «Лесная книга» | Развивать зрительное внимание, формировать элементарные математические представления. | |
Игра «Лесной забег» | Развивать зрительное внимание, скорость реакции. | |
Игра «Гирлянда» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Игра «Ореховый клад» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Игра «Веревочный мост» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, ловкость координацию движений | |
«Креативия» | Игра «Лесные домики» | Развитие творческого потенциала ребенка, умения замечать аналогии, улучшение социального взаимодействия в подгрупповом варианте игры. |
«Зазеркалье» | Игра «Ледяной шифр» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. |
Декабрь
Образовательный остров | Блок, игра | Цель |
«Чудолесье» | Игра «На что похоже» | Развитие воображения, зрительного внимания |
Игра «Лесная книга» | Развивать зрительное внимание, формировать элементарные математические представления. | |
Игра «Лесной забег» | Развивать зрительное внимание, скорость реакции. | |
Игра «Запомни» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Игра «Ореховый клад» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Игра «Веревочный мост» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, ловкость координацию движений | |
Игра «Гирлянды» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
«Креативия» | Игра «Лесные домики» | Развитие творческого потенциала ребенка, умения замечать аналогии, улучшение социального взаимодействия в подгрупповом варианте игры. |
Игра «Фокусник» | Развитие воображения, творческого экспериментирования, пространственного ориентирования, закрепление знаний о фигурах, цветах, размерах, стабилизация эмоционального фона, улучшение социальной адаптации при групповых занятиях | |
«Зазеркалье» | Игра «Ледяной шифр» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. |
Игра «Отражение» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
«Логикум» | Игра «Судоку» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. |
Январь
Образовательный остров | Блок, игра | Цель |
«Чудолесье» | Игра «На что похоже» | Развитие воображения, зрительного внимания |
Игра «Лесная книга» | Развивать зрительное внимание, формировать элементарные математические представления. | |
Игра «Лесной забег» | Развивать зрительное внимание, скорость реакции. | |
Игра «Запомни» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Игра «Ореховый клад» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Игра «Веревочный мост» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, ловкость координацию движений | |
Игра «Гирлянды» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
«Креативия» | Игра «Лесные домики» | Развитие творческого потенциала ребенка, умения замечать аналогии, улучшение социального взаимодействия в подгрупповом варианте игры. |
Игра «Фокусник» | Развитие воображения, творческого экспериментирования, пространственного ориентирования, закрепление знаний о фигурах, цветах, размерах, стабилизация эмоционального фона, улучшение социальной адаптации при групповых занятиях | |
«Зазеркалье» | Игра «Ледяной шифр» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. |
Игра «Отражение» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Игра «Тарелочки» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
«Логикум» | Игра «Судоку» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. |
Игра «Узоры на ковре» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. |
Февраль
Образовательный остров | Блок, игра | Цель |
«Чудолесье» | Игра «На что похоже» | Развитие воображения, зрительного внимания |
Игра «Лесная книга» | Развивать зрительное внимание, формировать элементарные математические представления. | |
Игра «Лесной забег» | Развивать зрительное внимание, скорость реакции. | |
Игра «Запомни» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Игра «Ореховый клад» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Игра «Веревочный мост» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, ловкость координацию движений | |
Игра «Гирлянды» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
«Креативия» | Игра «Лесные домики» | Развитие творческого потенциала ребенка, умения замечать аналогии, улучшение социального взаимодействия в подгрупповом варианте игры. |
Игра «Фокусник» | Развитие воображения, творческого экспериментирования, пространственного ориентирования, закрепление знаний о фигурах, цветах, размерах, стабилизация эмоционального фона, улучшение социальной адаптации при групповых занятиях | |
«Зазеркалье» | Игра «Ледяной шифр» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. |
Игра «Отражение» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Игра «Тарелочки» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Игра «Калейдоскоп» | Развивать зрительное внимание, логическое мышления. | |
«Логикум» | Игра «Судоку» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. |
Игра «Узоры на ковре» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Символы на песке | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. |
Март
Образовательный остров | Блок, игра | Цель |
«Чудолесье» | Игра «На что похоже» | Развитие воображения, зрительного внимания |
Игра «Лесная книга» | Развивать зрительное внимание, формировать элементарные математические представления. | |
Игра «Лесной забег» | Развивать зрительное внимание, скорость реакции. | |
Игра «Запомни» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Игра «Ореховый клад» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Игра «Веревочный мост» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, ловкость координацию движений | |
Игра «Гирлянды» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
«Креативия» | Игра «Лесные домики» | Развитие творческого потенциала ребенка, умения замечать аналогии, улучшение социального взаимодействия в подгрупповом варианте игры. |
Игра «Фокусник» | Развитие воображения, творческого экспериментирования, пространственного ориентирования, закрепление знаний о фигурах, цветах, размерах, стабилизация эмоционального фона, улучшение социальной адаптации при групповых занятиях | |
«Зазеркалье» | Игра «Ледяной шифр» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. |
Игра «Отражение» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Игра «Тарелочки» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Игра «Калейдоскоп» | Развивать зрительное внимание, логическое мышления. | |
«Логикум» | Игра «Судоку» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. |
Игра «Узоры на ковре» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Символы на песке | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Игра «Ключ от сейфа» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения, формирование элементарных математических представлений. |
Апрель
Образовательный остров | Блок, игра | Цель |
«Чудолесье» | Игра «На что похоже» | Развитие воображения, зрительного внимания |
Игра «Лесная книга» | Развивать зрительное внимание, формировать элементарные математические представления. | |
Игра «Лесной забег» | Развивать зрительное внимание, скорость реакции. | |
Игра «Запомни» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Игра «Ореховый клад» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Игра «Веревочный мост» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, ловкость координацию движений | |
Игра «Гирлянды» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
«Креативия» | Игра «Лесные домики» | Развитие творческого потенциала ребенка, умения замечать аналогии, улучшение социального взаимодействия в подгрупповом варианте игры. |
Игра «Фокусник» | Развитие воображения, творческого экспериментирования, пространственного ориентирования, закрепление знаний о фигурах, цветах, размерах, стабилизация эмоционального фона, улучшение социальной адаптации при групповых занятиях | |
«Зазеркалье» | Игра «Ледяной шифр» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. |
Игра «Отражение» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Игра «Тарелочки» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Игра «Калейдоскоп» | Развивать зрительное внимание, логическое мышления. | |
«Логикум» | Игра «Судоку» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. |
Игра «Узоры на ковре» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Игра «Символы на песке» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Игра «Ключ от сейфа» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения, формирование элементарных математических представлений. | |
Игра «Часы» | Развитие представлений детей о времени суток, умение объяснять значение слов: утро-день, вечер-ночь, ориентация во времени, зрительное анимание. |
Май
Образовательный остров | Блок, игра | Цель |
«Чудолесье» | Игра «На что похоже» | Развитие воображения, зрительного внимания |
Игра «Лесная книга» | Развивать зрительное внимание, формировать элементарные математические представления. | |
Игра «Лесной забег» | Развивать зрительное внимание, скорость реакции. | |
Игра «Запомни» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Игра «Ореховый клад» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Игра «Веревочный мост» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, ловкость координацию движений | |
Игра «Гирлянды» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
«Креативия» | Игра «Лесные домики» | Развитие творческого потенциала ребенка, умения замечать аналогии, улучшение социального взаимодействия в подгрупповом варианте игры. |
Игра «Фокусник» | Развитие воображения, творческого экспериментирования, пространственного ориентирования, закрепление знаний о фигурах, цветах, размерах, стабилизация эмоционального фона, улучшение социальной адаптации при групповых занятиях | |
«Зазеркалье» | Игра «Ледяной шифр» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. |
Игра «Отражение» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Игра «Тарелочки» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Игра «Калейдоскоп» | Развивать зрительное внимание, логическое мышления. | |
«Логикум» | Игра «Судоку» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. |
Игра «Узоры на ковре» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Игра «Символы на песке» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | |
Игра «Ключ от сейфа» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, тактильные ощущения, формирование элементарных математических представлений. | |
Игра «Часы» | Развитие представлений детей о времени суток, умение объяснять значение слов: утро-день, вечер-ночь, ориентация во времени, зрительное внимание. | |
Игра «Туристы» | Развитие пространственные представления, учить ребенка двигаться в заданном направлении, развитие зрительное внимание, формирование элементарных математических представлений. |
8. Оценочные материалы
Для обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам предусмотрена диагностика эффективности образовательного процесса, которая осуществляется в течение всего срока реализации программы. Это помогает своевременно выявлять пробелы в знаниях, умениях обучающихся, планировать коррекционную работу, отслеживать динамику развития детей. Измерение и оценка результатов образовательного процесса всегда остаются в центре внимания, поскольку они лежит в основе определения эффективности и дальнейшего пути совершенствования содержания, методов и организации обучения.
Входной контроль – это оценка исходного уровня знаний детей перед началом образовательного процесса.
Текущий контроль– это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной образовательной программы в период обучения после начальной аттестации до промежуточной (итоговой) аттестации.
Промежуточный контроль – это оценка качества усвоения содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного периода (этапа, года обучения).
Итоговый контроль – это оценка уровня достижений, заявленных в образовательных программах по завершении всего образовательного курса программы
Оценка развития личностных качеств воспитанника производится по уровням:
- «высокий»: положительные изменения личностного качества воспитанника в течение учебного года признаются как максимально возможные для него;
- «средний»: изменения произошли, но воспитанник потенциально был способен к большему;
- «низкий»: изменения не замечены.
Результатом усвоения Программы по каждому направлению Программы являются:
- устойчивый интерес к занятиям по направлению дополнительного образования;
- сохранность контингента на протяжении 2-х лет обучения;
- результаты достижений в соревнованиях, выставках и конкурсах внутри объединения, областных конкурсах-выставках.
Критерии оценки уровня образования детей в объединениях (кружках) разной направленности:
- критерии оценки уровня теоретической подготовки воспитанников:
- соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
- широта кругозора; свобода восприятия теоретической информации;
- развитость практических навыков работы с материалами и инструментами деятельности, осмысленность и свобода использования специальной терминологии.
- критерии оценки уровня практической подготовки воспитанников:
- соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;
- свобода владения специальным оборудованием и оснащением;
- качество выполнения практического задания;
- технологичность практической деятельности.
- критерии оценки уровня личностного развития воспитанников:
- культура поведения;
- культура организации практической деятельности;
- творчество и инициативность при выполнении практических заданий;
- развитость предпосылок учебной деятельности: аккуратность, ответственность, самостоятельность, владение специальными способностями по направлению деятельности
- результаты достижений в соревнованиях, выставках и конкурсах внутри кружка (объединения), конкурсах-выставках на уровне города, района, области, России; интернет - конкурсах регионального, Всероссийского и международного уровня.
9. Методические материалы
Основные методы обучения:
- словесные (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядные (показ, видео просмотр, работа по схеме-инструкции);
- практические (составление программ, сборка моделей);
- репродуктивные (восприятие и усвоение готовой информации);
- частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
- исследовательские (проведение исследований и экспериментов);
- стимулирование и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение);
- игровой (дидактические, познавательные игры, игровые персонажи и т.п.);
- дискуссионный;
- проектный (краткосрочные, длительные и т.п.).
Основные методы воспитания:
(убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация).
Педагогические технологии, применяемые при работе с детьми:
Технология | Описание задач | Способы реализации |
Принцип проблемного обучения | В процессе самостоятельной деятельности воспитанники приобретают полезные познавательные способности и творческие навыки | • решение проблемных задач и ситуаций разными способами; |
Игровые технологии | Сформировать у детей навыки бесконфликтного общения, скорректировать импульсивное, протестное и агрессивное поведение, обеспечить душевное благополучие воспитанников, развить у них навыки межличностного общения | работа в малых группах, проектирование проблемных ситуаций |
ТРИЗ | Теория решения изобретательских задач строится на творческом подходе во всем, стимулировать в нем стремление к новизне, системность, подвижность, активность, творческое воображение | • Нестандартные методы работы; |
Личностно-ориентированная | Ребенок ставится в центр всей образовательно-воспитательной системы, создаются условия для развития личности дошкольника, формирования атмосферы сотрудничества и заботы | • сотрудничество, партнерские отношения между ребенком и взрослыми; |
Проектная деятельность | Вовлечь воспитанников в процесс получения социально-личностного опыта | 1. работа в группах и парах; |
Исследовательская деятельность | Пробудить у воспитанников навык исследовательского мышления | • проблемные вопросы; |
Здоровьесберегаю-щие | Научить дошкольников простейшим приемам укрепления и сохранения здоровья, развивать резерв здоровья | релаксация; |
Информационно-коммуникативные | Познакомить детей с новыми технологиями и компьютерными программами, сформировать базу информационной культуры личности | игры-путешествия; |
10. Список литературы
1. Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Концепция развития дополнительного
образования: от замысла до реализации : методическое пособие.
М.:Педагогическое общество России, 2016 – 192 с.
2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду.
Дошкольное воспитание. - М.: Сфера, 2006
3. Иванченко В.Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное
образование детей Феникс, 2011 - 352 с. (Серия «Сердце отдаю детям)
4. Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в
дошкольном детстве. – М.: Сфера, 2008
5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое
пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000
6. Новицкая Н. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера,
7. Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ различной направленности [Электронный ресурс]: методические рекомендации / авт.-сост.: А. В. Кисляков, Г. С. Шушарина. – Челябинск: ЧИППКРО, 2018 – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Волшебная иголочка» (техника изонить)
Автор: Загреба Ираида ВикторовнаДолжность: воспитатель, первая квалификационная категорияУчреждение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Арх...

Дополнительная образовательная программа для детей 6-7 лет "Мастер Самоделкин"
Данная программа предназначена для дополнительного образования дошкольников в условиях ДОУ в рамках художественно-эстетического развития личности...
Рабочая программа «Занимательный английский» дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет
Содержание.1. Пояснительная записка.2. Требования к уровню образованности обучающихся.3. Учебно-тематический п...

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»
Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с испол...

Дополнительная образовательная программа для детей 4-7 лет "Театр- творчество- дети"
Сегодня в области дошкольной педагогики наметились новые тенденции, связанные с реализацией требований к содержанию и методам воспитания и обучения в детском саду. В связи с этим, основополагающим при...
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 88» НМР РТ
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № ...
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет) (кружок «Умка») разработана с учётом Основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - д/с "Теремок"
Дополнительная образовательная программадля детей дошкольного возраста (с 6-7 лет)(кружок «Умка»)разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального автономного дошкольно...
