Проект «Гармония музыки и природы» с воспитанниками средних групп.
проект (средняя группа)

Панькова Елена Александровна

Проект «Гармония музыки и природы» с воспитанниками средних групп.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx44.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

(МАОУ «Прогимназия «Созвездие»)

Проект «Гармония музыки и природы» с воспитанниками средних групп.

                                            Подготовил: музыкальный руководитель                   Панькова Елена Александровна

г.Пыть-Ях

«Гармония музыки и природы».

Участники проекта: дети и воспитатели средних групп.

Тип проекта: творческий.

Продолжительность: долгосрочный (1 год).

Актуальность:

Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире. Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Недаром тема природы издавна привлекала музыкантов. Ещё древний человек ощущал себя частью природы, а с течением времени, с развитием цивилизации эта связь разрушилась, но человек начал размышлять о том, в каких отношениях с природой он находится. Тема природы по-разному проявлялась в стихах и музыкальных произведениях разных периодов, направлений. Природа дарила звуки, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы, шуршании листвы, завывании вьюги. Для более эффективной работы по музыкальному и экологическому воспитанию дошкольников на  занятиях музыкой был разработан проект «Гармония музыки и природы». Приобщить ребёнка к миру музыки и природы, воспитать бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи данного проекта.

Чтобы процесс был увлекательным и познавательным, целесообразно использовать музыкальные произведения, как средство формирования экологических знаний. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к классической музыке, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребёнка. Приобщение детей к классической музыке во взаимосвязи с экологией - тема новая, и, несомненно, очень интересная.

Цель: Формировать эстетический вкус у детей и приобщать их к миру природы через возможность музыки передавать картины  и звуки  природы.

Задачи проекта:

- создание условий для бережного отношения к природе. Формировать у детей умение слушать звуки природы, различать разнообразные звуки, присущие разным природным явлениям;

- знакомить детей с музыкой изобразительного и выразительного природного характера;

- воспитывать в детях культуру слушания и внимательное отношение к образовательному музыкальному процессу;

- через игры-драматизации учить детей имитировать животных и птиц, подмечая наиболее характерные особенности;

- используя музыкальные произведения (цикл фортепианных пьес «Времена года П.И. Чайковского и «Времена года», А. Вивальди,  «Утро» Э. Грига, «Морская стихия» Н. А. Римского - Корсакова) систематизировать знания детей о временах года и явлениях природы;

- дать представление о П.И. Чайковском, как о композиторе, воспевающем красоту русской природы;

- используя здоровьесберегающие технологии (самомассаж, пальчиковые игры, физкультурные минутки) учить бережному отношению к своему организму;

- формировать у детей более полное представление о животном мире с помощью цикла фортепианных пьес К. Сен-Санса «Карнавал животных»;

- учить передавать содержание музыкальных произведений, свои чувства и настроения в движениях и рисунках.

Гипотеза:

Музыка может донести до слушателя образы природы, повлиять на сознание детей в отношении   экологии. Музыка способствует накоплению детьми эмоционального позитивного опыта, развитию творческих способностей. Музыкальные образы природы помогают вызвать желание   заботиться об окружающем мире, ведь проблемы экологии - это важная часть жизни общества и каждого его члена в отдельности.

Продукт проектной деятельности: Музыкальный праздник «День Земли», музыкально-познавательная викторина «Знатоки природы», выставка рисунков к циклу фортепианных пьес К. Сен-Санса «Карнавал животных», фотоотчет, видеопрезентация, драматизация сказки «Как Ёжик счастье искал».

Этапы проекта: 

1 этап. Подготовительная работа (информативно - аналитический):

- Выбор и утверждение темы;

 - Определение целей и задач проекта;

- Подбор информационного материала, детской и научно-познавательной литературы, иллюстраций, аудио-, видеозаписи, фотографий;

 - Создание картотеки игр;

-  Составление перспективно - тематического плана;

-  Обеспечение условий для проведения проекта;

- Подбор информации для родителей;

- Осуществление контроля над реализацией проекта.

2 этап. Основной этап (практический):

- Проведение бесед, занятий на музыкально – экологическую тему;

- Ознакомление детей с изобразительным и музыкальным искусством;

- Знакомство детей с подвижными, дидактическими музыкальными играми;

- Подготовка музыкальных развлечений и познавательных викторин с презентациями на экологическую тему;

- подготовка к выставке рисунков;

- Постановка детского спектакля и проведение викторины на экологическую тему;

- Консультация для родителей «Музыка и экологическое воспитание»;

- Консультация для родителей: «Экологическое воспитание детей средствами музыки».

3 этап. Заключительный этап (контрольно - диагностический):

-  Презентация проекта на заседании педагогического совета;

 -  Обработка результатов по реализации проекта;

 - Итоговый показ спектакля родителям.

Ожидаемые результаты:

- Повышение уровня музыкально – экологической культуры у детей;

- Воспитание любови к природе (через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия через музыкальные произведения);

- Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей;

 - развитие у детей фантазии, эмоциональности;

- накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой на музыкальных занятиях.

Перспективный план работы по проекту «Гармония музыки и природы»

на 2021 - 2022 учебный год.

срок

Тема мероприятия

ответственные

1

сентябрь

Занятие по музыкотерапии. Слушание музыки и звуков природы.

Слушание произведений П.И. Чайковского «Времена года «Сентябрь – охота», «Октябрь - осенняя песнь». Дать представление о П.И. Чайковском, как о композиторе, воспевающем красоту русской природы.

Музыкальный руководитель, воспитатели средних групп

2

октябрь

ООД «Путешествие по временам года» по творчеству П.И. Чайковского и А. Вивальди. Знакомство с композитором.

Д/и «Солнышко и дождик».

Танец с осенними листочками.

Музыкальный руководитель, воспитатели средних групп

3

ноябрь

Знакомство с композитором Э. Григом, слушание произведения «Утро».

Д/и «Прохлопай рисунок».

Музыкальный руководитель, воспитатели средних групп

4

декабрь

Развлечение «Зимняя музыка»:
1.слушание фрагментов : «Снежинки» А.Стоянова, «Вальс снежинок» П.И. Чайковского.

2. Музыкально-ритмическое упражнение с хлопками.
3.Пение знакомых песен «Снежная песенка» Д. Львова.

4. Игра «Угадай инструмент».

Музыкальный руководитель, воспитатели средних групп

5

январь

Знакомство с циклом фортепианных пьес К. Сен-Санса «Карнавал животных».

Подготовка к выставке рисунков «Карнавал животных».

Музыкальный руководитель, воспитатели средних групп

6

февраль

Музыкальное занятие с использованием мультимедийной презентации «Природа России».

Слушание музыки А. Вивальди и П.И. Чайковского «Времена года. Зима».

Музыкальный руководитель, воспитатели средних групп

7

март

Творческая мастерская «Радуга звуков». Дети прослушали сказку про холодные и теплые цвета. Далее детям были предложены для прослушивания два произведения – «Вальс цветов» и «Гроза» П.И.Чайковского. В ходе слушания дети определили какому произведению подходят холодные цвета, какому теплые.

Подготовка и показ спектакля «Как Ёжик счастье искал» с использованием музыкальных образов героев.

Музыкальный руководитель, воспитатели средних групп

8

апрель

Слушание песни «Солнечная капель» (автор музыки: — Степан Соснин; автор текста: — И. Вахрушева), игра на колокольчиках.

Д/и «На весенней полянке».

Музыкальный праздник «День Земли».

Музыкальный руководитель, воспитатели средних групп

9

май

Слушание произведения «Морская стихия» Н. А. Римского – Корсакова. Учить описывать морские образы.

Д/и «Воробушки».

Викторина «Знатоки природы».                        Создать детям праздничное настроение,  развивать экологическую культуру детей, опираясь на эмоциональное воздействие музыки.

Музыкальный руководитель, воспитатели средних групп

Диагностика по проекту «Гармония музыки и природы» с использованием методик Н. Б. Вешинининой, Козун А.В. Сурковой С.А

Цель методики: выявить уровень сформированности положительного отношения детей к объектам природы, через возможность музыки передавать  картины  и звуки  природы.

Мониторинг  проводится по 6 основным направлениям:

-  у ребенка сформирован познавательный интерес к объектам природы, любознательность,  желание общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы;

- сформированность навыков экологически грамотного поведения в природе;

- умеет проводить аналогии между природными явлениями, объектами и их отражением в произведениях музыки;

- умеет выразить свое отношение к природе через музыку, изобразительную деятельность (образное восприятие природы), рассказ, сказку;

- умеет объяснить состояние природы, после прослушивания произведения и описать повадки того или иного животного;

- понимает и обосновывает необходимость уважительного, береженого отношения ко всем объектам природы.

По каждому направлению проводятся задания , которые представлены в виде вопросов, игр, упражнений тренингов. За ответы на диагностические задания выставляются баллы:

3 балла – ребенок безошибочно и правильно делает задание;

2 балла – ребенок затрудняется выполнять задания, при выполнении требуются дополнительные инструкции воспитателя, дает ответ не полный, затрудняется ответить на дополнительные задания;

1 балл – ребенок не может выполнить задание, затрудняется выполнить задание, имеет слабые представления, допускает много ошибок, не устанавливает причинно-следственные связи, не может обосновать свой ответ.

После проведения диагностических заданий баллы по каждому направлению суммируются и определяется итоговый показатель.

Н - Низкий уровень- ребенок плохо освоил программу, набрал по диагностическим заданиям 0-27 баллов

С - Средний уровень – ребенок хорошо освоил программу, набрал по диагностическим заданиям 28-45 баллов

В - Высокий уровень ребенок освоил программу полностью, набрал по диагностическим заданиям 46-54 баллов

Результаты мониторинга:

начало года

- высокий – 0%;

- средний – 86 %;

- низкий - 14%.

конец  года

- высокий - 23%;

- средний - 77 %;

- низкий - 0%.

Вывод: в начале года дети имеют в основном средний уровень сформированности экологической культуры, через музыкальное развитие, есть воспитанники с низким уровнем. Дети испытывают затруднения в поисках аналогии между природными явлениями, объектами и их отражением в произведениях музыки, сложности в описании музыкальных произведений и показе повадок животных, а так же явлений природы. У них недостаточно знаний в области экологии. К концу года работа по проекту дала свои результаты. Дети повысили свой уровень экологической культуры, посредством музыки. Высокие результаты у 23% детей из средних групп, остальные воспитанники имеют средний показатель по данной теме. Низкого уровня нет.  Дети научились воспринимать музыкально-художественный образ, словами рассказывать про услышанную музыку, определять характер произведения. Научились бережному отношению к объектам природы.

 Итоги реализации проекта:

- Накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой в разное время года;

- Сформированная внутренняя установка по отношению к природе и всему живому - «Не навреди!»;

- Сформировано желание общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы;

- Формируются навыки экологически грамотного поведения в природе;

- Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с произведениями живописи, литературы и музыки;

- Сформировано умение воспринимать музыкально-художественный образ, словами рассказывать про услышанную музыку, умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образы живописи (цвета) и музыки. Речь стала более образной, активный словарь  пополнился новыми словами;

- Дети умеют через цвет (рисунок) представлять музыкальный образ, содержание музыкального произведения, выражать свои впечатления;

- Мероприятия способствовали развитию эмоциональной сферы, творческого мышления, воображения, фантазии.

Вывод:

Взаимодействие музыкального и экологического воспитания  обогащает дошкольников яркими художественными впечатлениями, оказывает стимулирующее воздействие на развитие их творческих способностей. Музыка обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребёнка, помогает услышать природу, её голоса, осознать увиденное и услышанное Дети слушают, поют, рисуют, прислушиваясь к словам взрослых, размышляют и задумываются о добром отношении ко всему живому вокруг. А забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие к миру вокруг - это уже охрана природы.

Таким образом можно сказать, что задачи реализованы, цель достигнута.

Список использованной литературы:

Журналы «Музыкальный руководитель», «Дошкольное воспитание».

Л. Гераскина «Ожидание чуда» ч. 2, М., 2007.1982.

О. П. Радынова «Методические рекомендации» к программе «Музыкальные шедевры», методические пособия по темам программы: «Природа и музыка», «Музыка о животных и птицах» М., 2010.

Е. Минина «Музыкальное развитие детей 5 – 7 лет в детском саду», Ярославль, 2008.

Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. «Праздник каждый день»  (средняя группа – программа «Ладушки», «Композитор» - С. - Петербург, 2007.

Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Гармония музыки и природы"

проект "Гармония музыки и природы", для детей старшей группы...

Музыкально-экологический проект "Гармония музыки и природы"

Муниципальное образовательное учреждение «Бобровская средняя школа» филиал «Лявленская начальная школа - детский сад» Паспорт проекта МУЗЫКАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПР...

проект "Гармония музыки и природы"

В сообщениии рассказывается о проведениии и результатах проекта для старшего дошкольного возраста "Гармония музыки и природы"...

Проект "Гармония музыки и природы"

Показать  возможность  музыки  передавать  картины  и  явления  природы....

Проект "Гармония музыки и природы"

Творческий среднесрочный проект для детей 5-7 лет и взрослых....

Музыкально - экологический проект "Гармония музыки и природы"

Цель: Содействие развитию у детей экологических культуры средствами музыки, живописи и литературы, представляющими образы природы....

Музыкально -экологический проект "Гармония музыки и природы"

Музыкально -экологический проект «Гармония музыки и природы». напрвлен на приобщение детей к миру природы, воспитать бережное и заботливое отношение к ней....