Семинар-практикум «Коворкинг-пространство в образовательной среде ДОУ как новая форма организации инновационной деятельности»
учебно-методический материал
Цель: расширить представления педагогов о рациональной организации РППС в ДОУ.
Задачи:
- Расширить представления педагогов о современном методе организации РППС в ДОУ «коворкинг-пространство».
- Способствовать накоплению опыта организации взаимодействия с семьями воспитанников с помощью педагогического коворкинга.
- Актуализировать знания педагогов об игровых приемах познавательного и эмоционального развития дошкольников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум №2
«Коворкинг-пространство в образовательной среде ДОУ как новая форма организации инновационной деятельности»
Дата: 18-19 декабря 2024 года.
Цель: расширить представления педагогов о рациональной организации РППС в ДОУ.
Задачи:
- Расширить представления педагогов о современном методе организации РППС в ДОУ «коворкинг-пространство».
- Способствовать накоплению опыта организации взаимодействия с семьями воспитанников с помощью педагогического коворкинга.
- Актуализировать знания педагогов об игровых приемах познавательного и эмоционального развития дошкольников.
Повестка дня:
- Игровой прием «Почта радости красивой» - часть 1
- Внедрение коворкинг-пространства в образовательную среду для реализации образовательных возможностей.
- Сообщение «Педагогический коворкинг как нетрадиционная форма взаимодействия с родителями воспитанников в детском саду» (воспитатели А.Е. Вихрева, П В. Аникин)
- Методические коворкинги в организации обучения педагогов в дошкольном образовании.
- Игровой прием «Почта радости красивой» - часть 2
Ход:
- Игровой прием «Почта радости красивой» - часть 1
Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, к выбору и обоснованию содержания основных и дополнительных программ, к результатам и эффективности их деятельности.
Но прежде, чем мы начнем подробнее об этом разговор, предлагаю вам осмотреться и выделить для себя что-то одно, на ваш взгляд самое красивое и написать об этом или нарисовать это.
Игровой прием «Почта радости красивой» часть 1
Цель: помочь воспитателям замечать красоту окружающего мира, инициировать делиться своими впечатлениями с коллегами.
В зале размещен почтовый ящик. Педагоги замечают что-то красивое, что вызывает у них радостные переживания, пишет записку или рисует привлекший его внимание объект.
- Внедрение коворкинг- пространства в образовательную среду для реализации образовательных возможностей.
Современные дети стали совершенно другими. Принципиально меняется жизнь вокруг: социальный мир, предметная среда, воспитательные, семейные модели и устои.
Общество требует от человека быть инициативным, самостоятельным, отстаивающим свою точку зрения, нравственную позицию, решающим сложные задачи, целеустремленным и умеющим выбирать свой путь!
Важными целями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются: развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта образовательных отношений и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования.
Современный детский сад – это особое образовательное пространство, в котором все участники образовательного процесса являются субъектами взаимоотношений, а педагог их партнером.
Перед педагогом встал вопрос о реализации новых подходов в организации такого образовательного пространства в детском саду, которое было интересно и детям, и родителями, и специалистам учреждения, которое стало бы движущей силой развития и становления личности ребенка, выявления и развития его способностей.
Принято решение - создать пространство для детей, родителей и педагогов, где они могли бы реализовать свой творческий потенциал.
ФГОС ДО в качестве требований к развивающей предметно-пространственной среде выдвигает: безопасность, доступность, насыщенность, вариативность, полифункциональность, трансформируемость. Соблюдая эти требования к развивающей среде, действительно можно обеспечить ребенку нахождение в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества.
Изучая вопрос организации РППС и её влияния на развитие умственных, физических, психических и личностных качеств дошкольников, пришли к выводу, что предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации должна быть мобильной и динамичной.
Чем больше педагоги предоставляют ребенку для выбора видов деятельности, тем больше создаем возможностей для развития его творческой инициативы.
Основой для ежедневного стимулирования инициативы и активности детей служат создаваемые взрослыми модели (преднамеренно выложенные, расставленные, скомпонованные) пособия, предметы, игрушки.
Речь идет об организации в пространстве ДОУ «коворкинг зон и центра».
Термин «коворкинг» пришел к нам из английского языка и буквально означает «совместно работающие» [co-working]. В образовательной организации коворкинг – это зона обучения и игры в сотрудничестве, зона взаимодействия и развития способностей детей. Помимо комфортного места для игр, здесь созданы возможности для общения и обмена опытом. Это может быть одним из ресурсов повышения качества пребывания детей в детском саду.
В условия детского сада метод организации «коворкинг зон и центра» конечно новшество. Важно, что «коворкинг зона» позволяет поставить общение ребенка и родителя на новый уровень. Родитель, как правило, посещает детский сад только ради того, чтобы привести и забрать ребенка из ДОУ. Родительские собрания, концерты, мастер классы и другие формы работы также имеют место быть.
Организация «коворкинг зон» требует тщательной организаторской деятельности педагогов, т. к. призвана стать интересным местом провождения времени ребенка с детьми разного дошкольного возраста.
«Коворкинг центр» предполагает оснащение пространства разнообразными формами активности, т. е. разделение группы на несколько зон. В «коворкинг центре или зоне» могут быть выделены следующие зоны:
1. Зона «Сказочная поляна», которая оформлена яркими сказочными мотивами. Здесь также имеется библиотека сказок, место для чтения и рисования по сказочным сюжетам. Дети могут читать, рассказывать друг другу сказки, более старшие дети могут более младших удивить новыми историями и сюжетами. Организован также обмен книгами, рисунками, раскрасками.
2. Зона «Театральная». Данная зона оснащена театральной ширмой и разными видами театра, а также масками и куклами. Дети совместно с родителями могут разыграть знакомый сюжет, мастерить маски для домашнего театра, подружиться в процессе всего этого действа с новыми людьми. Возможна организация импровизированного театра, когда актеры выбираются по считалочке, а остальные исполняют роль зрителей. Хорошей мотивацией актеров может стать подарок видеозаписи всего происходящего «на сцене».
3. Зона «IT-технологий» оснащена компьютером, телевизором, музыкальным центром, проектором и доступом к интернету. Данная зона предназначена для просмотра и защиты презентаций, просмотра детских обучающих мультфильмом и передач, проведения интеллектуальных игр по типу «Что? Где? Когда?» или «Поле чудес». Также возможности данной зоны используются для проведения музыкальных пауз и физминуток. Очень интересна идея организации общего хора, когда дети поют знакомые песни вместе. Кульминацией всего действа, как правило, становится создание клипа, флешмоба или просто аудиозаписи, которые пополнять семейные архивы.
4. Зона «Психологической разгрузки», непосредственно кабинет психолога, который сам по себе является ярким пятном детского сада. В кабинете собраны картотеки различных игр, много наглядных пособий, полезных идей и задумок, которые родители могут взять на вооружение. Работа психолога в коворкинг центре направлена на снятие эмоционального напряжения, консультирование родителей по интересующим их вопросам.
Важно, что в коворкинг центре нет жестких границ: здесь можно легко перемещаться, передвигать мебель, расширять и сужать зоны, за считанные минуты видоизменяя пространство.
Коворкинг центр создает возможность для развития личности и ребенка через знакомство с новыми людьми, с новыми способами игры, общения и взаимодействия. Это прекрасный способ социализации ребенка.
В коворкинг центре проводятся различные тематические мероприятия, мастер-классы, круглые столы, семинары встречи со специалистами ДОО и тренинги.
И главное, такие коворкинг центры можно создать в любом образовательном учреждении, кардинально его не изменяя. Коворкинг центр стал интересным способом организации группы кратковременного пребывания в период адаптации ребенка к условиям ДОУ.
- Сообщение «Педагогический коворкинг как нетрадиционная форма взаимодействия с родителями воспитанников в детском саду» (воспитатели А.Е. Вихрева, П В. Аникин)
- Методические коворкинги в организации обучения педагогов в дошкольном образовании.
Традиционные формы внутри организационного обучения (классические лекции, семинары), основанные на односторонней передаче информации недостаточно мотивируют педагогов к использованию новых методик и инновационной работе. «Методические коворкинги» позволяют в совместном интерактивном взаимодействии получать новую актуальную информацию, а также осуществлять обмен практическим опытом педагогов. В ходе ознакомления и «проигрывания» новых методик педагоги не только адаптируют конкретные методические новшества в свою профессиональную деятельность, но и дополняют, совершенствуют и улучшают представляемые на сессии методические модели.
Методический коворкинг – это совместная творческая работа, в которой с одной стороны, расширяется сфера знаний педагогов о новых формах и методиках обучения и воспитания, с другой стороны, в ходе «проигрывания» в имитационном пространстве педагоги овладевают конкретными методическими практическими навыками. Происходит «погружение» педагогов в изучаемую методическую модель. Важно: спикерами и модераторам методических коворкингов выступают не только приглашенные специалисты, но и сами педагоги, что формирует новую культуру обмена знаниями, ориентированную на совместное методическое творчество.
Структура организации методических коворкингов:
‒ информационное погружение (представляется актуальная информация по новой методике, форме, технологии, педагогической проблеме и т. д.);
‒ презентация профессионального опыта (педагог-модератор представляет собственную методическую разработку, демонстрирует новшество в работе);
‒ работа в учебных группах по применению методики и адаптации методики к профессиональной деятельности каждого участника (начиная от администрации, заканчивая помощником воспитателя);
‒ обсуждение методики в формате «плюсы» и «минусы».
Ключевыми принципами работы методических коворкингов являются:
- доброжелательная атмосфера сотрудничества и сотворчества;
‒ деятельностный подход в организации коворкинг-сессии;
‒ ориентация на приобретение нового методического опыта;
‒ активное участие и включенность педагогов дошкольной образовательной организации в подготовку и презентацию своей профессионального опыта.
Методические коворкинги представляют собой серию методических сессий, которые проводятся с педагогами каждый месяц и подготавливаются силами самих педагогов, администрации, приглашенных специалистов, родителей. Тематика методических коворкингов определяется на основе изучения практического опыта инновационной работы педагогов дошкольной образовательной организации.
Таким образом, методические коворкинги позволяют не только обогатить профессиональный методический потенциал каждого педагога в дошкольной образовательной организации, но и формировать культуру командной работы, готовность к инновационной деятельности, что повышает качество образовательной деятельности в детском саду.
- Игровой прием «Почта радости красивой» - часть 2
В завершении семинара мы открываем почтовый ящик, педагоги усаживаются в круг и начинают просматривать содержимое, автор рисунка или записки рассказывает о своих впечатлениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
"Музыкальная лаборатория" и "Музыкальная гостинная" - новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО....

«Музыкальная лаборатория» и «Музыкальная гостиная» как новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников
«Музыкальная лаборатория» и «Музыкальная гостиная» как новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников...

Новые формы организации детской деятельности по ФЭМП
laquo;Новые формы организации детской деятельности по ФЭМП»Конспект занятия в М.Монтессори группе...

ЧЕЛЕНДЖ, как новая форма организации совместной деятельности ДОО и семьи
Цель: ознакомление с челленджем, как новой формой организации совместной деятельности ДОО и семьи. Задачи:- познакомить родителей (законных представителей) с новой формой совместной де...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Цифровая образовательная среда «ПиктоМир», как средство формирования основ алгоритмизации и программирования у дошкольников»
Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу формирования основ алгоритмизации и программирования у дошкольников посредством цифровой образовательной среды «Пикт...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Цифровая образовательная среда «ПиктоМир», как средство формирования основ алгоритмизации и программирования у дошкольников»
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Цифровая образовательная среда «ПиктоМир», как средство формирования основ алгоритмизации и программирования у дошкольников»...
