Семинар-практикум «Возрождение народных традиций в семейном воспитании через декоративно-прикладное искусство»
учебно-методический материал
Цель: повысить интерес педагогов ДОУ к разнообразию форм работы с родителями воспитанников по художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Задачи:
- закреплять знания педагогов об элементах разных видов росписей;
- раскрыть роль и содержание видов декоративно-прикладного творчества;
- расширить представления педагогов ДОУ о разнообразии современных форм работы с родителями (законными представителями) по приобщению их к художественно-эстетическому развитию дошкольников через декоративно-прикладное искусство;
- пополнить РППС в группах по декоративным росписям в центрах художественно-эстетического развития дошкольников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум №4
«Возрождение народных традиций в семейном воспитании через декоративно-прикладное искусство»
Дата: 16-17 апреля 2025 года.
Цель: повысить интерес педагогов ДОУ к разнообразию форм работы с родителями воспитанников по художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Задачи:
- закреплять знания педагогов об элементах разных видов росписей;
- раскрыть роль и содержание видов декоративно-прикладного творчества;
- расширить представления педагогов ДОУ о разнообразии современных форм работы с родителями (законными представителями) по приобщению их к художественно-эстетическому развитию дошкольников через декоративно-прикладное искусство;
- пополнить РППС в группах по декоративным росписям в центрах художественно-эстетического развития дошкольников.
Повестка дня:
- Вводная часть
- Упражнение – разминка «Сложи и назови узор»
- Теоретическая часть:
- Разнообразие видов декоративно-прикладного творчества, их значение в семейном воспитании дошкольников. (ст.воспитатель И.А. Чальцева)
- Сообщение «Современные формы работы с родителями (законными представителями) по приобщению их к художественно-эстетическому развитию дошкольников через декоративно-прикладное искусство» (А.А. Кочкина, А.В. Моричева)
- Практическая часть:
- Педагогическая мастерская «Новая жизнь старых вещей средствами декоративной росписи» (ст.воспитатель И.А. Чальцева)
- Блиц-опрос «Народные традиции в семейном воспитании»
Ход семинара:
- Вводная часть
«Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…»
А. М. Горький
«Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового искусства; но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные, народные и национальные явления».
В. Г. Белинский
Детское изобразительное творчество во многом сходно с тем, что мы видим в народном искусстве. Смелое сочетание цветов, так любимое детьми, простота формы – все это мы находим в народной игрушке, в орнаменте резьбы, в вышивке, чеканке. И все это близко и доступно детям. Действительно, как говорит И. Е. Репин, в первоначальных попытках ребенка вырезать, нарисовать, построить можно и нужно видеть начало искусства. Изделия народного творчества: деревянные и глиняные игрушки, расписная посуда, нежное кружево – наполнены красотой, радостью, добром и увлекают детей в мир прекрасной сказки. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи изделий, включают в себя цветы, листья, ягоды, траву (их ребенок видит, гуляя в лесу и парке, по участку детского сада, а также простые в выполнении полоски, круги, кольца, точки (геометрические элементы). Знакомство детей с народными промыслами помогает им войти в мир прекрасного, учит видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, повышает эмоционально-эстетическую культуру.
- Упражнение – разминка «Сложи и назови узор»
Чтобы научить ребенка видеть красивое в изделиях народных мастеров и узнавать народную роспись среди других необходимо и самим взрослым (педагогам и родителям (законным представителям) воспитанников ДОУ разбираться в этом.
У вас у каждого есть конверт с элементами декоративного творчества, ваша задача выложить узор в соответствии с видом народной росписи, использовав все элементы, назвать элементы после завершения работы.
Такой деятельностный, творческий подход позволит сделать знания детей более прочными, а их эмоционально-оценочное отношение к произведениям народного творчества осознанным.
Знакомя детей с предметами народного быта, рисуя хохломские, городецкие и осетинские узоры, читая народные сказки, педагоги каждый раз по кирпичику закладывают фундамент гармоничного отношения к себе и окружающему миру, помогают решить одну из важных задач – научить детей жить вместе в добре и согласии.
Реализовать содержание обучения можно и нужно: от внешнего, наглядного, к духовному, внутреннему и проходить через все виды деятельности: игровую, познавательную, музыкальную, художественную.
Погружение дошкольника в сокровищницу национальной культуры способствует воспитанию у них социальных норм, позитивных привычек, установок, ориентаций на свой народ, которые направлены на формирование культуры личности, характера человека, наделенного национальными чертами.
- Теоретическая часть:
- Разнообразие видов декоративно-прикладного творчества, их значение в семейном воспитании дошкольников.
Семейное воспитание – это очень важная, существенная часть общественного воспитания. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой, поскольку семья – это основная среда обитания и жизнедеятельности детей, которая во многом сохраняется и в подростковый период. В процессе семейного общения младшим передаются жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения.
Система семейного воспитания всегда сугубо индивидуальна, складывается в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На ее формирование влияет множество факторов, например, такие как наследственность, физическое и психическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку и т. д. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Цель семейного воспитания — формирование качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды.
Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей и все это составляет задачи семейного воспитания.
Окружение детей предметами национального характера помогает с самого раннего возраста понять, что они часть своего народа.
Деятельное ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным декоративно-прикладным искусством помогает не только созерцать произведения и творения мастеров, но и самим активно участвовать в процессе творчества.
Многие изделия народного творчества являются произведениями искусства. Они создавались руками талантливых мастеров; причем каждый делал все сам от начала и до конца. Люди всегда стремились к красоте, украшая свой дом и все, что их окружало в труде и быту. Главным учителем на пути постижения прекрасного была природа. Она же предоставляла и простейшие материалы – глину, дерево, камень, кость, лен, шерсть.
В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия тем или иным мастерством овладевают целые семьи, а подчас и деревни. Так рождались народные промыслы. На севере России – резьба по кости, плетение кружев и изделия из оленьего меха, центральная Россия известна производством художественных предметов из дерева и металла. Урал знаменит кружевным шитьем, ювелирными изделиями из самоцветов. Предметы народного творчества создавались для украшения жилища, в память о торжественном событии, для хозяйственных нужд, на продажу, по специальному заказу.
Современная дошкольная педагогика особое внимание обращает на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, своего этноса в мировом историческом процессе. Для передачи детям национальных традиций, обычаев в декоративном искусстве важно умение направить их творческий потенциал в правильное русло, воспитать интерес к родной культуре, начиная с семьи.
Некоторые виды декоративно-прикладного искусства:
- Искусная обработка металла (чеканка, гравировка, литьё, ковка, филигрань)
- Плетение (из ниток, стеблей, коры и волокон растений, бисера, бамбука, лозы, бересты, прутьев, а также вязание)
- Ткачество (изготовление на ткацких станках одежды, ковров, шпалер, одеял, поясов, скатертей)
- Шитьё (золотное, лоскутное, квилтинг, цветоделие)
- Вышивание (украшение предметов одежды и декора узорами из разноцветных нитей)
- Аппликация (наклеивание на основу кусочков различных материалов)
- Инкрустация (интарсия, маркетри и мозаика)
- Валяние (изготовление предметов быта и декора из натуральной шерсти)
- Выжигание (по дереву или ткани)
- Резьба (по дереву, камню, кости)
- Авторская обработка кожи
- Лепка из глины, воска, гипса и других пластичных материалов
- Оригами и киригами (искусство складывания и вырезания фигур из бумаги)
- Скрапбукинг (оформление альбомов путём наклеивания на страницы вырезок из газет или журналов, фотографий и рисунков)
- Красочная роспись (по керамическим, металлическим, деревянным, стеклянным, фарфоровым поверхностям)
Вспомните и назовите народные росписи по возрастным группам, с которыми мы знакомим детей и продолжаем работу по знакомым росписям.
(Ответы педагогов)
Из опыта вашей работы, какие можно сделать выводы, знакомят ли родители дома в досуговой деятельности своих детей с народными росписями?
(Ответы педагогов)
- Сообщение «Современные формы работы с родителями (законными представителями) по приобщению их к художественно-эстетическому развитию дошкольников через декоративно-прикладное искусство» (воспитатели А.А. Кочкина, А.В. Моричева)
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Организуя работу с родителями по приобщению к народному искусству, мы опираемся на партнерство педагогов и родителей, единое понимание целей и задач, не только на взаимопонимание, уважение и доверие со стороны родителей, но и помощь. Содержание работы с родителями по приобщению к народному искусству реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей роль и значение народного декоративного искусства в воспитании детей.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников:
- родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи («Приобщение ребенка к истокам народной культуры»);
- мини-собрания одна из эффективных, нетрадиционных форм работы с родителями. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции.
- творческие (художественные) гостиные - это модель взаимодействия родитель-ребенок-педагог. На этих встречах дети и родители вместе играют, поют, танцуют, создают индивидуальные и коллективные работы из разных материалов, с использованием традиционных и нетрадиционных техник. В основе лежит принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии специалистов.
- конференции – где в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в определенной области, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами («Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей.
- беседа - наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи.
- консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.
Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. («Влияние народного декоративно – прикладного искусства на развитие творческих способностей детей») советы специалиста, индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.
- мастер-классы;
- круглый стол, в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов;
- вечера для родителей;
- кружки;
- консультативный клуб;
- клубы по интересам;
- дни открытых дверей, дает возможность познакомить родителей с правилами дошкольным учреждением, его традициями особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию;
- КВН по народным промыслам;
- турниры знатоков;
- устный журнал, состоит из 3-6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Каждая страница – это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием (просмотром) записей, выставками рисунков, поделок, книг;
- викторины;
-праздники;
- фольклорные посиделки;
- тренинги, тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.
Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
- выпуск газеты, стенгазеты, конкурсы (плакатов, коллажей)
- семейные художественные студии - это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога. Например, встречи с мастерами декоративно-прикладного искусства.
- совместные вернисажи;
- выставки семейных коллекций;
- экспонаты своими руками;
- создание мини - музеев и экспозиций;
- экскурсии (музеи, художественные салоны, выставочные центры);
- виртуальные экскурсии;
- проектная деятельность;
- семейная ассамблея (форма досуга, объединяющая семьи воспитанников и педагогов учреждений образования, культуры и искусства с целью знакомства друг с другом, погружения в разнообразную совместную деятельность);
- семейный календарь (оформляя его, педагоги и родители в полной мере могут проявить свои художественно-оформительские способности о музеях города и об организуемых выставках);
- перспективы выходного дня (сообщается адрес музея, что можно увидеть, на что обратить внимание;
- прием «путеводного листа» - предлагаем родителям посетить в Интернете, например, «Эрмитаж»;
- аукционы - проходят в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме («Ярмарка»);
Наглядно-информационные (просветительские, аналитические):
- информационные стенды (корзины, письма);
- папки-передвижки, формируются по тематическому принципу;
- выставки в детском саду и за его пределами;
- фотовыставки, в том числе и когда родители (по просьбе педагогов) делают фотографии во время посещения интересных мест, выставок, музеев и предоставляют фото в копилку группы или детского сада;
- памятки, буклеты, изготовленные на одном листе, сложенном параллельными сгибами в несколько страниц так, что текст читался без разрезки, раскрываясь, как ширма;
- брошюры, листовки, бюллетени;
Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях.
- создание медиатеки («Народные промыслы нашего края»);
- интернет журналы, переписка по электронной почте приобретение книг, открыток – верный способ приобщения к народному искусству и понимание его создание книг («Ярмарка народных промыслов»);
- опросы, анкетирование, тестирование по вопросам художественного развития детей.
- Практическая часть:
- Педагогическая мастерская «Новая жизнь старых вещей средствами декоративной росписи» (старший воспитатель И.А. Чальцева).
Уже давно мы вошли в эру потребителей, гонимся за новыми модными вещами, которые меняют тенденции каждый год, и мы выкидываем еще пригодные для использования вещи и покупаем все новые и новые вещи в погоне за модой. Сегодня мы постараемся научиться ценить вещи, найти место тем вещам, которые излишни – попробуем дать новую жизнь старым вещам. Поделки из старых вещей всегда актуальны. Вспомните, у Вас наверняка завалялись пустые бутылки, не парные бокалы, всевозможные коробки и даже CD диски с уже давно просмотренными и надоевшими фильмами.
Как, на ваш взгляд, мы можем изменить эти вещи?
-обклеить цветной бумагой (декупаж), обшить тканью, выкрасить краской в другой цвет.
Показываю пример просто тонированного предмета.
Стал ли предмет красивее и интереснее?
-нет.
Что нужно сделать, чтобы предмет стал лучше?
-украсить предмет росписью.
Издавна Русь славилась искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этих народных промыслов: гжель, хохлома, жостовская, мезенская, городецкая росписи, дымковская и филимоновская росписи, полхов-майдан и другие.
Практическая часть
Давать новую жизнь предмету мы будем на примере старой посуды и игрушек.
Последовательность исполнения будет следующей:
- Грунтуем предмет акриловым белым грунтом или белой гуашью со всех сторон.
- Наносим роспись по всей поверхности равномерно, начиная с более крупных узоров.
- Дополняем композицию более мелкими узорами росписи.
- Даем полностью высохнуть узору и после этого покрываем предмет прозрачным лаком.
Художественная деятельность педагогов.
Выставка готовых работ, рассматривание, презентация художниками.
- Блиц-опрос «Народные традиции в семейном воспитании»
- Что такое традиция? Традиция – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения и действия.
- Что такое семейное воспитание? Семейное воспитание - это формирование качеств личности ребенка в семье, его родными, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды.
- Какими видами декоративно-прикладного творчества чаще всего совместно занимаются дети с родителями? Лепка из различных материалов, шитье, оригами.
- Что такое народные традиции? Народные традиции — это передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также соответствующие им обычаи, правила и ценности.
- Какие методы используются для воспитания детей в народных традициях? К ним относятся, например, использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок), знакомство с народными играми, считалками, традициями, народными приметами и обрядами, театрализованная деятельность, знакомство с музыкальным фольклором и декоративно-прикладным искусством через различные формы.
- Как можно приобщать детей к народным традициям дома? Для этого можно проводить семейные фольклорные мероприятия, посвящённые народным праздникам, приглашать гостей, которые расскажут о традициях в своём городе.
- Значение народных традиций в семейном воспитании? Значение народных традиций в семейном воспитании заключается в том, что они прививают любовь к Родине, языку народа, окружающим людям, формируют желание внести свой вклад в развитие традиций и чувство гордости за нацию и страну в целом.
- Какую роль играют народные праздники в развитии и воспитании ребёнка? Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства.
Таким образом, исходя из ответов блиц-опроса, можно сделать следующий вывод: для расширения представлений дошкольников о декоративно-прикладном искусстве необходимо организовывать систематическую продуктивную работу в разных формах (традиционных и инновационных) с их родителями (законными представителями) по формированию устойчивых знаний о народных росписях, которыми они смогут делиться со своими детьми во время семейных досугов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Применение фольклора в семейном воспитании"
Семинар-практикум разработан для родителей дошкольников и направлен на приобщение родителей к русской народной культуре через малые формы фольклора, обучение родителей использованию фольклора в повсед...

Народные традиции в семейном воспитании
Семья – часть общества, в которой есть условия для самореализации ребенка, для его полноценного развития.Семейное воспитание – система, включающая в себя усилия по воспитанию,...

Районный семинар - практикум "Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительным и декоративно-прикладным творчеством через применение нетрадиционных художественных материалов"
25 марта я побывала на семинаре практикуме, на котором мы изготавливали композицию на Георгиевской ленточке, "веточка яблони". Материал с которым мы работали - Фоамиран. Я впервые работала с...

Семинар - практикум Использование устного народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников
Цель: Обобщить знания педагогов о теоретических основах патриотического воспитания детей дошкольного возраста, способствовать творческому поиску и совершенствовать профессиональное мастерство....

Консультация для родителей "Роль народных традиций в семейном воспитании"
В данной консультации говориться о том, что в настоящее время, в период нестабильности в обществе, возникла необходимасть вернуться к лучщим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечн...

"Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство"
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусст...

Семинар-практикум для родителей «Применение фольклора в семейном воспитании»
Цель:- Приобщать родителей к русской народной культуре через малые формы фольклора;- Учить родителей использовать фольклор в повседневной жизни;- Способствовать сотруднич...
