Консультация для воспитателей по теме: «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды».
консультация
Консультация позволяет ознакомиться педагогов с приобщением детей к здоровому образу жизни через развивающую среду
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 236.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
по теме:
«Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды».
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно, в этом возрастном периоде происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества, закладываются основы правильного физического развития и здоровья, его сохранения и укрепления с помощью приобщения к здоровому образу жизни Планомерная, выстроенная в системе работа по формированию ЗОЖ с использованием предметно - пространственной развивающей образовательной среды группы и всего пространства дошкольного учреждения в целом является необходимым условием построения системы здоровьесбережения детей в дошкольной организации. Главной целью создания предметно-пространственной развивающей образовательной среды для формирования ЗОЖ у дошкольников соответствии с требованиями ФГОС ДО является создание условий для укрепления и развития физического, психического здоровья детей, развитию культурно – гигиенических навыков; приобщению к здоровому образу жизни. Наполняемость этой среды в каждой возрастной группе имеет свои особенности. Они зависят от задач физического развития, предъявляемое образовательной программой ДОУ. Жизнь ребенка в группе должна быть насыщена разнообразными, плодотворными и результативными видами деятельности.. Ребенок всегда в движении. И приобщение к здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
Педагоги ДОУ в своей работе по формированию ЗОЖ у детей используют разнообразные организованные формы двигательной активности детей.
физические упражнения;
физкультминутки и паузы;
эмоциональные разрядки;
гимнастика (оздоровительная после сна);
пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
лечебная физкультура;
подвижные и спортивные игры;
массаж; самомассаж; психогимнастика; сухой бассейн и др.
Ежедневно в своей работе с детьми используется такая форма, как пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка. В группе можно создать уголок «Умелые пальчики». В котором должно находится множество игр, пособий, игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных застежек, шнуровок, конструкторов и мозаик в уголке можно применить нетрадиционный материал:
верёвки капроновые для завязывания узлов и плетения;
кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
щетки для волос, мыльницы типа «травка» - для массажа и самомассажа;
мозаики из пробок от пластиковых бутылок и коробок от сока;
клавиатура от компьютера, кнопочные телефоны – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
«сухие бассейны» - емкости, наполненные горохом и фасолью, игрушками из «киндер-сюрпризов» - для самомассажа кистей;
моталки, веревки с ручками на концах – для выработки координации вращательных движений.
Можно создать картотеку стихов, сопровождающие упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений.
Для укрепления зрения рекомендовано использовать зрительные паузы, для этого можно использовать -зрительные ориентиры, таблицы, которые снимают утомление глаз и повышают двигательную активность.
Для малышей можно применять словесные игры например «Кискины глазки». Воспитатель просит малышей представить себя котятами. Дети широко открывают глаза, а затем зажмуривают. После этого смотрят вверх, вниз, в сторону.
«Качели». Педагог предлагает ребятам поиграть глазками в качели: взлететь высоко, а затем опуститься (движения глазами вверх-вниз).
«Карусель». Круговые движения глазками.
«Прятки». Ребятам нужно крепко зажмурить глазки на пару секунд, а затем на такое же время открыть их (мотивация «вы спрятались, и вас никто не видит»).
«Бабочка». Воспитатель предлагает дошкольникам поморгать ресничками, как бабочка машет крыльями.
А уже для взрослого возраста применять цветовые таблицы, ориентиры. Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.)
Чаще используйте минутки покоя:
- посидим молча с закрытыми глазами; ; - ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы; - -----помечтаем под эту прекрасную музыку.
Наряду с традиционными формами работы проводите с детьми самомассаж от простуды(автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом, для этого в группах необходимо наличие схем. таблиц с массажными точками Ежедневно рекомендуют проводить закаливание. Для этого в группах необходимо иметь: Массажные дорожки для профилактики плоскостопия, массажеры( ежики), массажные варежки,и т.д
Закалённый человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей,
доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества,
фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Используйте мелодии на занятиях, во время принятия пищи ,перед сном и во время сна.
Большой оздоровительный эффект имеет “Ароматерапия” - процесс
дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и
головной мозг.. Вместе с родителями можно создать в группе «Фитобар», в котором собран различный природный материал: травы, плоды, веточки и кору различных деревьев.
Оздоровительные запахи природы активизируют биологические процессы в организме ребенка. Запахи ели и сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах березы – улучшает работу сердечнососудистой и дыхательной системы. Запах крапивы уничтожает бациллы. Дети приносят в группу из леса букетики из веток берёзы, сосны, можжевельника, цветов (букеты и в сухом виде очищают воздух).
Во время экскурсий и прогулок можно познакомить детей с лекарственными растениями родного края, как они помогают людям во время болезни, как ими лечатся животные и птицы. С детьми и родителями можно собрать гербарий «Зелёная аптека».
Любые знания ребенка с легкостью усваиваются в игре, так как игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте. Перечисленные ниже дидактические игры помогают закреплять у детей знания о здоровом образе жизни, формировать правила безопасного поведения на дорогах, при пожаре и опасных ситуациях.
В этом помогут дидактические игры:
«У нас порядок»;
«Спортивное лото»;
«Наши помощники»;
«Моё тело»;
«Дорожные знаки»;
«Тревожные сигналы»;
«Огонь друг или враг» .
Структура человеческого тела”
“Спорт – это здоровье”
“Чистим зубы правильно”
“Бережѐм уши” и т.д
Домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д. - спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.)
Все эти игры учат контролировать себя и свое поведение, настроение, закрепят культурно-гигиенические навыки и заставят задуматься о своем здоровье.
Во всех группах должны быть созданы «уголки здоровья» куда должны входить атрибуты- для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, шапочки и др. Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;- коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т. д. Для игр и упражнений с прыжками:- скакалки;- обручи;- шнуры; бруски. Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:- кольцеброс;- мячи резиновые разных размеров;- попрыгунчики (средние и старшие группы) ;- мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы) ;- корзины для игр с бросанием; мишень для метания или дартс с мячиками на липучках (средний и старший возраст) - кегли; нестандартное оборудование. Наличие бубна для проведения утренней гимнастики.
Обязательно в каждой группе должен быть теоретический материал:- картотека подвижных игр ,малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей;-;- картотека физкультминуток , картотека утренних гимнастик;- картотека бодрящих гимнастик;- картотека считалок, картотека дыхательной гимнастики, - иллюстрированный материал по зимним видам спорта - иллюстрированный материал по летним видам спорта - символика и материалы по истории Олимпийского движения- сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие группы) , разные иллюстрации о ЗОЖ и т.д.
Все навыки, умения, привычки необходимо закреплять и использовать в
работе с детьми в разнообразных валеологических и экологических проектах.
Поможет в работе по воспитанию здорового образа жизни специальный
альбом: “Я, и моѐ здоровье”, в который записываются антропометрические
данные, обводятся кисти руки, стопы детей. Помещаются фотографии с занятийпо физкультуре, во время сна, во время закаливания и т.д., рисунки: “Что я люблю больше всего?”, “Я на прогулке”, “Город и я”, “Моѐ настроение”.
Известно, что хороших результатов в воспитании детей можно добиться только при тесном контакте педагогов и родителей. Поэтому, всю работу по формированию у детей здорового образа жизни должна вестись в тесном сотрудничестве с родителями. В родительском уголке есть постоянная рубрика «Уроки Айболита», в которой выставляется литература, брошюры, консультации, картотеки различных гимнастик и упражнений для занятий дома с детьми, папки-передвижки, буклеты, рекомендации по ЗОЖ, фотовыставки.
Все это является органичной составной частью предметно-развивающей среды, которая способствует здоровому развитию детей. При правильно подобранной и оформленной развивающей среде у ребенка появляется желание заботиться о своем здоровье, он сам «открывает» для себя разного рода знания и правила укрепления и сохранения жизни, выполняет физические упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов" Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды"
Цель: Повышение и развитие профессиональных знаний по вопросам приобщения детей к здоровому образу жизни через создание развивающей средыНормой жизни и поведения каждого человека должно быть соз...

Доклад для воспитателей: "Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды".
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни ч...

Консультация для педагогов «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды»
Консультация для педагогов «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды»...

Консультация для педагогов «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды»
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. П...

Доклад для воспитателей по теме «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды» 03.12.2020г.
laquo;Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды»...

Консультация для педагогов "Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды" 04.12.2020г.
Консультация для педагоговПриобщение детей к здоровому образу жизничерез создание развивающей среды...

Консультация для воспитателей: «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды».
Консультация для воспитателей:«Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды»....


