Семинар практикум
методическая разработка
Сценарий семинара - практикума
«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности.
Задачи:
- расширить знания педагогов в создании условий для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – ритмической деятельности;
- формировать умения на практике творчески применять профессионально-педагогические знания с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – ритмической деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 «Родничок»
Семинар - практикум
«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности»
Усова Ирина Александровна, музыкальный руководитель
Радужный 2023
Сценарий семинара - практикума
«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности.
Задачи:
- расширить знания педагогов в создании условий для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – ритмической деятельности;
- формировать умения на практике творчески применять профессионально-педагогические знания с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – ритмической деятельности.
Материал и оборудование: компьютерная установка, экран для презентаций; аудио и видео аппаратура.
План семинара-практикума
- Теоретическая часть.
Выступление по теме «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности»
- Практическая часть.
Представление опыта работы по организации и проведению игр с музыкально – ритмическими движениями, танцев.
- Заключительная часть.
Подведение итогов семинара-практикума.
Ход семинара-практикума
- Теоретическая часть.
Развитие у ребенка музыкальных способностей - актуальная задача сегодняшнего дня, на которую нацелена программа дошкольного образования. Развитие музыкальных способностей позволяет воспитанникам дошкольного возраста успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей.
Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие детей: развивается воображение, формируется эмоциональная сфера, фантазия, воля. Обостряется восприятие, активизируются творческие способности, мышление даже у самых инертных детей.
По мнению Н. А. Ветлугиной, С. Д. Рудневой, Э. М. Фиш, наиболее эффективной для развития музыкальных способностей является музыкально-ритмическая деятельность. Она помогает привить детям устойчивый интерес к танцу, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов, импровизации коротких танцев.
Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.
Овладевая навыками ритмичного, выразительного движения, ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легкая походка.
Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально-ритмической деятельности имеют в виду, прежде всего способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях . Поэтому перед педагогом стоит задача учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения.
Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально-ритмической деятельности строится по двум направлениям - развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.
Музыкально-ритмические навыки - это навыки передачи в движении наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, метроритма). Музыкально-ритмические навыки осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр, требования же в работе над этими навыками последовательно усложняются.
Навыки выразительного движения - это, определенный запас движений, которые заимствованы из физической культуры (гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений); из области сюжетной драматизации (изображение птиц, зверей, человек и его деятельность); из области танца (элементы народных плясок, бальных танцев, а также движения детской пляски, существующие, пожалуй, только в детском саду).
Задачи музыкально-ритмического развития дошкольников можно сформулировать следующим образом:
1) формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям;
2) развивать восприятие музыкальных образов, способность выражать их в движении, согласовывая с характером музыки, средствами музыкальной выразительности;
3) совершенствовать танцевальные движения, используя все виды шага;
4) выразительно и качественно исполнять танцы с различными предметами, давая собственную интерпретацию;
5) учить прочному овладению техническими приемами, мимикой и жестом, выражению своих эмоций в осанке и позах;
6) способствовать развитию творческого потенциала каждого ребенка, поощрять придумывание собственного игрового образа, персонажа; составление "своей" пляски на основе комбинирования различных элементов физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.
Для музыкального движения на занятии очень важен выбор репертуара . Ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Нужно выбирать музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть любого жанра, главное, чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям. Задача педагогов состоит в том, чтобы развить у детей способность к восприятию новизны, умение импровизировать без предварительной подготовки.
Таким образом, дети учатся творческому подходу к решению задач, причем любых, не только музыкальных. Главное – развить в ребенке его потенциальные возможности, чтобы стало больше радости в его жизни. Занятия музыкой являются многосторонним процессом, в котором должны активно участвовать как педагог, так и его воспитанники.
Для развития интереса к музыке у детей педагогу необходимо все время искать новые приемы, подходы к занятию, вовлекать в музыкальный процесс. Главное место в занятиях должно занимать развитие творческих способностей детей, а вместе с тем и интереса к музыке и культуре в целом.
Общение дошкольника со сверстниками и взрослыми формируется посредством различных форм, методов и приемов. Среди всего этого многообразия особое место занимают коммуникативные танцы-игры, поскольку они и развивают, и развлекают. В связи с внедрением в образовательный процесс ФГОС это весьма актуально.
Что же такое коммуникативные танцы-игры?
Коммуникативный танец – это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой. Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной хореографической подготовки, и, следовательно, он доступен любому ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности.
Особенности коммуникативных танцев - игр.
Коммуникативные танцы построены в основном на жестах
и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу
В целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и нормализации социального климата в группе, в детском коллективе.
Это танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше сыграет, спляшет)
Движения и фигуры в танцах и плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах присутствуют игровые сюжеты, которые еще больше облегчают их запоминание.
Использование коммуникативных танцев-игр.
Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми и на праздниках, на развлечениях и при непосредственной образовательной деятельности.
Их с успехом можно использовать для совместных игр-танцев с родителями. Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями стали проводится повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми.
ВЫВОД: ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна.
В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх дети получают
радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них всё получается, от возможности себя выразить, проявить, получить приз и т.д. Все это дает прекрасный эффект в развитии детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях.
- Практическая часть
Сейчас мы переходим к практической части нашей встречи. Начнем мы с вами с музыкально – ритмических движений, проводятся как в сопровождении музыки, так и без неё. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Такие упражнения способствуют развитию речи и координации движений детей, а также созданию хорошего настроения. Упражнения можно использовать не только на музыкальных занятиях, но и на других занятиях и в течение дня.
(Все выполняют движения по тексту.)
«У нас славная осанка мы свели лопаточки
Мы походим на носках, а потом на пяточках.
Мы пройдемся как лисята,
Ну, а если надоест –
Мы пройдемся косолапо,
Как медведи ходят в лес.
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишко.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому, что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся!
И сказал он «Всем привет!»
Спасибо, уважаемые педагоги, а сейчас мы разучим несколько коммуникативных танцев, которые я использую в своей работе. Коммуникативный танец «По дорожке» можно использовать в возрасте младшего и среднего дошкольного возраста. Танец развивает общение между детьми, легкости вступления в контакт. Развивает эмоциональность и выразительность невербальных средств общения.
Танец «По дорожке»
С детьми старшей и подготовительной к школе группе можно использовать танцы с наиболее сложными движениями и частой их сменой. Развивается уверенности в себе, ощущения собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, формируется положительная самооценка. Развиваются двигательные навыки, художественно – творческие способности.
Танец «Ах, какой денек!»
Предлагаю познакомиться с коммуникативным танцем – игрой. Музыкально-ритмические игры с ускорением помогают развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, музыкальную память, быстроту реакции и воспитывают самостоятельность. Создание определенного образа развивает фантазию и слуховое внимание детей. Тук же это источник веселья, бодрости, радости, хорошего самочувствия, моторного настроения.
Танец – игра «Что подарит Дед Мороз?»
- Заключительный этап. Подведение итогов семинара-практикума.
Уважаемые педагоги! Мы с вами познакомились с коммуникативными танцами – играми. Подводя итоги нашего семинара, предлагаю вам обсудить увиденное и поделиться своими впечатлениями.
