Самопознание своего внутреннего мира, как вектор компетенции педагога
статья

Тодораш Любовь Анатольевна

Технология "Самопознание" - способствет нравственнно - духовному образованию , гармоничному становлению педагога дошкольного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья 86 КБ

Предварительный просмотр:

Тодораш Л.А

МАДОУ "Детский сад  №250 г. Челябинска", г. Челябинск, Россия

Самопознание своего внутреннего мира, как вектор компетенции педагога

Анотация: статья написана в формате эссе, и раскрывает технологию "Самопознание", которая способствует  нравственно - духовному образованию, гарманичному становлению педагога по средствам развития личных ключевых качеств. "Самопознание"   как инструмент раскрытия собственного потенциала педагога для формирования мягких  профессиональных компетенций. Раскрывает понятие "Самопознание" и  мотивацию  педагогов к совершенстованию профессионалного мастерства.

Ключевые фразы:Самопознание,самоанализ, самоопределение, профессиональная компетенция,внутренний мир,качества личности, профессиональное мастерство, профессиональное мышление.

Todorash Lyubov Anatolievna

MADOU " Kindergarten  № 250 of the city Chelyabinsk",  of the city Chelyabinsk

Self-knowledge of the inner world as a vector of pedagogue competence

Anotage: The article is written in the essay format, and reveals the technology "Self -knowledge", which contributes to moral and spiritual education, the harmonious formation of a teacher by means of development of personal key qualities. "Self -knowledge" as an instrument for revealing the teacher’s own potential for the formation of soft professional competencies. Reveals the concept of "self -knowledge" and the motivation of teachers to improve professional skill. Keywords: Self-knowledge, introspection, professional competence, inner world, 

personality traits

Key phrases: self -knowledge, introspection, self -determination, professional competence, inner world, personality quality, professional skill ,professional thinking.

Модернизация дошкольного образования -  такая  задача стоит перед  обществом, поэтому к её решению следует подключать социальные институты.  Одно из главных условий обновления - это  обеспечение  инновационных процессов  в педагогической среде дошкольного образовательного учреждения.

Поддерживаю коллег, что особо важным при этом становится осознание каждым педагогическим работником значимости своей социальной миссии- полноценного воспитания и образования детей, их психологической защиты.

 Для каждого педагогического работника в современном мире появилась возможность получать "мягкие" профессиональные навыки и развивать свои компетенции такие как  духовно -нравственные, исследовательские,  творческие и т.д.  

 Педагог дошкольного воспитания является главным действующем лицом в решении и реализации задач в системе образования. И поэтому педагог должен обладать высоким уровнем профессиональной- педагогической компетентности.

Поддерживаю мнение практиков, что компетентность это  психологический фактор в который входят:

  1. Исчерпывающие знания.
  2. Умение разбираться в любом нестандартном  вопросе.
  3. Умения и способность объяснить  любые явления.
  4. Способность точно оценивать качество работы, ее последствия.

"Самопознание" как технология нацелена на развитие нравственно - духовной культуры личности педагога, познания своего "Я", осознание  влияния на душевный мир ребёнка, освоения предназначения себя в профессии.

Способность к самореализации, к саморазвитию  - один из критериев духовной и интеллектуальной зрелости педагога работающего с детьми дошкольного возраста.

Традиционные духовные ценности рассматриваются как основа российского общества и  перед педагогом стоит задача строить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранения самоценности и неповторимости дошкольного периода детства.

Современный педагог  должен постоянно доказывать не только свою компетентность но и конкурентоспособность - это в свою очередь высокое качество воспитательно - образовательного процесса.  

Но, чтобы быть успешным и востребованным специалистом, необходимо саморазвитие, самообразование, самопознание своего"Я".

Полностью разделяю мнение, что процесс самопознания,  самосовершенствования - это обычная повседневная деятельность, которая внешне не отличается от того, что мы делаем сегодня и каждый день. Внешне  можем  ничем не отличаться от другого человека, который делает то же, что и мы. Но то, что делаем мы, может вести нас по пути самосовершенствования или по пути бессмысленной борьбы с самим собой, со своими слабостями, которые нас побеждают.

Самопознание себя это:        

  1. Развитие нравственно - духовной культуры.
  2. Осознание смысла профессии.
  3. Освоение "мягких" навыков.
  4. Этика "Живого знания".
  5. "Золотые правила" повседневной жизни.
  6. Чаще задавать вопрос Кто Я?, Зачем здесь?
  7. Идти дорогой добра с терпением, открытым сердцем.
  8. Формирование уважение.
  9. Познание себя.

 Поддерживаю мнение коллег, что "Самопознание" своего внутреннего мира это способность развития ключевых компетенций:  конструктивно решать вопросы  соответственно нравственным нормам, выстраивать позитивное отношение к себе, к людям к окружающему миру, проявлять созидательную активность, гражданственность. патриотизм и толерантность, проявлять готовность к  правильному выбору  ответственности за свои поступки, развивать навыки служению детям.

 "Самопознание"  альтернативная технология и представляет собою вектор развития  по самообразованию.  

Цель: Развитие потребности у педагога в самопознании,  творческой самореализации. Формирование профессионального мастерства,  мышления.

Тогда возможно поговорить о руководстве самопознанием и саморазвитием педагогов, через деятельность  методоста ДОУ, старшего воспитателя, педагога - психолога.  

Это предпочтительно осуществлять на основе идей сопровождения, которое не умаляя роли активности личности педагога  даёт возможность создавать ему условия для самопознания и саморазвития, что не исключает в случае необходимости оказать помошь и поддержку.

Включение педагога  в процесс развития духовно - нравственных ценностей, через  анализ этического содержания пословиц и поговорок, афоризмов, высказываний;  проблемных вопросов, нравственных проблемных ситуаций; визуализации; игрового  моделирования; цветописи; анализа моральной дилемы позволяют педагогам раскрыть свои творческие способности, таланты, проявлять деловые и организационные качества.  Дают возможность преодолевать неуверенность в себе, скованность, изжить привычно - трафаретные формы работы, спопобствуют формированию лучших профессиональных качеств педагога - общительность,  принципиальность,  педагогическое мастерство, умения увлечь и повести за собой окружающих, т.е. содействуют успешной личностной и профессиональной самореализации.

Сопровождение может быть в полной мере осуществлено в тех дошкольных образовательных учреждениях, где созрели соответсвующие предпосылки,  где педагоги имеют  высокий   уровень  готовности к принятию  идеи сопровождения. Они  не строят различного рода препятсивий,  и все участники  педагогического процесса обладают высоким уровнем компетенций, которые они преобретают благодаря активной деятельности в работе самопознания.  

Творчески растёт и развивается тот педагог, который способен прислушиваться, присматриваться к своему внутреннему миру.

В современных условиях  в дошкольном образовательом учреждении   можно выстроить эффективную систему работы с  педагогическими кадрами, с учётом конкретных особенностей каждого педагога, через самообразование, самопознание. С формированием всех необходимых компетенций для успешной реализации поставленных задач: учить, воспитывать подрастающее поколение в духе нравственно - духовного развития.

Литература

1. Г.В. Атаманчук  "Общая теория управления" - М.  Просвещение1994

2. К.А. Абульханова - Славская "Деятельность и психология личности" - М. Наука, 1980.

3. А.К. Бондаренко  "Заведующий дошкольным учреждением"- М. Просвещение  1984

4. В.В Чубинского " Государственное управление и государственная служба за рубежом"  Ред. В.В Чубинского С-П., 1998

5.  К.П. Изергина, Л.С. Преснякова, Т.В.  Иншакова " Наш "взрослый" детский сад"- М. Просвещение  1991

6. В.А.  Калмыкова  "Руководство общественным дошкольным воспитанием в районе" - М. Просвещение 1988

7. А.Г.  Ковалев  "Коллектив и социально-психологические проблемы руководства"- М.  Просвещение  1978

8. В.И.  Логинова, П.Г.  Саморукова  и др. "Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам" - М. Просвещение 1981  

9.  Л.А. Чиканова "  Государственные служащие" -  М. Просвещение  1998

10.  Краткий словарь по социологии /под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина - М. Политиздат 1988

11 Н.Н. Обозов "Психология делового общения" С-П 2001

12Р.С. Немов "Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей" М.1998г.

13. Е. М. Титова "Профессиональная самореализация педагогов ДОУ"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов через познание внутреннего мира, раскрытие собственного «Я»»

На базе детского сада №1 "Улыбка" опробированы релаксационные методики для педагогов. Воспитатели осуществили погружение в свой собственный мир, изучили приемы саморегуляции....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Я ПОЗНАЮ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР!»

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнен...

Занятие по профилактике эмоционального выгорания педагогов: медитация – визуализация: «Образ внутреннего мира»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 «Аистёнок»Старооскольского городского округа...

Тренинг для педагогов «Найди свой внутренний ресурс»

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: активизация внутренних ресурсов педагогов, профилактика синдрома эмоционального выгорания. ЗАДАЧИ:Создать атмосферу доброжелательности, психологического комфорта.Способствовать боле...

Консультация для педагогов "Детский рисунок"-ключ к внутреннему миру ребенка

Консультация для педагогов "Детский рисунок ключ к внутреннему миру ребенка"...

Консультация для педагогов "Детский рисунок -ключ внутреннему миру ребенка"

Консультация для педагогов "Детский рисунок -ключ внутреннему миру ребенка"...