Самопознание своего внутреннего мира, как вектор компетенции педагога
статья
Технология "Самопознание" - способствет нравственнно - духовному образованию , гармоничному становлению педагога дошкольного воспитания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тодораш Л.А
МАДОУ "Детский сад №250 г. Челябинска", г. Челябинск, Россия
Самопознание своего внутреннего мира, как вектор компетенции педагога
Анотация: статья написана в формате эссе, и раскрывает технологию "Самопознание", которая способствует нравственно - духовному образованию, гарманичному становлению педагога по средствам развития личных ключевых качеств. "Самопознание" как инструмент раскрытия собственного потенциала педагога для формирования мягких профессиональных компетенций. Раскрывает понятие "Самопознание" и мотивацию педагогов к совершенстованию профессионалного мастерства.
Ключевые фразы:Самопознание,самоанализ, самоопределение, профессиональная компетенция,внутренний мир,качества личности, профессиональное мастерство, профессиональное мышление.
Todorash Lyubov Anatolievna
MADOU " Kindergarten № 250 of the city Chelyabinsk", of the city Chelyabinsk
Self-knowledge of the inner world as a vector of pedagogue competence
Anotage: The article is written in the essay format, and reveals the technology "Self -knowledge", which contributes to moral and spiritual education, the harmonious formation of a teacher by means of development of personal key qualities. "Self -knowledge" as an instrument for revealing the teacher’s own potential for the formation of soft professional competencies. Reveals the concept of "self -knowledge" and the motivation of teachers to improve professional skill. Keywords: Self-knowledge, introspection, professional competence, inner world,
personality traits
Key phrases: self -knowledge, introspection, self -determination, professional competence, inner world, personality quality, professional skill ,professional thinking.
Модернизация дошкольного образования - такая задача стоит перед обществом, поэтому к её решению следует подключать социальные институты. Одно из главных условий обновления - это обеспечение инновационных процессов в педагогической среде дошкольного образовательного учреждения.
Поддерживаю коллег, что особо важным при этом становится осознание каждым педагогическим работником значимости своей социальной миссии- полноценного воспитания и образования детей, их психологической защиты.
Для каждого педагогического работника в современном мире появилась возможность получать "мягкие" профессиональные навыки и развивать свои компетенции такие как духовно -нравственные, исследовательские, творческие и т.д.
Педагог дошкольного воспитания является главным действующем лицом в решении и реализации задач в системе образования. И поэтому педагог должен обладать высоким уровнем профессиональной- педагогической компетентности.
Поддерживаю мнение практиков, что компетентность это психологический фактор в который входят:
- Исчерпывающие знания.
- Умение разбираться в любом нестандартном вопросе.
- Умения и способность объяснить любые явления.
- Способность точно оценивать качество работы, ее последствия.
"Самопознание" как технология нацелена на развитие нравственно - духовной культуры личности педагога, познания своего "Я", осознание влияния на душевный мир ребёнка, освоения предназначения себя в профессии.
Способность к самореализации, к саморазвитию - один из критериев духовной и интеллектуальной зрелости педагога работающего с детьми дошкольного возраста.
Традиционные духовные ценности рассматриваются как основа российского общества и перед педагогом стоит задача строить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранения самоценности и неповторимости дошкольного периода детства.
Современный педагог должен постоянно доказывать не только свою компетентность но и конкурентоспособность - это в свою очередь высокое качество воспитательно - образовательного процесса.
Но, чтобы быть успешным и востребованным специалистом, необходимо саморазвитие, самообразование, самопознание своего"Я".
Полностью разделяю мнение, что процесс самопознания, самосовершенствования - это обычная повседневная деятельность, которая внешне не отличается от того, что мы делаем сегодня и каждый день. Внешне можем ничем не отличаться от другого человека, который делает то же, что и мы. Но то, что делаем мы, может вести нас по пути самосовершенствования или по пути бессмысленной борьбы с самим собой, со своими слабостями, которые нас побеждают.
Самопознание себя это:
- Развитие нравственно - духовной культуры.
- Осознание смысла профессии.
- Освоение "мягких" навыков.
- Этика "Живого знания".
- "Золотые правила" повседневной жизни.
- Чаще задавать вопрос Кто Я?, Зачем здесь?
- Идти дорогой добра с терпением, открытым сердцем.
- Формирование уважение.
- Познание себя.
Поддерживаю мнение коллег, что "Самопознание" своего внутреннего мира это способность развития ключевых компетенций: конструктивно решать вопросы соответственно нравственным нормам, выстраивать позитивное отношение к себе, к людям к окружающему миру, проявлять созидательную активность, гражданственность. патриотизм и толерантность, проявлять готовность к правильному выбору ответственности за свои поступки, развивать навыки служению детям.
"Самопознание" альтернативная технология и представляет собою вектор развития по самообразованию.
Цель: Развитие потребности у педагога в самопознании, творческой самореализации. Формирование профессионального мастерства, мышления.
Тогда возможно поговорить о руководстве самопознанием и саморазвитием педагогов, через деятельность методоста ДОУ, старшего воспитателя, педагога - психолога.
Это предпочтительно осуществлять на основе идей сопровождения, которое не умаляя роли активности личности педагога даёт возможность создавать ему условия для самопознания и саморазвития, что не исключает в случае необходимости оказать помошь и поддержку.
Включение педагога в процесс развития духовно - нравственных ценностей, через анализ этического содержания пословиц и поговорок, афоризмов, высказываний; проблемных вопросов, нравственных проблемных ситуаций; визуализации; игрового моделирования; цветописи; анализа моральной дилемы позволяют педагогам раскрыть свои творческие способности, таланты, проявлять деловые и организационные качества. Дают возможность преодолевать неуверенность в себе, скованность, изжить привычно - трафаретные формы работы, спопобствуют формированию лучших профессиональных качеств педагога - общительность, принципиальность, педагогическое мастерство, умения увлечь и повести за собой окружающих, т.е. содействуют успешной личностной и профессиональной самореализации.
Сопровождение может быть в полной мере осуществлено в тех дошкольных образовательных учреждениях, где созрели соответсвующие предпосылки, где педагоги имеют высокий уровень готовности к принятию идеи сопровождения. Они не строят различного рода препятсивий, и все участники педагогического процесса обладают высоким уровнем компетенций, которые они преобретают благодаря активной деятельности в работе самопознания.
Творчески растёт и развивается тот педагог, который способен прислушиваться, присматриваться к своему внутреннему миру.
В современных условиях в дошкольном образовательом учреждении можно выстроить эффективную систему работы с педагогическими кадрами, с учётом конкретных особенностей каждого педагога, через самообразование, самопознание. С формированием всех необходимых компетенций для успешной реализации поставленных задач: учить, воспитывать подрастающее поколение в духе нравственно - духовного развития.
Литература
1. Г.В. Атаманчук "Общая теория управления" - М. Просвещение1994
2. К.А. Абульханова - Славская "Деятельность и психология личности" - М. Наука, 1980.
3. А.К. Бондаренко "Заведующий дошкольным учреждением"- М. Просвещение 1984
4. В.В Чубинского " Государственное управление и государственная служба за рубежом" Ред. В.В Чубинского С-П., 1998
5. К.П. Изергина, Л.С. Преснякова, Т.В. Иншакова " Наш "взрослый" детский сад"- М. Просвещение 1991
6. В.А. Калмыкова "Руководство общественным дошкольным воспитанием в районе" - М. Просвещение 1988
7. А.Г. Ковалев "Коллектив и социально-психологические проблемы руководства"- М. Просвещение 1978
8. В.И. Логинова, П.Г. Саморукова и др. "Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам" - М. Просвещение 1981
9. Л.А. Чиканова " Государственные служащие" - М. Просвещение 1998
10. Краткий словарь по социологии /под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина - М. Политиздат 1988
11 Н.Н. Обозов "Психология делового общения" С-П 2001
12Р.С. Немов "Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей" М.1998г.
13. Е. М. Титова "Профессиональная самореализация педагогов ДОУ"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов через познание внутреннего мира, раскрытие собственного «Я»»
На базе детского сада №1 "Улыбка" опробированы релаксационные методики для педагогов. Воспитатели осуществили погружение в свой собственный мир, изучили приемы саморегуляции....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Я ПОЗНАЮ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР!»
Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнен...

Занятие по профилактике эмоционального выгорания педагогов: медитация – визуализация: «Образ внутреннего мира»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 «Аистёнок»Старооскольского городского округа...

Выступление на педсовете" Роль педагога в художественно-творческом развитии дошкольников по теме" Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка
Детский рисунок как ключ к внутреннему миру ребенка...

Тренинг для педагогов «Найди свой внутренний ресурс»
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: активизация внутренних ресурсов педагогов, профилактика синдрома эмоционального выгорания. ЗАДАЧИ:Создать атмосферу доброжелательности, психологического комфорта.Способствовать боле...

Консультация для педагогов "Детский рисунок"-ключ к внутреннему миру ребенка
Консультация для педагогов "Детский рисунок ключ к внутреннему миру ребенка"...

Консультация для педагогов "Детский рисунок -ключ внутреннему миру ребенка"
Консультация для педагогов "Детский рисунок -ключ внутреннему миру ребенка"...
