Занятие по профилактике эмоционального выгорания педагогов: медитация – визуализация: «Образ внутреннего мира»
материал

Сивкова Ольга Алексеевна

 

 

        

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 «Аистёнок»

Старооскольского городского округа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие по профилактике эмоционального выгорания педагогов:

медитация – визуализация: «Образ внутреннего мира»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: педагог-психолог

Сивкова Ольга Алексеевна

 

 

 

Разминка
 «Какое качество важнее». Педагогам последовательно предъявляются листы с написанными на них тремя позитивными качествами. Им предлагается подумать и решить, какое качество, по их мнению, является самым важным. Затем сказать, у кого из участников присутствуют все три указанных качества. Качества могут быть такими:

  • мудрость, надежность, настойчивость;
  • активность, бескорыстие, вежливость; — сила воли, скромность, смелость;
  • самозабвенность, тактичность, терпеливость;
  • твердость, гибкость, доброжелательность;
  • невозмутимость, обаяние, общительность.

«Я люблю». Педагоги по кругу передают друг другу мягкую игрушку и заканчивают предложение «Я люблю...".

Основная часть

«Образ внутреннего мира »

Цели:

·        развитие навыков рефлексии и метафорического мышления

·        выработка позитивного самоотношения

·        тренировка умения расслабляться и снимать напряжение

Размер группы: неограничен.

Музыкальное оснащение: релаксационная музыка.

Материалы: листы для рисования (по числу участников), краски или фломастеры (по числу участников).

 Время: не менее 50 мин.

Упражнение: от ведущего требуется владение техникой проведения медитаций – визуализаций  и соблюдение при этом правила психологической безопасности. Первый этап упражнения проводится на фоне релаксационной музыки. Ведущий сообщает участникам, что на сегодняшнем занятии им предстоит работать с образами, фантазиями и просит сесть поудобней. При желании можно закрыть глаза. Требовать обязательно закрывать глаза при проведении медитаций-визуализаций, как мне кажется совсем не обязательно. Многие люди могут прекрасно вызывать яркие зрительные образы, не делая этого. А кроме того, у  некоторых участников закрывание глаз вызывает повышение тревоги.

Психолог:   мы люди. Мы умеем общаться и взаимодействовать с другими людьми. Мы умеем строить взаимоотношения с ними и пытаемся понять их. Мы имеем навыки взаимодействия со своими близкими, друзьями, коллегами и постоянно заботимся о том, чтобы результат такого взаимодействия был максимально полезным и для них и для нас. Что же так помогает нам в этом? Чему мы обязаны, что у нас получается это взаимодействие? В чем причины того, что порой у нас возникают трудности и проблемы с другими людьми? Может быть в том, что основой и важнейшим источником наших слов и поступков является наш собственный внутренний мир? Ведь у каждого из нас есть то самое загадочное ядро, наша сердцевина, скрытая ото всех других людей, которая называется внутренним миром. Именно там , во внутреннем мире, сосредоточены все наши психологические богатства, все наши возможности и все наши ограничения. Очень важно узнать, как выглядит наш внутренний мир. Ведь он недоступен прямому наблюдению. Какой же он – наш внутренний мир?

         Давайте некоторое время посидим в тишине, и пусть появиться у каждого тот образ внутреннего мира, который будет только его собственным и будет отражать то , каким захочет представить перед вами уникальный и единственный, но такой многоликий внутренний мир.

Примерно минуту участники группы сидят в тишине, после чего психолог снижает громкость музыки, а затем полностью выключает ее.

Психолог: а теперь откройте глаза. Не делайте резких движений. Не торопясь, медленно смените позу. Можно потянуться. На столах лежат листы бумаги и краски. Не разговаривая и не мешая друг другу, подойдите к столам. Попробуйте отразить в рисунке тот образ вашего внутреннего мира, который родился в процессе выполнения только что проведенного упражнения. Время на рисование примерно 15 минут.

         На время рисования психолог снова включает музыку. За минуту до конца отведенного времени психолог просит участников завершить свои работы. Впрочем, если позволяет время, предпочтительней дать завершить каждому свой рисунок, уделив ему столько времени сколько участнику будет нужно. Остальные, вернувшись со своими рисунками в круг, ожидают завершения работы своих коллег. Обсуждение  рисунков не следует превращать в интерпретацию и оценку. Лучше сразу предупредить об этом участников. Все «художники» держа свои рисунки в руках, молча предъявляют их другим членам группы. Психолог просит участников выбрать среди рисунков своих коллег, те которые кажутся в чем-то похожими на их собственные или даже просто созвучные по тематике, по настроению. Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них даже есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких то аспектов или деталей изображения, уточнить правильно ли понят образ на рисунке. По желанию, участники комментируют свои рисунки и рассказывают о своих ощущениях, возникших  по ходу выполнения этапов упражнения – во время медитации-визуализации и во время рисования. В большой группе не является необходимым настаивать на высказывании всех членов группы. Пусть выскажутся те, кто посчитает это нужным. Сам процесс выполнения описанной работы имеет большое развивающее значение для участников тренинга.

Заключение   
         Ведущий предлагает участникам поделиться мнением о тренинге.

 

 

Описание психолого-педагогической технологии

Тема эмоционального выгорания актуальна бесспорно, особенно в профессиональной сфере. Современная жизнь с ее многочисленными трудностями, как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Еще раз повторюсь, представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд, даже в стабильные времена отличается высокой эмоциональной нагрузкой и стрессам.  Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижает эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с во- спитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушают психическое здоровье. Из-за не владения методиками быстрого восстановления психологических сил и наличия у педагога деструктивных эмоциональных навыков такое эмоциональное на- пряжение становится негативным, что приводит к появлению у него так называемого синдрома «эмоционального выгорания». Им обозначается психическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся в другими людьми. Педагоги относятся к достаточно широкому кругу профессий, склонных к «выгоранию».

Поэтому очень важно проводить профилактические занятия с педагогами. Данное занятие направлено на профилактику эмоционального выгорания в коллективе.

 Основные задачи:

- снятие эмоционального напряжения

- способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meditatsiya-vizualizatsiya.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 «Аистёнок»

Старооскольского городского округа

Занятие по профилактике эмоционального выгорания педагогов:

медитация – визуализация: «Образ внутреннего мира»

Выполнил: педагог-психолог

Сивкова Ольга Алексеевна

Разминка
 
«Какое качество важнее». Педагогам последовательно предъявляются листы с написанными на них тремя позитивными качествами. Им предлагается подумать и решить, какое качество, по их мнению, является самым важным. Затем сказать, у кого из участников присутствуют все три указанных качества. Качества могут быть такими:

  • мудрость, надежность, настойчивость;
  • активность, бескорыстие, вежливость; — сила воли, скромность, смелость;
  • самозабвенность, тактичность, терпеливость;
  • твердость, гибкость, доброжелательность;
  • невозмутимость, обаяние, общительность.

«Я люблю». Педагоги по кругу передают друг другу мягкую игрушку и заканчивают предложение «Я люблю...".

Основная часть

«Образ внутреннего мира »

Цели:

  • развитие навыков рефлексии и метафорического мышления
  • выработка позитивного самоотношения
  • тренировка умения расслабляться и снимать напряжение

Размер группы: неограничен.

Музыкальное оснащение: релаксационная музыка.

Материалы: листы для рисования (по числу участников), краски или фломастеры (по числу участников).

 Время: не менее 50 мин.

Упражнение: от ведущего требуется владение техникой проведения медитаций – визуализаций  и соблюдение при этом правила психологической безопасности. Первый этап упражнения проводится на фоне релаксационной музыки. Ведущий сообщает участникам, что на сегодняшнем занятии им предстоит работать с образами, фантазиями и просит сесть поудобней. При желании можно закрыть глаза. Требовать обязательно закрывать глаза при проведении медитаций-визуализаций, как мне кажется совсем не обязательно. Многие люди могут прекрасно вызывать яркие зрительные образы, не делая этого. А кроме того, у  некоторых участников закрывание глаз вызывает повышение тревоги.

Психолог:   мы люди. Мы умеем общаться и взаимодействовать с другими людьми. Мы умеем строить взаимоотношения с ними и пытаемся понять их. Мы имеем навыки взаимодействия со своими близкими, друзьями, коллегами и постоянно заботимся о том, чтобы результат такого взаимодействия был максимально полезным и для них и для нас. Что же так помогает нам в этом? Чему мы обязаны, что у нас получается это взаимодействие? В чем причины того, что порой у нас возникают трудности и проблемы с другими людьми? Может быть в том, что основой и важнейшим источником наших слов и поступков является наш собственный внутренний мир? Ведь у каждого из нас есть то самое загадочное ядро, наша сердцевина, скрытая ото всех других людей, которая называется внутренним миром. Именно там , во внутреннем мире, сосредоточены все наши психологические богатства, все наши возможности и все наши ограничения. Очень важно узнать, как выглядит наш внутренний мир. Ведь он недоступен прямому наблюдению. Какой же он – наш внутренний мир?

        Давайте некоторое время посидим в тишине, и пусть появиться у каждого тот образ внутреннего мира, который будет только его собственным и будет отражать то , каким захочет представить перед вами уникальный и единственный, но такой многоликий внутренний мир.

Примерно минуту участники группы сидят в тишине, после чего психолог снижает громкость музыки, а затем полностью выключает ее.

Психолог: а теперь откройте глаза. Не делайте резких движений. Не торопясь, медленно смените позу. Можно потянуться. На столах лежат листы бумаги и краски. Не разговаривая и не мешая друг другу, подойдите к столам. Попробуйте отразить в рисунке тот образ вашего внутреннего мира, который родился в процессе выполнения только что проведенного упражнения. Время на рисование примерно 15 минут.

        На время рисования психолог снова включает музыку. За минуту до конца отведенного времени психолог просит участников завершить свои работы. Впрочем, если позволяет время, предпочтительней дать завершить каждому свой рисунок, уделив ему столько времени сколько участнику будет нужно. Остальные, вернувшись со своими рисунками в круг, ожидают завершения работы своих коллег. Обсуждение  рисунков не следует превращать в интерпретацию и оценку. Лучше сразу предупредить об этом участников. Все «художники» держа свои рисунки в руках, молча предъявляют их другим членам группы. Психолог просит участников выбрать среди рисунков своих коллег, те которые кажутся в чем-то похожими на их собственные или даже просто созвучные по тематике, по настроению. Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них даже есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких то аспектов или деталей изображения, уточнить правильно ли понят образ на рисунке. По желанию, участники комментируют свои рисунки и рассказывают о своих ощущениях, возникших  по ходу выполнения этапов упражнения – во время медитации-визуализации и во время рисования. В большой группе не является необходимым настаивать на высказывании всех членов группы. Пусть выскажутся те, кто посчитает это нужным. Сам процесс выполнения описанной работы имеет большое развивающее значение для участников тренинга.

Заключение  
         Ведущий предлагает участникам поделиться мнением о тренинге.


Описание психолого-педагогической технологии

Тема эмоционального выгорания актуальна бесспорно, особенно в профессиональной сфере. Современная жизнь с ее многочисленными трудностями, как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Еще раз повторюсь, представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд, даже в стабильные времена отличается высокой эмоциональной нагрузкой и стрессам.  Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижает эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с во- спитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушают психическое здоровье. Из-за не владения методиками быстрого восстановления психологических сил и наличия у педагога деструктивных эмоциональных навыков такое эмоциональное на- пряжение становится негативным, что приводит к появлению у него так называемого синдрома «эмоционального выгорания». Им обозначается психическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся в другими людьми. Педагоги относятся к достаточно широкому кругу профессий, склонных к «выгоранию».

Поэтому очень важно проводить профилактические занятия с педагогами. Данное занятие направлено на профилактику эмоционального выгорания в коллективе.

 Основные задачи:

- снятие эмоционального напряжения

- способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.