Наставничество
материал

Мусаева Шахана Мазахир кызы

Наставничество — это процесс передачи знаний, опыта и навыков от опытного человека (наставника) менее опытному (наставляемому) для его профессионального и личностного роста.Это метод адаптации, обучения на рабочем месте и развития профессиональных компетенций, включающий индивидуальную поддержку, обратную связь и помощь в освоении корпоративной культуры. Цель наставничества — не только обучение, но и формирование профессионального партнёрства на основе доверия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_praktike_2025.docx397.8 КБ
PDF icon prikaz_o_prohozhdenii_praktiki.pdf159.95 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по практике.

  1. Наблюдение и анализ деятельности воспитателя по организации и проведению режимных моментов в 1 и 2 половину дня (утренний прием, умывание, питание, одевание, сон, польем после сна), закаливающих мероприятий в разных возрастных группах.

Практика проходила во второй младшей группе (3-4г). Приём детей проходил в группе, все дети уже прошли адаптацию. Воспитатель встречала каждого ребёнка у двери группы, в хорошем расположении и настроении, спрашивала, все ли хорошо, как у них дела. Далее воспитатель старалась отвлечь детей, чтобы они безболезненно прошли 'расставание' с родителями, с помощью игрушек, песенок или совместных игр. Перед завтраком воспитатель ведёт группу на утреннюю гимнастику.

Когда помощник воспитателя накрывает стол, воспитатель идёт умывать детей. Приём пищи – завтрак: дети садятся за столики, воспитатель сидит рядом, наблюдает, следит за безопасностью (чтобы никто не подавился, не облился), если нужно, докармливает детей. После завтрака снова дети производят гигиенические процедуры и идут заниматься, играть. После этого воспитатель собирает детей на утреннюю прогулку, помогает им одеваться, обуваться.

Прогулка: дети гуляют на своём групповом участке, играют в уличные игрушки (лопатки, наборы для песочницы), могут бегать, ходить пешком, можно организовать коллективные игры.

После улицы воспитатель заходит с детьми в группу, переодеваются и готовятся к обеду, и далее ко сну. Сначала детям проводят гигиенические процедуры, далее можно поиграть, или позаниматься, пока помощник воспитателя накрывает столы. После обеда воспитатель снова проводит детям гигиенические процедуры, потом ребята идут к стульчикам, чтобы раздеться ко сну. Далее, они заходят в спальню и каждый занимает свою кровать. Воспитатель сидит в спальне с детьми, ему может помогать помощник воспитателя. Можно почитать детям сказку, или посидеть просто рядом с кроватками, погладить спинку или ножки, чтобы помочь детям спокойно уснуть. Когда дети уснут, воспитатель заполняет бумаги, сидит в спальне весь сон час (сначала воспитатель с первой смены, потом воспитатель со второй смены).

Пробуждение: детей нужно будить по-тихоньку, не резким голосом. Далее сделать бодрящую зарядку. Когда дети окончательно пробудились и взбодрились, они идут одеваться, готовиться к полднику.

Пока помощник воспитателя накрывает столы, дети играют, воспитатель читает им книжки, смотрят развивающие картинки и отвечают на вопросы воспитателя по ним. После этого дети идут на полдник.

После полдника у детей могут быть дополнительные услуги к других педагогов, или дети могут играть в группе., может быть музыкальное занятие.

Дети проводят гигиенические процедуры и готовятся к ужину. После того, как ужин завершится, группа собирает на прогулку. Иногда детей забирают с прогулки, и воспитатель возвращается в группу одна, готовясь к следующей смене (Помыть игрушки, навести порядок на рабочем столе, заполнить документы). Если детей забрали не всех, после улицы воспитатель с детьми заходят в группу, и ждут родителей, в это время они просто играют.

  1. Наблюдение и анализ деятельности воспитателя по организации и проведению прогулки.

Ежедневно проводится две прогулки (утренняя и вечерняя). Во время одевания на прогулку воспитатель вместе с помощником воспитателя помогали завязывать шапочки, шарфы, шнурки детям, которые обращались к ним за помощью и которые нуждались в этом. Одежда детей соответствовала сезону и погодным условиям.

 К прогулке был заранее приготовлен выносной материал (лопатки, ведёрки, грабли, мячики). Во время прогулки воспитатель уделила внимание трудовой деятельности детей. Дети помогали чистить снег на веранде с помощью своих деревянных лопаток и кидали его в сторону; а воспитатель сметала его в кучу. Отводилось время и на самостоятельную игровую и двигательную деятельность.

Во время прогулки воспитатель следила за внешним видом детей и их состоянием, за безопасностью детей. Воспитатель смотрела, чтобы никто не упал, не повредил себе ничего, не лазил туда, где может быть опасно.

Воспитатель и помощник воспитателя при возвращении с прогулки оказывали помощь детям при раздевании, которые нуждались в этом, указывали детям на наведение порядка в шкафчиках, с последующей проверкой шкафчиков воспитателем. Дети клали сырые вещи на просушивание.

  1. Наблюдение и анализ проведения утренней гимнастики (зарядки), гимнастики после дневного сна, физкультминуток, спортивных игр и упражнений.

Подъём детей осуществляется в 15:00ч. Педагог для пробуждения детей использовала спокойную расслабляющую музыку, негромкий тон. При использовании индивидуальных особенностей некоторых детей: плохое настроение после пробуждения, желание сходить в туалет. После пробуждения всех детей, следовала гимнастика в постели (потягивание, растягивание мышц разных групп) – 2 мин. Умывание детей проходило с показом педагога алгоритма умывания после сна («Ручки моем до локтя, не забываем про лицо и глазки») – 5 мин.

Закаливающим мероприятием стала дыхательная гимнастика с элементами игры. Спокойная музыка использовалась в качестве фона на протяжении всего режимного момента, выполняя релаксационную функцию – 5 мин.

  1. Наблюдение и анализ проведения подвижных игр в режиме дня, на прогулке.

Цель: формировать потребность в двигательной активности, продолжать расширять и обогащать знания детей об окружающем мире.

Задачи:

- развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием и несложными движениями, совершенствовать умение ходьбы, бега, прыжков;

- способствовать развитию наблюдательности, воспитанию любознательности и любви к родной природе, интерес к двигательной активности.

Оборудование:

Игрушки: заяц, лиса, медведь, атрибуты к подвижной игре «Солнышко и дождик», мешок для мусора, мячи, обручи.

Подвижная игра «Медведь и дети»

Дети стоят в одном конце площадки, «медведь» ходит, делает вид, будто ищет детей и приговаривает:

Мишка по лесу гулял,

Долго, долго он искал

Мишка деточек искал,

Сел на травку, задремал.

«Медведь» садится в противоположном конце площадки на стул (скамейку) и дремлет. Взрослый и дети говорят:

Стали деточки плясать,

Мишка, мишка, вставай,

Стали ножками стучать.

Наших деток догоняй.

Под эти слова дети бегают по участку, топают ножками, выполняют движения по своему желанию, взрослый поощряет их.

  1. Наблюдение и анализ проведения различных типов физкультурных занятий, физкультурного досуга.

«Физкульт – привет»

Цель: Воспитание и формирование здорового образа жизни семей детского сада.

Задачи:

- создать у детей и взрослых радостное, бодрое настроение;

- вызвать положительные эмоции к занятиям физкультурой;

- развивать координацию и ловкость движений, умение ориентироваться в пространстве, внимание.

В организации досуга были выполнены гигиенические условия: проветренное помещение, влажная уборка, освещение, спортивная одежда и обувь.

На развлечении было использовано музыкальное сопровождение. Данное мероприятие было начато своевременно. Время и условия проведения соответствуют требованиям СанПиН.

Внешний вид педагога и детей соответствует норме. На развлечении педагогом был использован разнообразный спортивный инвентарь : кубики 4-х цветов, ленточки 4-х цветов.

Все части развлечения взаимосвязаны. На протяжении всего развлечения происходила смена одного вида деятельности другим (Эстафеты, подвижные игры, музыкальные паузы). Педагог использовал в развлечении разнообразные методы организации: словесный – объяснение выполнения заданий. На протяжении всего досуга поддерживался интерес детей, они были радостны и активны.

На протяжении праздника дети были объединены общей задачей, действовали вместе, что особенно ценно при подготовке любого мероприятия, что всегда приводит к успеху. Такая деятельность помогает решать задачи физического воспитания.

В заключительной части детей ждал сюрприз: малыши получили в подарок медальки. Цели и задачи развлечения достигнуты.

  1. Диагностика и анализ объёма культурно-гигиенических навыков детей в соответствии с возрастом.

Выделяют три основные категории культурно-гигиенических навыков:

• гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т.п.);

• навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям);

• навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).

- приучать детей следить за своим внешним видом;

- напоминать им, как правильно пользоваться мылом;

- продолжать учить аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;

- формировать элементарные навыки поведения во время еды: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во время еды, умывания. Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых — родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

  1. Моделирование проведения фрагментов режимных моментов, фрагментов мероприятий двигательного режима, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физическое развитие в раннем и дошкольном возрасте.

Направлено на укрепление здоровья ребёнка и его физическое развитие в раннем и дошкольном возрасте.

• Организация режимных моментов в первую половину дня (утренний приём, умывание, организация завтрака и обеда, одевание и выход на прогулку, организация сна),

• Организация режимных моментов во вторую половину дня. Сюда относится подъём, организация полдника, свободная совместная деятельность воспитателя с детьми;

• Проведение утренней гимнастики (зарядки);

• Организация гимнастики после дневного сна;

• Проведение подвижных игр на разных этапах разучивания, с элементами соревнования, с целью развития физических качеств;

• Обучение элементам спортивных игр или спортивных упражнений (в зависимости от степени подготовленности детей и наличия оборудования в конкретном ДОО);

• Организация физкультурных занятий, физкультурного досуга, физминуток, индивидуальной работы с детьми, самостоятельной двигательной деятельности на участке и в центре физической культуры.

Например, утренняя гимнастика.

Благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы; пробуждает организм и даёт тренирующий эффект.

Ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость, улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.

  1. Знакомство с организацией оздоровительной работы в ДОО.

Цель оздоровительной работы в ДОУ — сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, приобщение к здоровому образу жизни.

Оздоровительные мероприятия в детском саду построены на трёх основных направлениях:

• создание оздоровительной среды для профилактики у детей различных отклонений в психофизическом развитии (зрение, плоскостопие, нарушение осанки, артикуляционный аппарат, дыхание);

• формирование здорового образа жизни детей в детском саду и дома;

• развитие физических качеств дошкольников.

Некоторые элементы организации оздоровительной работы в ДОУ:

• Двигательная активность. Утренняя гимнастика, физкультурно-оздоровительные занятия, подвижные и динамические игры, физминутки, гимнастика после дневного сна, профилактическая гимнастика, дыхательная гимнастика, прогулки;

• гигиенические и водные процедуры. Умывание и мытьё рук, соблюдение питьевого режима, рециркуляция и обеззараживание воздуха;

• использование естественной среды для закаливающих мероприятий. Проветривание помещений, сон при открытой фрамуге, прогулки на свежем воздухе, обеспечение светового режима;

• закаливание. Босо хождение, полоскание рта прохладной водой, воздушные ванны, рациональная одежда;

• сбалансированное питание. Обычно пятиразовое;

• витаминизация. Например, включение витамина «С» в третье блюдо;

• работа с родителями по вопросам оздоровления детей. Индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, уголки здоровья, папки-передвижки.

Для организации оздоровительной работы в ДОУ есть физкультурный зал, спортивная площадка, физкультурные уголки во всех возрастных группах, медицинский и процедурный кабинеты, логопедический кабинет.

  1. Наблюдение и анализ проведения закаливающих процедур с детьми в соответствии с возрастом и особенностями в состоянии здоровья.

Утром, перед приходом детей воспитатель проветрила все помещения группы. Температура воздуха в приемной и групповой ячейках 21 градус. Утренняя гимнастика проходила в проветренном физкультурном зале, дети одеты в легкую спортивную форму и чешки. В течение дня было организовано умывание рук холодной водой. После дневного сна была проведена гимнастика с закаливающими процедурами: босохождение, хождение по массажным дорожкам с различными раздражителями для профилактики плоскостопия, контрастные воздушные ванны за счет перехода из одного помещения в другое, дыхательные упражнения для повышения сопротивляемости организма детей к простудным заболеваниям, самомассаж ушей и носа, обширное умывание прохладной водой.

Во время умывания воспитатель четко произносила алгоритм умывания: открыть кран с водой, намочить правую ладошку, провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки. То же проделать левой рукой. Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку. Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди. Намочить обе ладошки и умыть лицо, ополоснуть, «отжать» руки, вытереть полотенцем насухо лицо и шею.

Физкультурное занятие также проводилось в хорошо проветренном зале, дети одеты в шорты и футболки, на ногах чешки.

В течение дня воспитатель организовывала подвижные игры с детьми, как в группе, так и на прогулке. В отсутствии детей младшим воспитателем организовывалось сквозное проветривание. При проведении закаливающих процедур использовала коллективный метод организации детей и индивидуальный подход (во время гимнастики после сна).

12. Анализ развивающей предметно-пространственной среды, позволяющей обеспечить разнообразную двигательную активность детей раннего и дошкольного возраста в групповой комнате детского сада, физкультурном зале, на спортивной площадке ДОО.

• групповая комната ДС:

«Театр-это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» (Б. М. Теплов).

Целью создания развивающей театральной среды является включение ребёнка в активную познавательно-творческую деятельность, воспитание уверенности, самостоятельности, инициативности, коммуникабельности и творчества. В «Театральной стране» проходит знакомство с различными жанрами театрального искусства (кукольный театр, опера, балет, драма). Здесь же у детей формируются представления о различных видах театра (пальчиковый, плоскостной, теневой, кукольный, театр варежек, театр на столе, театр марионеток). Организованы уголки книги, которые оснащены, различными произведениями литературного творчества, портретами русских и зарубежных писателей.

Создав «Театральную страну», воспитатели пробуждают у детей любовь к искусству, раскрывают их индивидуальные способности и стремятся к сплочению их в дружную театральную команду.

• физкультурный зал в ДС:

Цели и задачи: 

- охрана и укрепление здоровья детей;

- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков;

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

- накопление и обогащение двигательного опыта;

- формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания : рациональные режим, питание, закаливание (в повседневной жизни, специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, непосредственная образовательная деятельность по образовательной области «физическая культура»).

Для успешной реализации физмероприятий в детском саду проводят зарядку в группе, физкультурном зале и на улице. Имеется специальное оборудование, в группах имеются массажные коврики. Проводятся мероприятия по закаливанию.

• на спортивной площадке:

Цели и задачи:

-  Оценить, насколько эффективно используется физкультурное оборудование;

- Сохранение и укрепление здоровья детей;

- Правильное формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики;

- Создание основы для становления ценностей здорового образа жизни;

- Ознакомление и формирование представлений воспитанников о различных видах спорта и спортивных состязаний;

- Овладение подвижными играми и правилами;

- Правильное выполнение основных движений.

Некоторые принципы организации развивающей предметно-пространственной среды:

- Содержательная насыщенность (средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование);

- Трансформируемость. Позволяет менять среду в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

- Полифункциональность. Обеспечивает возможность разнообразного использования оборудования в разных видах детской активности;

- Доступность. Обеспечивает свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к спортивному и оздоровительному оборудованию;

- Безопасность. Все элементы среды соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о наставничестве

Положение о наставничестве в детском саду....

«Сущность и содержание понятия «наставничество». Наставничество в современной образовательной практике».

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.Задача наставника &nda...

Заседание по наставничеству:"Обобщение опыта работы наставничества воспитателей по проблеме создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО."

Цель: Провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направ...

Программа наставничества "Реверсивное наставничество педагогов ДОУ как средство внедрения инновационных технологий"

В данной Программе наставничества описана система работы по  реверсивному наставничеству. Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъект...

Проект по наставничеству «Компетентный педагог» Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»

Проект по наставничеству «Компетентный педагог»Номинация: «Эффективная система работы   наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве го...

Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования.

Выступление на педагогическом совете«Педагогическое наставничество – перспективное направление образовательного процесса»...

Образовательный проект наставничества «Наставничество педагогов в образовательном пространстве по методу проектов»

Образовательный проект наставничества, в том числе реверсивного, разработан воспитателем-наставником с целью становления наставляемого педагога, как личности владеющего умением теоретически обос...