Консультация для педагогов: «Новые горизонты изобразительного искусства: нетрадиционные материалы и их влияние на развитие детей»
консультация

Хамидулина Зульхиза Ягудовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов: «Новые горизонты изобразительного искусства: нетрадиционные материалы и их влияние на развитие детей»

        Дошкольный возраст - это критический период, когда изобразительная деятельность может стать устойчивым увлечением для большинства детей, а не только для одаренных. Взрослые, погружая ребенка в мир искусства, незаметно для него развивают воображение и творческие способности.

        Все дети обладают способностями к рисованию, лепке, конструированию, сочинению стихов и музыки. Они любят фантазировать. Через рисунок ребенок закрепляет пережитые эмоции, глубже их понимает. Рисование для них не просто развлечение, а радостный, творческий и вдохновляющий труд.

        Для того, чтобы сохранить в человеке ощущение счастья творчества на всю жизнь, необходимо с детства развивать способность к фантазии и познанию мира. Как писал В.В. Курчевский в своей книге «А что там за окном?», эти качества пригодятся ребенку в любой сфере деятельности.

        Рисование для детей - это радостный и творческий труд. Доступность счастья творчества и радость от процесса творчества увеличивается, когда дети учатся рисовать, осваивая специальные приемы, которые помогают преодолевать трудности.

        Самые яркие и оригинальные рисунки, как правило, создают дети в возрасте от 4 до 6-7 лет. В этом возрасте  ограниченный жизненный опыт компенсируется сильной интуицией, которая позволяет им воплощать смелые и неординарные идеи. Дети не стремятся точно отобразить окружающий мир, а создают на бумаге собственный, уникальный. Этот процесс напоминает игру, где ребёнок формирует свою собственную реальность. Именно поэтому детские рисунки обладают особой силой: они лаконичны, сосредоточены и полны глубоких мыслей.

        Даже если ребёнок не станет художником, развитие его творческого потенциала позволит ему в будущем стать наблюдательным человеком, способным тонко чувствовать и остро реагировать на все события окружающего мира – качествами, присущими истинному художнику.

Художественные материалы и нетрадиционные техники

        Как отмечал выдающийся отечественный график В.А. Фаворский, желательно было бы сохранить целостность детского творчества, не разрушая его спонтанность, но и не оставляя его в неизменном виде. Предлагается постепенное усложнение детского рисунка, способствующее переходу к более взрослому уровню творчества без потери ценных детских открытий. Этот подход кардинально меняет методику обучения рисованию.

        Во-первых, он предполагает отказ от авторитарной модели взаимодействия педагога с учеником в пользу личностного общения. Важно подчеркнуть, что авторитарный стиль отношений присущ любому взрослому, обучающему ребенка, независимо от его индивидуальных черт.

        Во-вторых, данный метод позволяет изменить содержание обучения. Переход осуществляется от усвоения формальных знаковых элементов к воспитанию личного отношения ребенка к процессу рисования.

        Таким образом,  рисование играет ключевую роль в развитии личности ребенка. Важно не конечное произведение – рисунок, а сам процесс творчества, способствующий формированию уверенности в себе и своих возможностях.

        Формирование всесторонне развитой личности – процесс, начинающийся с раннего детства.  Следовательно, работа в этом направлении должна вестись с самого начала пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.  К сожалению, на практике преобладает тенденция к интенсивной обученности детей академическим дисциплинам, таким как математика и грамота, зачастую в ущерб развитию творческих способностей, например, рисованию.

        Важно подчеркнуть, что не стоит призывать педагогов полностью отказываться от традиционных методов обучения в пользу исключительно художественной деятельности. Однако игнорировать необходимость воспитания гармонично развитой личности с ярко выраженными творческими задатками было бы ошибкой.

        Если ребёнок демонстрирует выдающиеся способности в области математики, например, умеет производить вычисления в уме в раннем возрасте, необходимо всячески поощрять его развитие в этом направлении.  В то же время, не следует забывать о важности эстетического воспитания, иначе ребёнок может вырасти высококвалифицированным специалистом, но при этом остаться равнодушным к прекрасному и лишенным творческого начала.

        Рисование с использованием нестандартных материалов и оригинальных техник способно подарить детям незабываемые положительные эмоции, стимулировать воображение и креативность.

«Пальцеграфия»

(«пальцевая живопись», «пальчики – палитра»).

        Необходимость кисточки не является препятствием для творчества! Каждый палец может стать инструментом, создавая собственную палитру красок. Гуашь, размещенная в плоских тарелочках или крышках от банок с краской, идеально подходит для этой техники.

        Погрузив подушечки пальцев в краску, можно создать разнообразные изображения: «Новогодние конфетти», «Рассыпавшиеся бусы», «Огоньки на елке» и другие.  Применяя боковую сторону пальца, получаются отпечатки, напоминающие «Следы» крупных животных или «Осенние листья». Проводя линии разной длины с последующим нанесением краски, можно изобразить более сложные объекты: деревья, птиц, животных, декоративные узоры.

        Отпечатки боковой части кулака создают эффект «Гусеницы» или «Сказочных деревьев». Интересными являются и отпечатки ладони: сжатые или раскрытые пальцы оставляют следы, напоминающие «Солнце», «Птицу-лебедя» или «Цветы».

        В современном искусстве пальцевой живописью занимается немецкий художник Гюнтер Юккер.

«Монотипия»

        Лист бумаги сложить пополам, на одну из половин нанести пятна (тёплые или холодные, затем вторую половину прижить к первой, тщательно разгладить в разные стороны и развернуть.

        Угадай, что получилось? Зеркальное отображение: «бабочка», «цветы».

Можно дать готовую форму бабочки и также заполнить пятнами одну сторону (была заколдованная белая бабочка – предложить расколдовать – раскрасить её способом «монотипии»).

        Существуют и другие разновидности «монотипии». Лист бумаги складывать не по вертикали, а по горизонтали – получаются симметричные изображения. Например, «Весёлые медвежата», «Город на реке», «Два цыплёнка».

«Тампонирование»

        Техника тампонирования является увлекательным занятием для детей, развивающим навыки аккуратного и лёгкого прикосновения к бумаге. При помощи поролоновых тампонов с краской различных цветов можно создавать изображения пушистых, лёгких, воздушных и прозрачных объектов, таких как облака, одуванчики, солнце или волны на море.

        В процессе обучения детей закрашиванию данную технику можно комбинировать с техникой силуэта. Сначала вырезается силуэт на листе бумаги, который затем прикрепляется к другому листу скрепками. После закрашивания рисунка тампоном, силуэт удаляется, оставляя «весёлых зайчиков – побегайчиков», «снеговиков» или «кораблики».

        В старшем возрасте тампонирование может быть использовано в работе с трафаретом. Прижав трафарет к листу бумаги и совершая частые лёгкие прикосновения тампоном по его контуру, можно получить чёткий и ясный отпечаток. Процедуру можно повторить другим цветом или в другом месте неограниченное количество раз.

        Стоит отметить, что многие художники-иллюстраторы детских книг используют данную технику в своей работе. Для разнообразия тампоны можно изготовить из сжатой бумаги или грубой ваты.

«Штампы», «печатка»

        Данный метод позволяет создавать многочисленные изображения одного объекта посредством штампов, из которых затем формируются различные композиции для украшения пригласительных билетов, открыток, салфеток и т.д.

        Изготовление таких штампов из овощей (картофеля, моркови) или ластика не представляет сложности. Необходимо нанести на выбранный материал желаемый рисунок и удалить лишние части. Для удобства использования в штамп вставляется зубочистка, служащая ручкой. После окунания штампа в краску отпечаток аккуратно переносится на бумагу.

        Дети старшего возраста могут создавать более сложные композиции, дополняя отпечатки необходимыми деталями.

        В качестве альтернативы штампам можно использовать сухие листья различных деревьев и кустарников.

«Кляксография»

        Использование игр с кляксами является эффективным методом развития у детей глазомера, координации движений, а также воображения и фантазии.  Данные игры особенно полезны для эмоционально неуравновешенных детей, помогая снять напряжение и обрести спокойствие.

Техника выполнения:

        На листе бумаги создаётся крупная, яркая клякса (тушью или акварелью),  чтобы она была подвижной. Затем лист аккуратно встряхивается, заставляя кляксу двигаться.

Возможны различные варианты взаимодействия с кляксой:

  • Использование трубочки: Подув на кляксу через трубочку от сока, можно заставить её двигаться по листу, оставляя за собой след. Изменяя направление дуновения и поворот листа, можно формировать определённые образы.
  • Соединение цветов: Капнув кляксу другого цвета и подув на неё, можно добиться пересечения и смешивания цветов, создавая новые оттенки.

Альтернативные методы:

  • Встряхивание листа бумаги без дуновения также может привести к интересному результату – кляксы будут "бегать" по листу, оставляя хаотичные следы.
  • Использование воска: Нанесение на лист бумаги восковых линий с помощью свечи позволит краске или туши быстрее "разбегаться", создавая необычные узоры.

«Кляксография» и музыка:

Игра с кляксами может быть интегрирована с музыкой. Дети получают небольшие листы бумаги с "живыми" каплями краски и танцуют под музыку. Ритм движений передается на капли, которые также "рисуют", создавая уникальные композиции.

        В завершении можно проанализировать получившиеся рисунки и при необходимости дополнить их. Музыкальное сопровождение может быть разнообразным, что позволит детям экспериментировать с различными ритмами и стилями.

Рисование по сырой (мокрой) бумаге

        Техника рисования на влажной бумаге, также известная как "wet-on-wet", представляет собой уникальный способ создания живописных эффектов размытия и тумана. Для её применения лист бумаги увлажняется чистой водой, после чего на неё наносится изображение кистью или пальцами.

        Данная техника особенно подходит для работы с детьми младшего возраста, позволяя им создавать простые и милые композиции, такие как «Волшебные облака», «Рыбки в аквариуме» или «Мой маленький добрый друг».

        Старшие дошкольники могут освоить более сложные темы: «Осеннее дерево», «Метель», «Вьюга», «Морская сказка», «Волшебный цветок». Чтобы продлить время высыхания бумаги, её можно положить на влажную салфетку.

        Полученные изображения обладают мягкой, размытой текстурой, напоминающей эффект тумана или дождя.

        Альтернативный метод заключается в нанесении линий на бумагу (например, контуры деревьев и линия неба) и последующем погружении листа изображением вниз в воду. После быстрого поднятия листа вода растекается по бумаге, создавая яркие и необычные цветовые переходы. После высыхания можно добавить недостающие детали, например, ствол дерева или ветви, а также подчеркнуть контуры тонкой кистью чёрной краской.

        Известный художник-анималист Е. И. Чарушин широко использовал технику рисования на влажной бумаге для создания забавных образов пушистых зверят и любопытных птенцов.

Рисование по мятой (предварительно скомканной) бумаге

        Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги, там где нарушается её структура, краска при закрашивании, делается более интенсивной, тёмной – это называется эффектом «мозаики».

        Рисовать по мятой бумаге можно в любом возрасте, т. к. это очень просто. А старшие дети сами аккуратно сминают лист бумаги, расправляют и рисуют на нём.

«Граттаж»

        В России традиционная техника процарапывания, известная как «рисование по восковой прокладке», пользуется заслуженной популярностью.

        Для начала работы необходимо подготовить основу. Лист плотной бумаги покрывается слоем воска (парафина или свечной массы), создавая плотное покрытие из штрихов. Затем наносится несколько слоев туши с помощью широкой кисти или губки. Для достижения более интенсивного цвета можно смешать гуашь или тушь с небольшим количеством шампуня или мыла, тщательно перемешивая до однородной консистенции.

        После высыхания туши на поверхности бумаги, рисунок создаётся путём процарапывания острым инструментом (спицей, зубочисткой) до появления белого цвета бумаги. Получающаяся техника напоминает гравюру.

        Белую поверхность бумаги можно дополнительно раскрасить цветными пятнами, что придает рисунку цветной вид. Такая бумага, по мнению детей, является «волшебной», поскольку неизвестно, какой цвет проявится из-под чёрного воскового слоя. Дети с восторгом и интересом работают, создавая выразительные сказочные образы: «Волшебный цветок», «Жар – птица», «Космос», «Весёлая хохлома», «Подводное царство», «Дворец для Снегурочки».

        Данная техника рекомендуется для старших детей, у которых уже достаточно развиты глазомер и координация движений.

«Линотипия» («цветные ниточки»)

        Несколько ниток, длиной 25-30 см окрасить в разные цвета, выложить как захочется на одной стороне сложенного пополам листа бумаги. Концы ниток вывести наружу. Сложить половинки листа, прижать левой рукой сверху, разгладить. Затем, не снимая левой ладони с листа, правой рукой осторожно выдернуть одну нитку за другой.    

        Развернуть лист, а там, волшебный рисунок: «Морозные узоры», если нитки окрасить в белый цвет и выложить на цветной фон, «Вологодские кружева», «Красивые цветы». И нет конца фантазии, игре воображения.

Рисование свечой или восковыми мелками

        Этот способ рисования также удивляет детей, радует их, учит сосредотачиваться, быть точными, аккуратными в рисунке. Таким способом издавна пользовались народные мастера при расписывании пасхальных яиц.

        Суть в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берётся большой тампон или широкая кисть с краской и ведётся по листу – на цветном фоне появляется рисунок: «Заиндевелое дерево», «Узоры Деда Мороза на оконном стекле», «Снежинки», «Лес ночью», «Кружевные воротнички», «Шубка для Снегурочки».

        Есть и другой вариант этой техники. Нарисовать каракули свечой или просто хаотично расположить линии, затем задуманным цветом нарисовать изображение животного, птицы: сначала контур, а потом закрасить полностью – получается «пушистость» (воск не закрашивать, или панцирь у черепахи, или полоски у тигра, клетки у жирафа. Очень весёлый зоопарк! Быстро, легко, весело!

Заключение

        Использование нетрадиционных техник в рисовании представляет собой увлекательный и плодотворный вид деятельности, направленный на создание живописных и графических изображений посредством разнообразных материалов и методов.

        Данный подход не только приобщает детей к миру прекрасного, но и способствует развитию их креативного потенциала, формированию эстетического вкуса, а также позволяет ощутить гармонию окружающего мира.  Более того, рисование с применением нетрадиционных техник часто обладает терапевтическим эффектом, успокаивая, отвлекая и занимая детей.

        В современной медицине всё шире используется термин «арт-терапия» или «изо-терапия», который наряду с фототерапией означает восстановление здоровья человека посредством занятий изобразительным искусством. Процесс изображения собственных переживаний позволяет человеку пережить и "выразить" негативные эмоции на бумаге, а воспроизведение чувств способствует корректировке отношения к источникам неблагоприятных эмоций.

        Таким образом, нетрадиционные техники рисования, которых существует множество, способствуют развитию у детей чувства свободы, позволяют им удивляться и радоваться миру, знакомиться с техниками различных художников и пробовать создавать собственную красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов (городское методическое объединение) "Моделирование как наглядно-практический метод в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Консультация знакомит педагогов с особенностями метода моделирования в познавательном развитии, видами моделирования, применением метода на практике...

Консультация для педагогов"Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы или игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников"

Консультация "Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы или игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников" предназначена для педагогов. Повышение двигательной а...

Консультация для педагогов "Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков"

Каждое физкультурно-оздоровительное мероприятие, решая общую задачу укрепления здоровья, тем не менее, ставит и конкретную цель. Утренняя гимнастика должна создавать у детей хорошее настроение и подни...

Консультация для педагогов " Нравственно патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки в области художественно - эстетического развития детей""

Духовно - нравственные ценности этноса, национально - культурные традиции, его история  являются основой   для  гармоничного развития детей, воспитания в них нравственных ка...

Консультация для педагогов " Нравственно патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки в области художественно - эстетического развития детей""

Духовно - нравственные ценности этноса, национально-культурные традиции, его история  - основа для гармоничного развития детей, воспитания в них нравственных чувств - добросердечия, не...