Консультация для педагогов "Взаимодействие ДОО с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов в соответствии с ФОП ДО"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Гора Галина Анатольевна

В материале описывается работа ДОО с семьями обучающихся младенческого, раннего и дошкольного возрастов осуществляется по разным направлениям, с целью построения эффективного взаимодействия для обеспечения оптимальных психолого-педагогических условий реализации.  В материале есть тесты для проверки своей компететности по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_doo_s_roditelyami.docx220.54 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОО с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов в соответствии с ФОП ДО

 

Взаимодействие педагогов ДОО с семьей – традиционное направление деятельности, которое предполагает общение взрослых участников образовательных отношений по поводу реализации задач воспитания, обучения и развития детей. Оно может реализовываться в виде сотрудничества (когда педагог и родитель являются равноправными участниками взаимодействия, реализующими общую цель), партнерства (построение между педагогами и родителями взаимовыгодных отношений и согласование своих интересов при достижении общей цели), оказания помощи и поддержки (когда педагог на основе заинтересованности родителя профессионально помогает справиться с трудностями и проблемами при взаимодействии с ребенком, в процессе воспитания и обучения).
Работа ДОО с семьями обучающихся младенческого, раннего и дошкольного возрастов осуществляется по разным направлениям, с целью построения эффективного взаимодействия для обеспечения оптимальных психолого-педагогических условий реализации Программы и развития детей.
Каких ошибок во взаимодействии с родителями рекомендуется избегать?
— Приятельских отношений с родителями обучающихся, где стираются официальные правила делового общения. Это ведет к снижению авторитета педагога, росту конфликтов и требований со стороны родителей, не соответствующих педагогическим задачам. Нарушение границ ведет к переходу взаимодействия из делового в эмоциональное.
— Оценивания действий родителей с фокусированием на ошибках и проблемах родительской позиции. Важно уважать в родителях их ответственность, знания, уникальный родительский опыт, стремление создать для своего ребенка условия эмоционального комфорта и благополучия.
— Формализма в отношениях с родителями. Дошкольный возраст требует личностной включенности и согласованности взаимодействия между родителями и педагогами по всем вопросам воспитания и образования.
— Дублирования родительской ответственности и подмены собой родителя. Определяя воспитательные дефициты, педагогу следует в форме мягкой рекомендации подсказать родителю способы и приемы преодоления этих дефицитов, предоставить доступ к необходимым знаниям, замотивировать на решение задач повышения родительской компетентности.
— Проявления оценочной позиции в отношении родителей. Безоценочность и принятие, реализуемые в отношении ребенка, должны становиться моделью отношений и для родителей.
На какие правила взаимодействия с родителями можно опираться?
Реализация личностно ориентированного стиля общения. Доброжелательная позиция заинтересованного общения и включенного внимания формирует отношения сотрудничества и взаимопонимания. А назидательное, требовательное и категоричное отношение формирует сопротивление и формализм. Стиль общения педагога задает весь характер отношения семьи к ДОО. Уважительные отношения «личность – личность» позволяют реализовать в общении ценностную позицию. Современные родители достаточно образованы в области воспитания и активно ищут информацию о методах и подходах к развитию детей. Их знания и представления требуют уважения и учета.
Ориентация на конкретные задачи в отношении к конкретным детям. Важно, чтобы взаимодействие с родителями было направлено на решение конкретных задач, возникающих в развитии детей. Мероприятия, организуемые педагогом, должны инициироваться самой жизнью в ДОО, а не абстрактными административными целями.
Индивидуализация взаимодействия с родителями. В общении с родителями необходимо учитывать самые разные особенности конкретной семьи (социальные, культурные, национальные, религиозные, образовательные и другие). Построение работы с родителями должно исходить из этих особенностей и мероприятия должны строиться с учетом интересов, увлечений и ценностей семей обучающихся. Взаимодействие с родителями индивидуализируется через использование разных видов совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
Партнерство и совместная деятельность с родителями. Активное включение родителей в жизнь ДОО напрямую влияет на уровень активности, уверенности и инициативности детей. Отношения с родителями – это отношения разделенной ответственности. Сотрудничество и позитивное отношение родителя к педагогу формирует доверительное общение ребенка с педагогом и эмоционально-комфортное самоощущение детей в ДОО. Кроме того, совместная деятельность является эффективным механизмом профилактики конфликтов, наиболее продуктивной формой развития всех субъектов общения.
Вовлечение родителей в образовательный процесс, которое возможно на всех этапах и в самых разных формах, объединение усилий педагогов и родителей очень важно для развития и воспитания детей. Положительное и заинтересованное родительское отношение к ДОО способствует развитию ребенка и повышению его успешности. Важно, чтобы родители становились полноправными участниками образовательных взаимоотношений и осознавали свою причастность к ДОО. Родительская вовлеченность позволяет формировать единые ценности социализации ребенка, включения его в общество.
Реализация психолого-педагогической поддержки семьи. Семейное воспитание незаменимо в дошкольном периоде развития и требует всесторонней защиты, поддержки и помощи. Знание особенностей каждой семьи обучающихся и понимание конкретных текущих семейных событий помогает правильно выстроить отношения с ребенком (с учетом, например, родительского развода, болезни члена семьи или взросления старшего ребенка в семье) и грамотно выстроить взаимодействие с родителями, подобрать необходимую информацию или оказать ребенку направленную поддержку. Содействие семье в трудных ситуациях – важная часть государственной образовательной политики. Реализация психолого- педагогической поддержки может потребовать и нейтрализации отрицательного влияния семьи на ребенка, компенсации дефицитов, с которыми семья временно не может справиться.
Повышение родительской компетентности. Помощь родителям должна оказываться в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей, создания условий эмоционального благополучия. Необходимо повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях; развивать у родителей практические навыки воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста; практические навыки регуляции поведения детей; обогащать содержание общения и формы совместного досуга родителей с детьми.
Какие приемы, методы и способы эффективного взаимодействия с родителями можно использовать?
— Формировать систему «Мы», объединение с родителями в интересах развития ребенка. Важно не подчеркивать различия, а искать точки соприкосновения и единомыслия. Активизировать творческие процессы, которые способствуют развитию личности, открывают потенциал конструктивного взаимодействия (творческие мастерские, родительские клубы, объединения по интересам).
— Предлагать детям совместную деятельность с родителями, направленную на общение, а не на создание трудоемких, сложных продуктов.
— Записывать короткие, эмоционально выразительные тематические ролики, в том числе с участием детей, направленные на повышение уровня компетентности их родителей; информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое здоровье ребенка и другое.
Организовывать практические мероприятия, направленные на формирование навыков воспитания и регуляции поведения детей. Обсуждать в клубной или тренинговой форме типичные трудности, возникающие в воспитании, причины нарушения поведения детей дошкольного возраста.
— Активизировать и обогащать воспитательные навыки родителей. Выделять родительские успехи, конкретные показатели воспитательного прогресса, повышать мотивацию совместной деятельности с детьми.
— Использовать техники активного слушания, которые являются универсальными стратегиями эффективного общения. Активное слушание направлено на понимание, подтверждение и принятие слов партнера по общению, тем самым партнеру подается надежный сигнал признания важности его слов и его авторитета.
— Использовать техники Я-высказывания (сообщения от первого лица), которые позволяют обозначить собственный взгляд на ситуацию, не оказывая давления на партнера по общению.
— Определять потребности, которые мотивируют поведение партнера по общению в данной конкретной (возможно конфликтной) ситуации.
— Переключать собеседника на информационные сообщения. Обсуждение конкретной информации позволяет снизить напряженность ситуации, переключиться от эмоционального общения на деловое.
— Формулировать правила общения с родителями. Предложите родителям совместно с детьми составить кодекс общения или правила взаимодействия в группе: пусть они совместно озвучат свои «Хорошо» и «Плохо».
— Уметь выдержать паузу, прежде чем высказывать свое мнение. Часто необходимо небольшое дополнительное время, чтобы обдумать вопрос или чуть больше мысленно проанализировать ситуацию.
— Переключать на отдаленные перспективы, уметь представить позитивный образ будущего.
— Удерживать позицию профессионала, уметь отстраниться от эмоциональных реакций и реализовывать профессиональные задачи независимо от обстоятельств; сохранять чувство собственного достоинства и значимости как профессионала.
Обязательно ли планировать работу с родителями?
Для достижения задач взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся рекомендуется планировать данную работу. Это позволяет педагогу оптимально распределить действия, мероприятия и события, адресованные родителям обучающихся в течение года, выстроить цикличность мероприятий внутри каждого направления работы с семьей, продемонстрировать родителю частоту и содержание взаимодействия с ДОО и педагогами группы, рационально
распределить свое время и обеспечить себе заранее возможность участия в мероприятиях и событиях ДОО.
В ДОО традиционно планируются мероприятия и события, которые адресованы всем родителям обучающихся – день открытых дверей, практическая конференция для родителей, конкурсы для семей, досуговые мероприятия, общие родительские собрания, а также проведение индивидуальных консультаций и прочие.


 

 https://res.edu-nauka.ru/web/upload/attachments/images/c70809f5d81ce4c78a97f638412d6b70.jpeg

Проверьте себя. 

Тесты

1. Чего нельзя делать в общении с родителями?

A. Реализовывать личностно-ориентированный стиль общения;

B. Ориентироваться на конкретные задачи в отношении к конкретным детям;

C. Создавать приятельские отношения с родителями;

D. Вовлекать родителей в образовательный процесс.

2. Что не является аспектом повышения уровня педагогической и психологической культуры родителей?

A. Поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях;

B. Развитие у родителей практических навыков воспитания;

C. Доброжелательная позиция заинтересованного общения;

D. Практические навыки регуляции поведения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Гибкость" для родителей детей среднего, старшего и дошкольного возраста

Консультация на тему "Гибкость" для родителей детей среднего, старшего и дошкольного возраста...

Программа социально-коммуникативного развития детей младенческого,раннего и дошкольного возраста (от 0 до 7 (8 лет) «Познаю себя».

Программа социально-коммуникативного развития детей младенческого,раннего и дошкольного возраста (от 0 до 7 (8 лет) «Познаю себя»....

Проект к 140 - летию К.И. Чуковского "Удивительный мир сказок Корнея Чуковского для детей среднего и старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

В проекте представлен материал по развитию стойкого интереса к чтению художественной литературы в процессе ознакомления с творчеством К.И. Чуковского....

«Работа с родителями детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста в рамках ранней профессиональной ориентации»

Консультация для педагогов ДОУ Тема «Работа с родителями детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста в рамках ранней профессиональной ориентации»...

Совершенствование профессиональных компетенций педагогов дошкольного образование в сфере просвещения родителей (законных представителей)детей младшего,раннего и дошкольного возраста в дошкольных образовательных организации

Цель: Целью просвещения родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста является обеспечение поддержки семьи в вопросах образования, охраны и укрепле...

Консультация "Внедрение ИКТ в различные виды музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Внедрение ИКТ в различные виды музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОКомпьютерные технологии являются уникальным средством обеспечения сотрудничества детей, пе...