РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 – 4 ЛЕТ «Умные пальчики» в младшей разновозрастной группе по Программе « Умные пальчики» И. А. Лыков
рабочая программа (младшая группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 – 4 ЛЕТ
«Умные пальчики»
в младшей разновозрастной группе
по Программе « Умные пальчики»
И. А. Лыков
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 14 « Ласточка» ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Заведующий МБДОУ № 14 Протокол ___________ Э.Н.Падалка от « » августа 2025 года Приказ № от « » августа 2025 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 – 4 ЛЕТ
«Умные пальчики» в младшей разновозрастной группе « Теремок»
по Программе « Умные пальчики» И. А. Лыков
Разработчик программы: Чугуй Инна Николаевна Кошевая Татьяна Анатольевна
2025-2026 учебный год
|
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 года №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»
(зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 28 декабря 2022г, регистрационный номер 71847).
- Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации от 29 декабря 2012 года
№ 273(зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 2 ноября 2022г, регистрационный номер 70809).
Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённых приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 года, № 874(зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 2 ноября 2022г, регистрационный номер 70809).
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерством образования Российской Федерации от 17 октября 2013 года, № 1155(зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 14 ноября 2013г, регистрационный номер 30384), (в редакции от 21 января 2019 г).
- Санитарно-эпидемиологические требования - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28
Детское конструирование - это целенаправленный процесс создания различных изделий, фигурок и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом их соединения в осмысленное целое. В процессе конструирования ребенок способен «открыть» и «присвоить» общечеловеческие мысли, чувства, идеалы, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Он может почувствовать, пережить и осмыслить, ради чего и как создавались в культуре те или иные сооружения (дорога, мост, дом, печь, колодец, башня, крепость, кремль и др.), какие идеи они выражают, что символизируют, какими были ранее, бывают сейчас и могут стать в обозримом будущем.
Конструирование открывается даже самому маленькому ребенку как «сокровищница», наполненная не столько материальными объектами, сколько духовными богатствами, общечеловеческими ценностями. Это содержание он постигает с восторгом первооткрывателя и находит аналогии в своем жизненном и культурном опыте, воплощает в собственных сооружениях, выражая при этом свои эмоции, чувства и отношения.
Парциальная программа «Умные пальчики» для детей 3-7 лет составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе парциальной программы «Умные пальчики: конструирование в детском саду» И.А.Лыковой.
Парциальная программа «Умные пальчики» реализуется:
- в рамках ОП ДО, в части, формируемой участниками образовательных отношений, создана в ответ на запрос современного социума - семьи и государства - к воспитанию одухотворенного человека-созидателя, готового к встрече с быстро меняющимся многополярным миром и стремительно обновляющейся культурой, способного к самоактуализации и саморазвитию на всех этапах своей жизни, умеющего работать в команде и отвечающего за свои поступки;
- с детьми от 3 до 5 лет через интеграцию образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и детей, а также в самостоятельной деятельности детей,
Направленность программы:
Программа “Умные пальчики” – парциальная. Программа позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре). Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально активной личности, формируют навыки общения и сотворчества. Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать. Программа ориентирована на сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; поддержку разнообразия детства; уважение личности каждого ребенка с учетом возрастных, тендерных, индивидуальных особенностей.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
Детское конструирование - это целенаправленный процесс создания различных изделий, фигурок и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом их соединения в осмысленное целое. В процессе конструирования ребенок способен «открыть» и «присвоить» общечеловеческие мысли, чувства, идеалы, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Он может почувствовать, пережить и осмыслить, ради чего и как создавались в культуре те или иные сооружения (дорога, мост, дом, печь, колодец, башня, крепость, кремль и др.), какие идеи они выражают, что символизируют, какими были ранее, бывают сейчас и могут стать в обозримом будущем.
Конструирование открывается даже самому маленькому ребенку как «сокровищница», наполненная не столько материальными объектами, сколько духовными богатствами, общечеловеческими ценностями. Это содержание он постигает с восторгом первооткрывателя и находит аналогии в своем жизненном и культурном опыте, воплощает в собственных сооружениях, выражая при этом свои эмоции, чувства и отношения.
Парциальная программа «Умные пальчики» для детей 2 - 4 лет составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе парциальной программы «Умные пальчики: конструирование в детском саду» И.А.Лыковой.
Цель обучения:
Создание условий для открытия ребенком природы, социума и человеческой культуры в процессе активной творческой деятельности, направленной на осмысленное преобразование различных материалов и конструирование гармоничных сооружений, расширение опыта позитивного взаимодействия и сотрудничества с другими людьми, содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и «Я - концепции творца».
Задачи обучения:
- Проектировать условия для освоения детьми конструирования как преобразующей творческой деятельности человека, познающего окружающий мир и создающего человеческую культуру.
- Развивать восприятия, мышления и творческого воображения как эмоционально - интеллектуального процесса «открытия» окружающего мира и самого себя.
- Содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру во всем его многообразии, становлению картины мира и «Я концепции творца».
- Создавать условия для осмысленного освоения разных материалов и универсальных способов их преобразования в предметы или композиции (оригинальной конструкции).
- Расширять опыт конструктивной деятельности на всех уровнях: восприятие -
- исполнительство–творчество.
- Поддерживать активность, инициативу, самостоятельность с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей каждого ребенка как творческой личности.
- Обогащать опыт сотрудничества и сотворчества, формировать умение работать в команде, воспитывать социально-коммуникативные качества личности растущего человека.
Возраст детей:
Программа обучения рассчитана на детей младшей группы – 2-4 года.
Формы реализации:
- Формы реализации различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.
- Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы проведения: образовательные ситуации проблемно эвристического характера:
развивающие занятия, дидактические игры, интегрированные проекты и др.
Принципы реализации программы:
Реализуемая Программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
- Принципы построения педагогического процесса:
- От простого к сложному.
- Системность работы.
- Принцип индивидуального подхода.
- Принцип дифференциации.
- Принцип участия: (привлечение всех участников педагогического процесса к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности) .
- Принцип Амплификации(обогащение, расширение) :предполагает постепенное и последовательное расширение круга освоенных объектов и явлений в разнообразии их свойств, функций, взаимосвязей.
- Принцип восприятия: обуславливает зависимость восприятия от предыдущего опыта человека, запаса знаний и умений, а также конкретного состояния личности в момент восприятия. Новое знание и новый опыт всегда вовлекаются в уже сложившую ранее систему, благодаря чему происходит расширение, систематизация, классификация и дальнейшее обогащение представлений.
- Принцип культуросообразности: означает что содержание образования должно быть спроектировано по модели развития общечеловеческой культуры.
- Принцип целостности: подразумевает проектирование образовательного процесса как целостного по своим целевым ориентирам, содержанию и структуре. Отношение каждого ребенка к окружающему миру носит целостный характер, что побуждает педагога к адекватному и компетентному применению педагогических инструментов, обеспечивающих целостность мировосприятия.
- Принцип интеграции : данная программа реализуется в рамках ОП ДО, в части, формируемой участниками образовательных отношений.
- Принцип системности (работа ведется по плану в течение учебного года).
- Принцип возрастной адресованности (на каждый возраст подбираются свои задачи и своя тематика, методы и приемы).
- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье (родители выступают активными участниками педагогического процесса).
Методы и приёмы:
Наглядные методы:
- показ способов действия с инструментами и материалами;
- обследование предметов, образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях; - показ способов выполнения работы.
Словесные методы:
- объяснение способов действия с инструментами и материалами, объяснение способов выполнения работы;
- использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы и т.д.) - совместный анализ выполненной работы; - анализ детских работ самими детьми.
Практические методы:
- упражнение;
- обучение детей приёмам и способам выполнения работы по образцу
- самостоятельное выполнение детьми работы.
Игровые методы:
- сюрпризные моменты;
- игровые ситуации;
- использование пальчиковых игр и упражнений; - использование динамических упражнений; - обыгрывание своих поделок.
Ожидаемые результаты:
- Научатся воплощать свои творческие замыслы в различных материалах и техниках.
- Научатся внимательно наблюдать и передавать свои ощущения в продуктивных видах творчества.
- Создавать (основные элементы и базовые формы)
- Научатся свободно высказывать свои суждения по поводу того или иного продукта детского творчества.
- Приобретут умение создавать сюжетные и декоративные композиции;
- Развитие и коррекция психических процессов: восприятие (зрительное и слуховое), мышление, память, воображение
- Развитие эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии ;
- Развитие у детей зрительно-пространственной координации, умения слушать воспитателя, принимать поставленную задачу и находить способ её решения, умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца;
- Развитие самоконтроля и самооценки, умение анализировать свою работу и работу своих товарищей
Формы подведения итогов и способы проверки реализации программы:
Формами подведения итогов реализации программы «Умные пальчики» является :
- Просмотр и обсуждение работ по окончании заданной темы.
Специфика образовательной ситуации
Специфика конструированной деятельности обусловлена тем, что ребенок осваивает общекультурные способы создания конкретных предметов (или образов), выражение мыслей (идей) и свободно переносит их в разные содержательные контексты, наделяя культурными и личностными смыслами.
Условия реализации рабочей программы:
- Кубик
- Кирпичик
- Полукуб Крыша
- (призма)
- Наборы строительные,
- Конструкторы
- Пластина квадратная
- Пластина длинная
- Брусок длинный
- Брусок Короткий
- Цилиндр длинный
- Цилиндр короткий
- Пластина
- Арка
- Конус
- Конструктор напольный
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата | № заня тия | Вид и тема | Цель | Кол -во час ов | Примечание |
Сентябрь | |||||
04.09.2025 | 1 | Вот какие разные у нас дорожки | Установить ассоциативные связи между реальными дорожками и конструкциями из различных материалов — кирпичиков, кубиков, пластин, поролоновых губок, брусков пластилина и др. | 1 | |
18.09.2025 | 2 | Как узкая дорожка стала широкой. | Вызвать интерес к конструированию дорожки из кирпичиков. Обратить внимание на связь конструкций с реальными сооружениями. Напомнить способы преобразования узкой дорожки в широкую: 1) замена деталей; 2) достраивание в ширину. Познакомить с новым способом —изменение ширины дорожки путем поворота дета | 1 | |
02.10.2025 | 3 | Как шишки превратилась в птичек и рыбок. | Познакомить детей с новым видом художественного конструирования— из природного материала. Вызвать интерес к обследованию шишек, поиску ассоциативных образов и созданию фигурок. Помочь сделать вывод о том, что из одной и той же природной формы (шишки) могут получиться разные образы. Показать способ соединения деталей с помощью кусочков пластилина, подходящих по цвету к природному материалу | 1 | |
Октябрь | |||||
23.10.2025 | 4 | Как дорожка превратилась в лабиринт | Вызвать интерес к конструированию лабиринта — дорожки с поворотами. Показать связь между линиями и постройками: прямая линия — прямая дорожка, кривая линия — кривая дорожка. Начать знакомство с новой деталью — полукубом: сравнить с кубиком и реальными предметами. | 1 | |
Ноябрь | |||||
20.11.2025 | 5 | Как башня превратилась в пирамиду. | Дать представление о пирамиде как сооружении, созданном людьми для красоты и на память о каких-то событиях. Предложить сравнить пирамиду с башней, найти сходство и отличие. Расширить опыт конструирования линейных вертикальных построек. | 1 | |
Декабрь | |||||
04.12.2025 | 6 | Как короткий заборчик стал длинным | Уточнить и обобщить представление о заборчике как сооружении, созданном людьми для защиты своего дома и двора. Расширить опыт конструирования заборчика. Инициировать поиск способов увеличения заборчика в длину. Познакомить с новым способом —размещением деталей на равном расстоянии друг от друга в линейной композиции. | 1 | |
11.12.2025 | 7 | Как лесенка превратилась в горку. | Вызвать интерес к конструированию лесенки и ее преобразованию в горку. Уточнить представление о лесенке и горке, их строении и назначении. Расширить способы создания вертикальных построек. Познакомить с новой деталью —пластиной. | 1 | |
18.12.2025 | 8 | Вот какие разные у нас елочки. | Вызвать интерес к конструированию елочек на плоскости из разных материалов. Уточнить общее представление о строении елки (ствол и ветки). Предложить сравнить елку с пирамидой, найти сходство и отличие. Познакомить со способом симметричного конструирования(от ствола ветки идут в обе стороны). | 1 | |
23.12.2025 | 9 | Как орешки превратились в яблочки | Вызывать интерес к созданию елочных игрушек с функциональной деталью «крючок» для размещения на ветках. Дать представление о каркасном способе конструирования. Инициировать освоение способов «оборачивание» и «скручивание». Создать условия для экспериментирования с новым художественным материалом (фольгой). | 1 | |
Январь | |||||
15.01.2026 | 10 | Как снеговик превратился в неваляшку | Расширить опыт конструирования из природного материала. Создать условия для художественного экспериментирования со снегом. Показать возможность создания различных образов на основе базовой конструкции, состоящей из двух шаров разной величины (туловище и голова). | 1 | |
29.01.2026 | 11 | Вот какие разные у нас машинки. | . Вызвать интерес к конструированию машинок из строительных материалов. Помочь установить ассоциацию между реальными машинами и отображающими их конструкциями. Познакомить со способом создания неустойчивой конструкции из разных деталей. Учить подбирать детали для изображения основных частей машины (кабина, кузов) и конструировать по словесной инструкции. Создать условия для поиска замены деталей (вместо кубика два полукуба). Для изображения колес предложить новую деталь — цилиндр. Развивать мышление, воображение, чувство формы и равновесия. | 1 | |
Февраль | |||||
06.02.2025 | 12 | Как на заборчике открылись ворота. | Расширить представление о заборчике как защитном сооружении, уточнить представление о воротах как важной части любого ограждения. Вызвать интерес к конструированию заборчика с воротами и практической проверке назначения ворот. Показать варианты открывающихся ворот (высокие, низкие, двойные). Закрепить способы преобразования постройки в длину и высоту. | 1 | |
12.02.2026 | 13 | Как заборчик превратился в загородку | . Познакомить с новым способом конструирования заборчика — от середины в обе стороны, т.е. синхронно двумя руками. Создать проблемно-поисковую ситуацию —предложить построить заборчик новым способом и превратить его в загородку. Инициировать поиск способов замыкания конструкции в пространстве. Вызвать интерес к усложнению постройки путем добавления ворот по аналогии с воротами на заборе. | 1 | |
19.02.2026 | 14 | Как мы построили гараж для машины. | Уточнить представление о назначении и строении гаража (стены, крыша, ворота). Расширять опыт создания замкнутых построек. Напомнить способ конструирования загородки с открывающимися воротами. Показать способ создания крыши. Помочь установить ассоциативные связи между уже освоенными и новыми постройками и способами их создания. | 1 | |
26.02.2026 | 15 | Как сугробы превратились в ручейки и лужи | Вызвать интерес к режиссерскому конструированию —последовательному изображению ряда событий (превращений сугроба в ручейки и лужи). Закрепить технику скатывания шарика (круговыми движениями) и скручивания жгутика (кистью или пальчиками). Продолжать освоение каркасного способа конструирования с элементами арт-терапии (для изображения сугроба в качестве каркаса использовать кулачок.. | 1 | |
Март | |||||
05.03.2026 | 16 | Как кресло превратилось в тумбочку | Уточнить представление о строении кресла и тумбочки, помочь установить их сходство и отличие. Вызвать интерес к конструированию удобного кресла с высокой спинкой и подлокотниками. Инициировать освоение способа превращения кресла в тумбочку. Учить конструировать синхронно с показом педагога. Помочь установить ассоциации между реальными предметами и детскими постройками. | 1 | |
12.03.2026 | 17 | Как мы построили стол на четырех ножках | Уточнить и обобщить представление о столе как предмете мебели, его строении и назначении. Обратить внимание на то, что предметы могут быть в разных масштабах (взрослом, детском и игрушечном). Познакомить со способом конструирования стола на четырех ножках. Учить выбирать нужное количество деталей и создавать постройку по объяснению. Продолжать знакомить с пластиной и ее вариантами. | 1 | |
Апрель | |||||
02.04.2026 | 18 | Как лодка превратилась в кораблик | Расширить опыт конструирования транспорта. Вызывать интерес к созданию лодки из кирпичиков (по показу) и ее преобразованию в кораблик(по замыслу). Инициировать выбор подходящих деталей для изображения каюты, трубы, капитанского мостика и др. деталей. Помочь установить ассоциативные связи между реальными лодками/корабликами и детскими постройками. | 1 | |
09.04.2026 | 19 | Как лодка превратилась в ракету | Вызывать интерес к повторному созданию лодки (по представлению) и ее преобразованию в ракету (по описанию или показу). Помочь установить сходство и отличие. Инициировать выбор подходящих деталей для изображения крыльев, иллюминатора и др. деталей. | 1 | |
Май | |||||
14.05.2026 | 20 | Вот какие красивые у нас клумбы. | Вызвать интерес к конструированию клумбы на основе представления о ее строении и назначении. Расширить опыт создания замкнутых конструкций. Начинать знакомство с «изящными постройками». Показать варианты размещения деталей (кирпичиков): впритык друг к другу или на небольшом расстоянии, от центра или по кругу. Дать представление о круговой композиции по аналогии с цветком, звездой, солнышком. Учить анализировать и сравнивать постройки. Создать условия для обыгрывания созданных построек — размещения цветов внутри клумбы. | 1 | |
21.05.2026 | 21 | Вот какие красивые домики у нас в деревне | Вызвать интерес к конструированию красивых домиков из строительного материала. Расширять опыт создания замкнутых конструкций, продолжить серию освоенных конструкций (гараж, тумбочка, шкаф). Уточнить понятие о доме как жилище человека и его строении (стены, крыша, окна, двери), помочь установить ассоциацию между деревенским домиком и детской постройкой. Создать условия для конструирования по представлению. Начать знакомство с аркой для изображения окошек. | 1 | |
28.05.2026 | 22 | Как наш город рос-рос и вырос! | Вызвать интерес к созданию коллективной тематической композиции «Город» из строительного материала. Показать возможность объединения отдельных построек (домиков) общей темой и размещением в пространстве для изображения улицы. Уточнить понятие о городе как месте, где живет и трудится много людей, поэтому построено много домов, а еще есть детские сады, школы, магазины, театр, цирк. Помочь установить ассоциацию между представлением о городе и созданной композицией из 20-30 домов. Дать обобщенное представление о городском доме на его сравнении с коробкой. | 1 | |
Методические пособия и используемая литература:
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир» Москва 2010г.
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Весёлая ярмарка. Младшая группа. Учебно-методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир» Москва 2010г.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. Издательский дом «Цветной мир». «Карапуз». Творческий центр СФЕРА. Москва 2010г.
- И.А. Лыкова. Лесные поделки. Издательский дом «Карапуз». Москва 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области "Физическая культура" для 1 младшей группы по программе "Кроха"
Программа по физической культуре для малышей...

Рабочая программа воспитателя ДОУ для детей от 6 до 7 лет по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы (6 до 7лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Программ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 2 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по обучению плаванию детей в ДОУ для младшей, средней, старшей и подготовительной группы.
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса соответствует ФГОС ДО, рабочая программа по обучению плаванию в ДОУ составлена на основе основной образовательной программы дошкольног...

Рабочая программ в группе для детей со сложным дефектом № 1 (разновозрастная) 2021-2022 учебный год
В настоящее время актуальной проблемой является рост доли детей с тяжелыми множественными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания....

Рабочая программа по конструированию для детей 5-6 лет группы комбинированной направленности
1. Пояснительная записка 1.1. Направленность программы. Программа «Леголяндия – страна творчества» разработана и реализуется в системе дополнительного образования детей подготовитель...
