РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 – 4 ЛЕТ «Умные пальчики» в младшей разновозрастной группе по Программе « Умные пальчики» И. А. Лыков
рабочая программа (младшая группа)

Чугуй   Инна   Николаевна

   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 – 4 ЛЕТ

 

 «Умные  пальчики» 

 

в младшей разновозрастной группе

 

 

 

   

по Программе « Умные  пальчики»  

 

 И. А. Лыков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 14 « Ласточка»

                ПРИНЯТО                                                                                                                             УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом                                                                              Заведующий МБДОУ № 14

Протокол                                                                                                  ___________ Э.Н.Падалка

от «     » августа 2025 года                                                Приказ №     от «      » августа 2025 года

     

   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 – 4 ЛЕТ

 

 «Умные  пальчики»  

в младшей разновозрастной группе

« Теремок»

 

   

по Программе « Умные  пальчики»  

 И. А. Лыков

 

 

Разработчик программы:

Чугуй  Инна   Николаевна

Кошевая  Татьяна  Анатольевна

 

 

 

 

 

2025-2026  учебный год

 

 

Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:  

  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 года №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»

(зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 28 декабря 2022г, регистрационный номер 71847).

  • Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации от 29 декабря 2012 года  

№ 273(зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 2 ноября 2022г, регистрационный номер 70809).

Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённых приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 года, № 874(зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 2 ноября 2022г, регистрационный номер 70809).

  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерством образования Российской Федерации от 17 октября 2013 года, № 1155(зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 14 ноября 2013г, регистрационный номер 30384), (в редакции от 21 января 2019 г).
  • Санитарно-эпидемиологические требования - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28

Детское конструирование - это целенаправленный процесс создания различных изделий, фигурок и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом их соединения в осмысленное целое. В процессе конструирования ребенок способен «открыть» и «присвоить» общечеловеческие мысли, чувства, идеалы, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Он может почувствовать, пережить и осмыслить, ради чего и как создавались в культуре те или иные сооружения (дорога, мост, дом, печь, колодец, башня, крепость, кремль и др.), какие идеи они выражают, что символизируют, какими были ранее, бывают сейчас и могут стать в обозримом будущем.

Конструирование открывается даже самому маленькому ребенку как «сокровищница», наполненная не столько материальными объектами, сколько духовными богатствами, общечеловеческими ценностями. Это содержание он постигает с восторгом первооткрывателя и находит аналогии в своем жизненном и культурном опыте, воплощает в собственных сооружениях, выражая при этом свои эмоции, чувства и отношения.  

Парциальная программа «Умные пальчики» для детей 3-7 лет составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе парциальной программы «Умные пальчики:  конструирование в детском саду» И.А.Лыковой.          

Парциальная программа «Умные пальчики» реализуется:

  • в рамках ОП ДО, в  части, формируемой участниками образовательных отношений, создана в ответ на запрос современного социума - семьи и государства - к воспитанию одухотворенного человека-созидателя, готового к встрече с быстро меняющимся многополярным миром и стремительно обновляющейся культурой, способного к самоактуализации и саморазвитию на всех этапах своей жизни, умеющего работать в команде и отвечающего за свои поступки;
  • с детьми от 3 до 5 лет  через интеграцию образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и детей, а также в самостоятельной деятельности детей,

 

Направленность программы: 

Программа  “Умные  пальчики” – парциальная.  Программа позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в   режиме игры (учиться и обучаться в игре).  Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально активной личности, формируют навыки общения и сотворчества.  Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью,  предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать.  Программа ориентирована на сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; поддержку разнообразия детства; уважение личности каждого ребенка с учетом возрастных, тендерных, индивидуальных особенностей.

 

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: 

Детское конструирование - это целенаправленный процесс создания различных изделий, фигурок и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом их соединения в осмысленное целое. В процессе конструирования ребенок способен «открыть» и «присвоить» общечеловеческие мысли, чувства, идеалы, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Он может почувствовать, пережить и осмыслить, ради чего и как создавались в культуре те или иные сооружения (дорога, мост, дом, печь, колодец, башня, крепость, кремль и др.), какие идеи они выражают, что символизируют, какими были ранее, бывают сейчас и могут стать в обозримом будущем.

Конструирование открывается даже самому маленькому ребенку как «сокровищница», наполненная не столько материальными объектами, сколько духовными богатствами, общечеловеческими ценностями. Это содержание он постигает с восторгом первооткрывателя и находит аналогии в своем жизненном и культурном опыте, воплощает в собственных сооружениях, выражая при этом свои эмоции, чувства и отношения.  

Парциальная программа «Умные пальчики» для детей 2 - 4 лет составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе парциальной программы «Умные пальчики:  конструирование в детском саду» И.А.Лыковой.          

 

Цель обучения: 

 Создание условий для открытия ребенком природы, социума и человеческой культуры в процессе активной творческой деятельности, направленной на осмысленное преобразование различных материалов и конструирование гармоничных сооружений, расширение опыта позитивного взаимодействия и сотрудничества с другими людьми, содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и «Я - концепции творца».

Задачи обучения: 

  • Проектировать условия для освоения детьми конструирования как преобразующей творческой деятельности человека, познающего окружающий мир и создающего человеческую культуру.                                              
  • Развивать восприятия, мышления и творческого воображения как эмоционально - интеллектуального процесса «открытия» окружающего мира и самого себя.  
  • Содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру во всем его многообразии, становлению картины мира и «Я концепции творца».                                                                                            
  • Создавать условия для осмысленного освоения разных материалов и универсальных способов их преобразования в предметы или композиции (оригинальной конструкции).                                                                                    
  • Расширять опыт конструктивной деятельности на всех уровнях: восприятие -
  • исполнительство–творчество.                                                                                
  • Поддерживать активность, инициативу, самостоятельность с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей каждого ребенка как творческой личности.  
  • Обогащать опыт сотрудничества и сотворчества, формировать умение работать в команде, воспитывать социально-коммуникативные качества личности растущего человека.  

Возраст детей:

Программа обучения рассчитана на детей  младшей группы – 2-4 года. 

Формы  реализации: 

  • Формы реализации различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.
  • Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы проведения: образовательные ситуации проблемно эвристического характера:

развивающие занятия, дидактические игры, интегрированные проекты и др.  

Принципы реализации программы: 

 

Реализуемая Программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

  • Принципы построения педагогического процесса:
  • От простого к сложному.
  • Системность работы.
  • Принцип индивидуального подхода.
  • Принцип  дифференциации.                                                                                                    
  • Принцип участия: (привлечение всех участников педагогического процесса к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности) .
  • Принцип Амплификации(обогащение, расширение) :предполагает постепенное и последовательное  расширение круга освоенных объектов и явлений в разнообразии их свойств, функций, взаимосвязей.
  • Принцип восприятия: обуславливает зависимость восприятия от предыдущего опыта человека, запаса знаний и умений, а также конкретного состояния  личности в момент восприятия. Новое знание и новый опыт всегда вовлекаются в уже сложившую ранее систему, благодаря чему  происходит расширение, систематизация, классификация и дальнейшее обогащение представлений.
  • Принцип культуросообразности: означает что содержание образования  должно быть спроектировано по модели развития общечеловеческой культуры.                                      
  • Принцип целостности: подразумевает  проектирование образовательного процесса как целостного по своим целевым ориентирам, содержанию и структуре. Отношение каждого ребенка к окружающему миру носит целостный характер, что побуждает педагога к адекватному и компетентному применению педагогических инструментов, обеспечивающих целостность мировосприятия.  
  • Принцип интеграции : данная программа реализуется в рамках ОП ДО, в  части, формируемой участниками образовательных отношений.
  • Принцип системности (работа ведется по плану в течение учебного года).  
  • Принцип возрастной адресованности (на каждый возраст подбираются свои задачи и своя тематика, методы и приемы).
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье (родители выступают активными участниками педагогического процесса).

Методы и приёмы: 

Наглядные методы: 

  • показ способов действия с инструментами и материалами;
  • обследование предметов, образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях; - показ способов выполнения работы.

Словесные методы: 

  • объяснение способов действия с инструментами и материалами, объяснение способов выполнения работы;
  • использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы и т.д.) - совместный анализ выполненной работы; - анализ детских работ самими детьми.

Практические методы: 

  • упражнение;
  • обучение детей приёмам и способам выполнения работы по образцу
  • самостоятельное выполнение детьми работы.

Игровые методы: 

  • сюрпризные моменты;
  • игровые ситуации;
  • использование пальчиковых игр и упражнений; - использование динамических упражнений; - обыгрывание своих поделок.

 

Ожидаемые результаты: 

 

  • Научатся воплощать свои творческие замыслы в различных материалах и техниках.
  • Научатся внимательно наблюдать и передавать свои ощущения в продуктивных видах творчества.
  • Создавать (основные элементы и базовые формы)
  • Научатся свободно высказывать свои суждения по поводу того или иного продукта детского творчества.
  • Приобретут умение    создавать сюжетные и декоративные композиции;
  • Развитие и коррекция психических  процессов: восприятие (зрительное и слуховое), мышление, память, воображение
  • Развитие эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии ;
  • Развитие         у         детей         зрительно-пространственной         координации,         умения         слушать воспитателя, принимать поставленную задачу и находить способ её решения, умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца;
  • Развитие самоконтроля и самооценки, умение анализировать свою работу и работу своих товарищей

Формы подведения итогов и способы проверки реализации программы: 

 Формами подведения итогов реализации программы  «Умные пальчики» является :

  • Просмотр и обсуждение работ по окончании заданной темы.

Специфика  образовательной  ситуации 

Специфика конструированной деятельности обусловлена тем, что ребенок осваивает общекультурные способы создания конкретных предметов (или образов), выражение мыслей (идей) и свободно переносит их в разные содержательные контексты, наделяя культурными и личностными смыслами.  

 

Условия  реализации  рабочей  программы: 

  • Кубик
  • Кирпичик
  • Полукуб Крыша
  • (призма)
  • Наборы строительные,
  • Конструкторы
  • Пластина квадратная
  • Пластина длинная
  • Брусок длинный
  • Брусок Короткий
  • Цилиндр длинный
  • Цилиндр короткий
  • Пластина
  • Арка
  • Конус
  • Конструктор напольный

         

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Дата

заня тия

Вид и тема

Цель

Кол

-во час ов

Примечание

Сентябрь

04.09.2025

1

Вот какие разные у нас дорожки

Установить ассоциативные связи между реальными дорожками и конструкциями из различных материалов — кирпичиков, кубиков, пластин, поролоновых губок, брусков пластилина и др.

1

18.09.2025

2

Как узкая дорожка стала широкой.

Вызвать интерес к конструированию дорожки из кирпичиков. Обратить внимание на связь конструкций с реальными сооружениями. Напомнить способы преобразования узкой дорожки в широкую: 1) замена деталей; 2) достраивание в ширину. Познакомить с новым способом —изменение ширины дорожки путем поворота дета

1

02.10.2025

3

Как шишки превратилась в птичек и рыбок.

Познакомить детей с новым видом художественного конструирования— из природного материала. Вызвать интерес к обследованию шишек, поиску ассоциативных образов и созданию фигурок. Помочь сделать вывод о том, что из одной и той же природной формы (шишки) могут получиться разные образы. Показать способ соединения деталей с помощью кусочков пластилина, подходящих по цвету к природному материалу

1

Октябрь

23.10.2025

4

Как дорожка превратилась в лабиринт

Вызвать интерес к конструированию лабиринта — дорожки с поворотами. Показать связь между линиями и постройками: прямая линия — прямая дорожка, кривая линия — кривая дорожка. Начать знакомство с новой деталью — полукубом: сравнить с кубиком и реальными предметами.

1

Ноябрь

20.11.2025

5

Как башня превратилась в пирамиду.

Дать представление о пирамиде как сооружении, созданном людьми для красоты и на память о каких-то событиях. Предложить сравнить пирамиду с башней, найти сходство и отличие. Расширить опыт конструирования линейных вертикальных построек.

1

Декабрь

04.12.2025

6

Как короткий заборчик стал длинным

Уточнить и обобщить представление о заборчике как сооружении, созданном людьми для защиты своего дома и двора. Расширить опыт конструирования заборчика. Инициировать поиск способов увеличения заборчика в длину. Познакомить с новым способом —размещением деталей на равном расстоянии друг от друга в линейной композиции.

1

11.12.2025

7

Как лесенка превратилась в горку.

Вызвать интерес к конструированию лесенки и ее преобразованию в горку. Уточнить представление о лесенке и горке, их строении и назначении. Расширить способы создания вертикальных построек. Познакомить с новой деталью —пластиной.

1

18.12.2025

8

Вот какие разные у нас елочки.

Вызвать интерес к конструированию елочек на плоскости из разных материалов. Уточнить общее представление о строении елки (ствол и ветки). Предложить сравнить елку с пирамидой, найти сходство и отличие. Познакомить со способом симметричного конструирования(от ствола ветки идут в обе стороны).

1

23.12.2025

9

Как орешки превратились в яблочки

Вызывать интерес к созданию елочных игрушек с функциональной деталью «крючок» для размещения на ветках. Дать представление о каркасном способе конструирования. Инициировать освоение способов «оборачивание» и «скручивание». Создать условия для экспериментирования с новым художественным материалом (фольгой).

1

Январь

15.01.2026

10

Как снеговик превратился в неваляшку

Расширить опыт конструирования из природного материала. Создать условия для художественного экспериментирования со снегом. Показать возможность создания различных образов на основе базовой конструкции, состоящей из двух шаров разной величины (туловище и голова).

1

29.01.2026

11

Вот какие разные у нас машинки.

. Вызвать интерес к конструированию машинок из строительных материалов. Помочь установить ассоциацию между реальными машинами и отображающими их конструкциями. Познакомить со способом создания неустойчивой конструкции из разных деталей. Учить подбирать детали для изображения основных частей машины (кабина, кузов) и конструировать по словесной инструкции. Создать условия для поиска замены деталей (вместо кубика два полукуба). Для изображения колес предложить новую деталь — цилиндр. Развивать мышление, воображение, чувство формы и равновесия.

1

Февраль

06.02.2025

12

Как на заборчике открылись ворота.

Расширить представление о заборчике как защитном сооружении, уточнить представление о воротах как важной части любого ограждения. Вызвать интерес к конструированию заборчика с воротами и практической проверке назначения ворот. Показать варианты открывающихся ворот (высокие, низкие, двойные). Закрепить способы преобразования постройки в длину и высоту.

1

12.02.2026

13

Как заборчик превратился в загородку

. Познакомить с новым способом конструирования заборчика — от середины в обе стороны, т.е. синхронно двумя руками. Создать проблемно-поисковую ситуацию —предложить построить заборчик новым способом и превратить его в загородку. Инициировать поиск способов замыкания конструкции в пространстве. Вызвать интерес к усложнению постройки путем добавления ворот по аналогии с воротами на заборе.

1

19.02.2026

14

Как мы построили гараж для машины.

Уточнить представление о назначении и строении гаража (стены, крыша, ворота). Расширять опыт создания замкнутых построек. Напомнить способ конструирования загородки с открывающимися воротами. Показать способ создания крыши. Помочь установить ассоциативные связи между уже освоенными и новыми постройками и способами их создания.

1

26.02.2026

15

Как сугробы превратились в ручейки и лужи

Вызвать интерес к режиссерскому конструированию —последовательному изображению ряда событий (превращений сугроба в ручейки и лужи). Закрепить технику скатывания шарика (круговыми движениями) и скручивания жгутика (кистью или пальчиками). Продолжать освоение каркасного способа конструирования с элементами арт-терапии (для изображения сугроба в качестве каркаса использовать кулачок..

1

Март

05.03.2026

16

Как кресло превратилось в тумбочку

Уточнить представление о строении кресла и тумбочки, помочь установить их сходство и отличие. Вызвать интерес к конструированию удобного кресла с высокой спинкой и подлокотниками. Инициировать освоение способа превращения кресла в тумбочку. Учить конструировать синхронно с показом педагога. Помочь установить ассоциации между реальными предметами и детскими постройками.

1

12.03.2026

17

Как мы построили стол на четырех ножках

Уточнить и обобщить представление о столе как предмете мебели, его строении и назначении. Обратить внимание на то, что предметы могут быть в разных масштабах (взрослом, детском и игрушечном). Познакомить со способом конструирования стола на четырех ножках. Учить выбирать нужное количество деталей и создавать постройку по объяснению. Продолжать знакомить с пластиной и ее вариантами.

1

Апрель

02.04.2026

18

Как лодка превратилась в кораблик

Расширить опыт конструирования транспорта. Вызывать интерес к созданию лодки из кирпичиков (по показу) и ее преобразованию в кораблик(по замыслу). Инициировать выбор подходящих деталей для изображения каюты, трубы, капитанского мостика и др. деталей. Помочь установить ассоциативные связи между реальными лодками/корабликами и детскими постройками.

1

09.04.2026

19

Как лодка превратилась в ракету

Вызывать интерес к повторному созданию лодки (по представлению) и ее преобразованию в ракету (по описанию или показу). Помочь установить сходство и отличие. Инициировать выбор подходящих деталей для изображения крыльев, иллюминатора и др. деталей.

1

Май

14.05.2026

20

Вот какие красивые у нас клумбы.

Вызвать интерес к конструированию клумбы на основе представления о ее строении и назначении. Расширить опыт создания замкнутых конструкций. Начинать знакомство с «изящными постройками». Показать варианты размещения деталей (кирпичиков): впритык друг к другу или на небольшом расстоянии, от центра или по кругу. Дать представление о круговой композиции по аналогии с цветком, звездой, солнышком. Учить анализировать и сравнивать постройки. Создать условия для обыгрывания созданных построек — размещения цветов внутри клумбы.

1

21.05.2026

21

Вот какие красивые домики у нас в деревне

Вызвать интерес к конструированию красивых домиков из строительного материала. Расширять опыт создания замкнутых конструкций, продолжить серию освоенных конструкций (гараж, тумбочка, шкаф). Уточнить понятие о доме как жилище человека и его строении (стены, крыша, окна, двери), помочь установить ассоциацию между деревенским домиком и детской постройкой. Создать условия для конструирования по представлению. Начать знакомство с аркой для изображения окошек.

1

28.05.2026

22

Как наш город рос-рос и вырос!

Вызвать интерес к созданию коллективной тематической композиции «Город» из строительного материала. Показать возможность объединения отдельных построек (домиков) общей темой и размещением в пространстве для изображения улицы. Уточнить понятие о городе как месте, где живет и трудится много людей, поэтому построено много домов, а еще есть детские сады, школы, магазины, театр, цирк. Помочь установить ассоциацию между представлением о городе и созданной композицией из 20-30 домов. Дать обобщенное представление о городском доме на его сравнении с коробкой.

1

 

 

         

Методические пособия и используемая литература: 

 

  1. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир» Москва 2010г.
  2. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Весёлая ярмарка. Младшая группа. Учебно-методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир» Москва 2010г.
  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. Издательский дом «Цветной мир». «Карапуз». Творческий центр СФЕРА. Москва 2010г.
  4. И.А. Лыкова. Лесные поделки. Издательский дом «Карапуз». Москва 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя ДОУ для детей от 6 до 7 лет по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы (6 до 7лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой   дошкольного образования    «Программ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Рабочая программа по обучению плаванию детей в ДОУ для младшей, средней, старшей и подготовительной группы.

Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса соответствует ФГОС ДО, рабочая программа по обучению плаванию в ДОУ составлена на основе основной образовательной программы дошкольног...

Рабочая программ в группе для детей со сложным дефектом № 1 (разновозрастная) 2021-2022 учебный год

В настоящее время актуальной проблемой является рост доли детей с тяжелыми множественными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания....

Рабочая программа по конструированию для детей 5-6 лет группы комбинированной направленности

1. Пояснительная записка 1.1. Направленность программы. Программа «Леголяндия – страна творчества» разработана и реализуется в системе дополнительного образования детей подготовитель...