ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЕ РЕЧИ «ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
рабочая программа (младшая группа)
Цель: Совершенствовать умение детей рассказывать стихи, потеши, способствовать освоению разновидностям пальчиковых, дыхательных игр.
Задачи:
Обучающие:
- Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.
- Обогащать, активизировать речь детей.
- Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры.
- Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.
- Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.
- Учить подражать движениям взрослых.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.
- Развивать интерес к народному творчеству.
- Развивать чувство ритма, образное мышление детей.
- Развивать внимание, зрительное восприятие.
- Развивать согласованность движений обеих рук.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.
- Воспитывать любовь ко всему живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispravlenno_programma_veselyy_yazychok.docx | 80.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация Иркутская область
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №1»
Муниципального образования города Братска
665781, Иркутская область, город Братск, ж.р.Порожский, ул.50 лет Октября, 108
Телефон (3953)40-42-17, e-mail:mdoy.dsov.1.gribkova@yandex.ru
Рассмотрено На педагогическом совете Протокол № от «___»_______2021г
| Утверждаю: Заведующий МБДОУ «ДСОВ №1» __________С.В. Михайловская Приказ № от «___»______2021г |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЕ РЕЧИ «ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК»
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Составил воспитатель:
Солдаткина Ульяна Андреевна
Братск, 2021г
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………... | 3 |
2. Учебный план…………………………………………………………….. | 6 |
3. Календарно-учебный график……………………………………………. | 7 |
4. Рабочая программа……………………………………………………….. | 7 |
4.1 Планируемые результаты………………………………………………. | 7 |
4.2 Тематическое содержание……………………………………………… 4.3 Тематический план……………………………………………………... | 7 9 |
4.4 Календарно-тематическое планирование……………………………... | 10 |
5. Педагогическая диагностика…………………………………………….. | 12 |
6. Методические материалы………………………………………………... 7. Заключение……………………………………………………………….. | 13 15 |
8. Список литературы……………………………………………………….. Приложение…………………………………………………………………… | 16 17 |
- Пояснительная записка
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры, игры на развитие дыхания. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Дополнительное образование облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции. Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.
Концепция программы. Планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми младшего возраста в соответствии с ФГОС.
Новизна и оригинальность программы заключается в представленной системе работы, выстроенной на основе организации образовательных мероприятий по развитию мелкой моторики и артикуляции, разработанных с учетом вариативных форм, способов и направлений поддержки детской инициативы, особенностей взаимодействия с семьями воспитанников.
Новизна: обучение детей проводится с трехлетнего возраста; подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой и артикуляционной моторики с использованием нестандартного оборудования, в соответствии с лексическими темами; разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы: - мелкая моторика; - речевое развитие. Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Актуальность программы заключается в создании условий и разработке содержания, использовании разнообразных форм работы с детьми направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Развивать речь, мелкую моторику, познавательные процессы, коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферы.
Цель: Совершенствовать умение детей рассказывать стихи, потеши, способствовать освоению разновидностям пальчиковых, дыхательных игр.
Задачи:
Обучающие:
- Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.
- Обогащать, активизировать речь детей.
- Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры.
- Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.
- Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.
- Учить подражать движениям взрослых.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.
- Развивать интерес к народному творчеству.
- Развивать чувство ритма, образное мышление детей.
- Развивать внимание, зрительное восприятие.
- Развивать согласованность движений обеих рук.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.
- Воспитывать любовь ко всему живому.
Содержание программы строиться на следующих принципах:
- принцип опоры на развитие речи;
- принцип системности;
- принцип опоры на коммуникативную функцию речи;
- принцип учёта индивидуальных особенностей ребёнка;
принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствиятребований,методов,приемовиусловияобразованиявозрастным особенностям детей;
принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
принцип постепенности подачи учебного материала.
Материально-техническое обеспечение программы включает:
- группа, столы стулья;
- ноутбук;
- иллюстрации; схемы, мнемотаблицы, мнемодорожки, мнемоквадраты;
- картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики, картотека артикуляционной гимнастики, потешки, сказки, сказки по картинкам.
Срок освоения: Дополнительной общеразвивающей программы - 7 месяцев.
Основной формой организации образовательной деятельности: индивидуальная, малая группа, очная, совместная игровая - познавательная деятельность взрослого и детей. Набор детей производится по результатам начальной диагностики и обусловлен интересами воспитанников и их родителей. Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории.
- Учебный план
Возраст детей | 3– 4 года |
Количество занятий в неделю | 1 раза |
Длительность одного занятия | 15 минут |
День недели | вторник |
Время проведения | 16:00 |
Количество детей, посещающих кружок | в подгруппе не более 10 человек |
Продолжительность | с октября по апрель |
Место проведения | группа |
Количество часов в месяц | 60 |
Общее количество часов в год | 420 |
Условия вхождения в программу:
- Условием вхождения в программу является добровольное участие детей, согласие родителей (законных представителей) на занятия ребенка дополнительной специфической деятельностью.
- Занятия проводятся в эмоционально-комфортной обстановке, обеспечивающей детям положительный психологический настрой.
- Создание, соответствующих нормам, санитарно-гигиенических условий в помещении (освещение, нормирование длительности и частоты занятий с учетом возрастных особенностей).
- Календарно-учебный график
IIX | IX | XXI | XXII | II | XII | IIII | IIV | IV | VVI | VVII | VIII | |
Продолжительность 7 месяцев (с 01.10 до 30.04) | ||||||||||||
Сроки проведения первичной диагностики | ||||||||||||
Сроки проведения итоговой диагностики |
- Рабочая программа
- Планируемые результаты
Дети:
- Обогащение активного и пассивного словаря детей.
- Знакомство детей с фольклором.
- Освоение детьми невербальных средств общения.
- Способность выражать свои чувства и понимать чувства других.
- Уверенность в себе, преодоление робости.
- Интерес к фольклору, пальчиковым играм.
- Освоение игр, развивающих органы дыхания.
- Знакомство родителей с особенностями развития мелкой моторики рук
у детей, с ролью развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений детей.
- Тематическое содержание
Программа дополнительного образования «Веселый язычок» направлена на предупреждение и профилактика речевых расстройств у детей дошкольного возраста, через формирование навыков речевой активности, средствами пальчиковых игр и артикуляционной гимнастики в условиях дополнительного образования.
Для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия.
К ним относятся:
- Артикуляционные упражнения и упражнения на развитие мимики способствуют нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
- Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.
- Упражнения на развитие внимания (переключаемость, устойчивость, распределение) и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
- Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык выполняет правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
- Речевые игры представлены в различных видах: игры со звуком, игры со звучащими предметами и музыкальными инструментами, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры.
- Ритмические игры и счетные упражнения развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
- Пальчиковые игры и сказки и другие упражнения на развитие мелкой моторики. Развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.
- Тематический план
Месяц | Тема занятия | Количество занятий теория и практика |
Октябрь |
| 1 |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
Ноябрь |
| 1 |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
Декабрь |
| 1 |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
Январь |
| 1 |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
Февраль |
| 1 |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
Март |
| 1 |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
Апрель |
| 1 |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 |
- Календарно – тематическое планирование
Месяц | Тема занятия | Цель занятия |
Октябрь |
| Познакомить детей с чистоговорками, стихотворениями. Формировать умение внимательно слушать. Побуждать детей узнавать и называть героев. Побуждать детей вместе с воспитателем составлять короткий рассказ по картине. |
Ноябрь |
| Развивать голосовой аппарат. Побуждать детей воспроизводить звукоподражания животных. Развивать интонационную выразительность. |
Декабрь |
| Развивать устойчивое слуховое внимание. Запоминать стихотворение на слух. Развивать интонационную выразительность. |
Январь |
| Продолжать знакомить детей с литературным жанром – сказка. Формировать умение внимательно слушать сказку, привлекать к участию в драматизации знакомой сказки. |
Февраль |
| Развивать дыхание, внимание. Умение подражать птиц. Продолжать знакомить детей с литературным жанром – поэзия, помочь эмоционально воспринимать лирический текст. Развивать слуховое внимание и чувство ритма. |
Март |
| Развитие артикуляционного аппарата, внимания. Умение запоминать и разыгрывать сказки. Продолжать знакомить детей с литературным жанром – поэзия, помочь эмоционально воспринимать лирический текст. Развивать слуховое внимание и чувство ритма. Побуждать детей вместе с воспитателем проговаривать знакомые стихотворения. |
Апрель |
| Развивать устойчивое слуховое внимание. Выработка длительного, направленного, плавного выдоха. |
- Педагогическая диагностика
Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики используются для профессиональной коррекции особенностей их речевого развития.
- Педагогическая диагностика проводится два раза в год: 1-2 неделя октября; 3-4 неделя апреля с целью выявления динамики речевого развития детей, получающих дополнительную образовательную услугу. Также возможно обследование по мере возникновения потребности или по запросу родителей.
- ОбследованиедошкольниковпроводитсясиспользованиемметодикВласенко И. Т.; Чиркиной Г. В., Филичевой Т. Б., Левиной Р. Е. Полученные данные заносятся в комплексную диагностическую карту речевого развития ребенка и оцениваются по цветовой гамме. В ходе обследования изучаются следующие компоненты речевой системы:
- Артикуляционная моторика - (авторы Власенко И.Т.; Чиркина Г.В.).
- Фонематический слух и восприятие - (методики Филичевой Т.Б., Левиной Р.Е.).
- Звукопроизношение - (под редакцией Власенко И. Т., Чиркиной Г. В.)
Диагностика навыков и умений детей, посещающих кружок «Веселый язычок»
ФИ ребенка | Выразительно рассказывает | Хорошо запоминает текст | Четко произносит слова, звуки | Присутствует чувство ритма | Повторяет за воспитателем | |
Итог: |
Оценки критериев:
Красный – отлично справляется самостоятельно.
Синий – хорошо с помощью взрослого.
Зеленый - не выполнят.
В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей.
- Методические материалы
- Картинки к артикуляционным упражнениям.
- Игры на развитие речевого дыхания.
- Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.
- Игры на развитие фонематического слуха.
- Дидактический материал по развитию фонематического восприятия:звучащиеигрушки, погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, звучащиемячики, волчки и т.д.
Формы и методы обучения
- Методы обогащения и уточнения словаря: показ с называнием; многократное повторение нового слова или фразы; объяснение назначения предмета; использование педагогом нового слова в сочетании с разными знакомыми детям словами; поручения, предполагающие ответ действием (найди, принеси, дай, сделай).
- Методы активизации словаря: вопросы и ответы, дидактические упражнения; договаривание детьми нужных слов; сочетание показа и объясненийвоспитателя с игрой детей; поручения, требующие от ребенка развернутого ответа.
- Методы развития слухового восприятия: музыкально-дидактическиеигры (тихо- громко, быстро-медленно); словесные игры; музыкально-ритмическиеупражнения; словесные игры.
- Методы формирования правильного звукопроизношения: артикуляционные упражнения; мимические упражнения; упражнениязвукоподражания; использование звуков-«песенок»; словесные игры; упражнения для развития речевого дыхания.
- Методы, развивающие понимание речи и навыки связной речи: рассказывание стихов и потешек; имитационные упражнения, сопровождаемые речью; сюжетные игры с игрушками; рассматривание картин с последующей беседой; игры с сюжетными картинками; упражнения на различение звуков речи. Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми.
Формы подведения итогов реализации программы – совместные занятия детей. Организация фотовыставок детских работ (в течение учебного года).
- Заключение
Программа дополнительного образования имеет социально-педагогическую направленность и способствует всестороннему развитию ребенка: развитие связной речи, фонематического слуха, координации и мелкой моторики движений, мышц артикуляционного аппарата, умение ориентироваться в окружающем пространстве.
Для развития звуковой стороны речи огромное значение имеет развитие подвижных мышц артикуляционной моторики: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речь движение соотнесено с соответствующими слуховыми ощущениями.
Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Веселый язычок» отвечает актуальным запросам участников образовательного процесса и позволяет чётко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, актуализирует его внутренние ресурсы и включает механизм самокоррекции.
- Список литературы
- «Методика развития речи детей» // Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич; М., 1981 г. 117с.
- «Воспитание правильной речи»// В. Рождественская, Е. Радина; Москва: Учпедгиз, 1952. 200с.
- «Словесные игры в детском саду» // А.К. Бондаренко; Москва : Просвещение, 1977. - 95 с.
- Сборник потешек /«Прилетели гули» // составитель К.М. Скопцов; Красноярск: 1988. 32 с.
- Сборник русских народных песен / «Колокольчик нам поет» //составитель Н. Френкель, В. Карасева; М., 1963. 64с.
- «Учите детей отгадывать загадки» // Ю.Г. Илларионова; М.: Просвещение, 1976. — 128 с.
- «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» // Е.А.Савельева; Детство-Пресс, 2010 г.
- Бурлакина О.В. / Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания // СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.-80с.
- Косинова Е. / Уроки логопеда. Игры для развития речи // М .:Эксмо, 2011. 192 с.
- Лозбякова М.И. / Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей // М..;Вентана-Графф, 2003. 304с.
- Т. А. Ткаченко / Развиваем мелкую моторику // Ткаченко Т. А.;[ил. Е. Нитылкиной]. - М.: Эксмо, 2010.- 64 с.
- Фопель К. / Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3-6 лет // Пер.с нем-2-е изд.-М.: Генезис,2010.143с.
- Анищенкова Е. / Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников // М: 2006.169с.
- Косинова Е. / Уроки логопеда. Игры для развития речи // М.: Эксмо, 2011. 192с.
Приложение 1
месяц | Тема занятия |
Октябрь | 1. Вводное занятие. Тема: «Друзья веселого язычка». Игра «Живые звуки». Чтение чистоговорок по картинкам. Игра «Волшебные кружки». 2.Тема: «Веселый язычок в зоопарке». Чтение чистоговорок по картинкам. Стихотворение «У мышонка целый пир» У мышонка целый пир, Ест мышонок вкусный сыр. Маму просит: «Пи-пи-пи! Сыра мне еще купи!» 3.Сказка о веселом язычке «Веселый язычок и котенок». Чтение чистоговорок по картинкам. Стихотворение «Киска бантиком играла» Киска с бантиком играла, Тихо лапками катала, Убегала, догоняла: «Мяу! Мяу! Я устала!» 4.Сказка о веселом язычке «Летняя прогулка». Чтение чистоговорок по картинкам. Стихотворение «Ворона» Кричит ворона в небе: — Кар-р! В лесу пожар-р, в лесу пожар-р! А было просто очень: В нём поселилась осень. 5. Стихотворение «Ливень» Ливень, ливень льёт везде. Рады птенчики в гнезде. Мама дома посидит. Никуда не улетит. Игра «Зарядка». Скачет лягушонок: « Ква-ква-ква!» Плавает утенок: «Кря-кря-кря!» Все вокруг стараются, спортом занимаются! Быстрая синица: "Тюр-лю-лю", - В воздухе резвится: «Тюр-лю-лю!» Все вокруг стараются, спортом занимаются! Прыгает козленок: «Ме-ме-ме!» А за ним ягненок: «Бе-бе-бе!» Все вокруг стараются, спортом занимаются! Вот мы на зарядке, раз-два-три, Утром на площадке, раз-два-три! Видите, стараемся, спортом занимаемся! 6.Стихотворение «Пальчики на прогулке». Раз, два, три, четыре, пять Пошли пальчики гулять, Подружились, покружились И друг другу поклонились! Игра «Зайка» Заинька-зайка, (прыгаем, поджав руки, имитируя зайку) Маленький зайка, (присесть на корточки) Длинные ушки, (приставить к голове — ладошки-ушки) Быстрые ножки! (побегать) Заинька-зайка, (прыгать, поджав руки, имитируя зайку) Маленький зайка, (присесть на корточки) Деток боишься, Зайка-трусишка. (обхватить себя руками, изображая страх, и «дрожать») 7. Стихотворение «Дом многоэтажный» Высокий дом многоэтажный, Как великан — большой и важный. Приземистый и низкий домик В сравненью с великаном — гномик. Игра «Песенка зайки» По тропинке зайчик скачет, Отчего-то горько плачет. (попрыгать) Что у зайки за беда, Кто обидел и когда? (покачать головой) «Рыжехвостая лисица Утащила рукавицы. (развести руки в стороны) Лапки мёрзнут у зайчишки, Помогите мне, детишки!" (потереть рука об руку, как бы греясь) Мы возьмем клубок и спицы, Зайке свяжем рукавицы. (двигаем кулаками вверх-вниз, имитируя вязание) Как теплее лапкам станет, Зайка плакать перестанет! (прыгаем) 8.Стихотворение «Дождик» Дождик, дождик, кап да кап! Ты не капал бы на пап, Ты не капал бы на мам — Приходил бы лучше к нам: Папам — сыро, мамам - грязно, Нам с тобою — распрекрасно Игра «Медвежата в чаще жили» Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили - (крутим головой во все стороны) Вот так, вот так, Головой своей крутили. (руки - на поясе, поворачиваем голову вправо-влево) Медвежата мед искали, Дружно дерево качали- (делаем вид, будто раскачиваем дерево) Вот так, вот так, Дружно дерево качали. (ноги - на ширине плеч, руки - вверх, наклоны туловища вправо-влево) Вперевалочку ходили, (ходим вразвалку) И из речки воду пили. Вот так, вот так И из речки воду пили. (ходим, как медвежата, делаем наклоны вперед) А потом они плясали, (свободный танец) Выше лапы поднимали! Вот так, вот так, Выше лапы поднимали! |
ноябрь | 1.Потешка «Зайка серенький сидит» Зайка серенький сидит, И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит! Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Вот так, вот так, Надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Вот так, вот так, Надо зайке поскакать! Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал! Игра на подражание «Две птички». Жили 2 птички - (показываем две руки) Сестрички-синички. Сидели тесно, Им было тепло. (сжать ручки в кулачки, выставив 2 больших пальца) Вот, одна из них взлетела, Полетела и запела. (поднять правую руку вверх и пошевелить пальцами) Вот, вторая полетела, Тоже песенку запела. (поднять левую руку вверх и пошевелить пальцами) Солнышко их обогрело. Вот, как стало весело! (поводить руками из стороны в сторону) 2.Потешка «Сидит белка на тележке» Сидит белка на тележке, Игра на подражание «Водитель» (Рассказывайте ребенку стихотворение, дополняя его соответствующими действиями, ребенок пусть повторяет за вами). Постучал в кабину еж: (постучите кулаком по столу) «Эй, водитель, как живешь? Хочешь яблок и конфет? Хочешь бублик на обед? Что ж ты фыркаешь, сопишь, (пофыркайте, посопите) На меня ты не глядишь?" (колечки из указательных и больших пальцев подносим к глазам) И сказал водитель строго: (сделайте серьёзное лицо) «Я смотрю лишь на дорогу. Видишь, я веду трамвай. (поднимите палец вверх) Ты меня не отвлекай!" (погрозите пальцем) 3.Русская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка) Пальчиковая игра «Есть игрушки у меня» Есть игрушки у меня: (Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.) Паровоз и два коня, (Загибают пальчики на обеих руках.) Серебристый самолет, Три ракеты, вездеход, Самосвал, подъемный кран – Настоящий великан. Сколько вместе? (Хлопают попеременно в ладоши и ударяют кулачками друг о друга.) Как узнать? Помогите сосчитать! 4. Пальчиковая игра «Кролик» Маленький кролик с большими ушами, (кисти прижать к голове, как ушки) Розовым носом, (указательными пальцами дотронуться до носа) Смешными усами (указательные пальцы прижаты к губам) Норку глубокую роет себе Сильными лапками в мягкой земле, («роем норку») Чистит он шёрстку себе ("чистим шерстку") Или спит, (руки складываем, кладем под щеку) Кролик ушами всегда шевелит, (шевелим "ушами") Слышит шаги и лисиц, и волков, Прячется в норку свою от врагов! (сжаться в комочек) Игра на подражание «Гимнастика для ручек и ножек». Хлоп! Раз, еще раз, Мы похлопаем сейчас. (хлопаем) А потом скорей-скорей Хлопай-хлопай веселей! (хлопаем чуть быстрее) Пальчик о пальчик - тук да тук, (стучим указательными пальцами обеих рук друг о друга) Хлопай, хлопай, хлопай! (хлопаем) Пальчик о пальчик - тук да тук, Топай, топай, топай! (топаем) 5.Стихотворение «Игрушки». Так игрушки наигрались! Целый день они старались. Снова в угол аккуратно Я поставил их обратно. Игра на подражание «Две птички». Жили 2 птички - (показываем две руки) Сестрички-синички. Сидели тесно, Им было тепло. (сжать ручки в кулачки, выставив 2 больших пальца) Вот, одна из них взлетела, Полетела и запела. (поднять правую руку вверх и пошевелить пальцами) Вот, вторая полетела, Тоже песенку запела. (поднять левую руку вверх и пошевелить пальцами) Солнышко их обогрело. Вот, как стало весело! (поводить руками из стороны в сторону) 6.Стихотворение «Цыплятки». Цып, цып, цып мои цыплятки. Игра на подражание «Вверх – вниз» Ввеpх - до неба, (руки вверх, потянуться, встать на носочки) Вниз - до тpавки. (приседаем) Ввеpх - до неба, Вниз - до тpавки. А теперь покружились (кружимся) И вниз повалились. ("валимся" на пол) 7.Стихотворение «Мишка-шалунишка». Мишка, мишка - шалунишка, Игра на подражание «Воробей». Андрей-воробей, на болоте сидел (раскачиваемся из стороны в сторону) И лягушек много съел: "Ам-ам-ам-ам". (наклоняемся, широко открываем рот и произносим "ам"). И живот не заболел! (гладим ладошкой свой животик) 8.Стихотворение «Сорока». Ты лети, сорока, Далеко – далеко, Принеси конфетки Для маленькой детки. Игра на подражание «Птички-лисички». На дереве – птички, (поднимаете руку вверх) Под деревом – лисички. (приседаете на корточки) На дереве - листочки, (поднимаете руку вверх) Под деревом – грибочки. (приседаете на корточки) |
декабрь | 1.Потешка «Кот на печку пошел» Кот на печку пошел, Горшок каши нашел. На печи калачи, Как огонь горячи. Пряники пекутся, Коту в лапки не даются Игра на развитие дыхания «Дует ветерок». Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ. Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и «змейкой» двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения: Золотое солнышко по небу катается С утра улыбается, А улыбки-лучи очень горячи(дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая «солнышко» и встают в круг). Что было дальше? Солнышко зашло за тучу(дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая «тучу»). Вдруг подул ветерок, А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук). 2.Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных. а)Это кто? Бородка, рожки. Хитрые блестят глаза б)В будке живет, в)Ест траву, жуёт, молчит… г)Вместо носа - пятачок, д)Зёрнышки она клюёт. е) Кто самый главный во дворе? ж)Быстрее ветра я скачу, з) Мордочка усатая, Игра на подражание «Водитель» (Рассказывайте ребенку стихотворение, дополняя его соответствующими действиями, ребенок пусть повторяет за вами). Постучал в кабину еж: (постучите кулаком по столу) «Эй, водитель, как живешь? Хочешь яблок и конфет? Хочешь бублик на обед? Что ж ты фыркаешь, сопишь, (пофыркайте, посопите) На меня ты не глядишь?" (колечки из указательных и больших пальцев подносим к глазам) И сказал водитель строго: (сделайте серьёзное лицо) «Я смотрю лишь на дорогу. Видишь, я веду трамвай. (поднимите палец вверх) Ты меня не отвлекай!" (погрозите пальцем) 3.Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр). Пальчиковая игра «Рыбка». Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. (сложенными вместе ладонями дети изображают, как плавает рыбка). Рыбка, рыбка, озорница (грозят пальчиком) Мы хотим тебя поймать (медленно сближают ладони) Рыбка спинку изогнула (снова изображают как плавает рыбка) Крошку хлебную взяла (делают хватательные движения обеими руками) Рыбка хвостиком махнула, рыбка быстро уплыла (снова «плывут»). 4.Пальчиковая игра «Котик» Котик, котик, котик (круговыми движениями погладить ладонью по животику) Тёпленький животик, Подойди к нам близко. (кистями обеих рук сделать манящие движения) Вот сметаны миска, (ладони соединить в виде чаши ) Вот тарелка с молоком, (руки положить на стол ладонями вверх и прижать друг к другу рёбрами ) Ну, лакай же языком! (ладони поднести к лицу). Игра на подражание «Гимнастика для ручек и ножек». Хлоп! Раз, еще раз, Мы похлопаем сейчас. (хлопаем) А потом скорей-скорей Хлопай-хлопай веселей! (хлопаем чуть быстрее) Пальчик о пальчик - тук да тук, (стучим указательными пальцами обеих рук друг о друга) Хлопай, хлопай, хлопай! (хлопаем) Пальчик о пальчик - тук да тук, Топай, топай, топай! (топаем) 5.Стихотворение «Солнце». Солнце в небе ярко светит, Улыбается всем детям. Я на крышу заберусь, Солнцу тоже улыбнусь. Игра на развитие дыхания «Жук». Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. Оборудование: предметная картинка «жук». (проводится, если ребенок правильно произносит звук «ж»). Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук «ж». Взрослый произносит рифмовку: Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки, Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим. 6.Стихотворение «Реснички». Рядом с мамой я усну, К ней ресницами прильну. Вы, ресницы, не моргните, Мамочку не разбудите. Игра на подражание «Воробей». Андрей-воробей, на болоте сидел (раскачиваемся из стороны в сторону) И лягушек много съел: "Ам-ам-ам-ам". (наклоняемся, широко открываем рот и произносим "ам"). И живот не заболел! (гладим ладошкой свой животик) 7.Стихотворение «Зайчик». Зайчик по лесу прыг-скок, Спрятался он за кусток. Сидит зайка под кустом, Куст для зайца — это дом. Игра на развитие дыхания «Дует ветерок». Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ. Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и «змейкой» двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения: Золотое солнышко по небу катается С утра улыбается, А улыбки-лучи очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая «солнышко» и встают в круг). Что было дальше? Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая «тучу»). Вдруг подул ветерок, А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук). 8.Стихотворение «Нарядились ножки». Нарядили ножки В новые сапожки. Вы шагайте, ножки, Прямо по дорожке. Вы шагайте-топайте, По лужам не шлёпайте, В грязь не ходите, Сапожки не рвите. Игра на подражание «Птички-лисички». На дереве – птички, (поднимаете руку вверх) Под деревом – лисички. (приседаете на корточки) На дереве - листочки, (поднимаете руку вверх) Под деревом – грибочки. (приседаете на корточки) |
январь | 1.Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз» Ты, мороз, мороз, мороз, Не показывай свой нос! Уходи скорей домой, Стужу уводи с собой. А мы саночки возьмём, Мы на улицу пойдём, Сядем в саночки – самокаточки. Игра на развитие дыхания «Лесная азбука». Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ. К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает «уроки лесной азбуки». Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, «осваивают» лесную азбуку: «У-У-У»- идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами). «А-У-У» - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат). «Ы-Ы-Ы» - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши). 2.Знакомство с русскими народными загадками о зиме и зимних забавах. а)Едва повеяло зимой, они всегда с тобой. Согреют две сестрички, зовут их... (Рукавички) б)Легким белым одеялом накроет землю всю она. Скует все льдом, нарядит елку. А как зовут её? … (Зима) в)Жил я посреди двора, где играет детвора, но от солнечных лучей превратился я в ручей. (снеговик) г)Хлопья белые летят, тихо падают, кружат. Стало всё кругом бело. Чем дорожки замело? (Снег) д)С неба звезды падают, лягут на поля. Пусть под ними скроется черная земля. Много-много звездочек тонких, как стекло; звездочки холодные, а земле тепло! (Снежинки) е)Дождались зимы друзья; по реке бегут, скользя. Лед срезают, как ножи, выполняя виражи. (Коньки) ж)Две курносые подружки не отстали друг от дружки. Обе по снегу бегут, обе песенки поют, обе ленты на снегу оставляют на бегу. (Лыжи) з)Взял дубовых два бруска, два железных полозка, на бруски набил я планки. Дайте снег! Готовы ... (санки) и)Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими, Нарядная, забавная, на Новый год я главная! (Ёлка) к) Зимой в часы веселья вишу на яркой ели я, Стреляю, точно пушка зовут меня... (хлопушка). Игра «Снежки». 3.Инсценировка русской народной сказки «Маша и три медведя». Пальчиковая игра «Подарки». Дед Мороз принес подарки (дети «шагают» пальчиками по столу): Буквари, альбомы, марки, Кукол, мишек и машины, Попугая и пингвина, Шоколадок полмешка (на каждое произнесенное название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке) И пушистого щенка! Гав! Гав! (делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты средний и указательный пальчики – «ушки».) 4.Пальчиковая игра «Варежка» Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак) «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, (все пальцы разжать, кроме большого) В свой домишко не попал». Маша варежку сняла: (разогнуть оставшийся согнутый палец) «Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь – и найдёшь, Здравствуй, пальчик, как живёшь?» (сжать пальцы в кулачок) Игра на подражание «Мишка косолапый». Мишка, мишка косолапый, Мишка по лесу идет. (идем вперевалку) Мишка хочет сладких ягод, (гладим себя по животу, облизываемся) Да никак их не найдет. (оглядываемся по сторонам, пожимаем плечами) Вдруг увидел много ягод И тихонько зарычал. (делаем вид, будто едим ягоды) Подошли к мишутке детки, (ходьба на месте) Мишка ягодки им дал. (протягиваем вперед руки вверх ладошками) |
февраль | 1.Потешка «Пекла кошка пирожки» Пекла кошка пирожки, Из гороховой муки. Лист из печки вынула - На пол опрокинула. Покатился колобок Прямо мышке под порог. Мышка Прасковья пищит из подполья: - Катись, колобок, на мышкин зубок! Мышка-то рада, а кошке досада. Игра на развитие дыхания «Снегопад». Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: «снежки» из ваты. Сделать из ваты мелкие шарики – «снежинки», положить ребенку на ладонь и предложить «устроить снегопад» - сдувать снежинки с ладони. 2.Загадывание загадок о зиме. а)На дворе горой, а в избе водой. (Снег) б)Есть один такой цветок. Не вплетёшь его в венок. На него подуй слегка: Был цветок — и нет цветка. (Снежинка) в)Морковка белая Всю зиму росла. Солнышко пригрело И морковку съело. (Сосулька) г)Без рук, без ног, А рисовать умеет. (Мороз) д)Текло, текло И легло под стекло. (Река подо льдом) е)Деревянные кони По снегу скачут, А в снег не проваливаются. (Лыжи) ж)Всё лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры — Помчались с горы. (Санки) з)Льётся речка — мы лежим, Лёд на речке — мы бежим. (Коньки) и)Нелегко иногда забираться туда, Но легко и приятно Прокатиться обратно. (Снежная горка) к)Змейкой вьются по земле, л)Много снега во дворе —
н)Красногрудый, чернокрылый, Игра на подражание «Водитель» (Рассказывайте ребенку стихотворение, дополняя его соответствующими действиями, ребенок пусть повторяет за вами). Постучал в кабину еж: (постучите кулаком по столу) «Эй, водитель, как живешь? Хочешь яблок и конфет? Хочешь бублик на обед? Что ж ты фыркаешь, сопишь, (пофыркайте, посопите) На меня ты не глядишь?" (колечки из указательных и больших пальцев подносим к глазам) И сказал водитель строго: (сделайте серьёзное лицо) «Я смотрю лишь на дорогу. Видишь, я веду трамвай. (поднимите палец вверх) Ты меня не отвлекай!" (погрозите пальцем) 3.Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр). Пальчиковая игра «Наша группа». В нашей группе все друзья. (ритмично стучат кулачками по столу) Самый младший – это я. Это Тема, Это Саша, Это Ваня, Это Маша. (разжимают кулачки, начиная с мизинца) 4.Пальчиковая игра «Блины» Мы для встречи весны (положить правую руку на стол ладонью вверх ) Напечем всем блины Сковородка шипит, От блина пар валит, (сверху на правую ладонь положить ладонь левой руки ) Раз-раз, раз-раз – (несколько раз перевернуть левую ладонь с одной стороны на другую) Вкусный блин готов у нас! (положить одну ладонь на другую) Игра на подражание «Гимнастика для ручек и ножек». Хлоп! Раз, еще раз, Мы похлопаем сейчас. (хлопаем) А потом скорей-скорей Хлопай-хлопай веселей! (хлопаем чуть быстрее) Пальчик о пальчик - тук да тук, (стучим указательными пальцами обеих рук друг о друга) Хлопай, хлопай, хлопай! (хлопаем) Пальчик о пальчик - тук да тук, Топай, топай, топай! (топаем) 5.Стихотворение «Чей детеныш». К нам смешинки прилетели, Игра на развитие дыхания «Жуки». Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. Оборудование: предметная картинка «жук». (Производится, если ребенок правильно произносит звук «ж»). Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук «ж». Взрослый произносит рифмовку: Мы жуки, мы жуки, вы живем у реки. Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим. 6.Стихотворение «Раз подскок, два подскок». Раз – подскок! Два – подскок! Высоко потолок! Я скачу, я лечу, Стать высоким хочу! Игра на подражание «Воробей». Андрей-воробей, на болоте сидел (раскачиваемся из стороны в сторону) И лягушек много съел: "Ам-ам-ам-ам". (наклоняемся, широко открываем рот и произносим "ам"). И живот не заболел! (гладим ладошкой свой животик) 7.Стихотворение «Весело на горке». Было весело на горке Сене, Еве и Егорке, А Маруся не каталась, В снег упасть она боялась. Игра на развитие дыхания «Дует ветерок». Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ. Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и «змейкой» двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения: Золотое солнышко по небу катается С утра улыбается, А улыбки-лучи очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая «солнышко» и встают в круг). Что было дальше? Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая «тучу»). Вдруг подул ветерок, А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук). 8.Стихотворение «Сыплет снег с небес». Сыплет, сыплет снег с небес. Игра на подражание «Птички-лисички». На дереве – птички, (поднимаете руку вверх) Под деревом – лисички. (приседаете на корточки) На дереве - листочки, (поднимаете руку вверх) Под деревом – грибочки. (приседаете на корточки) |
март | 1.Потешка «Идёт лисичка по мосту» Идёт лисичка по мосту Несёт вязанку хворосту. Зачем ей хворост? Печь топить. Зачем ей печь? Обед варить. Зачем обед? Гостей кормить. А гости кто? Медведь с женой, да ёж, да кот, да мы с тобой. Игра на развитие дыхания «Снегопад». Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: «снежки» из ваты. Сделать из ваты мелкие шарики – «снежинки», положить ребенку на ладонь и предложить «устроить снегопад» - сдувать снежинки с ладони. 2. Знакомство с загадками о весне. а)Тает снежок, б)Первым вылез из земли на проталинке. в)В голубенькой рубашке г)Белые горошки д)Зимой лежал, е)Снежок растаял и с полей ж)Не пешеход, а идет. и)На зеленой хрупкой ножке л)Вместе с этой черной птицей (Рассказывайте ребенку стихотворение, дополняя его соответствующими действиями, ребенок пусть повторяет за вами). Постучал в кабину еж: (постучите кулаком по столу) «Эй, водитель, как живешь? Хочешь яблок и конфет? Хочешь бублик на обед? Что ж ты фыркаешь, сопишь, (пофыркайте, посопите) На меня ты не глядишь?" (колечки из указательных и больших пальцев подносим к глазам) И сказал водитель строго: (сделайте серьёзное лицо) «Я смотрю лишь на дорогу. Видишь, я веду трамвай. (поднимите палец вверх) Ты меня не отвлекай!" (погрозите пальцем) 3. Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» (инсценировка). Игра «Ладушки-ладушки» -Ладушки – ладушки, где были? (хлопаем в ладоши на ударных слогах) -У бабушки. - Что ели? - Кашку. - Что пили? - Бражку. Кашка сладенькая. (Гладим рукой ребенка его животик) Бабушка добренькая. (Гладим рукой ребенка его голову) Пополи – поели (Снова проводим рукой ребенка по его животу) И домой улетели. («улетаем») 4.Пальчиковая игра «Расскажи про кошку». Подставляй ладошку, (Дети вытягивают вперед руку ладошкой вверх.) Расскажу про кошку.(Гладят ладошку другой рукой.) Будем пальчики считать? (Шевелят пальчиками.) Будем пальчики считать!(Сжимают пальчики в кулак и разжимают их.) Раз-два-три-четыре-пять! (Поочередно зажимают пальчики на руке.) Вот - кулак, (Сжимают все пальчики в кулачок.) А вот - ладошка. (Разжимают пальчики.) На ладошку села кошка! (Ставят на ладошку пальчики второй руки.) И крадется потихоньку, (Пробегают пальчиками по руке да плеча вверх.) И крадется потихоньку. Видно мышка там живет! (Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину.) Игра на подражание «Гимнастика для ручек и ножек». Хлоп! Раз, еще раз, Мы похлопаем сейчас. (хлопаем) А потом скорей-скорей Хлопай-хлопай веселей! (хлопаем чуть быстрее) Пальчик о пальчик - тук да тук, (стучим указательными пальцами обеих рук друг о друга) Хлопай, хлопай, хлопай! (хлопаем) Пальчик о пальчик - тук да тук, Топай, топай, топай! (топаем) 5.Считалочка «Шла лисичка по тропинке». Шла лисичка по тропинке И несла грибы в корзинке. Пять опят и пять лисичек, Для лисят и для лисичек. Кто не верит – это он. Выходи из круга вон! Игра на развитие дыхания «Жуки». Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. Оборудование: предметная картинка «жук». (Производится, если ребенок правильно произносит звук «ж»). Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук «ж». Взрослый произносит рифмовку: Мы жуки, мы жуки, вы живем у реки. Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим. 6.Чтение стихотворения «Соня». Соня очень любит спать. Соню соней стали звать Соня – соня спит весь день. Погулять ей даже лень. Посмотри кА, Сонюшка, На дворе-то солнышко! Игра на подражание «Воробей». Андрей-воробей, на болоте сидел (раскачиваемся из стороны в сторону) И лягушек много съел: "Ам-ам-ам-ам". (наклоняемся, широко открываем рот и произносим "ам"). И живот не заболел! (гладим ладошкой свой животик) 7.Закличка «Весна, весна красна». Весна! Весна красна! Игра на развитие дыхания «Дует ветерок». Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ. Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и «змейкой» двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения: Золотое солнышко по небу катается С утра улыбается, А улыбки-лучи очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая «солнышко» и встают в круг). Что было дальше? Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая «тучу»). Вдруг подул ветерок, А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук). 8.Стихотворение «Пылесос» Буду маме помогать – Пылесосом пыль сгонять С пола, с коврика, с дивана… Пылесосить не устану. Вдруг залаял пес Барбос: «Гав, гав, гав, пусти мой хвост!» Игра «Зарядка». Скачет лягушонок: « Ква-ква-ква!» Плавает утенок: «Кря-кря-кря!» Все вокруг стараются, спортом занимаются! Быстрая синица: "Тюр-лю-лю", - В воздухе резвится: «Тюр-лю-лю!» Все вокруг стараются, спортом занимаются! Прыгает козленок: «Ме-ме-ме!» А за ним ягненок: «Бе-бе-бе!» Все вокруг стараются, спортом занимаются! Вот мы на зарядке, раз-два-три, Утром на площадке, раз-два-три! Видите, стараемся, спортом занимаемся! |
апрель | 1.Потешка «Солнышко» Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки - Очень рады солнышку. Игра на развитие дыхания «Кораблик» Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой. Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку: Ветерок, ветерок, натяни парусок! Кораблик гони до Волги-реки. 2.Речевая игра доскажи словечко. Дарят пчелы каждый год Михаил играл в футбол Очень я го-го-горжусь, У меня учёный пес - Добродушен, деловит, Ну и платье: Сплошь иголки, Его носят вечно…(ёлки) Лежебока рыжий кот Вяжет мама длинный шарф, Только вишня расцвела, Просыпаюсь утром рано Хороша ворона-птица, Кто б навстречу ни поплыл, Игра на подражание «Зарядка». Скачет лягушонок: « Ква-ква-ква!» Плавает утенок: «Кря-кря-кря!» Все вокруг стараются, спортом занимаются! Быстрая синица: "Тюр-лю-лю", - В воздухе резвится: «Тюр-лю-лю!» Все вокруг стараются, спортом занимаются! Прыгает козленок: «Ме-ме-ме!» А за ним ягненок: «Бе-бе-бе!» Все вокруг стараются, спортом занимаются! Вот мы на зарядке, раз-два-три, Утром на площадке, раз-два-три! Видите, стараемся, спортом занимаемся! 3.Потешка « Курочка-рябушечка» Курочка –рябушечка, Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр) Физкультминутка «Дождик» Капля - раз, капля - два, Очень медленно сперва, (Хлопки руками на каждое слово.) А потом, потом, потом - Все бегом, бегом, бегом. (Бег.) Стали капли поспевать, Капля каплю догонять. (Хлопки руками на каждое слово.) Кап-кап, кап-кап. (Свободные движения пальчиками.) Зонтики скорей раскроем, От дождя себя укроем. (Соединить руки над головой.) 4. Пальчиковая игра «Дом». Я хочу построить дом, (руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла, (одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, (делаем круг перед собой) Пёс ворота охранял, (соединяем руки в замочек) Солнце было, Дождик шел, (сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены", затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения) И тюльпан в саду расцвел! (соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики ) Песенка зайки По тропинке зайчик скачет, Отчего-то горько плачет. (попрыгать) Что у зайки за беда, Кто обидел и когда? (покачать головой) «Рыжехвостая лисица Утащила рукавицы. (развести руки в стороны) Лапки мёрзнут у зайчишки, Помогите мне, детишки!" (потереть рука об руку, как бы греясь) Мы возьмем клубок и спицы, Зайке свяжем рукавицы. (двигаем кулаками вверх-вниз, имитируя вязание) Как теплее лапкам станет, Зайка плакать перестанет! (прыгаем) 5.Стихотворение «Непоседа Васенька». Непоседа Васенька Не сидит на месте. Непоседа Васенька Всюду с нами вместе. Есть усы у Васеньки, На усах сединки. Хвост дугой у Васеньки И пятно на спинке. Игра на развитие дыхания «Воздушный футбол». Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: «мячи» из ваты, кубики. Из кусочков ваты скатать шарик – «мяч». Ворота – 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» - вата должна оказаться между кубиками. 6.Стихотворение «Злые крысы». Злые крысы Грызли крышу, Но пришел котенок рыжий, Крысы в дыры убежали И от страха там дрожали. Игра «Бывает – не бывает»
7.Речевая игра назови предмет во множественном числе (стол-столы). Игра на развитие дыхания «Дует ветерок». Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ. Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и «змейкой» двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения: Золотое солнышко по небу катается С утра улыбается, А улыбки-лучи очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая «солнышко» и встают в круг). Что было дальше? Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая «тучу»). Вдруг подул ветерок, А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук). Физкультминутка «Радуга» 8.Стихотворение «Штанишки». Сшили штанишки Плюшевому мишке. На штанах кармашки. На карманах пря(ш)ки. Игра на подражание «Прыг да скок». (Рассказывайте ребенку стихотворение, побуждая его выполнять соответствующие действия: прыгать, бегать, приседать, хлопать). Прыг да скок – танцуют дети, Прыг да скок, прыг да скок! Прыг да скок – танцуют дети, Прыг - под самый потолок! Побежали наши дети Все быстрей и быстрей, Заплясали наши дети Веселей, веселей! Хлоп да хлоп – танцуют дети, Хлоп да хлоп - пустились в пляс, Хлоп да хлоп – танцуют дети, Вот, как весело у нас! Побежали наши дети Все быстрей и быстрей, Заплясали наши дети Веселей, веселей! Приседают наши дети, Приседают дружно в ряд, Приседают наши дети, Вот, как весело у нас! Побежали наши дети, Все быстрей и быстрей! Заплясали наши дети, Веселей, веселей! Прыг да скок – танцуют дети – Прыг да скок, прыг да скок! Прыг да скок – танцуют дети, Прыг - под самый потолок! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г
Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка технической направленности "ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ" для детей младшего дошкольного возраста
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Легоконструтрование» реализуется на базе МДОУ № 4. Программа разработана на основании программы Фешиной Е.В. «Лег...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка технической направленности "ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ" для детей младшего дошкольного возраста
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Легоконструтрование» реализуется на базе МДОУ № 4. Программа разработана на основании программы Фешиной Е.В. «Лег...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЕ РЕЧИ «ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Концепция программы. Планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми младшего возраста в соответствии с ФГОС.Новизна и оригинальность программы заключается в представле...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВРЕМЯ РИСОВАТЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВРЕМЯ РИСОВАТЬ»ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Проблема развития творчества всегда была одной из актуаль...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Гном - Эконом»
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспит...
Дополнительная общеразвивающая программа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «МАЛЕНЬКИМИ ШАГАМИ В БОЛЬШОЙ МИР ЭКСПЕРИМЕНТОВ»
Актуальность и педагогическая целесообразность программыДошкольное детство - это важнейший период в жизни ребенка, так как именно в этом возрасте наступает радостная пора открытий. Познание окружающег...