Сказкотерапия в работе с детьми.
статья (средняя группа)

Корнилова Наталия Николаевна

Сказкотерапия в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapi_v_rabote_s_detmi.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКОТЕРАПИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Посредством сказочных образов, их действий, ребенок может найти выход из различных сложных ситуаций, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Сказкотерапия является одновременно и древнейшим, и инновационным методом развития личности ребенка. Исторически сложилось, что основными источниками развития представлений и отношений являются сказки, притчи, легенды, мифы, басни, истории. С помощью сказкотерапии педагог может легко установить контакт с каждым ребенком.

Средствами сказкотерапии можно формировать и развивать системы отношений ребенка в выделенных трех направлениях: познавательном, эмоциональном и поведенческом. Сказки позволяют сформировать единое, гармоничное и творческое отношение к самому себе и миру. В сказкотерапии ребенок «примеряет» на себя различные роли, идентифицируется и разотождествляется с различными героями и с помощью метафоры находит свое «Я», определяет свое отношение к миру. Эффективность сказкотерапии в том, что ребенок ощущает в сказке возможность преодоления трудностей. Переживания, осознание, эмоции и представления, которые получает ребёнок  в процессе общения со сказкой, позволяют ему решать проблему выбора отношений к себе и миру на внутреннем, но вполне понятном ему уровне. Ребенок ощущает и распознает свои переживания, эмоции, ощущает их смысл и важность.

В процессе работы со сказками ,педагог  может использовать различные методы:

1. Рассказывание сказок. Основная развивающая работа со сказками заключается в их прочтении педагогом, ребенком или группой детей. После прослушивания психологической, авторской, народной или какой-либо другой сказки педагог задает вопрос: ( Понравилась ли тебе сказка? Как ты думаешь, о чем эта сказка? Какие герои тебе больше всего понравились? Какие не понравились? Почему?  Как ты думаешь, почему герой поступил так-то? Что было бы, если бы он поступил по-другому? Что было бы, если бы в сказке были только хорошие герои? Как ты понял для себя смысл этой сказки? О чем она? Мог ли быть у этой сказки другой конец? Если да, то в каком случае?)

В процессе анализа сказки ребенок при поддержке педагога формирует свое отношение к той или иной проблеме, ситуации, героям. Также , погружаясь в символическое поле сказки (особенно народной), чувствует и воспринимает на бессознательном уровне архетипическую природу персонажей.

При рассказывании сказок дети обычно внимательно слушают, иногда – изображают движениями или мимикой происходящие события.. При рассказывании сказок важно подбирать такие, в которые отражаются важные для ребёнка  проблемы отношения к себе и миру (позиция «Я-ученик», взаимоотношения с природой, с взрослыми и сверстниками, отношение к учебе, развитие самооценки).

2. Сочинение сказок. Ребенку (или группе детей) предлагается рассказать устно сказку на свободную или заданную педагогом тему. В процессе рассказывания сказки актуализируются наиболее значимые, актуальные или проблемные темы, события из жизни ребенка, из его отношения к людям, себе, окружающему миру. Поэтому сочинение сказки ребенком обладает не только развивающим, но и большим диагностическим потенциалом.

3. Рисование сказок. Дать детям задание разбиться на пары и вместе нарисовать сказочный рисунок, а потом каждому ребенку рассказать по рисунку свою сказку.

4. Творческие игры со сказкой. Эффективными задачами, развивающими творческое отношение к себе и миру, являются задачи с ситуациями выбора, проявления фантазии, смекалки

Таким образом, развитие ребёнка средствами сказкотерапии способствует позитивным изменениям в развитии отношения к миру, людям, жизни и самому себе. Технологии сказкотерапии, применяемые педагогом содействуют активизации самопознания и познания мира, развитию осмысленных знаний, представлений о жизни, мире, людях, явлениях, самом себе. Эмоционально насыщенная, экологически  форма сказки позволяет формировать эмоционально позитивное, адекватное и критичное отношения к миру, его оценку и развивает у ребенка собственную самооценку. Творчество ребенка по сказке способствует развитию фантазии, воображения, способности к рефлексии, творческому и образному мышлению. Активное участие ребёнка в творчестве по сказке также способствует формированию активной жизненной позиции, внутренней саморегуляции деятельности, творческого и обдуманного поведения ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использования приемов сказкотерапии при работе с детьми

Использования приемов сказкотерапии при работе с детьми, имеющими ранний детский аутизм(из опыта работы)Нашу Лекотеку посещают дети с разными нарушениями развития. Среди них хотелось бы выделить детей...

Сказкотерапия в работе с детьми

Работа музыкально-театральной студии "Экият"...

Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии: стретчинг с элементами сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Семинар - практикум для воспитателей и специалистов ДОУ содержит новые технологии здоровьесбережения, а именно слияние сказкотерапии и игрового стретчинга, что позволяет наиболее эффективно повысить у...

Сказкотерапия в работе с детьми - логопатами

В данной статье рассматривается влияние сказкотерапии на развитие личности ребенка, показано, как осуществляется невидимая на первый взгляд работа над словом, а также даются рекомендации по проведению...

статья "Сказкотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

статья "Сказкотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста"...