Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Оксана Михайловна Воронкина

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников - основа всех основ.

  "Всё нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей"  Лев Николаевич Толстой

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДКОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»

Методическая разработка конспекта занятия

по духовно-нравственному воспитанию

«Самая главная книга»

(знакомство с Библией)

для детей 6-7 лет

Составила воспитатель

Воронкина Оксана Михайловна

МЕДВЕНКА

2023

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям, ознакомление с основами православной культуры.

Задачи:

Обучающие:

1. Первоначально познакомить детей с Библией и Заповедями Божьими, как основой нравственной жизни человека.

2. Сформировать представление детей о Библии как источнике мудрости, сборнике проповедей о добре и зле, своде законов жизни человека.

Развивающие:

1. Развивать способность жить по законам духовных и нравственных заповедей.

2. Развивать познавательную активность детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение к вере и верующим.

2. Воспитывать интерес к Библии.

Возрастная группа - подготовительная

Демонстрационный материал.  Различные издания Библии, иллюстрации.

Методы и приёмы работы с детьми: 

1. Тематическая беседа на диалоговой основе

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Чтение произведения духовно- нравственного содержания.

4. Использование пословиц.

5. Обсуждение.

План занятия.

1.Организационный момент.

2. Вводная часть.

3.Рассказ  «Библия – священное писание»                                                                                                              4. Беседа «10 заповедей»

5.Физминутка.                                                                                                           7. Беседа по прочитанному.

8. Итог занятия.

1. Организационный момент.

Дети, садитесь удобно, расправьте  плечи и посмотрите, что у меня есть.

(Если у вас есть возможность, то приобретите какую-нибудь вещь, которую нужно будет собрать (в отделе рукоделия, детского творчества) снимите все наклейки и уберите инструкцию. Выложите детали перед детьми и спросите что это, и что с ним делать.

Подвести детей к пониманию того, что бы понять как надо действовать нужна инструкция.)

В жизни точно так же, мы часто не знаем, что и как нам делать, и нам нужна инструкция. Библия, как раз и есть инструкция для жизни. Библия дает нам знание как надо жить правильно, как  вести себя, общаться с  другими людьми, для того чтобы жизнь наша была долгой и счастливой.

2. Вводная часть.

Библия- в переводе с греческого языка значит книга. А как вы думаете, что означает слово «библиотека»? (ответы детей)

Слово «библиотека»  переводится как хранилище книг.

Очень давно жили люди: пророки, цари, пастухи, рыбаки,  врачи, сборщики налогов и т.д.  Эти люди принимали участие в писании книги, которая называется - Библия. Первые книги были рукописными. Это сейчас книги печатают, а в то время их переписывали пером. Заглавные буквы писали красными чернилами. Книги переплетали в кожу и богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями.

3. Рассказ «Библия – священное писание»

Главный автор Библии — Бог. (приложение 1)

 На протяжении  многого времени Бог подсказывал людям о чём надо писать и люди записывали это в Библию. (приложение 2) Господь открывал некоторым людям то, что сокрыто от взоров других людей, помогал видеть этот мир и всё, что в нем происходит. Потом всё это записывали. Так как Библию писали люди и Бог вместе, то христиане называют Библию Священным Писанием и оно является главной книгой о Боге и руководством в жизни.

Библия состоит из двух частей. (показать детям Библию)

Первая книга - Ветхий Завет. Она была написана первой, поэтому и называется Ветхий завет.

Вторая  книга Новый  Завет – она написана после того как родился  Иисус Христос.

4. Беседа «10 заповедей»

Сегодня я расскажу вам о 10 заповедях, которые  Бог передал пророку Моисею. Эти заповеди были написаны  на каменных скрижалях (плитах). (приложение 3)

Бог хочет, чтобы люди были счастливы, любили Его, любили друг друга и не вредили себе и другим, поэтому  Он дал нам заповеди. Десять Заповедей Ветхого Завета, послушайте их внимательно:

  1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
  2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
  4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдыха, который посвяти Господу Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
  6. Не убий.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не укради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10.  Не пожелай ничего чужого.

1. Скажите мне, как вы думаете, заповедь: «почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен» - о чём говорит?

(Ответы детей)

Этой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать своих родителей, за что обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей значит: уважать их, любить их, ни при каких обстоятельствах не сметь оскорблять их словами или поступками, слушаться  их, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу. Неуважение родителей есть великий грех.

Об уважении и заботливом отношении к родителям есть много пословиц. Послушайте:

1. Жалей отца с матерью, других не найдёшь. ( Эта пословица говорит о том, что родителей надо беречь, так как других не может быть)

2. Отца с матерью почитать – горя не знать. (Родители очень любят своих детей и сделают всё для того, что бы их дети не знали горя, но и дети должны заботится о своих родителях)

2. Подумайте и скажите, о чём говорит заповедь: «Не укради»

(Ответы детей)

Здесь Господь Бог запрещает присваивать то, что принадлежит другим. Является воровством, когда человек не хочет платить, когда это нужно, утаивает найденное, например нашёл какую то вещь и захотел оставить её себе, не стал искать хозяина этой вещи, чтобы вернуть. Не  заплатить  работнику за работу то же считается воровством и т.д.

3. Ещё одна заповедь: «не лжесвидетельствуй», о чём она?
(Ответы детей)

Этой заповедью Господь Бог запрещает всякую ложь. Нельзя говорить неправду, когда человек знает, что обманывает и все равно лжёт .

А теперь пришло время немного отдохнуть.

5. Физминутка.  

Встали прямо, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Не беда, что места мало.

Разомнёмся для начала:

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

По коленкам бьём ладошкой,

Прыгаем на правой ножке

И на левой непременно

Вместе прыгаем сейчас.

И сначала ещё раз! (повторить 2-3 раза)

А сейчас я хочу прочитать вам притчу из первой части Библии, которая называется как? Кто помнит? Правильно Ветхий завет.

6. Чтение «Ной и ковчег»

Было время, когда Господь наблюдал за людьми, и ему не нравилось то, что он видел: ссоры, войны, захват чужих территорий. Земля была местом, где люди боролись друг с другом и пытались друг друга перехитрить. Лишь один человек, казалось, живёт в мире со всеми. Этим человеком был Ной. Он безмятежно жил со своей большой семьёй и старался никому не причинять зла. Ной был настоящим праведником.

Тогда Господь призвал его и сказал: «Ной, пойди в лес и набери хорошей древесины, попроси помощи у твоих сыновей и сооруди большой ковчег, который сможет ходить по морю много дней. На этом ковчеге ты спасёшься от потопа, который накроет землю».

Ной взглянул на чистое безоблачное небо, но встал и сделал то, что сказал ему Господь. Он собрал древесину, придал ей нужную форму, продумал, как строить ковчег, и наконец соорудил его. (приложение 4)

Работая, он строго соблюдал указания Господа: ковчег был трёхэтажным, с окнами на крыше и просторными помещениями для провизии.

Потом Господь сказал: «Возьми по паре от каждого вида животных, мужского пола и женского, от птиц небесных и скота до пресмыкающихся, заведи их в ковчег, а затем возьми твою жену, трёх твоих сыновей и жён твоих сыновей.

Через семь дней начнётся потоп. Я буду лить дождь сорок дней и сорок ночей, пока вода полностью не накроет землю, и на ней не останется ни единого признака жизни».

Ной долго трудился, смолил свой ковчег, чтобы защитить его от воды, и раскладывал на нём еду и запасы для себя и животных. (приложение 5) Потом он начал запускать их в ковчег. (приложение 6) 

Это была долгая и трудная работа, но в конце концов он сумел разместить в трюмах все виды животных и пригласил в ковчег свою семью.      (приложение 7)

 А потом закрыл вход и принялся ждать того, что предрёк ему Господь.

На седьмой день пошёл дождь, не прекращавшийся ни на минуту. Вода стала подниматься и заполнила поля, поглотила холмы и наконец накрыла вершину самых высоких гор. Ной открыл окошко в крыше ковчега и увидел, что повсюду простирается одна лишь вода. Всё было в точности так, как и сказал ему Господь. (приложение 8)

Долгими днями ковчег плавал по воде в тишине. Потом поднялся ветер, и воды начали опускаться. Ковчег продолжал плыть, пока внезапно не остановился, сев на мель прямо на вершине горы Арарат. (приложение 9)

Ной подождал сорок дней, открыл окно вверху ковчега и выпустил ворона.       Птица почти сразу же вернулась обратно, потому что не знала, куда лететь.

Тогда Ной подождал ещё семь дней и выпустил голубку. Голубка летала весь день, но не нашла, куда сесть, и вернулась в ковчег к вечеру. Ещё через семь дней Ной снова выпустил голубя, который вернулся вечером с веточкой оливы в клюве. Тогда-то Ной понял, что путь ковчега окончен, вода отступает и скоро они вновь коснутся земли.

Подождал ещё неделю Ной, и в третий раз выпустил голубку. Весело вспорхнула она и далеко улетела. Но назад уже не вернулась.

Когда земля совсем просохла, Бог сказал Ною: «Выходи из ковчега с женой твоей, сыновьями и их жёнами; выведи животных, пусть они разойдутся по земле. Идите и заполните каждый уголок земли. Живите в счастье, и больше не ссорьтесь друг с другом».

7. Беседа по прочитанному.

Вопросы к детям:

Ребята, вы послушали притчу. Я хочу у вас спросить, как вы думаете почему Бог рассердился на людей?                                                                                         Как Он их наказал?                                                                                                           О каком человеке здесь рассказывается?                                                                Что он построил и зачем?                                                                                                     В какой книге можно прочитать притчи?

8. Итог занятия.

Вопросы к детям:

Чему учат заповеди Божьи?

Что нового вы для себя узнали?

Книгой книг называют  Библию. Это самая распространенная книга на земле, по количеству она занимает первое место в мире.

Словарная работа:

Бог - Господь Бог является главным существом, Создателем и Творцом всего существующего. Бог — невидимый дух, который, подобно царю, владеет полнотой силы и власти, но только не в одной стране, а во всем мире. Он существует повсюду: видит и заботится обо всех людях, является самым сильным, мудрым и добрым правителем. Бог следит за миром и всеми людьми на Земле, желая, чтобы они жили в счастье и справедливости.

Инструкция — это документ, который помогает понять, кому, что и как делать.

Христиане — ученики и последователи Христа, все верующие в него.

Праведник - живущий по заповеди Божией.

Проро́к, или прорица́тель — в общем смысле, человек, заявляющий о том, что контактирует со сверхъестественными или божественными силами и служит посредником между ними и человечеством.

Завет — завещание, наставление, совет, наказ, данный тем людям которые будут жить в будущем, потомкам.

Ветхий Завет -первый раздел Библии, повествующий о сотворении мира, происхождении человека, Всемирном потопе.

Заповедь – то, что нужно соблюдать.

Праведник - человек, живущий согласно заповедям.

Скрижа́ль — доска или глиняные таблички  с написанным на ней текстом.

Кумир - человек, которого боготворят, которым восхищаются.

Почитать - чтить, уважать, ценить, обожать, боготворить, дорожить, оказывать почтение (уважение, внимание, помощь).

Лжесвиде́тельствовать – говорить неправду, обманывать.

Благословенный - счастливый, благополучный.

Долголетие - долгая жизнь.

Притча — это краткое  произведение. Истории, рассказанные в форме притчи, обязательно несут в себе поучение, указание в сторону правильного пути.Урок, заложенный в притче, нужно расшифровать самому.

Ковчег – судно.

Смолить – намазывать, пропитывать смолой, чтобы не протекала вода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....

конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет " Праздник Пасхи"

Конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет  ,тема занятия " Праздник Пасхи"...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

Цель: познакомить детей с понятиями «Земля», «Вода», «Растения» Задачи: Формировать у детей понятия земля, вода, растения;       Расширять представления детей ...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе "Образ любящей матери в иконе Пресвятой Богородицы" Задачи:Образовательные: Познакомить детей с образом Богородицы-Мате...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников подготовительная группа

Многие детки не знают, что такое Рождество и их необходимо знакомить...

Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему : «Воспитание толерантности сказкой»

Воспитывать нравственно - эмоциональные качества: терпение, внимательность, сочувствие, сопереживание, дружба.  Развивать навыки работы детей в коллективе.Развитие навыков работы с верёвкой,...

Конспект занятия по духовно - нравственно патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Родина»

Конспект занятия по духовно -  нравственно патриотическому воспитаниюво второй младшей группе «Родина» ...