Проект «Развитие элементов логического мышления у детей средней группы посредством игры»
проект (средняя группа)
Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, сообразительными – умными. Умен тот, кто умеет мыслить. Разве это умение не дано нам природой от рождения? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень», как в сказке П.Ершова: «Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак». Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе мыслительной деятельности. Однако не следует думать, что развитие логического мышления –это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logicheskoe_myshlenie.docx | 33.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 «Светлячок»
Краткосрочный проект
Тема: «Развитие элементов логического мышления у детей средней группы посредством игры»
Выполнила: Татаринцева С.В
2023г
Тип проекта: краткосрочный
Вид проекта: групповой.
Возраст детей: 4-5 года
Сроки реализации проекта: Октябрь-декабрь 2022г.
Участники проекта: Воспитатель, родители, дети средней группы
Проект реализуется в три этапа:
1.Организационно- подготовительный
2.Основной
3.Заключительный
«Научные понятия не усваиваются и
не заучиваются ребенком, не берутся
памятью, а возникают и складываются
с помощью напряжения всей активности
его собственной мысли»
Л. С. Выготский
Актуальность:
Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, сообразительными – умными. Умен тот, кто умеет мыслить. Разве это умение не дано нам природой от рождения? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень», как в сказке П.Ершова: «Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак». Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе мыслительной деятельности. Однако не следует думать, что развитие логического мышления –это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться.
Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией детского мышления. Достижения этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте.
Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие применяются во всех видах деятельности.
Цель проекта.
- Создать систему работы по развитию у детей:
- умственных способностей;
- высокой познавательной мотивации;
-свободной, самостоятельной, активной, проявляющей инициативы в деятельности и в общении;
-чувство собственного достоинства и способность уважать других.
Задачи проекта
1.Изучить новинку литератур по данной проблеме.
2.Разработать систему игр по развитию элементов логического мышления.
3. Разработать модель взаимодействия с родителями.
Ожидаемые результаты
1. Усвоение детьми приемов анализа, синтеза, сравнения, классификации, умение устанавливать определенной последовательности некоторых событий (семя-росток-цветок и др.)
2.Выработка устойчивого интереса к развивающим играм.
3.Повышение степени активности в самостоятельной деятельности.
4.Высказывание суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но очень необходима. (Ребенок должен уметь объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стесняться этого)
5.Обогащение предметно-пространственной среды в группе.
6. Повышение педагогической культуры родителей.
Участники проекта: дети средней группы «Солнышко», родители.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный.
Задачи этапа:
Создать условий, необходимых для проведения успешной работы по исследуемой проблеме.
Составление проекта поэтапного плана работы;
Анализ проблемы: как повысить способность «действовать в уме» у детей среднего возраста;
Создание банка идей и предложений; подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;
подбор необходимых игр и пособий для практического обогащения проекта.
2. Основной
Задачи этапа:
1. Определить новые направления в работе с родителями.
2. Составить новые формы работы с детьми
3. Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателем.
4. Совершенствование способов мышления, расширение круга мыслительных задач.
5. Развитее пространственного и логического мышления
3. Заключительный этап
1. Подведение итогов по реализации проекта .
2. Выступление на семинаре воспитателей дошкольных групп с презентацией проекта по данному направлению.
1. Классификация игр.
Средством достижения поставленной цели и задач я выбрала игры на развитие логического мышления, творческого и пространственного воображения.
Разделила их следующим образом:
1. Предметные: - дидактические (настольно - печатные) - на нахождение размера, цвета, формы, на классификацию предметов и др.
2. Роль игры - научить ребенка выполнять поставленную перед ним задачу, действовать по правилам, стремиться к результату, играть самостоятельно или со сверстниками.
Дети должны уметь объяснять правила игры, сразу замечать допущенные ошибки и исправлять их.
Функции дидактических игр для детей среднего возраста разнообразны. Это - игры на сравнение предметов по разным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т.п.), группировку предметов на основе общих признаков (это - посуда, это - обувь и др.). Составление целого изображения из частей, «рядов» из одинаковых предметов по убыванию и возрастанию того или иного признака (по размеру, по ширине, высоте и др.)- развивающие(т.е. имеющие несколько уровней сложности, многообразные в применении): палочки Кюизера
Палочки Кюизенера. Это универсальный дидактический материал. Основные его особенности - абстрактность, высокая эффективность. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Заниматься с ними дети могут индивидуально или подгруппами. Игры могут носить соревновательный характер. Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально - коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.
- Игры на развитие пространственного воображения:
строительный материал;
Игры со строительным материалом. Эти игры развивают пространственное воображение, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже - действовать по простейшей схеме (чертежу). В творческий процесс включаются логические операции - сравнение, синтез (воссоздание объекта)
счетные палочки;
Игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр можно развивать представления ребенка о форме, количестве, цвете. Предлагаются следующие задания (для детей 4 - 5 лет):
· выложить;
· сосчитать количество палочек в каждой фигуре;
· назвать геометрические фигуры, из которых составлена фигура;
· сосчитать геометрические фигуры, из которых составлена общая фигура (сколько треугольников? квадратов?);
· сосчитать углы, входящие в фигуру;
· построить фигуру по образцу;
· самому придумать и сложить фигуру.
Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок, стихов, потешек, считалок, подходящих по тематике, конструкторы.
3. Словесные: - загадки,
- игры на развитие воображения (в том числе - по по ТРИЗ - технологии).
Детям пятого года жизни предлагается широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения. .
Тематический подбор загадок дает возможность формировать у детей начальные логические понятия. Для этого, после отгадывания загадок, целесообразно предлагать детям задания на обобщение, например: «А как одним словом назвать лесных обитателей: зайца, ежа, лису? (звери) и т.д.
4. Пальчиковые игры:
Эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «вверх», «вниз» и т.д.
3. Организация самостоятельной деятельности.
Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, я включаю следующую план - схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться педагогом в течение всего учебного года).
- совместная деятельность - самостоятельная деятельность :
Понедельник
Настольно/печатные дидактические игры;
· Загадки (на закрепление изученной ранее темы)
Игры на развитие мелкой моторики:
· Мозаика;
· Шнуровка;
Вторник
Настольно/печатные
- дидактические игры
Умный Сортер
Среда
Палочки Кюизенера ; «Логические лабиринты»
- Игры в экспериментальном уголке
Логические задачки-
Четверг
- работа со строительным материалом (по схеме и без);
- работа со счетными палочками.
- палочки Кюизенера;
- «Назови одним словом»,
Противоположности»
Пятница
- игры на развитие творческого воображения (элементы методики ТРИЗ);
- внесение новой дидактической игры (развивающей)
- работа со строительным материалом (со схемой и без);
- работа со счетными палочками.
Здесь я предусмотрела следующие пункты:
· Переход одного вида деятельности (игры) из совместной - в самостоятельную;
· Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;
· Учитывание временных рамок (т.е., планируя небольшой по объему материал, я тем самым, не сделала ущербной столь важную для ребенка деятельность - сюжетно - ролевую игру).
Самостоятельная деятельность
Задачи:
1.Контролировать активность детей- Различные подвижные и настольные игры детей
2.Повышение умственной активности детей - Рассматривание книг, пособий, картин
3.Закрепление и применение полученных знаний- Работа в рабочих тетрадях по развитию мышления детей
4.Закрепление и применение полученных знаний- Игры детей между собой
Работа с родителями
Поощрить родительский опыт по использованию педагогически эффективных приемов по развитию мышления детей среднего дошкольного возраста. Повышать педагогическую культуру родителей-
Консультации и беседы с родителями на тему «Интеллектуальные игры в жизни детей», «Развитие мышления детей 4-5 лет»
Вовлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого умение организовывать с ребенком игры по развитию логического мышления- «Дидактические игры в интеллектуальном развитии детей»
Заключение:
Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.
Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности детей. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия , временные отношения; учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовой проект «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ.»
проект можно использовть в работе с детьми средней группы по развитию элементов логического мышления посредством игры...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование элементов логического мышления у детей старшего возраста посредством логических игр и упражнений»
Работая, в этом году с воспитанниками старшего возраста определила, что одним из основных принципов при организации познавательной деятельности в математическом развитии детей должно быть направление ...
Творческий педагогический проект «Развитие элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) с ЗПР посредствам дидактических игр и упражнений»
Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в...
Методическая тема : Развитие элементов логического мышления у детей с ЗПР посредством дидактических игр (блоки Дьеныша, палочки Куизенера, головоломки)
Целью данной работы является теоретическое обоснование, разработка и апробация комплекса упражнений и игр, направленных на развитие мыслительных операций, в том числе логического мышления у дошк...
Проект «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ»
Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, сообразительными – короче говоря – умными. Умен тот, кто умеет мыслить. Разве это умение н...
ПРОЕКТ "Развитие элементов логического мышления у воспитанников старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр и упражнений"
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема роста доли детей, имеющих отклонения в психическом развитии и нуждающихся в создани...