Проект «Развитие элементов логического мышления у детей средней группы посредством игры»
проект (средняя группа)

Татаринцева Светлана Вячеславовна

Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, сообразительными – умными. Умен тот, кто умеет мыслить. Разве это умение не дано нам природой  от рождения? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень», как в сказке П.Ершова: «Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак». Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе мыслительной  деятельности. Однако не следует думать, что развитие логического мышления –это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logicheskoe_myshlenie.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                     детский сад №2 «Светлячок»

        Краткосрочный проект  

Тема: «Развитие элементов логического мышления у детей средней группы посредством игры»

                                                                                               

                                                         

                                                                             Выполнила: Татаринцева  С.В                                                                                      

                                                         

                                                    2023г

Тип  проекта: краткосрочный

Вид проекта: групповой.

Возраст детей: 4-5 года

Сроки реализации проекта: Октябрь-декабрь 2022г.

Участники проекта:  Воспитатель, родители, дети средней группы

Проект реализуется в три этапа:

1.Организационно- подготовительный

2.Основной

3.Заключительный

 

                                                «Научные понятия не усваиваются и

                                                                      не заучиваются ребенком, не берутся

                                                                  памятью, а возникают и складываются

                                                                с помощью напряжения всей активности

                                                                                            его собственной мысли»

                                                                                                      Л. С. Выготский

Актуальность:

Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, сообразительными – умными. Умен тот, кто умеет мыслить. Разве это умение не дано нам природой  от рождения? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень», как в сказке П.Ершова: «Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак». Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе мыслительной  деятельности. Однако не следует думать, что развитие логического мышления –это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться.

    Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией детского мышления. Достижения этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте.

 Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие применяются во всех видах деятельности.  

 Цель проекта.

- Создать систему работы по развитию  у детей:

- умственных способностей;

- высокой познавательной мотивации;

-свободной, самостоятельной, активной, проявляющей инициативы в деятельности и в общении;

-чувство собственного достоинства и способность уважать других.

 

Задачи проекта

1.Изучить новинку литератур по данной проблеме.

2.Разработать систему игр по развитию элементов логического мышления.

3. Разработать модель взаимодействия с родителями.

 

Ожидаемые результаты

1. Усвоение детьми приемов анализа, синтеза, сравнения, классификации, умение устанавливать определенной последовательности некоторых событий (семя-росток-цветок и др.)

2.Выработка устойчивого интереса к развивающим играм.

3.Повышение степени активности в самостоятельной деятельности.

4.Высказывание суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но очень необходима. (Ребенок должен уметь объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стесняться этого)

5.Обогащение предметно-пространственной среды в группе.

6. Повышение педагогической культуры родителей.

 

Участники проекта: дети средней группы «Солнышко», родители.

 

Этапы реализации проекта:

1.     Подготовительный.   

Задачи этапа:

Создать условий, необходимых для проведения успешной работы по исследуемой проблеме.

Составление проекта поэтапного плана работы;

Анализ проблемы: как повысить способность «действовать в уме» у детей среднего возраста;

Создание банка идей и предложений; подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;

подбор необходимых игр и пособий для практического обогащения проекта.

 

 2.     Основной

Задачи этапа:

1.     Определить новые направления в работе с родителями.

2.      Составить новые формы работы с детьми

3.     Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателем.

4.     Совершенствование способов мышления, расширение круга мыслительных задач.

5.     Развитее пространственного и логического мышления

3. Заключительный этап

1.     Подведение итогов по реализации проекта .

2.     Выступление на семинаре воспитателей дошкольных групп с презентацией проекта по данному направлению.

 

 

1. Классификация игр.

Средством достижения поставленной цели и задач я выбрала игры на развитие логического мышления, творческого и пространственного воображения.

Разделила их следующим образом:

1.     Предметные: - дидактические (настольно - печатные) - на нахождение размера, цвета, формы, на классификацию предметов и др.

2.     Роль игры - научить ребенка выполнять поставленную перед ним задачу, действовать по правилам, стремиться к результату, играть самостоятельно или со сверстниками.

    Дети должны уметь объяснять правила игры, сразу замечать допущенные ошибки и исправлять их.

Функции дидактических игр для детей среднего возраста разнообразны. Это - игры на сравнение предметов по разным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т.п.), группировку предметов на основе общих признаков (это - посуда, это - обувь и др.). Составление целого изображения из частей, «рядов» из одинаковых предметов по убыванию и возрастанию того или иного признака (по размеру, по ширине, высоте и др.)- развивающие(т.е. имеющие несколько уровней сложности, многообразные в применении): палочки Кюизера

 Палочки Кюизенера. Это универсальный дидактический материал. Основные его особенности - абстрактность, высокая эффективность. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Заниматься с ними дети могут индивидуально или подгруппами. Игры могут носить соревновательный характер. Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально - коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.

- Игры на развитие пространственного воображения:

строительный материал;

Игры со строительным материалом. Эти игры развивают пространственное воображение, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже - действовать по простейшей схеме (чертежу). В творческий процесс включаются логические операции - сравнение, синтез (воссоздание объекта)

счетные палочки;

Игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр можно развивать представления ребенка о форме, количестве, цвете. Предлагаются следующие задания (для детей 4 - 5 лет):

· выложить;

· сосчитать количество палочек в каждой фигуре;

· назвать геометрические фигуры, из которых составлена фигура;

· сосчитать геометрические фигуры, из которых составлена общая фигура (сколько треугольников? квадратов?);

· сосчитать углы, входящие в фигуру;

· построить фигуру по образцу;

· самому придумать и сложить фигуру.

Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок, стихов, потешек, считалок, подходящих по тематике, конструкторы.

3.     Словесные: - загадки,

- игры на развитие воображения (в том числе - по по ТРИЗ - технологии).

 Детям пятого года жизни предлагается широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения.    .  

 

Тематический подбор загадок дает возможность формировать у детей начальные логические понятия. Для этого, после отгадывания загадок, целесообразно предлагать детям задания на обобщение, например: «А как одним словом назвать лесных обитателей: зайца, ежа, лису? (звери) и т.д.

4.     Пальчиковые игры:

Эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «вверх», «вниз» и т.д.  

 

 

 

3. Организация самостоятельной  деятельности.

Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, я включаю следующую план - схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться педагогом в течение всего учебного года).

- совместная деятельность - самостоятельная деятельность :

 

Понедельник

 Настольно/печатные дидактические игры;

· Загадки (на закрепление изученной ранее темы)

Игры на развитие мелкой моторики:

· Мозаика;

· Шнуровка;

Вторник

Настольно/печатные

- дидактические игры 

Умный Сортер

Среда

Палочки Кюизенера ; «Логические лабиринты»

- Игры в экспериментальном уголке

 Логические задачки-

Четверг

 - работа со строительным материалом (по схеме и без);

- работа со счетными палочками.

- палочки Кюизенера;

- «Назови одним словом»,

Противоположности»

Пятница

 - игры на развитие творческого воображения (элементы методики ТРИЗ);

- внесение новой дидактической игры (развивающей)

- работа со строительным материалом (со схемой и без);

- работа со счетными палочками.

Здесь я предусмотрела следующие пункты:

· Переход одного вида деятельности (игры) из совместной - в самостоятельную;

· Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;

· Учитывание временных рамок (т.е., планируя небольшой по объему материал, я тем самым, не сделала ущербной столь важную для ребенка деятельность - сюжетно - ролевую игру).

 

 Самостоятельная деятельность

Задачи:

1.Контролировать активность детей- Различные  подвижные и настольные игры детей

2.Повышение умственной активности детей - Рассматривание книг, пособий, картин

3.Закрепление и применение полученных знаний- Работа в рабочих тетрадях по развитию мышления детей

4.Закрепление и применение полученных знаний- Игры детей между собой

 Работа с родителями

Поощрить родительский опыт по использованию педагогически эффективных приемов по развитию мышления детей среднего дошкольного возраста. Повышать педагогическую культуру родителей-

Консультации и беседы с родителями на тему «Интеллектуальные игры в жизни детей», «Развитие мышления детей 4-5 лет»

Вовлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого умение организовывать с ребенком игры по развитию логического мышления- «Дидактические игры в интеллектуальном развитии детей»

Заключение:

Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.
Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности детей. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия , временные отношения; учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.

 

 

 

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовой проект «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ.»

проект можно использовть в работе с детьми средней группы по  развитию  элементов логического мышления  посредством игры...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование элементов логического мышления у детей старшего возраста посредством логических игр и упражнений»

Работая, в этом году с воспитанниками старшего возраста определила, что одним из основных принципов при организации познавательной деятельности в математическом развитии детей должно быть направление ...

Творческий педагогический проект «Развитие элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) с ЗПР посредствам дидактических игр и упражнений»

Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в...

Методическая тема : Развитие элементов логического мышления у детей с ЗПР посредством дидактических игр (блоки Дьеныша, палочки Куизенера, головоломки)

Целью данной работы является  теоретическое обоснование, разработка и апробация комплекса упражнений и игр, направленных на развитие мыслительных операций, в том числе логического мышления у дошк...

Проект «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ»

Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, сообразительными – короче говоря – умными. Умен тот, кто умеет мыслить. Разве это умение н...

ПРОЕКТ "Развитие элементов логического мышления у воспитанников старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр и упражнений"

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема роста доли детей, имеющих отклонения в психическом развитии и нуждающихся в создани...