Курсовой проект «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ.»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Матвеева Ираида Николаевна

проект можно использовть в работе с детьми средней группы по  развитию  элементов логического мышления  посредством игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logicheskoe_myshlenie.proekt.docx532.11 КБ

Предварительный просмотр:

Чувашский Республиканский институт образования

Кафедра дошкольного и начального образования

Курсовой проект

«РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ

ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ  У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ.»

ВЫПОЛНИЛА: Матвеева Ираида Николаевна,

Слушатель КПК воспитателей

Ибресинского района, воспитатель МДОУ

«Детский сад «Светлячок»

с. Калинино Вурнарского района

Научный руководитель:

Краснова Светлана Гурьевна,

ст. преподаватель кафедры

дошкольного и начального образования.

Калинино 2010

Содержание

  1. Актуальность                                                                        3
  2. Теоретическая база проекта                                                5
  3. Анализ внешней среды                                                        8
  4. Анализ внутренней среды                                                8
  5. Проблема                                                                        11
  6. Цель проекта                                                                        11
  7. Задачи проекта                                                                11
  8. Ожидаемые результаты                                                        12
  9. Ресурсное обеспечение проекта                                                12
  10. Этапы реализации проекта                                                13
  1. Подготовительный                                                        14
  2. Основной                                                                        14
  3. Заключительный                                                        19
  1. Система работы                                                                20

Список литературы                                                                30


 «Научные понятия не усваиваются и

 не заучиваются ребенком, не берутся

памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности

его собственной мысли».

Л. С. Выготский

I.Актуальность

Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми,  предусмотрительными, сообразительными – короче говоря – умными. Умен тот, кто умеет мыслить. Разве это умение не дано нам природой  от рождения? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень», как в сказке П.Ершова: «Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак». Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе мыслительной  деятельности. Однако не следует думать, что развитие логического мышления –это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует  смириться. Существует большое количество исследований, потвердающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией детского мышления. Достижения этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и  он достигнет стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретет черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых.

Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте.

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж 2, на котором формируется психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

Учиться станет легче, в значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Лев Николаевич Толстой  говорил о первых годах своей жизни, что именно тогда приобрел все то, чем теперь живет, и приобрел так много, так быстро, что за всю остальную жизнь не приобрел и сотой доли того: «От  пятилетнего ребенка до меня только один шаг. А вот от новорожденного до пятилетнего огромное расстояние».

Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие применяются во всех видах деятельности. « сейчас в условиях коренного изменения характера человеческого труда ценность такого знания возрастет. Свидетельство тому – растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика» (Ивин Л.А. Логика)

Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

II. Теоретическая база проекта

Для того, чтобы более качественно подойти к решению данной проблемы, были изучены работы выдающихся педагогов-психологов:           А. А. Венгер, А.А.Столяр,  Л.Ф.Тихомиров, Б.И.Никитина, З.А.Михайловой, Е.В.Колесниковой.

С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только, вычислять и измерять, но и рассуждать.

В современной психологии существуют различные направления исследования мыслительных процессов. Все они сходятся в признании того, что основы этих процессов закладываются в дошкольном возрасте. Однако сторонники одного из направлений считают, что это происходит естественно, без « внешней стимуляции», другие же утверждают возможность целенаправленного педагогического воздействия, которое в конечном итоге способствует развитию мышления.

В работах Ж.Плаже, А.Валлона, Б.Инельдера, В.В.Рубцова, Е.Г.Юдина определены границы, в рамках которых протекает процесс, основанный на спонтанных механизмах развития детского интеллекта, которые являются главным фактором, определяющим успешность формирования математических способностей. Ж.Плаже рассматривает интеллектуальное развитие индивида как процесс, относительно независимый от обучения, подчиняющийся  в основном биологическим законом.

В работах Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, Н.А.Мечинской, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, М.Монтессори обосновывается ведущая роль обучения как основного стимула развития. Психолог П.Симонов справедливо указывал, что если интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, то её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других. Для этого нужны доказательства. Поиск этих доказательств осуществляется с помощью логического мышления.

Логическое мышление  - это умение оперировать абстрактными понятиями, это мышление путем рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей.

 В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют свое внимание на ребенке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности. Немаловажную роль уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника.

Очень сильной и серьезной программой, ориентирующейся на развитие логического мышления ребенка, является программа «Развитие».Она подразумевает активное использование в работе с детьми схем, опор, моделей, блоков.

В программе «Детство» «развитие характерной для дошкольников любознательности и познавательной активности стимулируется, благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширению круга объектов познания. Итогом становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания…, готовность к логическому познанию».

Программа «Радуга» одной из главных задач ставит перед собой развитие психических процессов у ребенка, что подразумевает развитие определенного уровня мышления, памяти и др. процессов.

 Система Мантессори строится на познании окружающего мира через великолепный сенсорный материал, который может использоваться в разной степени сложности.

 Материалы Мантессори – яркие, высокоэстетичные, заставляют ребенка невольно манипулировать ими, распределять по парам, различать по величине, форме, цвету, весу (здесь идет сложная работа интеллекта – анализ и синтез).

 Программа «Сообщество» имеет много общего с Мантессори – педагогикой. Здесь так же активно используется исследовательская деятельность ребенка. Для этого создаются центры активности, которые подводят малыша к самостоятельному познанию окружающего мира, анализу, сравнению, выявлению закономерности и т. д.


III.Анализ внешней среды

Положительные факторы

Отрицательные факторы

Деятельность МДОУ «Детский сад «Светлячок» регулируется правовыми документами:

Конвенция о правах ребенка, Всеобщая декларация прав человека,

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Законодательными актами РФ:

Конституция РФ,

Семейный кодекс РФ ,

Закон РФ «Об образовании»,

Закон ЧР «Об образовании»,

Закон ЧР «О языках в ЧР»,

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Недостаточное обеспечение материально-технической базы.

Переоценка значения ДОУ в воспитании детей; перенесение ответственности за воспитание детей на ДОУ.

Недостаточный уровень осознания родителями о целесообразности использования игр в логическом развитии детей, а так же высокая занятость на работе. Только 15 % родителей занимаются детьми систематически. 19% - эпизодически, а 66% не занимаются, мотивируя этим отсутствием времени.

IV.Анализ внутренней среды

Положительные факторы

Отрицательные факторы

Наличие документов, регламентирующих деятельность МДОУ:

Типовое положение о ДОУ, Концепция дошкольного воспитания

Локальные акты:

Устав МДОУ «Светлячок», с. Калинино,

Договор МДОУ с родителями.

Наличие комплексных программ:

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М, А. Васильевой, 2005

«Программа образования ребенка-дошкольника под ред. Л, В, Кузнецовой, 2006 г. (национальный компонент)

Методические пособия:

«Сюжетно-математические игры с математическим содержанием» А, А. Смоленцева

«Математика уже в детском саду» М. Фидлер

«Развивающие детские игры-занятия в ДОУ» Л. П. Стасова.

Учебно-методические, подписные и периодические издания.

Имеется методический кабинет с раздаточным и демонстрационным материалом, методической литературой, конспектами, рекомендациями.

В группе есть методические пособия, дидактические игры, уголок познавательной математики.

Уровень логического развития детей в сентябре 2010 г. составил:

Высокий – 40%;

Средний – 35%;

Низкий – 25%.

Вне ДОУ 66% детей играют в подвижные игры, гуляют, трудятся, предпочитают рисование, компьютер, телевизор, 34% занимаются с родителями развивающими играми.

Недостаточный уровень познавательного интереса детей.

Работая в детском дошкольном учреждении 20 лет, имея положительный опыт работы по развитию логического мышления у старших дошкольников, я сочла возможным начать процесс формирования логических приемов мышления с более раннего возраста – с 4-5 лет.

Основала я свой выбор по нескольким причинам.

  1. Группа детей, с которыми я работаю, показала контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым уделяется больше внимания со стороны взрослых в семьях. Такие дети, придя в детский сад, должны подниматься на более высокую ступень, тренируя свой интеллект в игровой деятельности. Для этого педагогу необходимо создать хорошую развивающую среду, максимально отвечающую потребностям ребенка.
  2. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и «Программа образования ребенка-дошкольника»  под редакцией Кузнецовой, являющиеся основой моей педагогической деятельности, подтверждает своим  содержанием востребованности   работы в данном направлении.
  3. Учитывая психологические особенности детей среднего возраста ( начало формирования детских взаимоотношений) я уделила игре, большую роль – роль сближения детей в работе парами, группами. Итогом должно стать получение совместных результатов деятельности, ощущение радости за себя и своих сверстников.

V. Проблема

Как создать систему работы по развитию элементов  логического мышления у детей  4-5 лет.

VI. Цель проекта.

Создать систему работы по развитию  у детей:

- умственных способностей;

- высокой познавательной мотивации;

-свободной, самостоятельной, активной, проявляющей инициативы в деятельности и в общении;

-чувство собственного достоинства и способность уважать других.

VII.Задачи проекта

1.Изучить новинку литератур по данной проблеме.

2. Провести мониторинг мышления детей 4-5 лет.

3. Разработать систему игр по развитию элементов логического мышления.

4. Создать мультимедийные материалы по данной проблеме.

5. Разработать модель взаимодействия с родителями.


VIII.Ожидаемые результаты

1. Усвоение  детьми приемов анализа, синтеза, сравнения, классификации, умение устанавливать определенной последовательности некоторых событий(семя-росток-цветок и др.)

2.Выработка устойчивого интереса к развивающим играм.

3.Повышение степени активности в самостоятельной деятельности.

4.Высказывание суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но очень необходима. (Ребенок должен уметь объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стесняться этого)

5.Обогащение предметно-пространственной среды в группе.

6. Повышение педагогической культуры родителей.

IX. Ресурсное обеспечение проекта

Функции участников:

Заведующим детским садом - создать условия для организации и проведения мероприятий

Методист - обеспечить необходимой документацией, литературой всех участников проекта. Помощь в музыкальной оформлении мероприятий.

Воспитатель (педагог) -  реализации проекта.

Дети средней группы - субъект проектирования.

Родители средней группы - участники проекта.

Имеющиеся ресурсы на начало реализации проекта и его окончание.

Развивающая среда:

-обучающие настольно-печатные игры для развития логического мышления

-мелкие конструкторы и строительный  материал с набором образцов

-геометрические мозаики и головоломки

-занимательные  книги по развитию мышление детей дошкольного возраста

-тетради на печатной основе с логическими заданиями для самостоятельной работы

-простой карандаш, ручка шариковая, набор фломастеров

-небольшие ножницы

-набор цветной бумаги

-счетный материал

-набор цифр


X.Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный.    

Сроки: сентябрь-2010.

Задачи этапа:

Создать условий, необходимых для проведения успешной работы по исследуемой проблеме.

Составление проекта поэтапного плана работы;

Анализ проблемы: как повысить способность «действовать в уме» у детей среднего возраста;

Создание банка идей и предложений; подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;

подбор необходимых игр и пособий для практического обогащения проекта.

Вводный мониторинг выявления уровня логического мышления детей средней группы.

Разработка конспектов игр-занятий, КВН.

Методы:

  1. Анализ литературы.
  2. Тестирование детей
  3. Практическая работа по созданию условий.

  1. Основной

Сроки: октябрь-ноябрь  2010.

Задачи этапа:

  1. Определить новые направления в работе с родителями.
  2.  Составить новые формы работы с детьми
  3. Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателем.
  4. Совершенствование способов мышления , расширение круга мыслительных задач.
  5. Развитее пространственного и логического мышления

Формы работы с детьми:

Задачи

Способ реализации

сроки

Определить уровень логического мышления детей - диагностирование

Банк диагностических методик «Мышление детей 4-5 лет»

Сен-

тябрь

Показать достижение детей

Провести день открытых дверей

Сент.-

Окт.

Развивать логическое мышление, внимание, упражнять в нахождении закономерности и обоснование найденного решения, развивать способности самоконтроля

«Бим и Бом в гостях у гнома»

Учить решать логические задачи на основе зрительного воспринимаемой информации. Учить понимать поставленную задачу и решать ее. Формировать навык самоконтроли и самооценки

«Поможем Буратино»

сентябрь

Учить решать логические задачи. Учить элементам элементарных рассуждений, развивать поисковую активность детей

«Найти закономерность»

«Преврати каждый кружок в какое-нибудь необычное изображение»

сентябрь

Развивать поисковую активность и интеллектуальные способности. Формировать способности к анализу и синтезу.

«Торопись да не ошибись»

«Путаница»

«Танграм»

октябрь

Развивать логическое мышление, пространственное представление , смекалку и сообразительность.

«клуб находчивых»

«геометрическая таблица»

октябрь

Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

«волшебное яблоко»

«найди дорожку»

октябрь

Учить решать логические задачи на поиск лишней фигуры, группировать предметы по форме, величине, месту расположения.

«Найди ошибку»

«кого не хватает»

«что лишнее»

«мастерская ковров»

ноябрь

Развивать мышление детей  путем классификации предметов по разным признакам. Развивать гибкость и оригинальность мышления.

КВН внутри группы

ноябрь

Учить решать интеллектуальные задачи на поиск следующей или пропущенной.

Интеллектуальные игры: «четвертый лишний»,

«Веселые  соседи», «торопись да не ошибись», «нарисуй следующую фигуру»

ноябрь

Развивать интеллектуальное мышление детей

Клуб «всезнайка»

Сентябрь-октябрь

Повторение и закрепление знаний и умений детей

Использование интеллектуальных игр во всех видах деятельности

ноябрь

Работа с родителями

Задачи

Способы реализации

сроки

Поощрить родительский опыт по использованию педагогически эффективных приемов по развитию мышления детей среднего дошкольного возраста. Повышать педагогическую культуру родителей

Консультации и беседы с родителями на тему «Интеллектуальные игры в жизни детей», «Развитие мышления детей 4-5 лет»

Окт.

Познакомить  родителей эффективными методами обучения детей.

«день открытых дверей»

Нояб.

Вовлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого умение организовывать с ребенком игры по развитию логического мышления

Провести родительское собрание на тему «Дидактические игры в интеллектуальном развитии детей»

Окт.

Определить находчивость, сообразительность  и смекалку. Уметь работать в команде.

Провести математический КВН. Деловая игра

Нояб.

Обогащать родительский опыт новыми интеллектуальными играми

Оформить папку передвижку на тему «игра в жизни ребенка»

«Интеллектуальные игры-как средство познания мира математики»

Окт.-Нояб.

Самостоятельная деятельность

Задачи

Способы реализации

сроки

Закрепление и применение полученных знаний

Экспериментирования

В течении проекта

Контролировать активность детей

Различные  подвижные и настольные игры детей

Расширить кругозор. Повышение умственной активности детей

Рассматривание книг, пособий, картин

Закрепление и применение полученных знаний

Работа в рабочих тетрадях по развитию мышления детей

Закрепление и применение полученных знаний

Игры детей между собой

  1. Заключительный этап

Сроки: ноябрь 2010.

  1. Подведение итогов по реализации проекта в форме конкурса КВН.
  2. Повторный мониторинг логического мышления детей.
  3. Выступление на семинаре воспитателей дошкольных групп с презентацией проекта по данному направлению.


XI. Система работы

1. Классификация игр.

Средством достижения поставленной цели и задач я выбрала игры на развитие логического мышления, творческого и пространственного воображения.

Разделила их следующим образом:

  1. Предметные: - дидактические (настольно - печатные) - на нахождение размера, цвета, формы, на классификацию предметов и др.
  2. Роль игры - научить ребенка выполнять поставленную перед ним задачу, действовать по правилам, стремиться к результату, играть самостоятельно или со сверстниками.

Дети должны уметь объяснять правила игры, сразу замечать допущенные ошибки и исправлять их.

Функции дидактических игр для детей среднего возраста разнообразны. Это - игры на сравнение предметов по разным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т.п.), группировку предметов на основе общих признаков (это - посуда, это - обувь и др.). Составление целого изображения из частей, «рядов» из одинаковых предметов по убыванию и возрастанию того или иного признака (по размеру, по ширине, высоте и др.) - развивающие(т.е. имеющие несколько уровней сложности, многообразные в применении): Блоки Дьенеша, палочки Кюизера и др.

Работа с данным материалом подробно описана в книге «Логика и математика для дошкольников.

Блоки Дьенеша. Дидактический материал «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования - декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Палочки Кюизенера. Это универсальный дидактический материал. Основные его особенности - абстрактность, высокая эффективность. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Заниматься с ними дети могут индивидуально или подгруппами. Игры могут носить соревновательный характер. Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально - коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.

- игры на развитие пространственного воображения:

строительный материал;

Игры со строительным материалом. Эти игры развивают пространственное воображение, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже - действовать по простейшей схеме (чертежу). В творческий процесс включаются логические операции - сравнение, синтез (воссоздание объекта)

счетные палочки;

Игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр можно развивать представления ребенка о форме, количестве, цвете. Предлагаются следующие задания (для детей 4 - 5 лет):

· выложить;

· сосчитать количество палочек в каждой фигуре;

· назвать геометрические фигуры, из которых составлена фигура;

· сосчитать геометрические фигуры, из которых составлена общая фигура (сколько треугольников? квадратов?);

· сосчитать углы, входящие в фигуру;

· построить фигуру по образцу;

· самому придумать и сложить фигуру.

Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок, стихов, потешек, считалок, подходящих по тематике, конструкторы.

  1. Словесные:  - загадки,

- игры на развитие воображения (в том числе - по по ТРИЗ - технологии).

В «Литературной энциклопедии» загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого - либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».

Детям пятого года жизни предлагается широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, загадка может выступать как рассказ о предмете:

На спине иголки

Длинные и колкие,

А свернется он в клубок

Нет ни головы, ни ног.

(Еж)

Признаки предметов в загадках должны быть определены конкретно и четко, выражены словами в их прямых значениях. Они должны отражать своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета загадки. Например, в загадке «Брови дугой, нос кочергой, на голове колпак, а сам весельчак» охарактеризован внешний вид героя («брови дугой, нос кочергой»), названа такая часть костюма, как «колпак», а также главная черта его характера - «весельчак». Детям остается объединить все признаки в одно целое, и логическая задача решена - это Петрушка. Для детей средней группы рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метаморфозами, например: «С неба падают зимою и кружатся над землею легкие пушинки белые…»(снежинки). Сравнение «снежинки - пушинки» точное, ясное, знакомое и понятное детям по их наблюдениям в природе. Облегчает задачу и рифмующаяся отгадка. В загадках «Скатерть бела всю землю одела», «Пушистая вата плывет куда - то», «Чем вата ниже, тем дождик ближе», снег - это «скатерть бела», туча - это «вата». Подобные образные средства понятны детям, благодаря большому внешнему сходству предмета сопоставления - с предметом загадки и конкретному ясному языку, что и делает загадки доступными.

Условия отгадывания. Обучение детей умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях. Развитие общей сенсорной культуры, развитие внимания, памяти, наблюдательности ребенка является основой для мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок. Главные условия, обеспечивающие правильное понимание загадок и правильное их отгадывание:

1. предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь в загадке (через наблюдение);

2. дополнительные знания, специально подводящие ребят к отгадыванию;

3. знание языка, умение понимать переносное значение слов;

4. чтение художественной литературы.

Найти приемы отгадывания и воспользоваться ими - значит понять логический механизм загадки и овладеть им.

Чтобы отгадать загадку, нужно провести следующие операции в такой последовательности:

·- выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;

·- сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные связи между ними, т.е. произвести синтез;

·- на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод (умозаключение), т.е. отгадать загадку.

Тематический подбор загадок дает возможность формировать у детей начальные логические понятия. Для этого, после отгадывания загадок, целесообразно предлагать детям задания на обобщение, например: «А как одним словом назвать лесных обитателей: зайца, ежа, лису? (звери) и т.д.

  1. Пальчиковые игры:

Эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «вверх», «вниз» и т.д. Если ребенок усвоит какую - нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.

Пример: «Мальчик - пальчик»

- Мальчик - пальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Для успешного усвоения детьми логических операций необходима работа в системе, как на занятиях, так и вне их.

2. Организация работы на занятиях

Учитывая обучающую функцию занятий, я предпочла тематическое планирование. Каждая неделя несет информационный материал по каждой теме («одежда», «игрушки», «транспорт» и др.). Так детьми легче усваивается операция классификации.

Работа на занятиях в первую неделю планируется следующим образом:

1. Познавательное развитие - вносится:

- или 1 объект для подробного изучения (рассказ, объяснение воспитателя, рассматривание объекта, его внешних признаков, функций - подробный анализ);

- или 2 объекта сразу, имеющих общие и отличительные признаки (например, здесь будет проведена активная работа по обучению детей операции сравнения).

(Используются стихи с описанием свойств предмета)

2. На развитии речи идет процесс синтеза - составления короткого рассказа об объекте на основании полученных знаний. Эффективно используются опорные схемы для облегчения рассказывания.

3. На занятии по изодеятельности знания закрепляются на основе синтеза - сначала мысленного, после - практического соединения частей в одно целое.

То же происходит на занятии по конструированию. Здесь можно использовать предварительный анализ постройки. Операция «упорядоченность действий» берется перед самостоятельным выполнением задания (Воспитатель: «Что мы будем делать сначала? Что потом?...» Можно составить вместе с детьми схему - опору последовательности их действий).

На второй неделе для закрепления материала берутся:

· Загадки;

· Использование игр «Что лишнее?», «Угадай по описанию»;

· Словесные игры, в том числе на развитие воображения (по методике ТРИЗ)

В совместную деятельность вносится соответствующий дидактический и развивающий материал.

Занятия проводятся всей группой или по подгруппам. Очень эффективна работа в парах. Занятия делятся на:

- познавательные;

- занятия - наблюдения;

- исследовательские;

- закрепляющие.

Используется наглядный материал - картины, карточки с изображением предметов, сами предметы.

На занятиях по математическому развитию вносятся Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, танграмы, счетные палочки.

На конструирование берутся строительные наборы - настольные, напольные. Вносятся простейшие схемы - чертежи построек. Ведется работа с конструктором.

Из экспериментального уголка может быть заимствован материал для проведения исследовательской деятельности. Например, для знакомства с единицей измерения на математическом развитии детей подводят к выводу, что измерить можно и воду и песок и ленточку, но только с помощью подходящей мерки - стаканчика, палочки и др. так же могут исследоваться свойства предметов - на познавательном развитии, смешивание красок и получение оттенков - на рисовании.

В ходе занятий используются следующие игровые приемы:

1. Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);

2. Пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кроме того - являющаяся прекрасным речевым материалом). Каждую неделю разучивается новая игра.

3. Элементы драматизации - для повышения интереса детей к подаваемому педагогом материалу, создание эмоционального фона занятия.

Пример: В группе имеется набор резиновых игрушек - Хрюша, Степашка, Филя, Каркуша. Когда Хрюша «устраивает» со своими друзьями игру в прядки, то дети охотно помогают ему:

Хрюша: Ребята, где же спрятался Филя?

Дети: Он в шкафу!

(Хрюша забирается на шкаф)

Дети: Да не на шкафу, а в шкафу!

(Хрюша исправляется)

Хрюша: Вот Каркушу мне точно не найти…

Дети (наперебой): Она под кроватью! А Степашка за шкафом стоит.

Итог: Хрюша - доволен. Дети - тоже. Воспитатель же выполнил поставленную задачу - провел работу по ориентации в пространстве и активизировал детский словарь (предлоги на, за, под,…)

Включение детей в драматизацию очень эффективно. Они даже не замечают, что с ними «проводится занятие».

Если ребенок неверно формулирует свои мысли (суждения), то тот же герой (Хрюша) может попросить его объяснить все снова. Ребенок не обижается, а с радостью исправляет свою ошибку (здесь возможна помощь воспитателя).

Метод предварительной ошибки - так же эффективен, особенно при закреплении материала.

Пример: Хрюше дается задание - построить квадрат. Он строит фигуру из 3х палочек. Дети сразу же замечают ошибку (на предыдущем занятии они сравнивали квадрат с треугольником).

Хрюша настаивает на том, что у него получился квадрат. Дети доказывают обратное: «Здесь у фигуры 3 угла и 3 стороны. Значит это треугольник. У квадрата должно быть не 3 стороны, а 4; не 3 угла, а 4.» На вопрос Хрюши «Что же теперь делать?», дети хором отвечают: «Возьми еще одну палочку!». (Одному - двум детям предлагается помочь Хрюше). Воспитатель (обобщает): «Вот видите, теперь действительно получился квадрат: у него 4 равные стороны 4 прямых угла».

3. Организация самостоятельной  деятельности.

Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, я включаю следующую план - схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться педагогом в течение всего учебного года).

- совместная деятельность - самостоятельная деятельность :

понедельник

 Настольно/печатные дидактические игры;

· Загадки (на закрепление изученной ранее темы)

Игры на развитие мелкой моторики:

· Мозаика;

· Шнуровка;

· Игры с пересыпным материалом.

Вторник

Блоки Дьенеша Настольно/печатные

- дидактические игры

Среда

Палочки Кюизенера - Блоки Дьенеша;

- Игры в экспериментальном уголке

Четверг

 - работа со строительным материалом (по схеме и без);

- работа со счетными палочками.

- палочки Кюизенера;

- кубики «Сложи узор», «Уникуб».

Пятница

 - игры на развитие творческого воображения (элементы методики ТРИЗ);

- внесение новой дидактической игры (развивающей)

- работа со строительным материалом (со схемой и без);

- работа со счетными палочками.

Здесь я предусмотрела следующие пункты:

· Переход одного вида деятельности (игры) из совместной - в самостоятельную;

· Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;

· Учитывание временных рамок (т.е., планируя небольшой по объему материал, я тем самым, не сделала ущербной столь важную для ребенка деятельность - сюжетно - ролевую игру).

Совместная деятельность проводится фронтально, но чаще - по группам (3 - 5 человек) и в парах.

Используется состязательный характер игр.

Таким образом, знания, полученные ребенком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого - в бытовую деятельность.

Пример:1. Занятие: знакомство с объектом - Игрушки (ранее - Посуда);

2. Совместная деятельность (игра «Что лишнее?», игры на классификацию и др.);

3. Самостоятельная деятельность:

- собери из частей картинку (чашка, чайник, мячик, пирамидка)

- лото (игрушки, посуда);

4. Использование знаний в бытовой деятельности (ребенок в с/ролевой игре: «Сейчас я вымою всю посуду, а потом - все игрушки…). «Сюда нельзя ставить пирамидку, здесь же стоит посуда! Пирамидку нужно поставить вот сюда, к игрушкам».

Следует отметить, что элементы мыслительной деятельности можно развивать во всех видах деятельности.

Пример: а) Работа в живом уголке:

· исследование (какие цветы политы, а какие нет?)- логическая операция «сравнение»;

· наблюдение за поведением (внешним видом) двух хомячков - логические операции «сравнение», «синтез», «обобщение».

б) Знакомство с березой и рябиной (на прогулке) – логические операции «сравнение», «обобщение».

Диагностика развития мышления у детей в возрасте от 4 до 5 лет

В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление (оперирование образами), поэтому и задания на диагностику уровня развития мышления должны быть соответствующими. Предлагаемые задания могут также использоваться в качестве развивающих упражнений.

1. Методика "Нелепицы".

Методика направлена на выявление особенностей познавательной деятельности ребенка. Позволяет определить детей с выраженными нарушениями познавательной деятельности. Предназначена для детей  4 - 5лет.

Для организации обследования заранее готовится картинка:

Инструкция испытуемому.

Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд экспериментатор спрашивает: "Рассмотрел?" Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если утвердительный, испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:

- Стимулирующая. Исследователь помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает вопросы, побуждающие к ответу: "Понравилась ли тебе картинка?" "Что понравилось?", "Хорошо, молодец, правильно думаешь'",

-Направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: "Смешная картинка?", "Что в ней смешного?",

- Обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: "Посмотри, что здесь нарисовано?", "А такое может быть в жизни?", "Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?", "А еще здесь есть что-нибудь необычное?".

Оценка выполнения задания.

При оценке учитываются:

а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность;

б) понимание и оценка ситуации в целом;

в) планомерность описания картинки;

г) характер словесных высказываний.

1-й уровень - ребенок сразу включается в работу. Правильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: "Тут все перепутано", "Путаница какая-то". Доказывает сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов. Фрагменты анализирует в определенном порядке (сверху вниз или слева направо). В работе сосредоточен, самостоятелен. Высказывания емки и содержательны.

2-й уровень - ситуация оценивается правильно, но уровень организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При описании картинки фрагменты выделяются хаотично, случайно. Описывается то, на что упал взгляд. Ребенок часто затрудняется в поиске нужных слов.

3-й уровень - оценить правильно и обобщенно ситуацию ребенок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы ученик начал отвечать, требуется направляющее участие педагога. Усвоенный с его помощью способ анализа применяется при описании, оценке других фрагментов, но работа идет очень вяло. Активность ребенка приходится все время стимулировать, слова вытягивать.

4-й уровень - дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимуляцию, направляющую помощь "не берет". Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов.

Еще примеры заданий подобного типа:

                                                                   

2. Нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор:

3. Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация)

Оценка выполнения

Не может подобрать ни одной пары .......................0

Правильно подобрал одну пару .............................. 1

Правильно подобрал две пары ................................ 2

Правильно подобрал 4 пары.................................…3

4. Задания на нахождение закономерностей:

       

        5. Простейшие умозаключения (определяется также запас знаний ребенка, эрудиция):

6. Задания на установление логических связей:

       

                              Список использованной  литературы

  1. Береславский Л.Я. «Азбука логики»-М., 2001г.
  2. Венгер А., Дъяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.-М.,1999г.

3. Волонина В.В. Занимательная математика С.Петербург, 1996г.

4 . Ковалев В.И. Развивающие игры:10 шагов к успеху. -М., 2004г.

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные для дошкольников. -М., 1990г.

6. Мисуна С. Развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание    2005г. №12 с.21.

7. Мисуна С. Развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание    2005г. №8 с.48.

8.  Моисеева Г. «Пальчиковые игры - упражнения»// Дошкольное воспитание  2000 г. № 10 с.45

9.  Петорсон Л.Г., Кочемасова Е.Е., Игралочка -М., 2004г.

10. Савенкова А. Конкурс интеллектуалов// Дошкольное воспитание    1998 г.  № 2 с.6.

11.Синицына Е. Логические игры и задачи -М., 2004г.

12. Шумакова О.В. Математические сказки //  Ребенок в детском саду 2004-№ 2 с.53.

13. Узорова О. Л., Нефедова С. Р. «Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать» М. 2000 г.

14. Узорова О. Л., Нефедова С. Р.,«Пальчиковая гимнастика» М. 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие патриотических чувств у детей средней группы в процессе изучения русской народной игрушки "Матрешки"

Презентация информационно- творческого проекта с группой детей и их семьями. Задачи проекта: формировать представления о русской народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, роспи...

Краткосрочный проект по театрализованной деятельности для детей средней группы «Мы играем вместе»

Краткосрочный проект по театрализованной деятельности для детей средней группы «Мы играем вместе»...

Проект «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ»

Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, сообразительными – короче говоря – умными. Умен тот, кто умеет мыслить. Разве это умение н...

Развитие музыкальных способностей у детей средней группы посредством сказкотерапии « Путешествие в страну сказок К. И. Чуковского»

План-конспект занятия: "Развитие музыкальных способностей у детей средней группы посредством сказкотерапии "Путешествие в страну сказок К. И. Чуковского" (сказки "Федорино горе&quo...

Проект «Развитие элементов логического мышления у детей средней группы посредством игры»

Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, сообразительными – умными. Умен тот, кто умеет мыслить. Разве это умение не дано нам природ...

Проект «Развитие мелкой моторики рук детей младшей группы посредством нетрадиционной техники рисования».

Проект «Развитие мелкой моторики рук детей  младшей группы посредством  нетрадиционной техники рисования»....

План самообразования. Тема самообразования: «Развитие диалогического общения у детей средней группы посредством коммуникативных игр»

Тема самообразования: «Развитие диалогического общения у детей средней группы посредством коммуникативных игр»...