Рабочая программа "Родничок" по патриотическому воспитанию.
рабочая программа (старшая группа)

Зубрейчук Тамара Петровна

Дошкольный возраст – важный период нравственного развития детей. На данном возрастном этапе у детей формируются первые представления элементарные понятия о хорошем и плохом, навыки поведения с окружающими взрослыми и сверстниками. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.

Таким образом, уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни человеческого общения.

Воспитание добрых чувств и положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной деятельности, в игре, на занятиях и связано с формированием этих деятельностей.

Основным методом данной работы я выбрала рассказывание сказок, проведение бесед, обыгрывание сценок с учетом поставленных задач. Сказки преподносят детям многогранный мир своих героев с разными характерами, поступками, которые легко переносятся на реальную жизнь и учат детей делать выводы, выбирать правильные решения.

Все это делает сказку незаменимым инструментом, для формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Цель: формирование у ребенка основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задачи:

  • Способствовать формированию нравственных качеств
  • Формировать умение определять различное эмоциональное состояние.
  • Формировать представление о семье и дружбе
  • Развивать артистические навыки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnizok_1_1.docx50.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Медвежонок»

Принята на педагогическом совете

Протокол №_____

от «___» ___________20___года                                                                                                                    

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ«Медвежонок»

_________ Хоймова Е..В.  

от  «     »                     20__года

Рабочая программа

кружковой работы « Родничок»

в старшей группе

на период 2021-2022 учебный год

.

Составитель:

Воспитатель:

Зубрейчук Т.П.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный период нравственного развития детей. На данном возрастном этапе у детей формируются первые представления элементарные понятия о хорошем и плохом, навыки поведения с окружающими взрослыми и сверстниками. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.

Таким образом, уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни человеческого общения.

Воспитание добрых чувств и положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной деятельности, в игре, на занятиях и связано с формированием этих деятельностей.

Основным методом данной работы я выбрала рассказывание сказок, проведение бесед, обыгрывание сценок с учетом поставленных задач. Сказки преподносят детям многогранный мир своих героев с разными характерами, поступками, которые легко переносятся на реальную жизнь и учат детей делать выводы, выбирать правильные решения.

Все это делает сказку незаменимым инструментом, для формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Цель: формирование у ребенка основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задачи:

  • Способствовать формированию нравственных качеств
  • Формировать умение определять различное эмоциональное состояние.
  • Формировать представление о семье и дружбе
  • Развивать артистические навыки.

Методическое оснащение: Телевизор, магнитофон, цветная бумага, картон белый, цветной, фломастеры, карандаши цветные., костюмы ( шапочки) для обыгрывания сценок, подборка загадок, сказок, бесед по теме.

Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность 25 минут. В месяц 4 занятия, 36 занятий в год

Формы организации кружка

  • Анализ
  • Оценка поступков
  • Игровые приемы
  • Поисковый метод
  • Драматизация
  • Аппликация
  • Сочинение сказок
  • Беседа
  • Рассказывание
  • Диалогическая, монологическая речь

Ожидаемые результаты

К концу учебного года ребенок должен:

  • знать и уважать, с учетом его возрастных особенностей, основные социоформирующие принцыпы общественного поведения,
  • любить ближних, уважать старших;
  • дети должны научиться уважать труд других людей, сознательно выполнять свои обязанности;
  • рассматривать свое и чужое поведение с традиционной для России нравственной точки зрения;
  • знать и применять на практике общепринятые нормы и правила поведения;
  • проявлять доброжелательное отношение к окружающим людям, живой природе, культуре, литературе, искусству;
  • овладеть соответствующими возрасту коммуникативными навыками и умениями;
  • ребенок должен воспринять красоту родного языка, стремиться избегать слов и выражений, засоряющих родную речь.

Используемая литература:

В. И. Петрова, Т. Д. Стульник « Этические беседы с детьми 4 – 5 лет» И. П. Посашкова « Организация творческой деятельности Л. А. Лопатина, М. Скребцова « Начало мудрости» Н. Ф. Губанова « Развитие игровой деятельности» И. Ф. Мулько « Этика для детей 3 – 7 лет» Л. М. Шипицина « Азбука общения»


Перспективный план

по социально – нравственному воспитанию в старшей группе

Сентябрь

Вежливость

Тема

Цель

1.

Беседа«Зачем

говорят «здравствуй»?

Формировать у детей основные

правила этикета при встрече.

2.

Дидактическая игра «К нам

Различать эмоциональное

гости пришли»

состояние не только своё, но и

детей, сопереживать.

3.

Игра «Гостеприимный

теремок»

Совершенствовать знания детей о

культуре поведение, вызвать

желание быть воспитанными.

4.

Игра- ситуация

«У меня

зазвонил телефон».

Художественное творчество

«Угощение для гостей»

Учить детей участвовать в диалоге;

предоставлять возможность выбора

Рол

Воспитывать у детей желание

дарить подарки, испытывать чувство

радости.

Октябрь

Бережливость

1.

«Берегите книгу»

Закреплять у детей навыки

бережного отношения к вещам;

учить ценить труд тех, кто сделал эту

вещь, кто купил её, заработав

деньги.

2.

Игра «Как надо заботиться?»

Воспитывать у детей желание

заботиться о животных; учить

понимать, что заботиться-значит

любить.

3.

Беседа

«Мы идём помогать

растениям».

Помочь понять, что дерево – это

живое растение, воспитывать

культуру поведения в природе.

4.

Дидактическая игра

Поощрять желание поддерживать

«Книжкины помощники».

порядок в игрушках ; бережно

относиться к книгам.

Воспитывать у детей желание

оказывать помощь; развивать

Художественное творчество

способность быть бережливым.

рисунок «Поможем игрушке».

Ноябрь

Т р у д о л ю б и е

1.

Беседа

«Как пчёлки

Способствовать у детей осознанию

трудятся».

важности трудовой занятости;

воспитывать умение работать с

радостью.

2.

Игра «Трудимся с любовью».

Помочь детям понять, что

трудолюбивый человек всегда

добьётся результата.

3.

Творческое задание

Воспитывать у детей положительное

«Строим кормушку».

отношение к труду; формировать

умение заботиться о выполнении

совместного задания вовремя.

4.

Пословицы о труде.

Формировать у детей понятие о

видах трудовой деятельности , как о

необходимой части жизни человека;

воспитывать уважение к труду.

Декабрь

1.

Беседа

«Правила дружной

игры».

Расширять представления о

сходстве и различиях между

мальчиками и девочками;

воспитывать привычку дружно

играть .

2.

«Что такое дружба?»

Формировать у детей понятия

«друг», «товарищи»; воспитывать

желание у мальчиков защищать

девочек и помогать им.

3.

Дидактическая игра

Создать условия для актуализации

«Поделись с товарищем».

нравственных норм. Учить детей

товарищескому взаимодействию в

игре.

4.

Проблемная ситуация: «Сам

Упражнять детей в выполнении

игрушкой поиграй и товарищу

знакомых действий

отдай».

Чтение рассказа Н.

Калининой«Разве так играют»

- Специально созданные ситуации:

Игрушка одна, а играть с ней

хочется всем.

Узнай, почему он сидит один,

не играет?

Январь

Вредные привычки

1.

Беседа: «Какие бывают

Формировать у детей

вредные привычки?»

представления о плохих привычках,

воспитывать желание следить за

своим внешним видом.

2.

Беседа: « Важно ни кто ты, а

Учить следить за своим внешним

какой ты». Просмотр

видом, поведением, помочь

мультфильма «Чуня»

понять, что воспитанный человек

всегда ведет себя правильно

3.

Сюжетно- ролевая игра «Мы в

Закреплять у детей представление

животных поиграем»

об инстинктах животных, привычках

людей.

4.

Наши поступки.

Воспитывать положительные

Беседы по итогам просмотра

нравственные чувства; вызвать

мультфильмов : Подарок для

эмоциональный отклик на поступки

самого слабого, Нехочуха.

мульт. героев

Февраль

М ы  такие р а з н ы е

1.

Беседа «Как вас зовут?

Настроить внимание детей на

восприятие своего имени и имени

другого ребёнка; учить выражать и

проявлять чувства, дружеские

симпатии.

2.

Игра- беседа

«Кто мы?»

Воспитывать интерес к собственной

личности; развивать восприятие

образа ровесника по внешности и

индивидуальным особенностям.

3.

- Игра – занятие «Так – не так»

(картинки с изображением

поступков)

- Специально созданные ситуации:

Сервировка стола

Неубранные игрушки ит. д.

- Чтение рассказа Н. Калининой

«Помощница»

4.

Сюжетно- ролевая игра «Наши

Формировать у детей понятие о

причёски».

Соревнование

«Петушки»

такой детали внешнего вида, как

причёска.  Л.М. Шипицына

«Азбука общения»,с.368.

Воспитывать у мальчиков

такие мужские качества, как сила,

ловкость.

Март

Семья

1.

Беседа:

«Быть хочу, как

папа!»

Вызвать у детей радость и гордость

за то, что у них есть семья;

формировать понимание того, что в

семье все заботятся друг о друге;

вызвать желание быть похожим на

своих родителей.

2.

«Моя мама».

Воспитывать внимание и уважение к

своим родным; рассказать, что

любовь мамы-это её забота.

3.

Художественное творчество

Воспитывать в детях желание делать

«Солнышко для мамы»

приятное близким людям,

передавать в рисунке свои

впечатления.

4.

Сюжетно- ролевая игра

Воспитывать в детях чувства

«День рождения»

семейной сплочённости; любви и

чуткого отношения к самым

близким людям.

Апрель

Что такое хорошо и что такое плохо

1.

Чтение произведений о

Формировать представление о

хороших и плохих поступках.

добре и зле (добро всегда

побеждает зло); о хороших и плохих

поступках.

2.

Этюд «Капризуля»

Способствовать формированию у

« Жадина»

детей представления о нормах и

правилах поведения и общения друг

с другом.

.

3.

Проблемные ситуации. Ищем

Учить детей находить выход из

выход

сложившихся ситуаций. Помогать

решать проблемы другим детям.

4.

Игра- драматизация   «Репка».

Воспитывать у детей чувство

взаимопомощи; качества личности ,

как умение сопереживать и

сочувствовать другим людям

Май

Ч у в с т в а  и  н а с т р о е н и я

1.

Беседа

«Как побороть

страх?»

Учить детей принимать правильные

решения в разных жизненных

ситуациях.

2.

Практическаядеятельность

Учить детей договариваться,

«Коврик мира».

обучать способам контроля своих

эмоций.

3.

Игра «Умный кот».

Знакомить детей с чувством совести;

объяснить, что именно она не даёт

человеку сделать плохие поступки.

4.

Дидактическая игра

Дать детям представление об их

«Настроение».

собственных эмоциях и эмоциях

других людей.

Формировать представление детей

Диагностическое исследованиие эмоционально- нравственной сферы

 Старших дошкольников

    

 Диагностика изучения представлений о нравственных качествах  

Метод «Беседа» (Методика  Г. М. Фригман, Т. А. Пушкина, И. А. Каплунович) предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах  5-6 лет

Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

 Вопросы для беседы:

-Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

- Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

-Кого можно назвать добрым (злым?) Почему?

-Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

-Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

-Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

           Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

Обработка результатов.   

 Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной системе.

      

 Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление

    

     Диагностика  эмоционального компонента нравственного развития (Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения»)         

         Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложение несколькими словами.

  1. Когда я вижу, что кто-то из ребят попал в беду, то я…
  2. Если кто-то надо мной смеется, то я…
  3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
  4. Когда меня постоянно перебивают, то я…
  5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
  6. Когда в моем присутствии обижают человека, то…

Обработка результатов по 3-х бальной системе

                                                                   

 

     

Диагностика межличностных отношений  (Методика А. С. Прутченкова «Настоящий друг»)

Анкета-опросник «Настоящий друг»

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует другу.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга.

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» –  по 1 баллу, а за ответ «нет» –  0 баллов. Сложите полученные очки.

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же. 

     

Методика «Сюжетные картинки»

Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

    

Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом

Создавать условия для формирования гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного города....

Рабочая программа «Патриотическое воспитание старших дошкольников»

пушки». Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является путеводной звездой, которая на протяжении жизни человека определяет очень многое, если не сказать – все!...

Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы)

Консультация для воспитателей раскрывает необходимость правильного планирования деятельности для осуществления нравственно-патриотического воспитания в рамках Рабочей программы ГБДОУ....

Итоги реализации рабочей программы воспитания и федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" в ДОУ

Итоги реализации рабочей программы воспитания и федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" в ДОУ за 2021-2022 уч.год...

«Военно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации Рабочей программы воспитания»

В чем же заключается актуальность нашей программы?ГБДОУ детский сад №22 расположен в муниципальном округе (МО) «Урицк». В районе сооружен мемориал "Кировский вал" в составе мемор...

Задачи по патриотическому воспитанию в рабочей программе воспитания

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и...

Участие в онлайн семинаре региональной базовой площадки по апробации и внедрению рабочих программ воспитания дошкольного образования Оренбургской области «Воспитание бережного отношение к природе как образовательный ресурс патриотического воспитания»

Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства.Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. И...