Рабочая программа «Патриотическое воспитание старших дошкольников»
рабочая программа (подготовительная группа)

Денисова Дарья Борисовна

пушки».

Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является путеводной звездой, которая на протяжении жизни человека определяет очень многое, если не сказать – все!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p_patrioticheskoe_vospitanie.docx48.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 171 «Черничка»

630068, г. Новосибирск ул. Пихтовая 2б, ds_171_nsk@nios.ru

инн 5409110717/кпп 540901001

т.327-10-30, 327-10-55,327-10-77.

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий МКДОУ №171 д/с «Черничка»

Исакова. Н.В.      _______________________

 «____» ___________20____г.  № _________

Рабочая программа

 «Патриотическое воспитание старших дошкольников»

Составитель:

Воспитатель

Денисова Д.Б.

2018г.

                                                 

Содержание

I. Целевой раздел Программы

Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в научно - педагогической литературе.

Цели и задачи реализации Программы

Планирование образовательной деятельности

 Ожидаемые результаты.

Принципы и подходы к формированию Программы

II. Содержательный раздел Программы

Формы организации образовательного процесса

Методы и приемы:

Основные направления программы

Интеграция материала в совместную деятельность с педагогом

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников

III. Организационный раздел Программы

Описание материально-технического и информационного обеспечения

образовательной программы, обеспеченности методическими материаламии средствами обучения и воспитания

Информационно - коммуникативные технологии

Основные моменты непосредственно – образовательной деятельности с использованием компьютеров

Методическое обеспечение (список литературы).

Приложение

Тематическое планирование

Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в научно - педагогической литературе

Народная мудрость гласит:

«Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки».

Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является путеводной звездой, которая на протяжении жизни человека определяет очень многое, если не сказать – все!

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человек, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, та как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине, а это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Задача родителей и педагогов – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости за достижения страны, любовь иуважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Любовь ребенка к отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью.«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А.Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы детского сада по патриотическому воспитанию детей. Источником формирования у ребенка любви к родным местам является участие его в общественно- полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких.

Патриотическое воспитание – понятие емкое. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.

Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре- навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.

При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются ценностное восприятие окружающего мира, наглядно- образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

В разное время вопросами патриотического воспитания занималось много педагогов, таких как, А. Д. Жариков, Р.И.Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С. Козлова и многие другие.В наше время проблеме нравственно- патриотического воспитания уделяют внимание такие педагоги, как Е.Ю.Александрова, Н. Г. Комратова, М.Ю.Новицкий, Н. А. Арапова – Пискарева и многие другие.

Планирование образовательной деятельности

Возраст, на который рассчитана программа: старшая группа - дети 5-6 лет, подготовительная группа – дети 6-7 лет.

Срок реализации программы – 2 года.

Формы занятий: подгрупповые

Режим занятий:

Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводится 36 занятий. Продолжительность занятий:

Старшая группа – 25 минут.

Подготовительная группа – 30 минут.

Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием основной образовательной деятельности и в соответствии с требованиями СанПиН.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи:

  1. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
  2. Знакомить детей с культурным наследием, настоящим и историческим прошлым своего народа, достопримечательностями.
  3. Развивать нравственно – патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей, создающий красивый город.
  4. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
  5. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.

Ожидаемые результаты

  • в осознании наиболее приоритетного направления в воспитательно – образовательном процессе ДОУ – естественное ненасильственное «вхождение» детей в окружающий их социум, доступный их возрастным особенностям;
  • в определение целей и задач гармоничного введения ребенка в окружающий его мир, прежде всего через призму национальной культуры, быта и традиций своего народа;
  • в понимании важности дошкольного периода жизни, так как воспитание лучших нравственно – духовных качеств личности ребенка (любви к семье, родному краю, Родине) начинается с того времени, когда он только учится видеть, слышать и познавать окружающий мир.

Дети должны знать:

Наличие у детей знаний об истории возникновения поселка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного поселка, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

4–5 лет:

С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.

Уметь рассказывать о своем родном поселке.

Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).

Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

5–6 лет:

Знать свой домашний адрес, название села,  районного центра,  района, края.

Иметь представление о символике села, района, края.

Знать название близлежащих улиц.

Иметь представление о жизни и быте коренных народностей края.

Узнавать на фотографиях достопримечательности села, района, города Новосибирска, уметь рассказывать о них.

Знать профессии своих родителей.

Знать правила поведения в природе.

Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

Различать некоторые рода войск.

6–7 лет:

Краткие сведения об истории села, района, края.

Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

Знать герб, флаг Новосибирской области, Первомайского района .

Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.

Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

Правила безопасности поведения в природе и на улице города.

Иметь элементарные представления об охране природы.

Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

Принципы и подходы к формированию Программы

В основе реализации Программы лежит культурно-исторический и системно-деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  (далее  -  ФГОС ДО), который предполагает:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (раннего и дошкольного
  • возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
  • индивидуализацию дошкольного образования  (в том числе одарённых детей и детей с
  • ограниченными возможностями здоровья);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
  • партнерство с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
  • различных видах деятельности;
  • возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.

обеспечение преемственности дошкольного и начального  общего образования.

Программа формируется  с  учётом особенностей базового уровня системы дошкольного образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Формы организации образовательного процесса

 

Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:

  • совместной деятельности взрослого и детей
  • самостоятельной деятельности детей (формы организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная).

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:

  • Игровая
  • Коммуникативная
  • Познавательно-исследовательская
  • Музыкальная
  • Изобразительная (можно включить разделы по изо)
  • Восприятие художественной литературы с использованием фольклора
  • Конструктивная
  • Самообслуживание и элементарный бытовой труд
  • Двигательная

Методы и приемы:

  • целевые прогулки и экскурсии;
  • наблюдения;
  • рассказ, объяснение воспитателя в сочетании с показом и непосредственным наблюдением детей;
  • беседы с детьми;
  • игры-головоломки;
  • использование художественной литературы, фольклора (народных игр, хороводов, плясок, пословиц, поговорок, загадок, песен);
  • обучение игре на русских народных инструментах (ложках, трещетке, бубне и др.);
  • проведение фольклорных праздников «Россия-Родина моя!»,«Масленица», «Пасха» и др.
  • использование современных информационных технологий, мультимедиа изданий, видеофильмов, презентаций;
  • разучивание с детьми современных песен и стихотворений;
  • приобщение детей к отдельным, наиболее ярким и доступным детскому пониманию общественным событиям и социальным явлениям (полеты в космос, состязания спортсменов, календарные – обрядовые праздники, «День защитника Отечества», «День Победы», и т.д.).

Основные направления программы

  • Изучение, обобщение и распространение опыта, накопленного в области духовно-нравственного воспитания в МБДОУ.
  • Информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность.
  • Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.
  • Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в МКДОУ.
  • Участие в социальных и благотворительных акциях.
  • Совершенствование подготовки и повышение квалификации кадров по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Интеграция материала в совместную деятельность с педагогом

Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. В сетке непосредственно образовательной деятельности игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она является основой для организации всех других видов детской деятельности.

Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры- путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки и пр.

При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).

Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В сетке непосредственно организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.

Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух, и как прослушивание аудиозаписи.

Конструирование и изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация, конструирование) деятельности Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.

Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем дошкольного учреждения в специально оборудованном помещении.

Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической культурой, требования к проведению которых согласуются дошкольным учреждением с положениями действующего СанПин.

Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в Группе через:

  • организованную образовательную деятельность (непосредственно образовательная деятельность (далее — НОД);
  • совместную (партнерскую) деятельность педагога с детьми;
  • образовательную деятельность в режимных моментах;
  • самостоятельную деятельность детей.

Организация совместной деятельности педагога с детьми представляет собой деятельность:

  • с одним ребенком;
  • с подгруппой детей;
  • с целой группой детей.

Выбор количества детей зависит от:

  • возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная);
  • их интереса к данному занятию;
  • сложности материала.

Главная особенность организации образовательной деятельности в Группе на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

В дошкольном возрасте НОД - это специально организованная специфическая детская деятельность, подразумевающая детскую активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.

НОД основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.

Методики проведения НОД по разным видам построены таким образом, что программные задачи могут быть реализованы на различном материале. Знания, умения и навыки, полученные детьми, рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности ребенка. Форма организации НОД как групповые, так и по подгруппам. При организации педагогического процесса осуществляется оптимальный отбор методов, средств, форм обучения. В практической деятельности применяются исследовательские и опытно-экспериментальные методы, позволяющие анализировать и прогнозировать педагогический процесс.

Специально организованная специфическая детская деятельность подразумевает активность дошкольников, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.

Организация совместной деятельности взрослого с детьми подразумевает:

  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

         Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников

 

Особое внимание в работе по духовно – нравственному воспитанию и формированию любви к родному краю необходимо уделять укреплению связей с родителями. Родители должны быть не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса; они должны принимать участие не только в праздниках, где играют роли, читают стихи, участвуют в играх, но и проводить совместно с воспитателем занятия, активно обсуждать вопросы воспитания на педагогических советах, родительских собраниях, семинарах.

  • Интеграция краеведческого материала в совместную деятельность с семьей:
  • Привлечение родителей к подготовке и проведению народных праздников и развлечений; «День матери» - посиделки с мамами.
  • Фотоальбом «Моя семья», «Путешествуем по родному городу», «Символика города, края».
  • Консультации: «Воспитание любви к Родине», «Аптека на опушке», «Ядовитые растения», «Лекарственная кулинария», «Наедине с природой» и др.
  • Помощь родителей в организации экскурсий по историческим местам.
  • Познакомить родителей с содержанием ознакомления дошкольников с народными праздниками, обрядами гадания, умением создать в домашних условиях сказочно-праздничную атмосферу (оформление интерьера, столовый этикет, преподнесение детям подарков). Приобщать родителей к совместному с детьми празднованию народных праздников.
  • Дать рекомендации по использованию полученных знаний в повседневном общении с детьми:
  • читать художественные произведения, связанные с обрядовыми праздниками;
  • рассматривать иллюстрации; вести беседы о прочитанном; выяснять, что понравилось, чем мотивируется выбор книг; формировать нравственные качества ребенка на основе бережного отношения к природе.
  • Познакомить с народной кулинарией Великого поста и праздничнных дней: выпекание из теста жаворонков, пасхального кулича, технология крашения яиц, украшение стола. На прогулках с детьми использовать выученные в детском саду заклички, приговорки, дразнилки, небылицы, весенние хороводные игры. Повторять с детьми дома стихи, литературные и музыкальные произведения, рекомендованные педагогами дошкольного учреждения.

В современных  условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей,  то есть  имеющим возможность оказывать  на неё  определенное влияние.    

В основу совместной деятельности семьи и Учреждения заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • открытость Учреждения для родителей;
  • взаимное доверие  во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;
  • равно ответственность родителей и педагогов.

Система  взаимодействия  с родителями  включает:

  • ознакомление родителей с результатами работы Группы на родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни Группы;
  • ознакомление родителей с содержанием работы Группы, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
  • участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета;
  • целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
  • обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.

 Воспитатель активно вовлекает родителей в совместные с детьми виды деятельности, помогает устанавливать партнерские взаимоотношения, поощряет активность и самостоятельность детей. В процессе организации разных форм детско-родительского взаимодействия воспитатель способствует развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.

III. Организационный раздел Программы

Описание материально-технического и информационного обеспечения

образовательной программы, обеспеченности методическими материалами средствами обучения и воспитания

В группе создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематически работа по созданию предметно-развивающей среды.

Групповая комната, включающая игровую, познавательную и обеденную зоны оборудована согласно санитарным правилам и нормативам. При создании организации развивающей предметно-пространственной среды учтены возрастные, индивидуальные особенности детей группы. Группа постепенно пополняются современным игровым оборудованием, современными информационными стендами. Предметная среда помещения оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции

Групповая комната

Сенсорное развитие

 Развитие речи

Ознакомление с окружающим

миром

Ознакомление с

художественной  литературой и

художественно  –  прикладным

творчеством

  Развитие элементарных

математических представлений

 Обучение грамоте

  Сюжетно – ролевые игры

  Самообслуживание

Трудовая деятельность

Самостоятельная творческая

деятельность

  Ознакомление с природой, труд

в природе

 Игровая деятельность

Дидактические игры на развитие

психических функций  –  мышления, внимания, памяти, воображения

Дидактические материалы по сенсорике,

математике, развитию речи, обучению грамоте

  Географический глобус

Географическая карта мира

Карта России, карта р. Коми, карта Города

Муляжи овощей и фруктов

Календарь погоды

 Плакаты и наборы дидактических

наглядных материалов с изображением

животных,  птиц, насекомых, обитателей морей,

рептилий

Музыкальный центр, аудиозаписи

Детская мебель для практической

деятельности

Книжный уголок, детские энциклопедии

по возрастной тематике

Уголок для изобразительной детской

деятельности

 Игровая  мебель. Атрибуты для сюжетно  –

ролевых игр: «Семья», «Магазин»,

«Парикмахерская», «Больница», «Школа»,

«Библиотека», «Строители», «Автомастерская»

Природный уголок

 Конструкторы различных видов

Головоломки, мозаики, пазлы, настольные

игры, лото, лабиринты

 Развивающие игры по математике, логике

Различные виды театров

Физкультурное оборудование для

гимнастики после сна: ребристая дорожка,

массажные коврики и мячи, резиновые кольца и кубики и др.

Информационно - коммуникативные технологии

В развитии   личности современного дошкольника важную роль играет информационный компонент, что обусловлено реалиями жизни. Информационная компетентность дошкольника, представляет собой «основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и др.»

Благодаря мультимедийному способу подачи информации:дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже понимают понятия числа и множества; быстрее начинают ориентироваться на плоскости и в пространстве; раньше овладевают чтением и письмом.Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику конкретных событий, у него развивается способность к прогнозированию результата действий, он начинает думать прежде, чем делать. Использование компьютерных игр позволяет задействовать в одной компьютерной развивающей игре все психические процессы, мелкую моторику, познавательную и эмоционально – волевую сферу ребенка; предопределить высокий уровень мотивации ребенка при выполнении игровых заданий.

Основные моменты непосредственно – образовательной деятельности с использованием компьютеров:

  • НОД должна быть предельно организованна и должна включать многократное переключение внимания детей на другой вид деятельности;
  • в НОД дети должны не просто получить какую – то информацию, а выработать определенный навык работы с ней или получить конечный продукт;
  • перед НОД должна быть проведена специализированная подготовка – социально ориентированная мотивация действий ребенка.

Методическое обеспечение (список литературы)

  1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 (разработан на основе и в соответствии с ФГОС ДО).
  2. Н.Ф. Виноградова, Л.А. Соколова. Моя страна – Россия. Развивающее пособие для детей старшего дошкольного возраста. Просвещение 2000.
  3. А.К. Бондаренко. Словесные игры в ДОУ. - М.: Просвещение, 1974.
  4. Н.Н Леонова, Н.В. Неточаева. Проект «Живая память России» нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников. ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013
  5. Г.В. Калашников. Гербы и символы: история российского герба. Учебно-наглядное пособие.
  6. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
  7. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель - дети. - М.: 1985. - 204с.
  8. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. - 215с.
  9. Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. В.Г.Нечаевой и Т.А.Марковой.Изд.2-е,испр. И доп.М.,»Просвещение»,1978.256с.
  10. Писарева А. Е., Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. - М.: Сфера, 2007. - 128 с.
  11. Потаповская О. Воспитание в вопросах и ответах. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содержание, методики, новые формы. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1
  12. Меренков А. , Буйлова Л., Кленова Н. Содержание нравственно-патриотического воспитания в ДОУ. Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе // // Дошк. воспитание. - 2001. - № 8.
  13. http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-encycl-term-4107.htm
  14. http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-encycl-term-4107


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по теме «Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность» Направление «художественно-эстетическое развитие, коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие»

В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Для эстетического воспитания, наиб...

Рабочая программа Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом

Создавать условия для формирования гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного города....

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию старших дошкольников "Эколята"

laquo;Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В. Сухомлинск...

Рабочая программа по трудовому воспитанию старших дошкольников «Рукам - работа, душе – праздник» (хозяйственно – бытовой труд)

Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленнос...

Рабочая программа по правовому воспитанию старших дошкольников 5-6 лет

Рабочая программа по правовому воспитанию  дошкольников  5-6 лет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО КРУЖКА «МЫ ЕДИНЫ, МЫ – РОССИЯ!» СТАРШАЯ ГРУППА

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.Он способствует формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природ...

Рабочая программа «Патриотическое и гражданское воспитание дошкольников» Для средней группы

Цель программы: воспитание гражданина и патриота своей страны; формирование нравственных ценностей, любви к своему краю, Родине, семье и дому через возрождение исторической памяти и народной куль...