Рабочая программа «Патриотическое и гражданское воспитание дошкольников» Для средней группы
рабочая программа

Подрешетникова Светлана Михайловна

Цель программы: воспитание гражданина и патриота своей страны; формирование нравственных ценностей, любви к своему краю, Родине, семье и дому через возрождение исторической памяти и народной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

«Патриотическое и гражданское  воспитание дошкольников»

Для средней группы

Воспитатель высшей квалификационной категории Подрешетникова С.М.

 
 

с.Тамбар

Пояснительная записка

Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.

Детский сад наряду с семьей является важнейшим социальным институтом воспитания ребенка дошкольного возраста. Дошкольное образовательное учреждение оказывает свое воспитательное воздействие на ребенка в самый сензитивный период его жизни.

Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…».  Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Философский словарь так трактует это понятие: «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины».  Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.
         Чтобы избежать, этого необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

Рабочая программа по патриотическому воспитанию детей  средней группы разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой   дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в соответствии с Федеральными государственными стандартами.

Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  •   Закон Российской Федерации от 26.12.2012г.   «Об образовании» (п.6. ст.2, п.2.6. ст.32);
  • Приказ Минобразования РФ от 27.10.2011г. №2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
  • Федеральные государственные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10. 2013 г.);
  •   СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26); 
  • Концепция дошкольного воспитания; 
  • Образовательная программа  МДОУ Тисульского детского сада № 4
  • Косарева В.Н.  Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Учитель. – 159 с.
  • Арапова-Пискарева Н.А. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. М., 2005. – 136 с.

Цель программы: воспитание гражданина и патриота своей страны; формирование нравственных ценностей, любви к своему краю, Родине, семье и дому через возрождение исторической памяти и народной культуры.

Задачи:

  1. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
  2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.
  3. Реализовать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой родины.
  4. Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

При разработке программы приоритетными явились следующие принципы:

  1. Принцип гуманизации воспитательной работы с детьми,  ориентация родителей и педагогов на личность каждого ребенка, его свободу и достоинство. Гуманизация предусматривает ориентацию на важнейшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю и отечеству.
  2. Принцип ненасилия - обеспечивает педагогу организацию педагогического процесса на ненасильственной основе, создает условия для реального эмоционального осмысления ребенком конкретных поступков; предполагает развитие способности  к принятию и пониманию другого человека, формирование ненасильственного отношения к природе, всему живому.
  3. Принцип интеграции педагогической работы  со всеми участниками воспитательно – образовательного процесса на основе их социализации через призму этнокультурного, регионального компонента.
  4. Принцип ориентации на зону ближайшего развития.
  5. Принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающий единство воспитания, обучения и развития.
  6. Принцип полноты, предусматривающий вхождение детей во все доступные миры (от мира семьи до мира Родины) в процессе освоения всех основных видов детской деятельности, познания национальной культуры, быта и национальных традиций.
  7.  Принцип семейно – центрированности, направленный на тесное сотрудничество педагогов и родителей.
  8.  Принцип позитивного взаимодействия с различными образовательными и культурно – просветительными учреждениями (сельский дом культуры, школа, библиотека).

Возрастные особенности  развития детей 4 – 5 лет

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и  крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на упоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут рассказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мыслительное преобразование образа.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как  оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти  несложное условие при выполнении, каких-либо действий.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей.  Интерес вызывают ритмическая структура речи и рифмы.

Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится вне ситуативный.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у  него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другими. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа «Я»  ребенка, его детализации.

Вся работа планируется по темам, которая включает занятия, игры, экскурсии, беседы, нерегламентированную деятельность детей, а по некоторым темам – проведение праздников.

Программа направлена на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине – России, на основе приобщения к национальной культуре. Педагог, реализующий данную программу, базируется на личностно – ориентированной модели педагогического процесса.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

 Для реализации программы используются следующие методы:  наглядный, словесный и практический.
  
Наглядный метод используется во время:

  • чтения педагогом рассказов;
  • экскурсий в школьный музей, по селу, целевых прогулок;
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр и др.

  Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);
  • сообщение дополнительного материала воспитателем;
  • загадывание загадок;
  • рассматривание наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
  • разбор житейских ситуаций;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

  Практический метод используется, когда необходимо:

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (строительные, дидактические, инсценировки и др.);
  • оформить  альбомы;
  • организовать постановку сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин;
  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Содержание тематического планирования материала

Тематическое планирование способствует эффективному усво​ению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им уста​навливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предла​гаемые темы связаны между собой логически и вместе представля​ют целостную картину сведений о России.

  • Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком - членом семейного сообщества. В рам​ках этого блока дети средней группы получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные от​ношения к своим близким, уточняются представления детей о за​нятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.
  • Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном городе (районе, селе), об истории его возникновения, его достопри​мечательностях, промышленности, видах транспорта городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.
  • Родная страна. На занятиях этого блока дети получают            географи​ческие сведения о территории России, в средней группе знакомятся с государственным символом России:  флагом. Воспитывается уважи​тельное отношение к  флагу РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой. Формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культу​ре, осознание личной причастности к жизни Родины.
  • Родная природа. Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети средней группы получают сначала элементарные сведения о природе участ​ка, детского сада, затем краеведческие сведения о природе. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.
  • Родная культура, Очень важно привить детям чувство любви и        ува​жения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным твор​чеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.

Перспективное планирование

Сентябрь

Дата

Тема недели

1-я неделя

Диагностика

2-я неделя

Здравствуй, детский сад

3-я неделя

Кто о нас заботится в детском саду

4-я неделя

Путешествие в прошлое куклы

Октябрь

1-я неделя

В гости к Танюшке и Ванюшке

2-я неделя

Что нам осень принесла?

3-я неделя

Капустник

4-я неделя

Осенины

Ноябрь

1-я неделя

В русской горнице. «Печь всему голова»

2-я неделя

Убранство русской горницы

3-я неделя

К бабушке Варварушке в гости на оладушки

4-я неделя

Фока воду кипятит и как зеркало блестит

Декабрь

1-я неделя

Чудесный сундучок

2-я неделя

Украсим Дуне сарафан

3-я неделя

Кокошник для Танюшки

4-я неделя

Семейный праздник «Новый год»

Январь

 2-я неделя

Рождество

3-я неделя

Святки, колядки

4-я неделя

У Танюшки нынче праздник

Февраль

1-я неделя

Моя Родина – Россия

2-я неделя

Флаг России – символ государства

3-я неделя

Защитники Отечества – Люди мужественных профессий

4-я неделя

Я и моя семья

Март

1-я неделя

Масленица – дорогая наша гостьюшка годовая

2-я неделя

При солнышке тепло – при матушке добро

3-я неделя

Весна, весна, поди сюда!

4-я неделя

Волшебная дудочка

Апрель

1-я неделя

Пасхальные яйца

2-я неделя

Светлый праздник Пасхи

3-я неделя

Народная игрушка – Матрешка

4-я неделя

Дымковские игрушки

Май

2-я неделя

Праздник Победы

3-я неделя

Мое любимое село

4-я неделя

День защиты детей. Фольклорный праздник «Ярмарка»

Ожидаемый результат:

Программа гражданско – патриотического воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов:

  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
  • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, создание оптимистической детской картины мира.
  • Деятельное отношение к труду.
  • Усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Уровни усвоения программы:

Чтобы выявить уровень знаний детей средней группы о родном доме, семье, городе, мы определили основные критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой:

  1. Отношение к окружающим: сверстникам, друзьям,  членам семьи и ближайшим родственникам, к взрослым в детском саду.
  2. Знания о родном доме (улица, двор, квартира); деском саде (особенности здания детского сада, его помещений, их элементарное назначение).
  3. Отношение к народному творчеству.

На основе критериев мы выделили уровни:
  Низкий уровень –  Поведение ребенка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления. Знает свое имя и фамилию, членов семьи по именам. Ребенок знает названия некоторых профессий, связывая их с конкретным человеком (Г.В. – медсестра, Е.Т. – рабочий по стирке белья и пр.). Знания о родном городе (селе) неустойчивы, часто ошибается в назывании предметов ближайшего окружения. Объем представлений о растениях и животных незначителен. Наблюдает за растениями и животными только по предложению взрослого.

  Средний уровень – Ребенок стремится к общению и сотрудничеству, общаясь со сверстниками, проявляет умение понять их замыслы. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству, но иногда забывает отчества родителей. Ребенок различает виды труда людей на основе существенных признаков, но затрудняется в обосновании своих суждений. Имеет элементарные знания о домашних и диких животных, растениях, растущих близ дома, детского сада. Имеет представления о родном городе (селе), знает название улицы, на которой живет, стремится повысить свои знания.

  Высокий уровень – Ребенок охотно вступает в общение: рассказывает о себе, о своей семье, о близких ему людях; имеет представление о том, что в семье все заботятся друг о друге. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству. Имеет представления о возрасте, различает пол людей, знает их профессии.  Имеет представление о родном городе (селе) – название города (села), знает название улицы, на которой живет, а также где живут его бабушка, дедушка и т.д. Знает особенности здания детского сада, его помещений, их назначение. Знает основные предметы быта в группе детского сада, их назначение, материал, из которого они сделаны. Знает 2-3 вида птиц, диких животных, 3-4 вида деревьев, растущих на территории детского сада, 3-4- вида травянистых растений, 2-3- вида лесных ягод, грибов.

Формы реализации программы

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают зна​ния и  навыки по изучаемым тематическим блокам. Цикл занятий по ознакомлению с родным городом (селом) целесообразно проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины. Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в усло​виях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни  птиц, обитате​лей водоемов и т.д.

Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности воспитателей с детьми, т.к. воспитание чувств - про​цесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребен​ком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной дея​тельности воспитатели широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности - игровую, формировать у детей соответ​ствующие программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность мы предлагаем включать беседы о родном городе (се​ле, деревне), городах России, животных родного края и т.д., рассма​тривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию вы​ставок предметов детского творчества.

Наиболее эффективно воздействие на ребенка средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль в программе отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений. Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребенка.

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздни​ки, утренники, массовые мероприятия. Мы предлагаем проводить мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств, например:

•​ Осенины;

•​ новогодний утренник;

•​ рождественские колядки;

•​ День защитников Отечества;

•​ «Встреча весны» — фольклорный праздник;

•​ Масленица

•​ День Победы;

•​ День защиты детей;

Условия реализации программы:

Содержание предметно-развивающей среды

Неоспоримо значение правильно организованной предметно- развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста. Программа предъявляет особые требования к организа​ции предметно-развивающей среды в группе. Предлагается офор​мить в группах зоны гражданско-патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа попол​нять знания о родном крае, городе, селе, стране. Необходимо иметь ши​рокий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного села, родного города, родной страны, столицы, климатических зон России. Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промы​слов, произведения устного народного творчества, образцы россий​ского  флага. Предлагаемый детям материал должен в обяза​тельном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематиче​ских блоков.

Литература

1.​ Артемов В.В. Страницы российской истории. М., 2005.

2.Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. – М., 2005.

3.​ Герасимова З.И. Родной свой край люби и знай. М„ «Дошкольное воспитание», 2001, №2.

4. Косарева В.Н.  Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Учитель. – 159 с.

5. Арапова-Пискарева Н.А. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. М., 2005. – 136 с.

6.​ Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.

7.​ Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998.

8.​ Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М., 1986.

9.​ Федосеева П.Г. Организация деятельности уголка природы в детском саду. Волгоград, 2009.

10.​ Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 1997.

11.​ Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001.

12.​ Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в дет​ском саду. М., 2003.

13.​ Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М., 2002.

14.​ Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду М., 1992;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы

Рабочая программа является настольной книгой учителя-логопеда в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи 4-5 лет....

Рабочая программа воспитательно-образовательной работы с детьми средней группы

Данная программа расчитана на год. Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы  являются примерные темы (праздники, события, проекты),  которые ...

Рабочая программа по образовательному компоненту «Рисование» для средней группы

Муниципальное образование  город НоябрьскМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЗОЛУШКА»муниципального образования город Ноябрьск...

Рабочая программа по образовательному компоненту «Лепка» для средней группы

Содержание рабочей программы: 1.Пояснительная записка .....…………………………………………………………………3 2.Требования к результатам освоения образовательного компонента «Лепка» образовательной области «Художес...

Рабочая программа Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом

Создавать условия для формирования гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного города....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО КРУЖКА «МЫ ЕДИНЫ, МЫ – РОССИЯ!» СТАРШАЯ ГРУППА

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.Он способствует формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природ...

Рабочая программа «Патриотическое воспитание старших дошкольников»

пушки». Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является путеводной звездой, которая на протяжении жизни человека определяет очень многое, если не сказать – все!...