Зачем и что читать дошкольникам о войне?
учебно-методический материал

Ираклионова Лариса Александровна

Можно ли говорить с дошкольниками о Великой Отечественной войне? Может быть, еще рано и не нужно травмировать детскую психику? Михаил Телегин, автор программы "Воспитательный диалог" по дошкольному развитию, считает, что не только можно, но и нужно говорить. Душу развивать нужно, и причем с маленького возраста. Вне зависимости от выбора человека, который он впоследствии своей жизни сделает сам.Главное, не упустить время! "Как говорил Василий Александрович Сухомлинский, "надо давать детям правильное видение добра и зла". Слышите, "дать"! Слышите, "правильное!" - пишет Михаил Телегин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_i_chto_chitat_rebenku_o_voyne.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Зачем и что читать дошкольникам о войне?

Можно ли говорить с дошкольниками о Великой Отечественной войне? Может быть, ещё рано и не нужно травмировать детскую психику?

Михаил Телегин, доцент МПУ, автор программы «Воспитательный диалог» по дошкольному развитию, считает, что не только можно, но и нужно говорить. Почему? Душу развивать нужно, и причем с маленького возраста. Вне зависимости от выбора человека, который он впоследствии сделает сам в своей жизни. Не упустить время! «Как говорил Василий Александрович Сухомлинский, «надо дать детям правильное видение добра и зла». Слышите, «дать»! Слышите, «правильное»!» - пишет Михаил Телегин.

Старший дошкольный возраст – очень сензитивный возраст, когда дети уже могут задумываться о смерти и сами задают вопросы. Могут столкнуться со смертью, например, любимого хомячка. Или задуматься о том, что бабушка старенькая и не вечная. Для вопросов морали тоже это очень сензитивный возраст, не зря написал В. Маяковский «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха, что такое хорошо, и что такое плохо?..» Мы можем видеть, как играют старшие дошкольники – пять минут играют, полчаса выясняют, кто плохой. Старший дошкольник буквально зациклен на социальной стороне жизни. В сюжетно-ролевой игре дошкольник пытается проникнуть в смысловую сторону мира взрослых. Это момент становления личности, когда ребенок впервые выбирает осознанно между «не хочу» и «надо», «должен» - «Но мама спит, и я молчу…».

Да, говорить о войне надо. Но как говорить? Что рассказывать? Рассказывать ребенку нужно правду и только правду! Фальши ребенок не приемлет.

Так рассказывать, «чтобы почувствовал малыш, когда вырастет… Что в страшном 41 – это он отступал. Что под Москвой насмерть – это он стоял. Что в доме Павлова – это он оборону держал. Что с партизанами под откос – это он поезда пускал. Что щит победы на Урале – это он ковал. Что с Зоей Космодемьянской: «Всех не перевешаете» - это он в лицо палачам бросал. Что вместе с Таней Савичевой в блокадном Ленинграде – это он дневник поминальный вёл. Что беженцев в Узбекистане дынями – это он встречал. Что покореженную ось истории – это он распрямил! Что если кто хаять подвиг дедов начнёт, да итоги войны передёргивать, фашистских прихвостней … жертвами выставлять, на нашу свободу и самобытность зариться… Что бы понял любой надменный, самодовольный вражина: рановато Русь со счетов списывать! Придёшь на Русь с мечом, среди «нечуждых тебе могил» упокоишься» - пишет М. Телегин.

У детей мышление образное, представлениями, картинками, и эти образы нужно им дать. Через картины, художественную литературу, песни, фотографии.

«Покажи скульптуру Вучетича, советского солдата со спасённой немецкой девочкой на руках, покажи красную звёздочку на братской могиле, и тихо, убеждённо скажи: «Сынок, доченька, это ваше, родное, кровное, не имеете право мимо равнодушно пройти! Берегите святыню, храните, в сердце носите любовь, завещанную Поколением Героев, Поколением Победы!» 

Важно заметить, что говорить с дошкольниками о Великой Отечественной войне может только авторитетный, важный для них человек.

Что касается литературы о Великой Отечественной войны, «плюсы» чтения таких рассказов дошкольникам в том, что можно показать Героев, которых, согласитесь, было немало во время этой войны. А детям нужен пример, образ, Герой, на которого бы хотелось быть похожим, кому подражать. А сейчас мало героев. Мало героизма. Для ребёнка понятия «тяжёлый труд», «выживание», «борьба за жизнь» - размытые образы без ассоциаций. Они ни о чем не говорят, ничего не передают, не оставляют след в душе. А ведь это важно. Поэтому нужно рассказывать о войне на конкретных примерах. Четко и точно – по существу. Зачин короткий – главная мысль и несколько примеров – иллюстраций. Объяснительно-иллюстративный метод, в форме от общего – к частному.

Сам Михаил Телегин написал несколько маленьких рассказов о войне «Современным дошкольникам о Великой Отечественной войне и про варежки». Хочется порекомендовать еще несколько книг для чтения с дошкольниками. Их все еще очень мало. Поэтому это ценный список.

Книги о Великой Отечественной войне дошкольникам:

1. Алексеев С. «Наташка». Война глазами маленькой девочки. Написано советским автором очень хорошо для дошкольного возраста – кратко, ёмко. Предложения маленькие, но рисуют очень яркие, эмоциональные образы. Место действия – село Сергеевское. Глазами Наташки описано, какое оно замечательное, как она каждый заборчик его любит, его скрип и т.д. Всё прекрасно и хорошо. И вдруг, в один момент, вся эта мирная и счастливая жизнь обрывается – война началась. Девочка попала в плен, их чуть не сожгли в сарае фашисты, но вовремя подоспели «наши», спасли их. Заканчивается рассказ так же, как и начинается – описанием прекрасной деревеньки, такой же любимой Наташкой. Изменилось только то, что появилась какая-то дощечка со звёздочкой красной, на дощечке фамилии. Рядом стоят мужчины с лопатами, Наташка спрашивает: «Кто здесь такие, дяденьки?» - Ей ответили: «Спаситель твой здесь лежит». И конец: «Войны без смертей не бывает. Свобода нелегкой ценой достаётся».

Вот тут, пожалуйста, ребёнок и видит наглядно, почему нужно благодарить ветеранов живущих и чтить погибших.

Алексеев С. «Три приятеля с Волхонки». Рассказ о мальчишках, которые работали на заводе во время войны. Очень хорошо написан, рассказ читается как стихотворение: «Вот идут они с работы. Вот встречают их мальчишки. Все мальчишки на Волхонке обожают трех друзей. Вот кричат привет мальчишки:

- Здравствуй, Гошка, здравствуй, Витька! Здравствуй, Лёшенька, привет!..»

   

Из этого рассказа ребята узнают о трудовых подвигах маленьких детей во время войны.

Алексеев С. «Орлович-Воронович». Это отдельное детское издание писателя в тонком переплете интересно тем, что там описываются сражения времен Великой Отечественной войны специально для дошкольников.

2. К сожалению, новых книг о Великой Отечественной войне – практически нет. Есть новая книжка Дмитрия Пентегова «Паровоз «Овечка». Так ласково называли маленький паровозик «Ов», который во время войны стал бронепоездом и много послужил во славу нашего Отечества. Долгое время до этого он даже простаивал за ненужностью – а тут обрёл новую жизнь, и стал суперважным. Но, честно говоря, по качеству художественного языка литературного, и по писательскому таланту, конечно, она уступает старым книжкам о войне. Предложения длинноваты, тяжеловаты, нет уверенности, что дошкольникам очень понравится эта книга. Может быть только использовать какие-то отрывки из неё для чтения. Посмотрите сами.

3. Илья Туричин «Крайний случай». Это замечательное произведение, написанное сказочным языком про русского Богатыря Ивана, солдата. Малыши с удовольствием узнают о том, как Иван мужественно сражался с фашистами, дошёл до Берлина и спас от смерти маленькую немецкую девочку. Всю войну он берег краюшку, испеченную матерью. А самого Ивана от пуль хранила икона Пресвятой Богородицы. Цветные «карикатурные» иллюстрации этого переиздания помогут дошкольникам окунуться в сказку и в мир «представлений» о Великой Отечественной войне. В книге очень много юмора. Она наполнена комическими описаниями немцев и героическими поступками наших воинов. В конце говорится о памятнике солдату Ивану, главному герою книги. В книге это обыграно очень сказочно. Когда выстрелил в Ивана Фриц – Рыжий лис (фашист), то он «не упал – побоялся девочку уронить. Только почувствовал, как тяжёлым металлом наливаются ноги. Бронзовыми стали сапоги, плащ, лицо. Бронзовой – девочка на его руках. …» 

И здесь мы можем подойти к рассказу о реальном памятнике – это и будет связь книги и событий «дней минувших» с нашей современностью. В книге есть иллюстрация. Памятник «Воину-освободителю» скульптора Вучетича находится в Берлине. Это один из трех находящихся в Берлине советских мемориалов. Прототипом для скульптора послужил советский солдат, уроженец села Кемеровской области, Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года. Здесь захоронено 7000 советских воинов.

4. Рассказы Анатолия Митяева, писателя-фронтовика, участника Великой Отечественной войны, вошли в книгу «Письмо с фронта». Это не просто изложение мыслей писателя о войне, это описание реальных фронтовых будней на пути к Победе. Автор заострил внимание на трогательных подробностях той жизни. И они больше, чем разбор боёв и сражений, приближают к пониманию человеческих чувств. Мы вместе с автором сочувствуем солдатам, юным ребятам, которые прямо на наших глазах становятся взрослыми. Для них война – тяжёлая работа. Меньше всего они думают о геройских поступках. Но, честно выполнив свою работу, вчерашние мальчишки становятся героями.

Можно предложить следующие маленькие книжечки этого автора:

А. Митяев «Секрет бабушки Бабуры» - в этой книжке интересен рассказ «Дедова медаль». Читая рассказ о внуке Сергее, дети задумаются о цене медали, военной награды. Внук очень любил надевать дедовы атрибуты войны (ремень и др.) и щеголять в них по деревне. Однажды он решил одеть дедушкину медаль. И выучил даже рассказ деда на случай, если спросят, за что ему дали медаль. А соседка Ольга выслушала рассказ, и спросила, а в какую руку ранило.

«- Не знаю, - растерялся Сергей.

- Ну это просто узнать, - говорит тётя Ольга. – На какой след от пули, ту и ранило. Давай вместе посмотрим.

Ничего на этот раз не ответил внук Сергей. Побежал к деду – медаль отдавать»

А. Митяев «Самовар».

А. Митяев «Землянка».

Детям легко будет читать эти книги о войне, написаны они очень просто. Здесь не нагнетается ужаса, кошмара войны.

5. Известный русский писатель Константин Паустовский тоже писал о войне для малышей. В серии «Библиотека детского сада» были выпущены такие книги Паустовского, как «Стальное колечко» и «Похождения жука-носорога» - история про то, как жук прошел всю войну и вернулся на родину. Жука подарил папе – солдату его маленький сын, когда они с мамой собирали того на войну. Ни нашел ничего другого, вот и подарил жука в коробочке. Очень трогательно и интересно для малышей рассказывается о войне глазами жука. У него там было даже место для геройства! 

Рассказ К. Паустовского «Стальное колечко» о жизни в деревне во время войны, о доброте девочки Варюшки и волшебном колечке, которая она и получила за свою доброту от солдата. А также о необыкновенной любви к своей Родине, к своему краю, к природе, которая нас окружает.

 6. Аркадий Гайдар «Поход». Прекрасное произведение о войне для дошкольников. Рассказывают о совсем маленьком мальчике – малыше Альке. У которого ночью папу призвали воевать, а он не видел этого и страшно разозлился с утра, что его тоже не взяли «в поход». А мама ему «разрешила» идти в поход, только сказала, что к нему нужно тщательно готовиться. И вот пока шли дни, и Алька вместе с мамой шили рубахи, знамёна, флаги, пока он выстругивал саблю, война закончилась, и папа вернулся. «Он, конечно, обнял мать. И она поздравила его с победой. Он, конечно, крепко поцеловал сына. Потом осмотрел всё Алькино снаряжение. И, улыбнувшись, приказал сыну: всё это оружие и амуницию держать в полном порядке, потому что тяжёлых боёв и опасных походов будет и впереди на этой земле ещё немало». Вот такой конец.

7. Юрий Герман «Как это было». Эта книга посвящена очень важным событиям в истории нашей Родины – Великая Отечественная война, блокада Ленинграда. Историю мы видим глазами маленького Мишки. И ничего в повествовании не выходит за рамки понимания такого маленького героя, и соответственно, читателя. Поэтому это книга именно для детей дошкольного возраста. Описывается всё очень будничным, простым языком. Но тем не менее, многие моменты «бьют» прямо в сердце. Конечно, для современного дошкольника эта книжка уже может быть в чем-то сложновата. Каких-то понятий они могут уже не знать. Да что уж там, и мы уже их не все знаем. Поэтому в предисловии к книге «Родителям и воспитателям» вы можете найти объяснение таких понятий. И, конечно, нельзя забывать, что дети на войне взрослели гораздо раньше, и эти герои тоже уже не вполне могут быть понятны нашим дошкольникам. А книга эта о жизни мальчика в Ленинграде во время войны.

8. Следующая книга также посвящена блокаде Ленинграда. Это очень яркая книга о войне, которая запомнилась, наверное, всем нам с детства. Книга Нисона Ходзы «Дорога жизни». Сейчас её изучают младшие школьники, но она также предназначена и для старшего дошкольного возраста. Есть очень качественное переиздание этой книги альбомного формата с глянцевой бумагой.

Нисон Ходза – известный детский писатель. Писал и о Ленине, и о строительстве БАМа, но кроме того создал прекрасные книги о проделках художника Хитрюшкина, мамы наверняка вспомнят их из своего детства. И огромное количество восточных сказок обработал Нисон Ходза («Индийские сказки», «Японские сказки» и другие). А «Дорога жизни» рассказывает о блокаде. Язык понятен и дошкольнику, книга легко читается, она светлая, совершенно не трагичная, в ней большое количество бесценных фотографий.

Десятки подробных сведений на страницах: все о дороге жизни через Ладогу. Переправка продовольствия, боеприпасов. О том, как трудились дети на военных заводах, они делали снаряды, а по ночам тушили зажигательные бомбы на крышах. И не только трудились они, но и учились, несмотря на тяжелейшие условия жизни: закутанные в одеяла, читали и писали на газетных листках между строчками. Детей награждали, многие из них получили ордена и медали за труд во время блокады. И об освобождении Ленинграда рассказывает книга, на фотографиях – карты, военные действия, памятники освободителям и освобожденным.

Можно рекомендовать для прочтения с дошкольниками некоторые главы из книги «Дорога жизни»: 

- «Надо спасать детей!»

- «Норма выдачи хлеба»

«Сейчас этот голодный, исхудавший человек придет домой и отрежет тоненький ломтик от этого маленького кусочка. Ломтик хлеба, кружка кипятку, ложка жиденькой каши – вот и весь обед блокадного ленинградца. Он съест его, не снимая шубы и шапки, даже не опустив поднятого воротника. Почему? Небывалый мороз на улице. И в квартирах такой же мороз. Нет угля в котельных, поэтому не греют батареи парового отопления. Нет дров, нечем топить печи. Сделали ленинградцы экономные железные печурки-времянки. И рубят на дрова столы, стулья, паркет, шкафы – все, что можно сжечь. Только вот не держат такие печурки тепла. Кончил топить – опять в комнате холодно, как на улице. Темно в домах. Лампочки не горят – нет электричества. Темно даже днем. Потому что стекол в окнах нет. Они вылетели от бомбежек и обстрелов. Пришлось забить окна фанерой. Крохотные фитильки коптилок освещают теперь комнаты ленинградцев» 

- «Снежный домик»

- «Детей увозят в тыл»

- «Наступил мир»

9. Ещё рекомендую почитать дошкольникам о Великой Отечественной войне следующие произведения:

- Лев Кассиль «Твои защитники» - краткое повествование событий Великой Отечественной войны для детей;

- Сергей Баруздин «Из книги «Шёл по улице солдат» (зарисовки об истории Советской армии);

- Георгиевская С. «Галина мама» - повесть о воинской доблести.

И, напоследок, рассказы известных детям авторов, которые вы найдете в следующих книгах:

- Драгунский В. «Арбузный переулок» из книги Драгунский В. «Тайное становится явным». Отец рассказывает Дениске о своём военном голодном детстве.

- Осеева В. «Андрейка» из книги Осеева В. «Отцовская куртка». О семилетнем Андрейке, помогающем маме в тяжелые военные годы.

- Платонов А. «Никита» из книги Платонов А. «Июльская гроза». О том, как отец пятилетнего Никиты наконец-то вернулся с войны домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка-передвижка «Книги для дошкольников. Что и зачем нужно читать дошкольникам» (к проекту)

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, - одно из важнейших и мощнейших воспитательных средств. Но эти слова справедливы лишь к хорошей, качественной литературе.Как отличить качественное от некачественного?В настоящее вр...

Зачем и что читать малышу вслух?

Давно ли вы читали своему ребенку книжку вслух? Уверена, что далеко не каждый родитель может ответить, что происходило это сегодня или вчера. Нам мешает недостаток времени. Свои проблемы мы прячем за ...

Зачем детям нужно читать сказки?

Алексанина Ирина Влладимировна ,воспитатель д.с.№10 Невского района ,г.Санкт-Петербург.Педагогическая консультация для родителлей ,всех возрастных групп детского сада. Факт,что в настоящее ...

Консультация для педагогов «Книги для дошкольников. Что и зачем нужно читать дошкольникам»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениемуниципального образования г. Нягань «Детский  сад  №10 «Дубравушка»   Консультация для педагог...

Консультации для родителей « Зачем и что читать ребёнку вслух?»

        « Зачем и что читать ребёнку вслух?»...

Буклеты для родителей "Почему лепка полезна для детей?" ; "Что и зачем нужно читать дошкольнику?"

Такое увлекательное занятие, как лепка, не только поднимает малышам настроение, но и оказывает положительное влияние на процесс его развития. Когда мы лепим из пластилина с детьми, у малышей разв...