Программа по самообразованию по теме «Нетрадиционная техника рисования в младшем дошкольном возрасте»
рабочая программа

Саликаева Татьяна Александровна

Программа    по самообразованию по теме

«Нетрадиционная техника рисования

в младшем   дошкольном   возрасте»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_samoobrazovaniyu.docx39.09 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация г.Улан-Удэ

Комитет по образованию г.Улан-Удэ

МАОУ «Прогимназия № 108»

Программа    по самообразованию по теме

«Нетрадиционная техника рисования

в младшем   дошкольном   возрасте»

Воспитатель:

Саликаева Т.А.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………

  1. Рисование как вид продуктивной деятельности у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………

1.1. Понятие рисование……………………………………………………

     1.2. Виды рисования……………………………………………………….

     1.3. Особенности развития рисования в дошкольном возрасте…….

  1. Использование нетрадиционной техники рисования в младшем дошкольном возрасте………………………………………………..
  1. Виды и техники нетрадиционного рисования………………….
  2. План работы с детьми младшего дошкольного возраста……...
  3. План работы взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста……………………………………………
  1. Заключение………………………………………………………….
  2. Список источников информации………………………………….

Введение

                                             «В творчестве нет правильного или неправильного  пути, есть только свой путь, к чему стоит стремиться»

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

Дошкольный возраст сенситивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического прогресса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве – посвящены многие педагогические исследования: Н. А. Ветлугиной, В. А. Сухомлинского, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и многих других. Исследования Т. С. Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник рисования хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребёнок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своём творчестве, взрослый должен помогать ему.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способа рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приёмы нетрадиционного рисования. Многие учёные считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставит на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результат в своей работе. Во время рисования пальцами рук ребёнок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • внимание и усидчивости;
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольников формируются навыки контроля и самоконтроля.

В детском творчестве окружающий его мир открывается по – разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает ребёнка к творчеству?

При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально – эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Нетрадиционные методы рисования использую не только на занятиях по изо – деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Этапы:

1.        Подготовительный этап – Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования, изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

2.        Основной этап - Апробация различных педагогических технологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

3.        Заключительный этап - Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

Цель:

  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в процессе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Задачи:

  • формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
  • умение находить новые способы для художественного изображения;
  • умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительность;
  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственное ориентирование на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • внимание и усидчивости;
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

План работы на 2021-2022гг.

Дата/месяц

Форма работы

Выход/результат

1

В течение года

Изучение литературы по данной теме

Список литературы

2

В течение года

Изучение педагогического опыта

Список литературы

3

Сентябрь

Подбор нетрадиционных методов рисования для развития мелкой моторики

Картотека нетрадиционных техник рисования

4

В течение года

Составление конспектов занятий по данной теме

Конспекты занятий

5

В течение года

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики у детей через нетрадиционное рисование»

Памятки

Буклеты

6

В течение года

Выставки детских работ для родителей

Выставка

7

В течение года

Участие в конкурсах и выставках различного уровня

Сертификаты и дипломы

8

Март

Комплексное мероприятие

Конспект мероприятия

9

Апрель

Оформление отчетного материала о проделанной работе

Презентация

10

Май

Мастер – класс по нетрадиционному рисованию для педагогов ДОУ

                                     

1. Рисование как вид продуктивной деятельности у дошкольников

1.1. Понятие рисования

Понятие «продуктивная деятельность» введено И. Кантом. Дальнейшее развитие понятие получило в работах Фихте И.Г., который описывал продуктивный процесс как перевод некоторой неопределенности в определенность, а полученный результат – продукт является рефлексией созданного образа. 

К видам продуктивной деятельности относятся виды деятельности, направленные на получение продукта познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, ресурсов личности (рисование, лепка, конструирование).

В словарной статье Б.Г. Мещеряков определил понятие продуктивной деятельности (детской) как деятельности ребенка с целью получения продукта, обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность. 

Для изобразительной деятельности характерно художественно-образное начало. В отличие от образов восприятия и памяти, художественный образ максимально субъективен и несет в себе печать личности автора. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование цветового строя и гармонии, а сюжетное - композиции.

В процессе конструирования решаются какие-либо технические задачи, предполагающие создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов.

Созданный в ходе продуктивной деятельности продукт отражает представление ребенка об окружающем его мире и эмоциональное отношение к нему.

Важно отметить, что в процессе продуктивной деятельности формируется познавательная активность и социальная мотивация.

В рамках нашей темы, мы рассмотрим более подробно изобразительную деятельность, а именно рисование.

Комарова Т.С., писала, что изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста и подготовки их к школе. Особое значение имеет рисование, как вид графической деятельности и основа изобразительного искусства, архитектуры, дизайна.

В процессе рисования у детей совершенствуется наблюдательность, чувственно - двигательная координация, дети знакомятся с новыми материалами (краски, мелки, карандаш, бумага) и способами их использования, в ходе занятия у детей воспитываются нравственно - волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать другу, преодолевать трудности и т.п. Во время занятия по рисованию дети обследуют предметы, выделяют их свойства (форму, цвет, величину), что способствует развитию чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства, а также рассматривают иллюстрации, репродукции картин, что положительно влияет на развитие связной речи.

Т.С. Комарова писала, что основная цель обучения рисованию в детском саду - научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений.

1.2. Виды рисования

В детском саду значительное время уделяется рисованию как средству обучения изобразительному искусству. Рисование делится на три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное.

Предметное рисование

Г.Г. Григорьева писала, что в дошкольном детстве предметное рисование направлено на освоение основных способов изображения (формы, строения, цвета), техники рисования.

Во второй младшей группе дети начинают изображать знакомые, интересные для них предметы и явления, усваивают способы изображения предметов округлой и прямоугольной формы.

В.Б. Косминская отмечала, что ребенку 3-4 лет сложно, изображая предмет, идти от наброска основной формы, поэтому дети рисуют предмет последовательно, часть за частью. Такой способ облегчает работу - закончив одну часть, ребенок вспоминает или видит на натуре, какая следует дальше, и пририсовывает ее. Постепенно необходимо научить детей начинать рисунок от общего наброска, так как в работе по частям есть своя сложность, затрудняющая передачу правильной формы - выделение главных частей и второстепенных, их пропорциональных соотношений и расположение в пространстве.

Основное направление в решении задач предметного рисования в старших группах - стимулирование относительно самостоятельного восприятия предметов окружающего мира, формирование способности замечать их выразительность, своеобразие и на этой основе создавать выразительные, творческие рисунки.

Сюжетное рисование

Содержанием сюжетного рисования является какой-либо сюжет или пейзаж. Основная цель в сюжетном рисовании - сформировать у ребенка умение передавать свои впечатления от окружающей действительности.

Возможность установления смысловых связей между различными предметами и явлениями развивается у ребенка постепенно. Поэтому сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее чем в средней группе, причем вначале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом.

Расположение нескольких предметов на одной линии является наиболее простым композиционным решением темы. Дети четырех лет способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить еще один.

Темы, предлагаемые детям, просты: дом, около него растет куст, стоит скамейка; дом рядом гуляет девочка; трава, растут цветы, светит солнышко; по траве гуляют цыплята.

В этих рисунках не будет сюжетного развития действий, 2-3 предмета будут находиться рядом, но не будут иметь действенной связи.

В средней группе дети знакомятся с еще одним приемом композиции сюжетного рисунка - расположением предметов на всем листе. Воспитатель раздает ребятам тонированные листы бумаги, соответствующие изображаемому сюжету, и они свободно располагают на выбранном цветном фоне задуманные объекты, используя всю плоскость листа (цветы на лугу, рыбки плавают).

В этом возрасте пока не ставится задача передачи точных пропорциональных соотношений между предметами, так как она является сложной и вводится только со старшей группы.

Тематика сюжетного рисования в старшей группе определяется теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретным.

В своем рисунке дети продолжают изображать предметы на одной линии, но позднее воспитатель подводит детей к более правильному композиционному использованию листа бумаги при изображении неба и земли, давая готовый фон для неба.

В подготовительной группе у детей более развито аналитическое мышление, что позволяет воспитателю поставить перед ними задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Если дети рисуют на тему сказок, то они самостоятельно могут выбрать эпизод для изображения.

Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия.

Дети подготовительной группы могут изображать различные предметы в действии и понимают, что в зависимости от движения изменяется видимая форма предмета, также умеют композиционно заполнять всю плоскость бумаги.

Мазок - самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки.

Композиция первых рисунков самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента.

Чередование - более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.

Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились в младшей группе.

Дети этого возраста выстраивают узор на полосе, квадратных и круглых формах.

В декоративном рисовании во всех группах используется гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью, но в подготовительной группе у детей уже есть определенные навыки, и они могут использовать карандаш для получения разных оттенков, создавая узор одним цветом.

1.3. Особенности развития рисования в дошкольном возрасте

Интерес к рисованию у детей появляется еще в раннем детстве. Выделяют два периода развития: доизобразительный и изобразительный.

Доизобразительный период

На втором году жизни ребенок проявляет интерес к карандашу и манипуляциям с ним. Водя карандаш по бумаге, ребенок подражает взрослым. Совершая хаотичные движения, ребенок не стремится что-либо изобразить. Он просто действует с карандашом, осваивает его функцию и получает удовольствие от процесса. Проводя карандашом, ребенок "открывает" - карандаш оставляет след, он замечает, что след получается разным из-за движения рук. Каракули вызывают у детей интерес, они пытаются их повторить. Такое стремление ведет к росту произвольности движений, к формированию зрительно-двигательных координации нового уровня.

Переломный момент наступает, когда дети начинают узнавать в каракулях предметы окружающего мира. Вопросы взрослого: «Что ты нарисовал?», его подсказки: «Похоже на домик» помогают детям установить связь изображения с реальным объектом. Такой рисунок еще очень далек от действительности, и у ребенка нет намерения что-либо нарисовать. Вопросы взрослого переключают внимание ребенка с действия карандашом на реальный продукт, получаемый в результате манипуляций. Постепенно ребенок сам начинает искать сходство своих каракуль со знакомым предметом.

Доизобразительный период плавно переходит в изобразительный.

Изобразительный период

Данный период примерно начинается в 3-4 года, когда ребенок приходит к называнию изображения определенным словом.

Слово устанавливает и закрепляет связь между предметом и изображением. Понимание того, что изображение является заместителем реального объекта, а не им самим, позволяет ребенку осознать, что его собственные рисунки что-то изображают. Слово закрепляется за определенной каракулей, которую ребенок может произвольно воспроизводить. Вершина развития каракулей - замкнутая, закругленная линия становится основой графического образа многих предметов.

Как только ребенок начинает приписывать своим каракулям содержание, они превращаются в средство передачи информации, в первую очередь взрослым.

Позже ребенок начинает осознавать, что одного обозначения предмета недостаточно, изображение должно быть похоже на оригинал, иначе оно не удовлетворяет взрослых, поэтому ребенок стремится к тому, чтобы его рисунок узнавали другие люди и прежде всего взрослые.

Во взаимодействии с взрослым у ребенка формируется ручная умелость. Она позволяет в процессе рисования создавать изображение, близкое действительности.

Ручная умелость состоит из трех компонентов:

●первый компонент включает способы использования орудий и материалов (кисточки, карандаши, краски и пр.).

●второй складывается на основе установления связи предмета с тем изобразительным движением, которое следует воспроизвести для передачи его формы.

●третий компонент формируется на основе действия восприятия, когда движения управляются зрительным контролем, представлением об особенностях того рисунка, который должен сделать ребенок.

В рисунке ребенка отражается его опыт, полученный из самостоятельных действий с предметами, из своей графической деятельности по изображению, из обучающих воздействий взрослого.

В изобразительном периоде рисунок часто схематичен, является только указанием на предмет, а не его подробным изображением, поэтому лишь напоминает реальный объект. Причина схематизма кроется в несовершенстве технических приемов рисования, а также в образном, конкретном характере мышления дошкольника. Ребенку важно передать наиболее существенные, на его взгляд, признаки и части объекта, пропустив менее важные. Рисуя предметы, ребенок руководствуется своеобразной логикой, отбирая те черты, которые в данном контексте наиболее значимы, передавая свое представление о действительности и отношение к ней.

Конечно, в рисунке присутствует обобщение, но образное. Если ребенок ориентируется на подчеркивание существенных признаков в объектах, то получаются схематические изображения. То есть в ходе рисования возникают предпосылки графического моделирования.

Таким образом, рисунок, создает своеобразную модель действительности. Дошкольник принимает на себя роль персонажа, которого рисует, наделяет героя переживаниями и мыслями. Ребенок пытается отразить взаимосвязи между объектами, развитие ситуации, показать динамику и временную протяженность события.

В процессе рисования ребенок не только отражает свое представление о мире, но и размышляет о нем, выражая свое понимание окружающего.

В данном периоде у ребенка появляется замысел в рисунке. Это связано с тем, речь переходит с конца процесса рисования на его начало и дает дошкольнику возможность заранее определить, что он будет рисовать.

Постепенно осваивая изобразительную деятельность, у ребенка создается внутренний план действия, который отсутствует в раннем детстве. Поэтому важно отметить, что изменения, происходящие в психике ребенка в процессе рисования, имеют гораздо более важное значение, чем сам рисунок.

Рисование отражает представления ребенка о действительности, помогает ему ее освоить, является средством познания. Целенаправленное обучение изобразительной деятельности приводит к освоению технических умений и навыков. Например, дети третьего года жизни рисуют ниточки к шарикам, учась изображать прямые линии. В начале дошкольного возраста в рисунках все чаще появляется изображение человека. Примерно до 5 лет ребенок рисует одни и те же предметы (в разных ситуациях), которые взрослые его научили изображать (например, дом, девочку, дерев). После 5 лет, также при помощи взрослого, дети начинают преодолевать сложившиеся шаблоны. Подолгу рисуя, они создают огромное количество рисунков, отражая все, что происходит. В содержание рисунков теперь входят сюжеты любимых сказок, эпизоды их собственного опыта, образцы, увиденные на картинках, в фильмах.

В изобразительный период дети совместно с взрослыми учатся подбирать нужные цвета к рисункам, благодаря этому у дошкольников формируется чувство цвета, которое помогает завершить образ.

Постепенно ребенок учится выделять верх и низ листа, правую и левую сторону, а затем и центр, помещая в нем главный предмет.

Таким образом, в изобразительный период у дошкольников формируется ручная умелость, развивается умение создавать и воплощать замысел, осваиваются выразительные средства изобразительной деятельности.

2. Использование нетрадиционной техники рисования в младшем дошкольном возрасте.

Рисовать хочется в любом возрасте. А дошкольники рисуют много и с большим желанием. Детское творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно поражает нас взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Научиться рисовать в дошкольной период нетрадиционным способом интереснее вдвойне.

В своей работе я активно использую нетрадиционную технику рисования. Термин «нетрадиционный» (от лат. traditio – привычный)  подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми.

Применение нетрадиционной техники рисования способствует обогащению знаний детей о предметах и их использовании, о материалах, способах применения. Дети учатся рисовать красками, карандашами, мыльной пеной, свечкой. Пробуют рисовать не только кисточкой, карандашами, фломастерами, но и ладошками, пальцами, кулачком, получать изображение с помощью подручных средств (ниток, трубочек, листьев деревьев).

Использование всех нетрадиционных техник изображения позволяет дошкольникам экспериментировать – смешивать краски с мыльной пеной, акварель с гуашью.

Непосредственно рисуя пальчиками, ладонью и кулачком дети познают свойства краски (густоту, твёрдость, вязкость), а добавляя воду, получать различные оттенки. Развивается тактильная чувствительность, цветоразличение.

Рисуя и экспериментируя, дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности работы. Так дети учатся планировать свою работу.

Используя нетрадиционную технику рисования, я обратила внимание как у детей «загораются глазки». У них появляется радостное настроение, и нет никакого страха перед тем, что у них не получиться. Рисуя, дошкольник не утомляется, у него сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнения задания, развивается уверенность в своих силах, развивается пространственное мышление, развивается мелкая моторика рук, появляется усидчивость и внимательность.

Используя нетрадиционную технику рисования можно облегчить сам процесс рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой – либо предмет.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность позволяет детям быстро достичь желаемого результата.

2.1. Виды и техники нетрадиционного рисования

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные верёвочки (ниткография).

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • печать по трафарету;
  • монотопия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

Каждая из этих техник – это маленькая игра.  Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.

В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлёпывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.

Для развития творческих способностей детей используются следующие способы нетрадиционного рисования:

  1. Рисование пальчиками – нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии. Краски (использовала гуашь) разводятся до густоты сметаны. При смене красок пальчики моют водой и вытирают салфеткой.
  2. Рисование ладошкой – нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и её прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка. Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.
  3. Рисование с помощью штампа (в качестве штампа использовала фигуры из поролона) – нанесение краски на поверхность специальной формы. Прикладывание красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска.

В качестве штампа можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного материала или вырезать шаблоны нужной формы.

Перед началом занятия следует подготовить рабочее место. На столе должно быть самое необходимое. Вначале (при рисовании пальцами или ладонями) – лист бумаги и одна краска для каждого ребёнка. Когда дети научатся рисовать красками аккуратно (вытирать руки салфеткой, не пачкать краской стол, одежду) можно предлагать несколько красок.

2.2. План работы с детьми младшего дошкольного возраста

План мероприятий на год 2021-2022 г.

Тема

Программное содержание

Рисование методом тычка

(сентябрь)


                   1.

2.

3.

4.


Гроздь рябины

Веточка мимозы

Яблоки на дереве

    Пятнашки на жирафе

Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребёнка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.

Рисование при помощи вилки.

(октябрь)

5.

6.

7.

8.

Солнышко

Одуванчик

Тюльпан

Ветка ели


  Учить рисовать при помощи вилки. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности.

                                               Рисование по крупе

(Ноябрь)

9

10

11

12

          Дорожки

             Солнышко

              Травка

               Цветы

Познакомить с техникой рисования по крупе. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

                                 Рисование при помощи пластилина

(Декабрь)

                   

13

14

15

16

Радуга

Воздушные шары

Нарядная елка

Снеговик

 

Учить рисовать при помощи пластилина. Закреплять умение отщипывать небольшими кусочками пластилин. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с пластилином. Воспитывать интерес к рисованию.

Рисование про помощи белого клея и цветной манки

(Январь)

17

18

19

20

   

Елочка

Медведица с медвежонком

Снежинка

Узор на зимнем окне

Познакомить со способом изображения при помощи белого клея и цветной манки, показать её выразительные возможности. Развивать воображение, фантазию, поощрять инициативу.

Аппликация (с элементами рисования)

 (февраль)

 

21

22

23

24.                    

 

 Неваляшка

              Кораблик

              Цветок                      

               Укрась торт


Познакомить с техникой аппликации. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

Рисование при помощи воска и красок «Волшебный рисунок»

(март)


                   25

26

27

28


Цветы колокольчики

Золотая рыбка

Гриб

Домики

             

Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребёнка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.

Аппликация из кружков

 (апрель)

 

29

30

31

32

 

 Лягушка

               Рыбка

             Цыпленок

Птичка


Познакомить с техникой аппликации из кружков. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

Рисование пальцем или ватной палочкой

 (май)

  33

34

35

36


Салют

«Ласковое солнышко»

Зернышки для цыплят

 «Сшили Маше сарафан»

Учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности.

2.3. План работы взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста

месяц

тема

сентябрь

Памятки для родителей «Развитие творческих способностей ребёнка».

октябрь

Консультация для родителей «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей».

ноябрь

Родительское собрание «Сказки красками»

декабрь

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»

январь

Консультация для родителей: «Зимние художества»

февраль

Памятка для родителей «Учите рисовать в нетрадиционной технике»

март

Консультация для родителей

 «Так ли важно рисование в жизни ребенка?»

апрель

Оформление папки – передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами».

май

Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!»

2.4. Обмен опытом с коллегами

Направления работы

Месяц

Консультация для воспитателей на тему: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей».

Сентябрь

Памятка для воспитателей по освоению нетрадиционных техник изображения

Ноябрь

Консультация для воспитателей на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Январь

Мастер – класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования»

Апрель

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

        Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

        Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши…

       А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Список литературы.

1.        Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

2.        Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3.        Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.

4.        Дудко Е.А. Рисуй со мной Парциальная программа художественно-эстетического развития детей раннего возраста.- Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

5.        Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

6.        Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.

7.        «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.

8.        Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

9.        Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

10.        Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

11.        Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007

12.        Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Нетрадиционная техника рисования в младшем дошкольном возрасте".

"Нетрадиционная техника рисования в младшем дошкольном возрасте"....

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста» на 2014 – 2015 учебный год

В этом плане по самообразованию представлены разнообразные техники рисования с детьми дошкольного возраста...

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». Возрастная группа-2 младшая...

План работы по самообразованию на тему: "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"

Рисование- очень интересный и в то же время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том  числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызыва...

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». младшая группа

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». Возрастная группа-2 младшая...

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». подготовительная группа

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»...

План по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

laquo;Детство держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать люди своими муже- ственными руками и открытие, которой состав- ляет гордость дальнейших лет».      ...