Консультация: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
методическая разработка

Маслова Евгения Ивановна

Буклет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой:

  • Самый  распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
  • Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика –

выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я? ” (описание героев) и другие.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/23/s_5ea157499db2c/1427982_2.jpeg

Этапы работы со сказкой

  • Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание,

беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития

эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

  • Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

  • Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

  • Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из

сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с

использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей

в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию

нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев

сказки, но и окружающих людей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Незабудка»

Консультация:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения

художественной литературы»

Подготовила:

воспитатель Маслова Евгения Ивановна

г. Усть-Илимск 2023

В настоящее время мы все чаще

наблюдаем примеры детской жестокости,

агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям.

         Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

        С рождения ребенок нацелен на идеал, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью чтения художественной литературы.

Цель: Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало

Задачи:

1. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей,

формировать нравственные качества в процессе установления позитивных

межличностных отношений.

2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого,

умение делать правильный выбор.

3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и

уважения к близким людям.

4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и

беречь красоту.

5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению

Приемы формирования восприятия сказки

  • Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети

заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций,

мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены

на то, чтобы дети представили себе живой образ.

  • Повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей,

целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать

отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание

возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает

ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, –

  • Выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок) .Можно задать ряд

вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот

отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже

понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных

приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки,

иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами,

руками.

  • Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В

ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к

участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт

характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность,

артистичность.

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это

можно сделать до чтения. Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

  • Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто

включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных.

Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной

беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Образовательный процесс можно осуществлять:

1. В ходе непосредственно образовательной деятельности;

2. В ходе режимных моментов;

3. В процессе совместной деятельности педагога с детьми;

4. При организации самостоятельной детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание».

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание....

«Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы»

laquo;Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы»  Выполнила: Мухамеджанова А.У.Воспитатель, Детский сад «Умка» г. Нефтегорска...

КОНСУЛЬТАЦИЯ (консультационный пункт) «Нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы»

В формировании любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества,...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы "С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?" - 2022 г.

Нравственно - патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств посредством художественной литературы. С самого рождения ре...

Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы

Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы...