Индивидуальная работа в подготовительной группе
консультация (подготовительная группа)

Создать условия для развития творческих способностей детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individ._obraz_podgotovitelnaya_gr.docx32.03 КБ

Предварительный просмотр:

       

 

Программа индивидуального развития в подготовительной группе

                                                                                                                          

                                                         

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС: цели, задачи, способы реализации.

В реальной жизни образовательные программы по большей части направлены на средний уровень развития воспитанника, поэтому каждому ребёнку, в силу неповторимости и своеобразия, попытаться раскрыть свой внутренний потенциал и осуществить полноценное развитие личности в узких рамках усреднённых шаблонов нелегко. Возникшее противоречие ставит перед педагогами задачу по организации индивидуального маршрута обучения в рамках ФГОС для реализации интеллектуального и творческого потенциала каждого дошкольника.

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по определению ФГОС

Индивидуальный подход к личности ребёнка — базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Принцип приоритета интересов ребёнка исследователи обозначили формулой «быть на стороне ребёнка». Причину трудностей, испытываемых ребёнком в развитии, стоит искать как в личности самого малыша, так и в окружающих его взрослых, несущих прямую ответственность за социальную среду, в которой растёт маленький человек. В реальной жизни на стороне ребёнка зачастую выступает только он сам. При этом он часто оказывается беспомощным и беззащитным перед лицом обстоятельств, поэтому важно в любой проблемной ситуации услышать ребёнка, понять и помочь ему.

В фундамент современного стандарта дошкольного образования были заложены принцип педагогики индивидуального подхода и развивающая концепция образования. Указано в следующих пунктах:

п. 1. 6. — формулировка задач, которые концентрируются вокруг создания оптимальных условий для становления и развития личности ребёнка, а также раскрытия его творческого потенциала в соответствии с его возрастными, психоэмоциональными и физиологическими особенностями, индивидуальными способностями и наклонностями, спецификой социальной среды. Ребёнок рассматривается как самоценный субъект отношений с самим собой, окружающими людьми и внешним миром.

п. 1. 4. — содержит принципы ФГОС, ключевым из которых является положение о реализации индивидуального подхода к образовательным потребностям каждого ребёнка.

п. 2. 10. 2. — уточняются способы организации и координации детской инициативности и спонтанной активности в духе созидательной деятельности.

п. 3. 2. 1. — профессиональный отбор форм и методов педагогической работы, актуальных для возраста и индивидуальных потребностей ребёнка.

п. 3. 2. 3. — покровительство ребёнку, разработка индивидуальной дорожной карты развития, педагогическая и психологическая коррекция выявленных проблем.

п. 3. 2. 5. — развивающая концепция образования, нацеленная на ближайшую перспективу развития воспитанника.

Индивидуальный подход имеет в виду управление развитием ребёнка, основанное на глубоком, многогранном изучении и понимании сложности его внутреннего мира, и социальных условий жизни.

Принцип педагогики индивидуального подхода заключается не в изменении содержания обучения в интересах конкретного ребёнка, а в приспособлении педагогических методов и приёмов к его персональным особенностям. Чтобы процесс образования был успешным, необходимо учитывать трудности, которые испытывает ребёнок, темпы усвоения им знаний, умений и навыков. В данном случае реализуется модель плодотворного партнёрского сотрудничества ребёнка и педагога, поскольку за ребёнком и родителями остаётся право выбора наиболее подходящих образовательных методик из тех, которые будут предложены специалистами.

Индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника дошкольного учреждения.

Цель — создать благоприятные условия, стимулирующие активность, раскрытие творческих и интеллектуальных сил ребёнка. Задача педагога — обеспечить грамотный профессиональный подбор содержания учебной, психологической и физической нагрузок, а также форм и методов работы, соответствующих индивидуальным потребностям ребёнка.

Критерии, определяющие задачи индивидуальной стратегии развития:

- актуальный уровень развития способностей ребёнка;

- степень его готовности к образовательной деятельности;

- индивидуальные образовательные цели и задачи на ближайшую перспективу.

Ведущие задачи индивидуального образовательного маршрута:

- оказать поддержку и помощь в саморазвитии и освоении программы дошкольного образования;

- сформировать у ребёнка начальный уровень умения учиться, т. е. научить его осознавать учебную задачу, планировать свою учебную деятельность,

- концентрировать внимание на выполнении упражнения;

- развивать самодисциплину и волевые качества;

- разработать и усовершенствовать навыки координации движения, развитие общей и мелкой моторики;

- сформировать и закрепить общекультурные, бытовые, гигиенические, коммуникативные основы поведения;

- приучить ребенка к манипулятивно-предметной, сенсорной, практической, игровой деятельности, развить умения в продуктивной области (рисование, лепка, аппликация); развить речь — эмоциональную интонацию, грамматические конструкции, речевые механизмы;

- сформировать знания о природной среде и мире социальных отношений;

- сформировать представления о пространственно-временных и количественных категориях.

Разработка и принятие ИОМ .

Для создания индивидуального образовательного маршрута в первую очередь необходимо провести диагностическое исследование, чтобы выяснить уровень психоэмоционального, интеллектуального, коммуникативно-социального и физического развития ребёнка.

Основные этапы, структура и содержание ИОМ

Коллектив воспитателей в сотрудничестве с узкими специалистами продумывает содержательный компонент плана. Заполняется календарный план с указанием элементов педагогической техники и перечнем методологических приёмов для реализации поставленных образовательных целей.

Опорные принципы проектирования индивидуального плана:

1. Развитие способностей ребёнка к обучению.

2. Непрерывность и согласованность.

Этапы образовательной деятельности согласно индивидуальному плану 1. Наблюдение, выявление уровня сформированности психологических, социальных и интеллектуальных качеств личности дошкольника, необходимых для его продуктивной деятельности в какой-либо образовательной области. Этап наблюдения предполагает безучастный подход педагога, позицию невмешательства при наблюдении за ребёнком.

2. Диагностика стартового объёма и качественных характеристик конкретных предметных знаний, умений и навыков.

3. Построение персонального плана работы на ближайшую перспективу (до 1 года с обязательным промежуточным мониторингом каждые 3 месяца) с опорой на «зоны успеха», индивидуальный подбор эффективных методик и приёмов педагогической работы.

4. Активная деятельность по осуществлению индивидуального маршрута: проведение занятий, беседы с родителями, домашние задания.

5. Аналитический этап — подведение итогов, оценка полученных результатов: демонстрация результатов работы воспитанника в форме презентации или выставки поделок, выступления перед детьми и взрослыми.

Прогнозируемый результат:

- достижение социальной комфортности и осведомлённости; совершенствование коммуникативных навыков;

- понижение уровня эмоциональной нестабильности, агрессивности, усиление самоконтроля;

- развитие самосознания, ощущения значимости и ценности собственной личности; формирование самооценки.

Содержательный компонент ИОМ

  1. Вводная часть, в которой фиксируется информация общего характера о ребёнке и его семье, причины разработки индивидуального плана, цели и задачи образовательной работы, график и форма проведения занятий.

2. Регистрация данных диагностического исследования дошкольника, материалов планового мониторинга.

3. План индивидуальных занятий, включающий обязательную интеграцию с общей для всех детей образовательной деятельностью.

4. Отчёт о реализации индивидуальной дорожной карты с указанием темы, содержательного наполнения, результата проведённого занятия и выводами о необходимой доработке.

5. Заполняется лист наблюдения, который отображает динамику образовательного процесса и помогает внести своевременные изменения в зависимости от результатов промежуточного контроля, а также определиться с выбором оптимальных форм педагогической работы для повышения эффективности образовательных действий малыша.

6. Оценка достижений ученика в реализации индивидуального маршрута.

7. Рекомендации и консультативная помощь родителям.

План индивидуального образовательного маршрута детей подготовительной группы по развитию интеллектуальных и творческих способностей.

Цель: Повышать уровень интеллектуальных и творческих способностей детей.

Задачи:

  • Создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
  • Формировать у дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
  • Формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.
  • Развивать речь, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  • Укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое.
  • Воспитывать навыки элементарного самоконтроля, согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.

Общие сведения

Ф.И.О. ребенка

Тихонов Егор Гаврильевич

Дата рождения

14.04.2015

Адрес проживания

Челябинск

Мать (ФИО, образование, место работы)

Тихонова Катерина Егоровна, среднее специальное, фельдшер ФАП

Отец (ФИО, образование, место работы)

-

Воспитатели:

Педагог- психолог:

Габышева Марина Филипповна

Горохова Софья Спиридоновна

Ефимова Василиса Никитична

Режим пребывания ребенка в ДОУ:

10.5ч

Индивидуальный маршрут развития

Результаты педагогической диагностики:

Начало года

Конец года

Речевое развитие

Среднее

Познавательное развитие

Среднее

Социально-личностное развитие

Среднее

Художественно-эстетическое развитие

Среднее

Физическое развитие

Среднее

Общий балл

Среднее

Трудности:

Трудно понимает объяснение воспитателя с первого раза.

Месяц

Неделя

Непосредственно образовательная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Ноябрь

1 неделя

Работа с компьютерной презентацией «Найди контур»

Научи товарища играть в игру «Найди контур»

Игра

«Танграмм»

        

2 неделя

Работа с презентацией «Найди два слова с одного звука»

Перечень игр на развитие внимания.

3 неделя

Научи товарища играть в игру

«Найди два слова с одного звука»

4 неделя

Игра «4 лишний»

Проверь товарища в игре «4 лишний»

Игра напрокат

«Собери картинки сам»

Декабрь

1 неделя

Презентация «Сколько?»

Игра в гости к нам.

2 неделя

Разучивание стихотворения «Дело было в январе» с использование построчного моделирования

Научи товарища играть в игру «Сколько?»

Повтор стихотворения к новогоднему празднику.

3 неделя

Разучи стихотворение с подружкой

4 неделя

Работа с презентацией

«Чего не хватает?»

Игра напрокат

«Чего не хватает?»

Январь

3 неделя

Работа с мультимедийной презентацией «Сосчитай контур»

Игра «Танграмм»

4 неделя

Расскажи друзьям о своём рисунке

 

Февраль

1 неделя

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Памятка «Игры на развитие логического мышления»

2 неделя

Мультимедийная игра «Ассоциации»

3 неделя

Работа с перфокартами

«Состав числа»

Научи товарища

Работать с карточкой.

Игра в гости к нам.

4 неделя

Мультимедийная презентация «Весёлый счёт»

Проверь работу товарища.

Март

1 неделя

Работа с презентацией «Запомни последовательность»

Закрепление умения запоминать последовательность расположения предметов

2 неделя

Презентация «Кто, где находится?»

3 неделя

Игра «Найди похожий предмет»

Научи друга играть в игру «Найди похожий предмет»

4 неделя

Работа с раздаточными листами  на развитие зрительной памяти.

Раскрашивание только тех картинок, которые показывал педагог.

Работа с перфокартами

«Закрась окошко под жителями определённой страны»

Апрель

1 неделя.

Выполнение упражнений «Я сделаю так, а ты попробуй сделать по другому»

Мультимедийная презентация «Чего не хватает?»

2 неделя

Изготовление подарка к «Дню Матери»

3 неделя

Педагог показывает способ действия «Найди цифру» мультимедийная презентация

Научи играть других

Научи играть маму.

4 неделя

Игра «Бусинки»

Взять домой для закрепления правил игры.

Май

1 неделя

Работа с раздаточными листами соединение пар картинок по памяти.

Проверка выполнения задания товарища.

2 неделя

Работа с перфокартами

«Закрась не жёлтые предметы»

«Закрась окошко под съедобным и несъедобным»

Покажи товарищу, как выполнять задание.

3 неделя

Мультимедийная презентация

«Поиграем? Почитаем!»

Научи друга читать слова.

Изготовление украшений по шаблону, для украшения группы к Новогоднему празднику.

4 неделя

«Найди одежду по контуру» мультимедийная презентация - игра

Ожидаемые результаты: Повышения уровня развития зрительной памяти, развития внимания, концентрации и переключения, восприимчивость  к пониманию задания воспитателя

Общие сведения

Ф.И.О. ребенка

Габышева Кира Александровна

Дата рождения

17.12.2015

Адрес проживания

Егорова 12

Мать (ФИО, образование, место работы)

Габышева Алена Агитовна

Среднее.

Отец (ФИО, образование, место работы)

Габышев Александр Иванович

Высшее ЯГСХА-зоотехник

ГУП ЖКХ

Воспитатели:

Педагог- психолог:

Габышева Марина Филипповна

Горохова Софья Спиридоновна

Ефимова Василиса Никитична

Режим пребывания ребенка в ДОУ:

10,5ч

Индивидуальный маршрут развития

Результаты педагогической диагностики:

Начало года

Конец года

Речевое развитие

Высокое

Познавательное развитие

Среднее

Социально-личностное развитие

Среднее

Художественно-эстетическое развитие

Среднее

Физическое развитие

Среднее

Общий балл

Среднее

Трудности:

Невнимательна и рассеяна

Испытывает трудности при решении логических задач, математических заданий.

Месяц

Неделя

Непосредственно образовательная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Ноябрь

1 неделя

Работа с компьютерной презентацией «Найди контур»

Научи товарища играть в игру «Найди контур»

Игра

«Танграмм»

        

2 неделя

Работа с презентацией «Найди два слова с одного звука»

Перечень игр на развитие внимания.

3 неделя

Научи товарища играть в игру

«Найди два слова с одного звука»

4 неделя

Игра «4 лишний»

Проверь товарища в игре «4 лишний»

Игра напрокат

«Собери картинки сам»

Декабрь

1 неделя

Презентация «Сколько?»

Игра в гости к нам.

2 неделя

Разучивание стихотворения «Дело было в январе» с использование построчного моделирования

Научи товарища играть в игру «Сколько?»

Повтор стихотворения к новогоднему празднику.

3 неделя

Разучи стихотворение с подружкой

4 неделя

Работа с презентацией

«Чего не хватает?»

Игра напрокат

«Чего не хватает?»

Январь

3 неделя

Работа с мультимедийной презентацией «Сосчитай контур»

Игра «Танграмм»

4 неделя

Расскажи друзьям о своём рисунке

 

Февраль

1 неделя

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Памятка «Игры на развитие логического мышления»

2 неделя

Мультимедийная игра «Ассоциации»

3 неделя

Работа с перфокартами

«Состав числа»

Научи товарища

Работать с карточкой.

Игра в гости к нам.

4 неделя

Мультимедийная презентация «Весёлый счёт»

Проверь работу товарища.

Март

1 неделя

Работа с презентацией «Запомни последовательность»

Закрепление умения запоминать последовательность расположения предметов

2 неделя

Презентация «Кто, где находится?»

3 неделя

Игра «Найди похожий предмет»

Научи друга играть в игру «Найди похожий предмет»

4 неделя

Работа с раздаточными листами  на развитие зрительной памяти.

Раскрашивание только тех картинок, которые показывал педагог.

Работа с перфокартами

«Закрась окошко под жителями определённой страны»

Апрель

1 неделя.

Выполнение упражнений «Я сделаю так, а ты попробуй сделать по другому»

Мультимедийная презентация «Чего не хватает?»

2 неделя

Изготовление подарка к «Дню Матери»

3 неделя

Педагог показывает способ действия «Найди цифру» мультимедийная презентация

Научи играть других

Научи играть маму.

4 неделя

Игра «Бусинки»

Взять домой для закрепления правил игры.

Май

1 неделя

Работа с раздаточными листами соединение пар картинок по памяти.

Проверка выполнения задания товарища.

2 неделя

Работа с перфокартами

«Закрась не жёлтые предметы»

«Закрась окошко под съедобным и несъедобным»

Покажи товарищу, как выполнять задание.

3 неделя

Мультимедийная презентация

«Поиграем? Почитаем!»

Научи друга читать слова.

Изготовление украшений по шаблону, для украшения группы к Новогоднему празднику.

4 неделя

«Найди одежду по контуру» мультимедийная презентация - игра

Ожидаемые результаты: Повышения уровня развития внимания, концентрации и переключения. Решение задач математического характера, логических задачам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия в подготовительной группе по теме:" Звук (с)".

Вашему вниманию предлагается конспект индивидуальной совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группе по автоматизации звука (с)....

Индивидуальная работа в подготовительной группе.

Картотека для индивидуальной работы с детьми. ...

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ с детьми группы раннего возраста Цель индивидуальной работы - создание таких условий, которые бы обеспечили наибольшую реализацию возможностей воспитанника в процессе всестороннего развития его личности.

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫс детьми группы раннего возраста Индивидуальная работа с воспитанниками в детском саду - это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на созн...