Опыт работы «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через организацию дидактической игры как активного метода обучения»
методическая разработка

Цель педагогической работы - определить наиболее эффективные условия для развития речевой активности дошкольников в процессе дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.marina.doc192.5 КБ
PDF icon opyt_raboty.pdf767.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №115 «Белочка» комбинированного вида г. Орска»

Тема опыта:  

«Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через организацию дидактической игры

как активного метода обучения»

                                                                                        Воспитатель

                                                                                              Мишарина М.А.

                                                                                 1 кв. кат.

г.Орск, 2020г.


Информационная карта передового педагогического опыта.

Ф.И.О. автора: Мишарина Марина Александровна

Образовательное учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №115 «Белочка» комбинированного вида г. Орска»

Занимаемая должность: воспитатель.

Педагогический стаж работы – 29 лет.

Тема педагогического опыта «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста черезорганизацию дидактической игры как активного метода обучения»

Цель педагогической работы - определить наиболее эффективные условия для развития речевой активности дошкольников в процессе дидактических игр.

Краткое описание опыта:

      Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством формирования у детей различных качеств, умений, навыков.

Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Процесс обучения приобретает эмоционально-познавательный характер. Обучение происходит в процессе активной и интенсивной для детей игровой деятельности. А. П. Усова, оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность».

Дидактическая задача является первым необходимым элементом обучающей игры и направлена на сообщение, закрепление, систематизацию знаний, усвоение способов действий, формирование отношения детей к предметам и явлениям окружающей жизни, развитие познавательной активности.

Дидактическая игра- как средство обучения обеспечивает формирование новых и закрепление имеющихся знаний, учит детей использовать полученные знания в различных условиях, способствует развитию самостоятельности и активности мышления, Рассмотрение дидактической игры явления организованного обучения, как одной из форм организации обучения в детском саду предполагает наличие и взаимосвязь следующих ее компонентов: дидактической, игровой задачи и игрового действия, правил.

- Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».

                                                    Е. Щукина

Условия  формирования опыта

      С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его

характер.

     В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

      Изучая методическую литературу, изучая опыты известных педагогов по данной проблеме и наблюдая за речью и играми детей, пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее. Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте, игра является основным видом деятельности. Уже с самого раннего возраста детям доступны дидактические игры. Именно с помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь, а также учат их играть. Детский сад совместно с семьей является первым звеном системы по развитию речи

дошкольников, поэтому не случайно перед воспитателями встает задача формирования речевой деятельности детей. Уровень развития речи детей в дошкольном учреждении зависит от проводимых мероприятий по развитию речи детей. Если в группе будет создана система работы по развитию речи детей совместно с их родителями, то уровень развития речи детей дошкольного возраста возрастет, обогатится и расширится словарь, усовершенствуется звуковая культура речи детей и развитие монологической и диалогической речи. Для меня, как для воспитателя, очень важно определить каким набором методического педагогического инструментария следует воспользоваться, чтобы ежедневно помогать детям познавать мир, развиваться, взрослеть.

     Одной из моих педагогических заповедей стала древнейшая мудрость, которая гласит, что педагог должен подготовить воспитанника, у которого смог бы учиться сам. В результате своей практической деятельности выяснила, что не каждого ребенка легко побудить к активной деятельности на занятии или в игре. У некоторых детей пропадает интерес и, естественно, появляется отставание от сверстников. Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому веру в возможность движения вперед. С этой целью я в течение нескольких лет работаю над темой «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через организацию дидактической игры как активного метода обучения»

Теоретическая база опыта.

      Всем известен постулат детской психологии, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника, а с помощью дидактических игр детям передаются и закрепляются определенные знания, полученные ими при обучении, формируются представления об окружающем мире, развивается речь. Использование игр на занятиях способствует правильному произношению слов, звуков, фраз, темпу речи, речевому слуху. В дидактических играх развиваются мышление, память, внимание, наблюдательность - необходимые компоненты для полноценного развития речи детей дошкольного возраста.

      Игр а – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

       Истоки сочетания обучения малышей с игрой – в народной педагогике. Народ создал такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Гули-гули» и многие другие. В обучающие игры народ привносил потешки, песенки, сказки. К.Д. Ушинский высоко ценил игры, создаваемые народом для детей. Он указывал на то, что игры, припевки, потешки, прибаутки, сказочки содержат доступные формы обучения, они близки детям по содержанию, по игровым действиям, образам. Народная педагогика талантливо решала вопрос о связи обучения с игрой и внесла вклад в понимание особенностей обучающей игры.

     Выдающийся педагог Н.К. Крупская, подчеркивая особенности детских игр, писала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр…»

      Известный педагог Е.И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями жизни. Особое значение она придавала обучению родному языку. Обучение и игровая деятельность как форма обучения в детском саду направлена на развитие у детей внимания, наблюдательности, запоминания и припоминания, сравнения, форм аналитико - синтетической деятельности, деятельности воображения, развития речи, любознательности и познавательных интересов, направлена также на решение задач нравственного и эстетического воспитания.

      Дидактические игры способствуют развитию всех сторон личности ребенка. Психолог А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».

       В педагогике фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложили исследования таких ученых, как Е.А. Флерина, Е.И. Тихеева, Е.А. Аркин. Позднее игре были посвящены работы Р.Я. Лехтман -Абрамович, Ф.И. Фрадкиной, Н.М. Аксариной, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, В.П. Залогиной, Т.А. Марковой и др. Одно из основных положений педагогической теории детской игры заключается в том, что игра имеет историческую, а не биологическую природу. Такое понимание природы игры и закономерностей ее развития нашло отражение в исследованиях психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А. В. Запорожца и их последователей. Ученые считают, что детские игры стихийны, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Анализ воспитательной работы в детских садах показывает, что в ряде случаев дети играют мало и примитивно, уровень отображения действительности в игре не всегда соответствует их возрастным возможностям. Это отставание связано с разными причинами, но недостатки руководства игрой и слабая связь игры с жизненным опытом детей имеют один и тот же результат: дети не умеют играть.

     Плохо играющие дошкольники, ждущие от взрослого подсказки каждого очередного действия,– это, как правило, те дети, у которых не сформирована психологическая деятельностная основа игры (видимость игры можно создать, научив ребенка игровым умениям, органически не связанным с необходимыми мотивами), либо те дети, которые в обстановке менторского руководства теряют инициативу.

      В последние годы многие исследователи с тревогой говорят о тенденции исчезновения дидактической игры из жизни детей (А.В. Запорожец, Е.Е.Кравцова и др.) В работах последних лет с сожалением констатируется, что во многих детских садах работа по воспитанию и обучению младших дошкольников через дидактические игры осуществляется изредка, игра не рассматривается как средство воспитания и сплочения детей в группе. Несмотря на то, что в дошкольных учреждениях обращается внимание на повышенную потребность многих родителей в хорошо воспитанном, дружелюбном, доброжелательном ребенке, игровая деятельность в этом отношении не выступает как воздействие на воспитание дружелюбия, формирование положительных взаимоотношений между детьми, на развитие познавательных способностей и речевой активности малышей.

       Г.А.Тумакова, Г.С.Швайко, Г.М.Лямина, Л.В. Склярова указывают на необходимость использования дидактической игры в процессе воспитания детей в дошкольном учреждении. Поэтому многие отечественные и зарубежные педагоги считают актуальной проблему недостаточного использования дидактических игр в развитии дошкольников. По утверждению ряда исследователей, дети, лишенные совместной игровой деятельности со сверстниками, вырастают с низким уровнем самооценки, притязания и самоуважения. Поэтому перед нами, педагогами стоит задача организовать работу с детьми так, чтобы детские взаимоотношения в процессе проведения дидактических игр складывались положительно. Задача педагога - выбрать наиболее эффективные методы и приемы организации дидактических игр, которые позволили бы максимально использовать влиятельное положение лидеров, создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

      И я, изучив их теории, методическую литературу, тоже пришла к такому выводу, что многие педагоги практически перестали использовать в своей работе дидактические игры.

      Анализ практики работы дошкольных учреждений, научно – методической литературы по данной теме, свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста и явным перевесом педагогического процесса в сторону обучения детей на занятиях и их раннего вовлечения в систему дополнительного образования.

      Таким образом, игровая деятельность перестаёт быть источником самореализации ребёнка – дошкольника, и это приводит к необратимым потерям в развитии детской психики.

       Такие педагоги и психологи, как А.К. Бондаренко, Н.И. Соколенко, С.Л. Новоселова, Е. И. Удальцова, А. И. Сорокина утверждают, что именно дидактическая игра неразрывно связана с дошкольным обучением.

      Научно – методической основой опыта являются работы:

-  «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С. Ушаковой – раскрыты основные направления и методы речевой работы с детьми дошкольного возраста.

- Программа « Развитие речи дошкольников» Е. И. Тихеева.

- Пособие под редакцией С. Л. Новоселовой « Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста».

- Пособие « Развитие речи в детском саду» В.В Гербова.

- Пособие « Игры и игровые упражнения для развития речи детей» Г. С. Швайко.

- Пособие А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

- Пособие Е.И.Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».

     С помощью данных программ и используя методическую литературу я смогла разработать разнообразный игровой, практический материал для работы по данной теме.

Таким образом, была поставлена цель: повысить уровень развития речи детей через дидактические игры.

В связи с этим решались задачи:

- обеспечить качественное и количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;
- активизировать словарь, то есть не только знание слов, но и введение их в практику общения;
- обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;
- способствовать освоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
- способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре;
- формировать потребность  детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;
- Поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);
- Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;
- Узнавать и называть людей различного пола и возраста;
- Приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

Актуальность и перспектива опыта.

     Актуальность данного опыта состоит в том, что многие выдающиеся педагоги и мыслители прошлого придавали большое значение дидактической игре, как средству развития речи детей дошкольного возраста.

     Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности, игре. Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку теории игры внесла Н.К. Крупская. Она придавала большое значение игре, игра – это средство воспитания и формирования личности ребенка: « Игра для них – учеба, игра для них - труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего.

     Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». В игре ребенок развивается, у него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Н.К. Крупская отмечает, что приобретать знания можно не только сидя за книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя. Идеи развития речи дошкольников с использованием дидактических игр получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания в статьях, методических работах C.Л. Новоселовой «Игра дошкольника», А. И. Сорокиной « Дидактические игры в детском саду», А.К. Бондаренко « Дидактические игры в детском саду», Е.И. Удальцовой «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».

      Особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей, они способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Такие игры учат детей применять имеющие знания в разных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде. Поэтому игра - это прекрасное средство воспитания коллективизма. Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию – совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии. В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность, игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (посуда, мебель, одежда, обувь, продукты). Поэтому дидактические игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний, дети на практике самостоятельно применяют полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие и конечно же на речь.

     Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
     Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей младшего возраста. Ведь именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Новизна опыта.

   Заключается в том, что в данной работе на основе обобщения имеющегося опыта по развитию речи детей дошкольного возраста разработаны новые приемы работы с детьми дошкольного возраста.

    Развитие речи детей с использованием в педагогическом процессе разных видов дидактических игр, пособий.

     Использование в работе дидактических пособий: самодельных книжек – малышек.

Адресность опыта

      Опыт по данному направлению разрабатывался и внедрялся в практику педагогической работы мною в течение 5-ти лет. Имеющийся материал рассчитан для детей второй младшей группы и средней групп, родителей воспитанников. Может быть использован воспитателями ДОУ, которые интересуются этой проблемой и стремятся воплотить ее в воспитательном процессе.

Технология опыта

       В настоящее время, с каждым годом растет число детей, у которых выявляются отклонения в развитии речи, а ведь речь – это один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с окружающими: они могут понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми, с взрослыми и со сверстниками и очень часто накладывает тяжелый отпечаток на его характер и на его развитие.

      В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна, однако постепенно расширяется круг его связей с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

      Началом формирования речевой деятельности ребенка является дошкольное детство (это и детский сад, и семья), именно в этот период закладываются основы развития речи, обогащается словарь детей, формируется звуковая культура речи детей. А так как игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, то я поставила перед собой цель: развивать речь детей через разнообразные виды дидактических игр.

      Прежде чем начать работу поданной теме я изучила ряд методической литературы: пособие под редакцией С. Л. Новоселовой «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», пособие «Развитие речи в детском саду» В.В Гербова, пособие « Игры и игровые упражнения для развития речи детей» Г. С. Швайко, пособие А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», пособие Е.И.Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников», «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С. Ушаковой, программа «Развитие речи дошкольников» Е. И. Тихеева.

       Узнала больше о дидактической игре (ее структуре, видах, принципах, функциях, методике проведения).

Структура дидактической игры:

       Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, которые характеризуют игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

      Следующий элемент - это игровые правила, их основная цель - организовать действия, поведение детей, правила могут запрещать, разрешать, предписывать детям что-то в игре, делать игру занимательной, напряженной.

      Еще один элемент игры - это игровые действия, они контролируют выполнение игровых правил.

      Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.

Виды дидактических игр:

       Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Эти признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные.

        В разных сборниках указано множество (около 500) дидактических игр, но четкой классификации, группировки по видам еще нет. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений и другие. Иногда игры соотнесены с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно - печатные игры. Существуют еще и другие виды игр: игры -путешествия, игры - поручения, игры - предположения, игры - загадки, игры -беседы.

Функции дидактической игры:

      Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста , и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

      Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры - занятия и дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит педагогу, который для повышения у детей интереса к образовательной деятельности использует разные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Использование разных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр-занятий педагог не только передает знания, формирует представления, но и учит детей играть. Игры - занятия относятся к прямому обучению детей с использованием разных игровых приемов.

      Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

      Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игра осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, к ее правилам и действиям, если правила ими усвоены, а педагог заботится об

усложнении игр, расширении их вариативности, а если у ребят угасает интерес к игре, необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

      Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка, то есть происходит интеграция образовательных областей, умственное воспитание. Содержание

дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания. С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в разных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющие знании, находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

      Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, ознакомление детей с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию.

      Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и окружающей жизни. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в непрерывной связи, активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов, в игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

       

Принципы дидактической игры:

      При проведении дидактических игр педагог основывается на общих дидактических принципах, одним из них является принцип системности.

      Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр по их содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.

      Обучение детей и усвоение ими программных требований требует повторности, это требование относится и к обучению на занятиях и к играм, детям дошкольного возраста все ново, и только в результате повторений маленькие дети учатся выделять в предметах признаки и качества.

     Необходимость повторности игр определяется и тем, что не все дети одинаково успешно усваивают то, что составляет обучающее содержание игры, игровые действия и правила.

     Дидактическая игра представляет сочетание наглядности, слова педагога и действий самих детей с игрушками, пособиями, предметами, картинками.

     Наглядность в игре прежде всего представлена в предметах, которыми играют дети, которые составляют материальный центр игры: в картинках, изображающих предметы, действия с ними, назначение предметов, их основные признаки, свойства материалов. При объяснении игры, правил и действий педагог наглядно, на примере показывает детям, особенно младшего возраста, как нужно выполнять то или иное игровое действие.

      Огромное значение в руководстве играми имеет слово педагога. Обращение к детям, объяснения, короткие рассказы, пояснения, вопросы к детям - все это раскрывает содержание игры и участие детей в ней, содействует пониманию включенных в игру задач, обеспечивает контакт детей между собой и взрослыми. При помощи пояснений, указаний, педагог направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их опыт, расширяет опыт. Одновременно он способствует развитию речи детей, обогащению их словаря. Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач. Развитию игры чаще всего способствуют косвенные приемы: интригующий игру вопрос, удивление, шутка, доброжелательный юмор, сюрпризы и другое.

       В руководстве игрой и в развитии ее важное значение имеет темп, он определяется темпом умственной активности, речи, усвоением игровых правил. Темп игры обусловлен и эмоциональными переживаниями  увлеченностью детей.

      Руководя дидактической игрой, педагог имеет широкие возможности использовать разнообразные формы организации детей. Контакт педагога с детьми, детей между собой достигается легче и быстрее, если дети сидят кружком или полукругом, а педагог в центре круга. Иногда дети делятся на группы, а иногда « едут путешествовать» и покидают пределы группы.

     Конечно, не исключается форма организации детей за столами. Особенностью дидактической игры и ее завершающим концом является результат. Для педагога результат игры является показателем уровня достижений или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Все структурные элементы дидактической

игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игровой задачи и игровых действий, без правил, дидактическая игра невозможна, она утрачивает свои особенности, не достигает обучения и воспитания.

Методика организации дидактических игр:

     Организация дидактических игр педагогом осуществляется в 3 основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов.
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы.
  • определение наиболее удобного времени проведения игры.
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим, такое место отводят в групповой комнате или на участке.
  • определение количества играющих (вся группа, подгруппы, индивидуально).
  • подготовка необходимого дидактического материала для игры (игрушки, предметы, картинки).
  • подготовка к игре самого воспитателя, он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в ней, методы руководства.
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни.

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре.
  • объяснение хода и правил игры, педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил.
  • показ игровых действий, педагог учит детей правильно выполнять действие.
  • определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, участвуя в игре, педагог направляет действия играющих.
  • подведение итогов игры, в конце игры педагог подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

     Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему, это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс игры, избежать впоследствии ошибок. Изученная мной теория и методика по данному вопросу, помогла мне в планировании работы и легла в основу моего опыта.

     Для успешного решения задач по развитию речи детей я использую следующие формы и методы работы:

- методическая деятельность,

- работа с родителями,

- ознакомление с художественной литературой,

- дидактические игры,

- образовательная деятельность,

- наблюдения,

- беседы,

- художественное творчество

     Таким образом, проводимая мною работа по развитию речи тесно связана со всеми видами детской деятельности. В своей работе с детьми я использую различные виды дидактических игр, но особое внимание уделяю словесным дидактическим играм. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении.

      Так как игра занимает важное место в развитии ребенка, выбранная мной тема актуальна и на современном этапе. Выбрав тему и поставив перед собой цель, развивать речь детей через дидактическую игру, мною были определены этапы работы по проекту. Для каждого этапа я подобрала и систематизировала дидактические игры, подбор которых проводился по разделам: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, развитие связной речи. Подбор игр я осуществляла по возрастам в зависимости от их дидактической нагрузки, т.е. с учетом усложнений их по дидактическому содержанию. На каждом этапе больше внимания уделяла какому-то одному разделу, но от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Работа с детьми проводилась по разработанному перспективному плану, в совместной деятельности, на прогулке, в кружковой деятельности, в свободное вечернее время, а также игры включены в занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим.

       Использование дидактических игр на занятиях способствует правильному и отчетливому произнесению звуков, слов, фраз, темпу речи, ее громкости, а также речевому слуху.

      Я считаю, что немаловажное значение для развития речи детей – это окружающая обстановка в группе и конечно, дома. Также много значит правильное размещение дидактических пособий и игр, мест, где можно уединиться, поиграть за столом, посидеть, поговорить, посмотреть картинки.

      В нашей группе мною оформлен уголок «Дидактическая игра», где я создала картотеку дидактических игр по развитию речи детей, изготовила дидактические пособия, развивающие лото. Все знания, которые дети получали на занятиях, в ходе бесед, на прогулках, вне занятий, в свободной деятельности, закреплялись в дидактических играх. 

    Свою работу строю на следующих дидактических принципах:

     Проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе своей собственной деятельности.

     Мотивированности - знания приобретают для ребенка личностный смысл.

Интегрированности - взаимосвязь всех разделов программы.

Индивидуализации - способствует развитию личностных качеств.

Психологической комфортности - создание спокойной, доброжелательной атмосферы.

Для реализации дидактических принципов на практике выделила

основные задачи:

1. Расширение и обогащение представлений детей об окружающем.

2. Активизация и обогащение словарного запаса детей.

3. Совершенствование звуковой культуры речи.

4. Обучение простым формам монологической и диалогической речи.

В своей работе я использую развивающие методы:

1. Словесный - беседы, диалоги, объяснения.

2. Игровой - игра естественное состояние детей, познающих  окружающий мир.

3. Наглядный – показ способа действий.

      В своей работе я использую пособие А.К.Бондаренко «Дидактические  игры в детском саду», Е.И.Удальцова « Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».Более года я углубленно работаю по проблеме «Развитие речи детей через дидактическую игру». Опыт работы показывает, что именно дидактические игры в большей степени способствуют развитию речевой деятельности детей, обогащению словарного запаса детей, воспитанию звуковой культуры речи.

     Проведение образовательной деятельности с использованием дидактических игр:

  • Способствует расширению и обогащению представлений детей об окружающем.
  • Расширяет, обогащает и активизирует словарный запас детей.
  • Развивает способность устанавливать простые причинно-следственные связи между предметами.
  • Совершенствует звуковую культуру речи детей.
  • Обучает простым формам монологической и диалогической речи.
  • Способствует правильному произношению слов, звуков, фраз, темпу речи и речевому слуху.
  • Развивает мышление, память, внимание, наблюдательность.
  • Во время игр дети получают удовольствие, они любят играть.

Мною изготовлены следующие дидактические пособия:

  1. Дидактическая игра «Цветик – семицветик»

Цель игры:  знакомить детей со спектром радуги; учить детей называть основные цвета и оттенки; выучить с детьми стихотворение «Радуга»; учить детей подбирать по цвете «цветочки», сопоставлять их по цветам радуги; закрепить знания детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник; сопоставлять геометрические фигуры с цветами радуги; развивать речь, мелкую моторику, память; воспитывать уверенность в себе, активность.

  1. Дидактическая игра «Разноцветные машины»

Цель игры: закреплять и уточнять знания детей о видах транспорта; учить детей называть виды транспорта: легковая, грузовая машина;  развивать способность работать всеми пальчиками при выборе колес, приучать к точным движениям пальцев; совершенствовать мелкую моторику рук; развивать глазомер и речь; воспитывать доброжелательность.

  1. Дидактическая игра «Волшебный коврик»

Цель игры: закреплять и уточнять знания детей об игрушках, об их предназначении; учить детей составлять короткие описательные предложения об игрушках; учить ориентироваться на коврике: вверху,внизу, справа, слева; развивать речь, мелкую моторику, воображение; воспитывать активность, доброжелательность.

  1. Дидактическая игра «Времена года»

Цель игры: находить, соответствующие данному времени года картинки; развивать зрительную память, внимание, речь; любить природу в разное время года; учить определять время года по его характерным признакам; закреплять знания детей и представления об особенностях каждого времени года; упражнять детей в составлении короткого рассказа: «Что изображено на картинке и когда это бывает»; воспитывать бережное отношение к природе.

  1. Дидактическая игра «В мире животных»

Цель игры: закреплять и расширять представления о диких, домашних животных; учить детей называть животных и среду их обитания; учить детей составлять небольшие рассказы, состоящие из простых предложений о животных; развивать речь, мелкую моторику; воспитывать уверенность в себе, активность, доброжелательность.

  1. Дидактическая игра «Зверята идут по следам»

Цель игры: закреплять и уточнять знания детей о животных; учить детей рассказывать стихи, потешки о животных; развивать речь, мелкую моторику; воспитывать доброжелательность.

  1. Потешка «Кисонька – мурысенька»

Цель: помочь детям понять содержание  потешки,    вызвать    желание послушать потешку еще раз; учить рассказывать потешку вместе с  воспитателем; учить    детей    отвечать на вопросы воспитателя, побуждать к непроизвольному заучиванию фольклорных песенок; прививать умение разыгрывать сюжетные стихи в лицах; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи; развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность; активизировать в речи детей слова «густая», «пушистая» (шерсть); развивать у детей зрительную, слуховую память; развивать монологическую речь;  вызвать у детей радость от прослушивания знакомых стихов и желание активно договаривать слова и фразы; воспитывать умение слушать друг друга; воспитывать любовь к народным фольклорным песенкам и стихам.

  1. Театрализованная деятельность «Сказочный домик».

Цель игры: закреплять знания детей о сказках; учить детей запоминать и рассказывать знакомые сказки; запоминать героев сказки; развивать речь, память, мышление, воображение; воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки, уверенность в себе, активность.

     Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса.       Только опираясь на семью, нашими совместными усилиями мы сможем решить главную задачу - развитие полноценной речи детей, в работе с родителями я использую как традиционные формы работы (беседы, консультации, собрания), так и нетрадиционные (деловые игры, дискуссии). Еще одна форма работы с семьей - это педагогические ширмы, в которых родителям даю  конкретные, четкие, практические советы по какой- либо теме. Мною были

разработаны консультации, памятки для родителей, были проведены тематические родительские собрания: «Игры и упражнения по развитию речи детей 3-4 года жизни», «Развитие речи младших дошкольников», «Дидактическая игра и развитие речи детей», «Рекомендации родителям по развитию речи» и др. Собрания старалась проводить в игровой форме, чтобы родители немного почувствовали себя детьми, отключились от повседневных

забот. А самое главное научились сами играть и могли научить играть своих детей.

     В индивидуальной беседе стараюсь тактично объяснить родителям, дети которых нуждаются в помощи специалистов, всю серьезность положения. Ведь многие родители считают, что ребенок заговорит сам, но это к сожалению, не так. Часто советую родителям больше разговаривать с детьми, читать книжки на ночь, даже на кухне, когда готовят ужин можно поиграть в словесные игры. Многие родители прислушиваются к советам, и когда был виден результат, говорят спасибо. В работе с родителями использую разнообразные формы и методы:

- анкетирование,

- размещение информации в уголке для родителей в виде консультаций, папок-передвижек.

- привлечение к совместному творческому труду,

- родительские собрания, « круглые столы».


Результативность опыта.

     В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы, произошли существенные положительные изменения в развитии речи детей. Эти изменения показывают диагностические показатели, представленные в таблице.

       К концу года отмечена положительная динамика в развитии активной речи у детей. Так, выявлены дети  с высоким уровнем речевой активности – их 5%, снизилось  количество детей с низким уровнем, теперь  их 35% и основная часть ребят имеют средний уровень развития речи.

       В результате моей работы по данной теме у детей:

1. Повысился уровень речевой деятельности детей.

2. Обогатился и расширился словарный запас детей.

3. Сформировалась способность сравнивать и объединять предметы по признакам.

4. Начала совершенствоваться звуковая культура речи детей.

5. Многие дети стали отвечать краткими и развернутыми предложениями.

6. В своей речи дети все чаще стали использовать простые формы монологической и диалогической речи.

7. У родителей проявился повышенный интерес к речи детей.

8. Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: речь детей стала лучше, расширился и обогатился словарный запас, произношение слов и звуков стало чище, дети стали отвечать краткими и развернутыми предложениями, научились сравнивать, объединять предметы по признакам, у детей стала развиваться способность устанавливать простые причинно-следственные связи между предметами. Таким образом, работа по развитию речи с

использованием дидактических игр, позволяет детям к концу дошкольного периода не только научиться играть и совершенствовать речь, но и значительно расширить знания дошкольника об окружающем мире.

      Стимулирующим фактором для меня является интерес детей к играм, т.е. дети часто просят поиграть в понравившуюся им игру, и мне виден результат моей работы. Для меня важно знать, что моя работа не прошла даром, что моим советом воспользовались, а самое главное – виден результат.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и ус...

Инновационный педагогический опыт воспитателя "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ  «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Байбиковой Клары Растямовны по т...

Опыт работы "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности"

Опыт работы "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста по средствам  театрализованной деятельности"...

Опыт работы «Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Опыт работы по  теме: «Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»...

Опыт работы «Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста с ТНР через внедрение технологии «Логические блоки Дьенеша »

развитие интеллектуальных способностей детей с ТНР младшего дошкольного возраста через внедрение технологии «Логические блоки Дьенеша...

Опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры».

Сенсорное воспитание во все времена было и остается важным и   необходимым для полноценного развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование пр...

Практический опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» возраста»

Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах и развитие мелкой моторики рук ребёнка в условиях ДОУ....