Консультация "О темпераменте ребенка-дошкольника"
консультация

В основе темперамента лежат обычные нервные процесы, особенности нервной деятельности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons._o_temperamente_detey.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: «О темпераменте детей».

- Поверьте, доктор, но я сойду с ней с ума. – не в первый раз жалуется мама очаровательной плаксуньи Оленьки, которой лишь на днях исполнилось четыре.

Чуть что не так – она мгновенно в плач. Обидчива до крайности, ранима. Порой кажется, что нервная система ее обнажена, поэтому не знаешь, как надо с ней себя вести. Все чувствует заранее. Только посмотрит на меня и сразу догадается, что будет дальше. Я звоню по телефону, она по голосу определяет мое настроение. Не хочет ходить в садик. Не любит общество детей. боится всего нового, чужого. Говорит так тихо, еле различимо, ее боишься даже пальцем тронуть. Короче говоря, мимоза, оранжерейная мимоза… мы начали смиряться с этим дома. И я теперь не знаю, кем же лучше быть: «мимозой» или «тараканчиком», как называют моего Андрейку. Он старше Оли всего на год. с ним тоже трудно, но неизвестно, с кем труднее. Андрей у нас неутомимый, он никогда не устает. Все, что задумал, - сразу же осуществляет. И если надо, идет напролом, почти не плачет и не жалуется никогда. Смелей меня, но очень вспыльчив и нетерпелив. Совсем не может быть один и не выносит одиночества. Среди детей он любит выделяться, он лидер. А говорит так быстро, словно его кто-то догоняет, так громко, будто все вокруг глухие.

Ну, словом, мои дети столь различны, как будто у них разные родители. Как это объяснить? В чем моя вина? Я что-то делаю не так?

Вот у моей сестры – единственная дочка, а образец для всех. Где бы Таня ни была, она везде как дома. С любым найдет общий язык, всех покорит. За что берется – делает отлично. Она как живчик, вечный заводила. С ней просто и легко. Ее все любят. Порой кажется, что в ней все так, как надо: все идеально, гармонично, совершенно, если вообще есть идеалы совершенства. Возможно ли моих детей так воспитать, как Таню?

Мне непонятно, доктор, почему ровесники так сильно могут отличаться друг от друга?

  • Не просто могут, а должны. Описывая так по-разному детей, Вы даже сами вряд ли догадались, что описали нам не что иное, как темперамент их, иначе говоря, натуру каждого ребенка, его неповторимость и отличие от всех, присущие ребенку с самого рождения. Представьте себе, что было бы, если бы все дети рождались одинаковыми и если бы, вырастая, они не отличались друг от друга. На ум приходит лишь набор матрешек в красивых, ярких, праздничных нарядах, отличие которых только в росте. Однако эти все красивые матрешки – простые копии с оригинала. А копии теряют свою ценность, бесценен только лишь оригинал.

Или представьте себе то, что все дети одновременно были бы оловянными солдатиками. Кому нужна была бы их стойкость , когда вокруг все были бы стойкими. Наверное, тогда бы стойкость навряд ли называлась стойкостью. И слыла бы обычным ординарным качеством ребенка. Короче говоря, гораздо лучше быть двойняшками, чем близнецами, обезличенными с самого рождения.

Но что было бы, если бы все мы рождались близнецами?

Запомните, что волшебство ребенка – в его неповторимости, в неподражаемом отличии от всех. Любой ребенок – это тайна и загадка, а темперамент придает ему особый колорит и свойственный ему лишь ореол. Вам надо знать то, что в основе темперамента лежат обычные нервные процессы, особенности нервной деятельности ребенка. Мозг управляет поведением детей. однако хотя функции его у всех нас почти одинаковы, но протекают они в большинстве своем по-разному. Неповторимость малыша зависит от фундаментальных свойств нервных процессов, таких, как возбуждение и торможение. Запомните три главных свойства их, хотя бы по заглавным буквам, соединенным в аббревиатуру СУП. С - это сила, У - уравновешенность, а П – подвижность основных нервных процессов все эти свойства в разном сочетании друг с другом обычно составляют основные четыре типа высшей нервной деятельности ребенка, четыре темперамента детей, определяемые с самого рождения.

Поговорим об этих свойствах. Давайте остановимся на силе. Под силой мы обычно понимаем функциональную выносливость всех нервные клеток и их способность выдержать как длительное, так и кратковременное, но значительное возбуждение, не погашая его торможением. Иначе – сила проявляется в трудоспособности ребенка и утомляемости малыша, а также в восприимчивости его к окружающему миру.

Когда малыш неутомим и, словно бы «обжора», готов все время поглощать неиссякаемую информацию, не отвлекаясь от нее по мелочам, мы говорим о сильном типе высшей нервной деятельности у ребенка.

Когда ребенок очень быстро устает от восприятия даже маленькой информации и ищет повод, чтобы отвлечься от нее, - мы говорим о слабом типе высшей нервной деятельности у ребенка.

Короче говоря, такое свойство основных нервных процессов малыша, как сила, откладывает свой отпечаток на внимание ребенка. Мы говорим о силе процесса возбуждения тогда, когда малыш способен длительное время активно прилагать усилия, чтобы выполнить начатую им деятельность.

Мы говорим о силе процесса торможения тогда, когда малыш сосредоточивается на этой деятельности и может сдерживать себя, отказываясь от различных нежелательных поступков.

Второе свойство – это уравновешенность процессов возбуждения и торможения у малыша. Обычно признаком уравновешенности у детей является одна и та же сила как процесса возбуждения, так и процесса торможения.

Малыш с достаточно уравновешенной нервной системой обычно четко, терпеливо и ритмично, без выплеска эмоций и различных отвлечений доводит до конца все то, что начал.

Когда ребенок неуравновешен и у него преобладают процессы то возбуждения, то торможения, о ритме в деятельности не стоит говорить. Он то играючи, легко, свободно покоряет трудные вершины, то застывает у подножия холма, не зная, как взобраться на него. Он то все может, то не может ничего и оттого подвержен нервным срывам. Порой кажется нам, что в одном ребенке таится целых два, настолько временами он различен: как смех и слезы, хотя смех и слезы у него нередко заменяют собой речь. помимо силы и уравновешенности нас интересует также и подвижность основных нервных процессов у ребенка, т.е. способность возбуждения и торможения незамедлительно и быстро сменять друг друга. Благодаря подвижности ребенок может адаптироваться ко всему, легко переключаться с одного вида деятельности на другой. Такому малышу не трудно приспособиться к организованному коллективу, его в три года можно вести в сад.

Когда же нервные процессы у ребенка не подвижны, а инертны, он может приспособиться к чему-то лишь ценой больших усилий. Такие дети трудно адаптируются к коллективу.

Итак, еще раз постарайтесь уяснить себе, что представляет собой сила, как проявляется уравновешенность, что кроется за термином «подвижность».

Все эти качества в различных сочетаниях друг с другом и создают тип его темперамента и стиль приспособления к «сюрпризам» окружающего мира.

Рассмотрим с вами эти типы. Действительно ли они так отличны друг от друга?

I тип – сильный, уравновешенный, подвижный – сангвинический темперамент (сангвиник).

Такой малыш обычно знает себе цену и верит сам себе. Он жизнелюб и любит, чтобы жизнь вокруг него била ключом. Ребенку до всего есть дело. С ним интересно и легко. Сангвиник очень копромиссен, и компромиссность не дает ему пойти на дно даже тогда, когда, казалось бы, это неизбежно, удерживая на поверхности, как поплавок. Такой малыш без всяких затруднений всегда найдет с ребенком или взрослым понятный им общий язык и «выживет» в любых условиях. Он приспособится к тому, к чему никто не сможет приспособиться, и безболезненно и быстро адаптируется к новому при поступлении в свой первый детский сад. Сангвиники «легко включаются» в любую деятельность и еще легче могут «выключиться» из нее, когда она изрядно им надоедает. Такой ребенок без труда усваивает возрастные навыки. В три года он обслуживает себя сам. Его движения – уверенные, точные, легко сменяющие темп. Он без эмоций переносит наказания. Обычно быстро засыпает. Спит хорошо. Такой ребенок просыпается с улыбкой и целый день проводит с ней. А если даже и печалится, то кратковременно и ненадолго, смеясь и плача чуть ли не одновременно. В нем все, пожалуй гармонично. И все преграды на пути он может «перепрыгнуть» или же «перешагнуть» играючи, «сгибаясь» в нужные моменты и «выпрямляясь» вслед за этим. Такой малыш – источник оптимизма. Ему обычно суждено быть лидером среди других и выполнять роль буфера между холериками и флегматиками, совершая то, на что из них никто не может быть способен.

II тип – сильный, уравновешенный, инертный – флегматичный темперамент (флегматик).

Такой ребенок – это не спешащий никуда копуша, все делающий в час по чайной ложке. С ним рядом кажется, что времени на самом деле нет. Ему неведомы секунды и минуты, его мгновения напоминают вечность. Он делает все так неторопливо, как будто бы ему отпущен черепаший век. И, двигаясь своими черепашьими шагами, он не поймет, куда торопимся мы с вами, спешим, бежим, пытаясь обогнать друг друга, как будто сдаем нормы ГТО. Малыш флегматик не выносит спешки. Движения его неторопливы, среди ровесников он – «увалень», «медведь». Его солидарности, пожалуй, позавидует любой начальник, а рассудительности – даже мама с папой. В среде детей он отличается спокойствием.

Все виды деятельности такой ребенок осуществляет лишь проверенными способами. И даже длительная деятельность малыша практически не утомляет, настолько точно он умеет рассчитывать свои силы. Флегматик делает все обстоятельно, монументально, упорно покоряя цель и преодолевая все препятствия. Свои решения он не меняет, а если надо отстоять их, проявляет максимум упрямства. Его навряд ли Вам удается заставить по какой-нибудь причине свернуть с уже освоенной дороги. Такой ребенок до невероятности устойчив к внешним раздражителям, и лишь, пожалуй, только «гром и молния» его способны вывести надолго из себя. Малыш флегматик всегда сдержан и кажется нам малоэмоциональным, таким же толстокожим, как тюлень. Однако чувства его глубоки и постоянны. Он очень предан своим близким и друзьям, хотя с большим трудом находит друга. Но, если он его уже нашел, то не предаст даже за тридцать сребренников, какие бы они ни содержали в себе детские соблазны.

Малыш флегматик не по возрасту миролюбив и по возможности уходит от борьбы, предпочитая лишний раз не рисковать. Речь у него нетороплива и невыразительна, без жестов, мимики и выплеска эмоций. Слова нередко друг от друга отделяются замедленными паузами, хотя активный словарь малыша не отличается от нормы. Такой ребенок засыпает быстро, но после сна все время ходит сонный, вялый, словно недоспал.

Все возрастные навыки у малыша флегматика обычно формируются с трудом и очень долго, но и надолго. Его возможно чему-либо научить, и невозможно или же, по крайней мере, трудно после этого переучить.

Малыш флегматик привыкает к новой обстановке очень медленно и адаптируется к детскому организованному коллективу длительное время. Флегматики боятся всего нового, флегматики не любят перемен.

III тип – сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения – холерический темперамент (холерик).

Пожалуй этот темперамент – один из самых ярких темпераментов ребенка, обычно приносящий маме с папой бесконечные хлопоты. И в то же время некоторыми особенностями такого темперамента наделены все дети. Есть тождество между отдельными чертами у холерика и возрастной характеристикой ребенка. Малыш холерик всегда колоритен, похож на самый красочный портрет, а не на робко сделанный эскиз. Подвижней ртути, заводящийся с пол-оборота, такой ребенок загорается как спичка, была бы только маленькая искра. А искрой может оказаться все. И загоревшийся малыш холерик сравним лишь только с капитаном Сорвиголова. Его энергия неиссякаема и шалости неизмеримы. Порой кажется, что в нем внутри есть вечный двигатель, который делает его неутомимым. Малыш холерик протаранит все преграды и, если нужно, будет биться головой о стенку, но доберется до своей вершины и покорит самый высокий пик.

Борец, задира, он не знает чувства страха и бабочкой летит на огонь. Причем, обжегшись, снова расправляет свои крылья и продолжает начатое дело, когда оно ему необходимо, но не всегда доводит до конца. Ему вдруг хочется буквально на середине поставить точку, чтобы почивать на лаврах, которые еще не заслужил. Но почивает он, как правило, недолго, запрятанный в нем вечный двигатель «ржавеет» от бездействия, поэтому холерик вновь загорается какой-нибудь идеей и принимается ее осуществлять.

Не удивляйтесь, если даже он бросает недавно начатую им игру ради других занятий, где можно выпустить свой пар и промелькнуть метеоритом. Малыш холерик сам всегда на взводе, и рядом с ним обычно все «кипит».

Его движения порывисты, резки. Он по натуре командир и постоянно конфликтует со своими сверстниками, хотя не может без них жить. Ему всегда нужны сподвижники и зрители, а одиночество ему невыносимо.

Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания. Ему подай немедленно, все сразу на блюдечке да с золотой каемочкой. Вся деятельность у холериков – урывками, то с непредвиденными спадами, то с поражающими всех подъемами, короче говоря, с известными лишь им зигзагами, причем не каждый из зигзагов – зигзаг удачи.

Обычно речь холерика отрывиста, быстра, с проглатыванием отдельных слов, однако она очень выразительна и эмоциональна. Такой ребенок говорит так громко, как будто бы в нем спрятан микрофон. Как правило, холерики спят беспокойно, под впечатлением событий дня. И засыпают из-за этого с трудом. Проснувшись, могут быть в различном настроении, от самого хорошего до самого плохого, в зависимости от того, что днем их ожидает.

Обычно эти дети быстро приспосабливаются ко многим атрибутам нового организованного коллектива и очень долго – к требованиям дошкольных учреждений. Они легко смиряются с любым словесным наказанием, не в силах вынести, когда цель наказания – лишение свободы. Нет больше унижения для них, чем постоять в углу. Свободолюбие их – безгранично.

IV тип – слабый – меланхолический темперамент (меланхолик).

Не все ученые согласны до сих пор, что есть вообще на свете этот темперамент, т.к. он просто показатель слабости ребенка. А темперамент нужен для того, чтоб выжить. Поэтому не стоит путать темперамент с меланхолическим характером.

Но пока скрещивают шпаги видные ученые и нет еще ни победителей, ни побежденных, мы все-таки осмелимся немного рассказать об этих детях.

Они сравнимы лишь с оранжерейными мимозами. «Принцессы на горошине» немного менее чувствительнее их. Малейший ветерок – им вроде сквозняка. Во всем мерещится двойное дно. Они ранимо реагируют даже на голос человека: попробуй чуть повысить – и такой ребенок сразу в плач. Запасы слез у них неистощимы, ведь мелонхолики всего боятся, порой кажется, что и самих себя, тем более чего-то нового, особенно людей и обстановки. Они застенчивы, робки, и нерешительность одна из основных черт их характера. Они почти не верят в свои силы, довольствуясь обычно ролью тени, даже тогда, когда от них самих исходит тень. Любой из них зацикливается на неудачах и наказание воспринимает как трагедию. Обидчивость их без конца и края. Им трудно сконцентрировать внимание, не отвлекаясь по различным мелочам. Любая деятельность меланхолику – работа, работа, от которой он мгновенно устает. Такой малыш, даже играя, утомляется. Обычно дети-меланхолики легко усваивают возрастные навыки, но навыки их неустойчивы, зависимы от обстоятельств. Движения их неуверенны, бедны и часто суетливы. Речь тихая, но интонационно выразительная. Такой ребенок очень долго и довольно обстоятельно готовится ко сну, но засыпает быстро, просыпаясь бодрым и веселым.

Всем меланхоликам невероятно трудно адаптироваться к детским коллективам. Во время адаптации у них во всем регресс. Зато в привычной для них остановке они способны превзойти сами себя, достичь того, что редко удается и сангвинику, а их чрезмерная чувствительность – залог отзывчивости и притягивающей к ним доброты. Обычно меланхолики напоминают собой чуткую антенну, улавливающую все нюансы колебаний окружающей среды.

Мы постарались Вам немного описать все типы темпераментов и стили поведения детей. по-видимому, Вы сами догадались, что об особенностях темперамента возможно косвенно судить по ряду индивидуальных признаков ребенка, которые Вы вольно или невольно ежедневно наблюдаете у малыша: по речи и его походке, привычным позам и характеру движений, по отношению к игре, к своим друзьям и просто к детям и по тому, как Ваш ребенок спит и засыпает, как он усваивает возрастные навыки, как адаптируется к новой обстановке, как радуется как печалится. Короче говоря, по массе еле видимых нюансов и оттенков в поведении детей, среди которых главными критериями служат эмоциональность и общая активность малышей.

Практически навряд ли Вы найдете ребенка «чистого» флегматика, сангвиника и меланхолика, чтобы он идеально соответствовал всем вышеперечисленным стандартам. А если даже и найдете, то это будет исключение из правил – ведь чистых темпераментов в природе почти нет. Однако у всех нас, тем более у нашего ребенка, какой-нибудь один всегда преобладает, особенно наглядно после семи лет, т.е. после того, когда спадают маски возрастных особенностей малыша, намного более уравновешиваются процессы возбуждения и торможения и нет причины, чтобы гримировать ребенка под холерика, хотя отдельные черты такого темперамента еще довольно длительное время служат признаком отличия детей от взрослых.

Не путайте характер с темпераментом. Характер – это то, что можно нам приобрести в процессе жизни. Он создается воспитанием и культивируется им. А темперамент Вы не создадите. Малыш рождается с ним, старик умирает. Однако, формируя свой характер, мы учимся им управлять, и иногда успешно. Ребенку в этом помогаем мы, родители. Представьте, что характер – это верхняя одежда темперамента. Вы – модельер и видите все недостатки не только лишь самой одежды, но и фигуры, для которой она сшита. Конечно же фигуру Вам труднее будет изменить, чем перешить, перекроить одежду, добавить вытачку или убрать ее. Короче, в Ваших силах устранить все недостатки или специально выставить их напоказ. И убирать все недостатки Вам поможет правильное воспитание ребенка.

Если особенности темперамента у Вас и у Вашего ребенка совпадают, Вам повезло, если они различны – это источник бесконечных малых ссор или больших конфликтов в семейной жизни. Однако если даже Вам очень удобно, не подавляйте темперамент своего ребенка, а лучше как-нибудь подстройтесь под него. Обычно свойства темперамента подсказывают сами, как надо обращаться с малышом. Запомните, что дети с разным темпераментом по-разному воспринимают все происходящее вокруг.

Запомните, что все мы с Вами разные, мы розовые, красные, зеленые, коричневые, синие … А что бы было, если бы преобладал один лишь цвет, пускай самый красивый, но один?

А что бы было, если бы все дети стали одинаковыми, не отличаясь друг от друга, воспитанными, словно маленькие старички: без детских шалостей, проказ и баловства?

А что бы было… Наверное, просто очень серо нам бы всем жилось на свете, идя в одной шеренге строем в одну и ту же никому не ведомую даль, идя в одной шеренге вместе, в шеренге, из которой бы никто и никогда не выступал вперед или не отступал назад. Однако вряд ли это в самом деле будет. Природа позаботилась об этом и наградила всех нас собственным лицом. И оттого различны наши дети.

 Литература: Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2001 - 432 с. стр.289-298.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: Особенности образовательной деятельности в приобщении дошкольников к лего-конструированию. Значение Лего-конструирования в жизни ребенка дошкольника.

Среди разных видов технического конструирования- конструкторы Лего вызывают особый интерес и популярность у детей дошкольного возраст. Конструирование из конструкторов Лего полностью отвечает их интер...

Консультация для родителей: «Роль книги в жизни дошкольника. Ребенок дошкольник – слушатель или читатель»

Консультация предназначена для родителей, где коротко и доступно рассказывается о необходимости прививать детям любовь к чтению с дошкольного возраста....

Учет типа темперамента как проявления индивидуальных особенностей ребенка дошкольника

Работая с детьми дошкольного возраста , необходимо учитывать тип темпераменте каждого ребенка. Игнорирование свойств темперамента может привести к развитию у дошкольников отрицательных черт характера....

Темперамент ребенка-дошкольника. (памятки для родителей)

Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины в мн...

Реферат "Возрастные особенности восприятия картины ребенком-дошкольником. Психологические стадии общения ребенка-дошкольника с картиной. Характеристика типов и уровней восприятия

В дошкольном возрасте ознакомление детей с художественным творчеством носит, в первую очередь, эстетический характер. Учась чувствовать, воспринимать, проявлять эмпатию и анализировать ребенок начинае...