Проект по духовно – нравственному воспитанию «Спешите делать добрые дела»
проект (средняя группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Олонский детский сад»

 

 

 

 

Проект по духовно – нравственному воспитанию

«Спешите делать добрые дела»

 

 

 

 

                                                                                           Автор – составитель:

                                                                             Васильева Ирина Николаевна

 

 

 

 

 

С. Олонки

2023 г.

 

Пояснительная записка

       Актуальность

        Совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, природе и т. д. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Мы живем в очень непростое время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным бросить из окна машины на дорогу мусор, не заводить детей ради сохранения материальных благ. Мы начинаем, спокойно относится к повсеместному открытию сиротских приютов для детей при живых родителях и для родителей при живых детях. Будущее нации – в руках самой нации. Именно поэтому одной из задач нашей работы является воспитание гуманного эмоционально-положительного, бережного отношение к миру природы и окружающего мира в целом.

       Все это способствовало возникновению идеи создания социально-творческого проекта для детей дошкольного возраста в средней группе детского сада.

Проблема: Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не приник не конфета.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

(Н. Тулупова)

     Прочитав детям стихотворение, побеседовали о прочитанном. В ходе дальнейшей беседы выяснили, что дети знают, что такое добро, кто такой добрый человек, какие бывают добрые поступки и дела, но на практике, в играх, прогулке дети не всегда применяют эти правила, не знают, как помочь друг другу и взрослым, часто ссорятся, отсюда и появилась тема проекта «Спешите делать добрые дела...».

 

           Цель проекта: создание условий для развития творческой личности, нравственных качеств, познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Спешите делать добро».

Задачи проекта:

  • формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей;
  • воспитывать чувство доброты и уважения к окружающим людям, воспитывать нравственные качества: доброту, уважение, милосердие;
  • уточнять знания детей об этикете, закреплять правила вежливого общения;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • формировать навыки исследовательской деятельности.

Вид проекта:

  • информационно – творческий,
  • познавательно – игровой,
  • групповой.

 

Срок реализации:

- март, апрель, май.

 

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа:

Подготовительный этап:

  • Сбор методической и педагогической литературы по данной теме;
  • Анкетирование родителей по теме проекта;
  • Составление перспективного плана работы;
  • Подбор игрушек, атрибутов для игровой деятельности;
  • Подбор материала для продуктивной деятельности;
  • Формирование картотеки дидактических и подвижных игр, разработка и реализация цикла занятий, бесед и акций.

 

Основной этап:

  • Консультации для родителей;
  • Осуществление практических дел, предусмотренных в проекте (мероприятия, игры, конкурсы);
  • Беседы и занятия с детьми;
  • Совместная деятельность (сюжетно-ролевые игры, ситуации, театрализация);
  • Социальные акции «Копилка добрых дел», «Желтый день», «Лестница заботы», «Доброе пожелание»;
  • Изготовление стенгазет и выставок по проекту.

 

Заключительный этап:

  • Разработка групповых «Правил добрых дел» и «Правил вежливости»;
  • Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов;
  • Изготовление памяток для родителей «Как научить ребенка жить в согласии с самим собой и окружающими людьми»;
  • Создание дерева добра;
  • Групповое развлечение «В мире доброты».

 

 

Ожидаемый результат:

  • Дети, родители, педагоги постоянно пользуются формами словесной вежливости;
  • у детей сформировано заботливое отношение к членам своей семьи; оказывают посильную помощь своим родным;
  • бережно относятся к живой и неживой природе;
  • могут составить рассказ о добром поступке;
  • у детей будут сформированы способности договариваться, оказывать друг другу поддержку, взаимопомощь.

 

Для педагога: 
Повышение уровня педагогического мастерства. Освоение новых форм работы с детьми.

Формы образовательной работы с детьми:

  • Занятия;
  • Акции;
  • Игры (словесные, подвижные, сюжетно – ролевые, пальчиковые, дидактические, игры – тренинги, музыкальные, ситуативные);
  • Беседы;
  • Театрализованная постановка с участием детей;
  • Чтение художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, рассказы и сказки);
  • Консультации родителям;
  • Продуктивная деятельность (конструирование, рисование, лепка, аппликация);
  • Прослушивание песен;
  • Развлечение;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Игровые упражнения;
  • Игры – тренинги.

 

Формы работы с педагогами, родителями:

  • Консультация; 
  • Буклеты, памятки;
  • Беседы.

 

Реализация проекта:

  • Совместную деятельность с детьми, планируется проводить 1 раз в 2 недели в формате НОД по 10 – 15 минут.
  • В режимные моменты утром, вечером.  

 

I – этап подготовительный

  1. Изучение методической и педагогической литературы (Приложение 1 стр. 7).
  2. Подбор анкет для родителей по теме пректа.

 

II – этап основной

  1. План работы по духовно – нравственному воспитанию детей в средней группе. (Приложение 2 стр. 8)
  2. План работы с родителями по духовно – нравственному воспитанию детей. (Приложение 3 стр. 14)

 

III – заключительный этап

  • Создание фотоальбома «Наши добрые дела».
  • Оформление стенгазеты «Наши добрые дела – дома и в детском саду».
  • Создание «Дерево Добра».

 

 

 

 

Приложение 1

Список использованной литературы

  1. Киселёва Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2006.
  2. Лопатина, А.А. Скребцова, М.В. 600 творческих игр: практическое пособие / – Москва, Амрита-Русь, 2011
  3. Соколова, Е.Р. Формирование чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста: метод.-практич. пособие / Е.Р. Соколова – Москва, Учитель, 2016
  4. Шорыгина, Т.А. Детям о самом важном – моя семья: метод. пособие / Т.А. Шорыгина – Москва, ТЦ Сфера, 2012
  5. Журнал “Дошкольное воспитание” №3,№8, 2008 год.
  6. Полякевич Ю.В. , Осинина Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. Модели комплексных занятий. -Волгоград, 2010
  7. Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов.-вып.1 Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие/авт.-сост. Е.В.Шитова.-Волгоград: Учитель,2009.-171 стр.
  8. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
  9. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
  10. ФГОС Социально-нравственное воспитание дошкольников Р.С. Буре
  11. Материалы с интернет- сайтов

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

План работы по духовно – нравственному воспитанию в средней группе

Месяц

Запланированное мероприятие

Отметка о выполнении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

   Беседы: «Добрые слова», «Добрые поступки», «Что такое добро?»

Задачи: Учить соблюдать правила речевого этикета при помощи вежливых слов: добрый день, добрый вечер, здравствуйте, до свидания и т. д.. Формировать у детей представление о цене доброго слова. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.

  

    Пальчиковая гимнастика«Семья»

Задачи: учить выполнять движения пальцами рук по показу взрослого; развивать мелкую моторику рук и речь; воспитывать интерес к пальчиковым играм. Воспитывать доброжелательное отношение к близким людям.

 

    Аппликация Поздравительная открытка «Для милой Мамочки!»

Задачи: прививать любовь и доброжелательные отношения к родным.

 

    Рисование и аппликация в разных техниках «Мамочка моя»

Задачи: прививать любовь к маме и желание заботится о ней.

 

   Чтение художественной литературы: Сказка «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Морозко».

Задачи: приобщать детей к истокам народной культуры: традиции крепкая семья, уважение и почитание старших, любовь к детям; фольклора – сказки.

 

    Дидактические игры: «Угадай, кто позвал меня по имени», «Наполни ларец «Кружками настроения», «Передай улыбку по кругу», «Найдем волшебные слова», «Скажи наоборот».

Задачи: формировать представление о добре, любви и заботе друг о друге.

Отгадывание загадок «Вежливые слова»

Акция «Копилка добрых поступков»

 

    Аппликация«Украсим сарафаны матрёшкам»

Задачипознакомить детей с историей матрёшки, как народного промысла; дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме; учить называть свойства и качество предметов; воспитывать патриотические чувства; развивать эстетический вкус.

    Рассматривание картин по теме «Весна-красна» (беседы по их содержанию).

    Музыкальная игра с движениями «Если нравится тебе, то делай так…»

  

   Рисование пейзажа «Весна пришла»

Задачи: Формирование представления у детей о жанре живописи- пейзаже; учить создавать пейзажную композицию, изображая природу весной. Воспитывать любовь к природе и доброжелательное отношение к ней.

 

  Беседа  «Масленица»

Задачи: Познакомить с традициями народного праздника Масленица: дать представление о русских народных играх; расширить знания о традициях и обрядах. Воспитывать интерес и любовь к народным праздникам.

 

Прослушивание песни: «Доброта» группы «Барбарики».

 

 Пальчиковая гимнастика: «Апельсин»

Задачи: формировать умение проговаривая слова и выполнять движения по тексту. Воспитывать доброжелательное отношение друг другу, желание делиться друг с другом.

 

Чтение художественной литературы: Сказка «Братец Иванушка и сестрица Аленушка».

Задачи: развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать доброжелательные отношения и любовь к родным, формировать умение заботится о младших наших братьях и сёстрах.

 

Потешки: «Из-за леса, из-за гор», «Пошла Маша на базар».

Задачи: развивать интерес к художественной литературе, воспитывать доброжелательные отношения к своим близким.

 

Беседа «Добрые слова улучшают настроение».

Задачи: формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми; развивать представления детей о понятии «добро», воспитывать умение оценивать поступки окружающих.

 

   Словесные игры: «Что такое хорошо, что такое плохо»

Задачи: Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках, обратить внимание детей на то, что добрые слова должны сочетаться с добрыми поступками. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, заботиться о них.

 

Создание фотоальбома «Наши добрые дела».

    Рисование ладошкой: «Два весёлых гуся».

Задачи: учить способом рисования ладошками и пальчиками передавать в рисунке образы веселых гусей из русской народной песенки «Жили у бабуси…»; упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги; продолжать знакомить детей с произведениями русского фольклора. Воспитывать доброжелательные отношение к животным и птицам, формировать умение заботится о них.

 

Разработка групповых «Правил добрых дел» и «Правил вежливости».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

 

 

 

 

    Беседы: «Хорошие и плохие поступки»

Задачи: Выявить представление детей о хороших и плохих поступках; учить их анализировать поступки, давать им оценку; воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение друг к другу; развивать словарный запас детей.

    Разучивание стихотворения: «Доброе утро»

Задачи: закрепить вежливые слова и формировать умение применять их приобщении с родными и близкими людьми. Развивать память, поэтический слух; воспитывать любовь к поэзии и ко всему прекрасному.

 

   Дидактические игры: «Кто живёт в лесу?»

Задачи: Прививать любовь к животным и воспитывать доброжелательное отношение к ним.

 

    Аппликация: «Красавица Весна» .

Задачи: формирование умения самостоятельно находить решения технических и художественных задач, отвечающих заданному условию, в построении композиции произведений декоративно-прикладного характера; развитие любознательности, фантазии, воображения, творческого технического и художественного мышления; воспитание любви к природе и формировать способность видеть красоту природы и ценить ее.

 

     Чтение художественной литературы: С. Маршак «Сказка о глупом мышонке».

Задачи: прививать любовь и воспитывать доброжелательное отношение к своим близким.

 

     Дидактические и словесные игры: «Назови ласково»

Задачи: формировать у детей умение называть ласково друг друга по имени; обогащать словарный запас детей (пример: заяц – зайчишка - заинька и т. д. или Танечка – Танюшка - Танюша и т. д. ; формировать доброжелательное, терпимое отношение к другим детям, умение замечать настроение другого.

 

    Рисование: «Солнышко лучистое улыбнулось весело»

Задачи: продолжать вызывать интерес к рисованию; воспитывать интерес к окружающему миру, создать радостное настроение, развивать воображение. Воспитывать доброжелательное отношение к природе и замечать ее красоту.

 

    Пальчиковая гимнастика: «Если пальчики грустят – доброты они хотят»

Задачи: учить выполнять движения пальцами рук по показу взрослого; развивать мелкую моторику рук и речь; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в игре.

 

    Беседы: «Играть нужно дружно»

Задачи: развивать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками; Формировать готовность детей к совместной деятельности, умение правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, уважение друг к другу.

 

Оформление стенгазеты «Наши добрые дела – дома и в детском саду».

 

Чтение стихотворении о доброте

 

Прослушивание песни «Доброта» в исполнении «Барбарики»

 

Акция «Желтый день»

 

Беседа «Что такое дружба?»

Задачи: формировать дружеские взаимоотношения между детьми в группе, прививать любовь к друг другу.

 

Чтение пословиц и поговорок о добре

 

Дидактические игры: «Найди игрушку желтого цвета», «Ласковое имя», «Я радуюсь, когда…»

Задачи: формировать представление о добре, любви и заботе друг о друге.

   Прослушивание песни из мультфильма про Фунтика: «Дорогою добра».

 

Заучивание «Мирилки»

 

Пальчиковая игра «Мамины помощницы»

Задачи: формировать умение проговаривая слова и выполнять движения по тексту. Воспитывать доброжелательное отношение и любовь к маме, желание помогать ей по дому.

 

Изготовление памяток для родителей «Как научить ребенка жить в согласии с самим собой и окружающими людьми».

 

 

 

 

 

 

Май

        Беседы с детьми: «Как я помогаю дома», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Наш домашний праздник», «Выходной день с мамой и папой», «Традиции нашей семьи», «Если ты остался дома один». «Безопасность в доме», «Как мы отдыхаем на природе с семьей».

Задачи: Воспитывать доброжелательные отношения к своим близким, родным.

 

  Чтение художественной литературы: В. Осеева «Волшебное слово»;

Задачи: углубить знания детей о доброте, вежливости.

 

    Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки».

Задачи: формировать у детей представления о хорошем и плохом поступке, поведении, умения правильно оценивать себя и других.

Прослушивание песен Шаинского «Улыбка»

Прослушивание песни «Ярко светит солнце» из мультфильма «Кот Леопольд»

 

Занятие по лепке «Дружный хоровод»

Задачи: воспитывать уважительное, доброжелательное отношение детей к людям разных народов, национальностей.

 

Игры в уголке уединения «Изобрази эмоцию»

 

Чтение В. Катаева «Цветик – семицветик»

Задачи: воспитывать у детей доброту, доброжелательные отношения друг к другу.

Рассматривание иллюстраций на тему «Хорошие и плохие поступки»

 

     Заучивание стихотворений: Э.Успенского «Если был бы я девчонкой», Л. Квитко «Бабушкины руки», Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться».

Задачи: укреплять добрые чувства детей к маме; закреплять ответственное отношение к правилам поведения в семье.

 

     Рисование: «Украсим фартук для бабушки».

Задачи: Упражнять в умении определять и составлять узоры данных видов росписи (гжель, дымковской, хохломской, городецкой) на бумажном силуэте. Воспитывать любовь и доброжелательное отношение к бабушке.

 

Создание «Дерево Добра».

Групповое развлечение «В мире доброты».

Цели: формировать у детей представление о доброте как важном человеческом качестве, уточнить представления о понятиях «Добро», «Зло», «Доброжелательность». Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

 

 

 

 

 

Приложение 3

План работы с родителями по духовно – нравственному воспитанию детей.

месяц

Запланированное мероприятие

Запланированное мероприятие

 

 

 

Март

 

Анкетирования для родителей по духовно-нравственному воспитанию;

 

Индивидуальные беседы по теме проекта;

 

Консультации для родителей: «Воспитание дружеских отношений в игре».

 

Выпуск стенгазеты: «8 Марта- мамин день»;

 

Проведение музыкально - театрализованного представления «8 марта- Международный женский день»

 

 

 

Апрель

 

Индивидуальные беседы по теме проекта;

 

Родительское собрание на духовно-нравственную тематику;                                                                                                        

Консультации для родителей: «Вежливость воспитывается вежливостью».

 

«Народные традиции в воспитании детей»,

 

Памятки для родителей по теме проекта;

 

 

 

 

Май

 

Анкетирование: «Знаете ли вы своего ребенка?»; «Семейные традиции».

 Индивидуальные беседы по теме проекта;

Консультации для родителей: «Воспитание культурного поведения у детей».

Информация для родителей в родительский уголок «Добрый мир»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_duhovno_nravstvennomu_vospitaniyu.docx39.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Олонский детский сад»

Проект по духовно – нравственному воспитанию

«Спешите делать добрые дела»

                                                                                           Автор – составитель:

                                                                             Васильева Ирина Николаевна

С. Олонки

2023 г.

Пояснительная записка

       Актуальность

        Совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, природе и т. д. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Мы живем в очень непростое время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным бросить из окна машины на дорогу мусор, не заводить детей ради сохранения материальных благ. Мы начинаем, спокойно относится к повсеместному открытию сиротских приютов для детей при живых родителях и для родителей при живых детях. Будущее нации – в руках самой нации. Именно поэтому одной из задач нашей работы является воспитание гуманного эмоционально-положительного, бережного отношение к миру природы и окружающего мира в целом.

       Все это способствовало возникновению идеи создания социально-творческого проекта для детей дошкольного возраста в средней группе детского сада.

Проблема: Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не приник не конфета.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

(Н. Тулупова)

     Прочитав детям стихотворение, побеседовали о прочитанном. В ходе дальнейшей беседы выяснили, что дети знают, что такое добро, кто такой добрый человек, какие бывают добрые поступки и дела, но на практике, в играх, прогулке дети не всегда применяют эти правила, не знают, как помочь друг другу и взрослым, часто ссорятся, отсюда и появилась тема проекта «Спешите делать добрые дела...».

           Цель проекта: создание условий для развития творческой личности, нравственных качеств, познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Спешите делать добро».

Задачи проекта:

  • формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей;
  • воспитывать чувство доброты и уважения к окружающим людям, воспитывать нравственные качества: доброту, уважение, милосердие;
  • уточнять знания детей об этикете, закреплять правила вежливого общения;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • формировать навыки исследовательской деятельности.

Вид проекта:

  • информационно – творческий,
  • познавательно – игровой,
  • групповой.

Срок реализации:

- март, апрель, май.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа:

Подготовительный этап:

  • Сбор методической и педагогической литературы по данной теме;
  • Анкетирование родителей по теме проекта;
  • Составление перспективного плана работы;
  • Подбор игрушек, атрибутов для игровой деятельности;
  • Подбор материала для продуктивной деятельности;
  • Формирование картотеки дидактических и подвижных игр, разработка и реализация цикла занятий, бесед и акций.

Основной этап:

  • Консультации для родителей;
  • Осуществление практических дел, предусмотренных в проекте (мероприятия, игры, конкурсы);
  • Беседы и занятия с детьми;
  • Совместная деятельность (сюжетно-ролевые игры, ситуации, театрализация);
  • Социальные акции «Копилка добрых дел», «Желтый день», «Лестница заботы», «Доброе пожелание»;
  • Изготовление стенгазет и выставок по проекту.

Заключительный этап:

  • Разработка групповых «Правил добрых дел» и «Правил вежливости»;
  • Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов;
  • Изготовление памяток для родителей «Как научить ребенка жить в согласии с самим собой и окружающими людьми»;
  • Создание дерева добра;
  • Групповое развлечение «В мире доброты».

Ожидаемый результат:

  • Дети, родители, педагоги постоянно пользуются формами словесной вежливости;
  • у детей сформировано заботливое отношение к членам своей семьи; оказывают посильную помощь своим родным;
  • бережно относятся к живой и неживой природе;
  • могут составить рассказ о добром поступке;
  • у детей будут сформированы способности договариваться, оказывать друг другу поддержку, взаимопомощь.

Для педагога: 
Повышение уровня педагогического мастерства. Освоение новых форм работы с детьми.

Формы образовательной работы с детьми:

  • Занятия;
  • Акции;
  • Игры (словесные, подвижные, сюжетно – ролевые, пальчиковые, дидактические, игры – тренинги, музыкальные, ситуативные);
  • Беседы;
  • Театрализованная постановка с участием детей;
  • Чтение художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, рассказы и сказки);
  • Консультации родителям;
  • Продуктивная деятельность (конструирование, рисование, лепка, аппликация);
  • Прослушивание песен;
  • Развлечение;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Игровые упражнения;
  • Игры – тренинги.

Формы работы с педагогами, родителями:

  • Консультация; 
  • Буклеты, памятки;
  • Беседы.

Реализация проекта:

  • Совместную деятельность с детьми, планируется проводить 1 раз в 2 недели в формате НОД по 10 – 15 минут.
  • В режимные моменты утром, вечером.  

I – этап подготовительный

  1. Изучение методической и педагогической литературы (Приложение 1 стр. 7).
  2. Подбор анкет для родителей по теме пректа.

II – этап основной

  1. План работы по духовно – нравственному воспитанию детей в средней группе. (Приложение 2 стр. 8)
  2. План работы с родителями по духовно – нравственному воспитанию детей. (Приложение 3 стр. 14)

III – заключительный этап

  • Создание фотоальбома «Наши добрые дела».
  • Оформление стенгазеты «Наши добрые дела – дома и в детском саду».
  • Создание «Дерево Добра».

Приложение 1

Список использованной литературы

  1. Киселёва Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2006.
  2. Лопатина, А.А. Скребцова, М.В. 600 творческих игр: практическое пособие / – Москва, Амрита-Русь, 2011
  3. Соколова, Е.Р. Формирование чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста: метод.-практич. пособие / Е.Р. Соколова – Москва, Учитель, 2016
  4. Шорыгина, Т.А. Детям о самом важном – моя семья: метод. пособие / Т.А. Шорыгина – Москва, ТЦ Сфера, 2012
  5. Журнал “Дошкольное воспитание” №3,№8, 2008 год.
  6. Полякевич Ю.В. , Осинина Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. Модели комплексных занятий. -Волгоград, 2010
  7. Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов.-вып.1 Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие/авт.-сост. Е.В.Шитова.-Волгоград: Учитель,2009.-171 стр.
  8. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
  9. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
  10. ФГОС Социально-нравственное воспитание дошкольников Р.С. Буре
  11. Материалы с интернет- сайтов

Приложение 2

План работы по духовно – нравственному воспитанию в средней группе

Месяц

Запланированное мероприятие

Отметка о выполнении

Март

   Беседы: «Добрые слова», «Добрые поступки», «Что такое добро?»

Задачи: Учить соблюдать правила речевого этикета при помощи вежливых слов: добрый день, добрый вечер, здравствуйте, до свидания и т. д.. Формировать у детей представление о цене доброго слова. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.

   

    Пальчиковая гимнастика«Семья»

Задачи: учить выполнять движения пальцами рук по показу взрослого; развивать мелкую моторику рук и речь; воспитывать интерес к пальчиковым играм. Воспитывать доброжелательное отношение к близким людям.

    Аппликация Поздравительная открытка «Для милой Мамочки!»

Задачи: прививать любовь и доброжелательные отношения к родным.

    Рисование и аппликация в разных техниках «Мамочка моя»

Задачи: прививать любовь к маме и желание заботится о ней.

   Чтение художественной литературы: Сказка «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Морозко».

Задачи: приобщать детей к истокам народной культуры: традиции крепкая семья, уважение и почитание старших, любовь к детям; фольклора – сказки.

    Дидактические игры: «Угадай, кто позвал меня по имени», «Наполни ларец «Кружками настроения», «Передай улыбку по кругу», «Найдем волшебные слова», «Скажи наоборот».

Задачи: формировать представление о добре, любви и заботе друг о друге.

Отгадывание загадок «Вежливые слова»

Акция «Копилка добрых поступков»

    Аппликация«Украсим сарафаны матрёшкам»

Задачипознакомить детей с историей матрёшки, как народного промысла; дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме; учить называть свойства и качество предметов; воспитывать патриотические чувства; развивать эстетический вкус.

    Рассматривание картин по теме «Весна-красна» (беседы по их содержанию).

    Музыкальная игра с движениями «Если нравится тебе, то делай так…»

   

   Рисование пейзажа «Весна пришла»

Задачи: Формирование представления у детей о жанре живописи- пейзаже; учить создавать пейзажную композицию, изображая природу весной. Воспитывать любовь к природе и доброжелательное отношение к ней.

  Беседа  «Масленица»

Задачи: Познакомить с традициями народного праздника Масленица: дать представление о русских народных играх; расширить знания о традициях и обрядах. Воспитывать интерес и любовь к народным праздникам.

Прослушивание песни: «Доброта» группы «Барбарики».

 Пальчиковая гимнастика: «Апельсин»

Задачи: формировать умение проговаривая слова и выполнять движения по тексту. Воспитывать доброжелательное отношение друг другу, желание делиться друг с другом.

Чтение художественной литературы: Сказка «Братец Иванушка и сестрица Аленушка».

Задачи: развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать доброжелательные отношения и любовь к родным, формировать умение заботится о младших наших братьях и сёстрах.

Потешки: «Из-за леса, из-за гор», «Пошла Маша на базар».

Задачи: развивать интерес к художественной литературе, воспитывать доброжелательные отношения к своим близким.

Беседа «Добрые слова улучшают настроение».

Задачи: формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми; развивать представления детей о понятии «добро», воспитывать умение оценивать поступки окружающих.

   Словесные игры: «Что такое хорошо, что такое плохо»

Задачи: Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках, обратить внимание детей на то, что добрые слова должны сочетаться с добрыми поступками. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, заботиться о них.

Создание фотоальбома «Наши добрые дела».

    Рисование ладошкой: «Два весёлых гуся».

Задачи: учить способом рисования ладошками и пальчиками передавать в рисунке образы веселых гусей из русской народной песенки «Жили у бабуси…»; упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги; продолжать знакомить детей с произведениями русского фольклора. Воспитывать доброжелательные отношение к животным и птицам, формировать умение заботится о них.

Разработка групповых «Правил добрых дел» и «Правил вежливости».

Апрель

    Беседы: «Хорошие и плохие поступки»

Задачи: Выявить представление детей о хороших и плохих поступках; учить их анализировать поступки, давать им оценку; воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение друг к другу; развивать словарный запас детей.

    Разучивание стихотворения: «Доброе утро»

Задачи: закрепить вежливые слова и формировать умение применять их приобщении с родными и близкими людьми. Развивать память, поэтический слух; воспитывать любовь к поэзии и ко всему прекрасному.

   Дидактические игры: «Кто живёт в лесу?»

Задачи: Прививать любовь к животным и воспитывать доброжелательное отношение к ним.

    Аппликация: «Красавица Весна» .

Задачи: формирование умения самостоятельно находить решения технических и художественных задач, отвечающих заданному условию, в построении композиции произведений декоративно-прикладного характера; развитие любознательности, фантазии, воображения, творческого технического и художественного мышления; воспитание любви к природе и формировать способность видеть красоту природы и ценить ее.

     Чтение художественной литературы: С. Маршак «Сказка о глупом мышонке».

Задачи: прививать любовь и воспитывать доброжелательное отношение к своим близким.

     Дидактические и словесные игры: «Назови ласково»

Задачи: формировать у детей умение называть ласково друг друга по имени; обогащать словарный запас детей (пример: заяц – зайчишка - заинька и т. д. или Танечка – Танюшка - Танюша и т. д. ; формировать доброжелательное, терпимое отношение к другим детям, умение замечать настроение другого.

    Рисование: «Солнышко лучистое улыбнулось весело»

Задачи: продолжать вызывать интерес к рисованию; воспитывать интерес к окружающему миру, создать радостное настроение, развивать воображение. Воспитывать доброжелательное отношение к природе и замечать ее красоту.

    Пальчиковая гимнастика: «Если пальчики грустят – доброты они хотят»

Задачи: учить выполнять движения пальцами рук по показу взрослого; развивать мелкую моторику рук и речь; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в игре.

    Беседы: «Играть нужно дружно»

Задачи: развивать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками; Формировать готовность детей к совместной деятельности, умение правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, уважение друг к другу.

Оформление стенгазеты «Наши добрые дела – дома и в детском саду».

Чтение стихотворении о доброте

Прослушивание песни «Доброта» в исполнении «Барбарики»

Акция «Желтый день»

Беседа «Что такое дружба?»

Задачи: формировать дружеские взаимоотношения между детьми в группе, прививать любовь к друг другу.

Чтение пословиц и поговорок о добре

Дидактические игры: «Найди игрушку желтого цвета», «Ласковое имя», «Я радуюсь, когда…»

Задачи: формировать представление о добре, любви и заботе друг о друге.

   Прослушивание песни из мультфильма про Фунтика: «Дорогою добра».

Заучивание «Мирилки»

Пальчиковая игра «Мамины помощницы»

Задачи: формировать умение проговаривая слова и выполнять движения по тексту. Воспитывать доброжелательное отношение и любовь к маме, желание помогать ей по дому.

Изготовление памяток для родителей «Как научить ребенка жить в согласии с самим собой и окружающими людьми».

Май

        Беседы с детьми: «Как я помогаю дома», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Наш домашний праздник», «Выходной день с мамой и папой», «Традиции нашей семьи», «Если ты остался дома один». «Безопасность в доме», «Как мы отдыхаем на природе с семьей».

Задачи: Воспитывать доброжелательные отношения к своим близким, родным.

  Чтение художественной литературы: В. Осеева «Волшебное слово»;

Задачи: углубить знания детей о доброте, вежливости.

    Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки».

Задачи: формировать у детей представления о хорошем и плохом поступке, поведении, умения правильно оценивать себя и других.

Прослушивание песен Шаинского «Улыбка»

Прослушивание песни «Ярко светит солнце» из мультфильма «Кот Леопольд»

Занятие по лепке «Дружный хоровод»

Задачи: воспитывать уважительное, доброжелательное отношение детей к людям разных народов, национальностей.

Игры в уголке уединения «Изобрази эмоцию»

Чтение В. Катаева «Цветик – семицветик»

Задачи: воспитывать у детей доброту, доброжелательные отношения друг к другу.

Рассматривание иллюстраций на тему «Хорошие и плохие поступки»

     Заучивание стихотворений: Э.Успенского «Если был бы я девчонкой», Л. Квитко «Бабушкины руки», Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться».

Задачи: укреплять добрые чувства детей к маме; закреплять ответственное отношение к правилам поведения в семье.

     Рисование: «Украсим фартук для бабушки».

Задачи: Упражнять в умении определять и составлять узоры данных видов росписи (гжель, дымковской, хохломской, городецкой) на бумажном силуэте. Воспитывать любовь и доброжелательное отношение к бабушке.

Создание «Дерево Добра».

Групповое развлечение «В мире доброты».

Цели: формировать у детей представление о доброте как важном человеческом качестве, уточнить представления о понятиях «Добро», «Зло», «Доброжелательность». Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Приложение 3

План работы с родителями по духовно – нравственному воспитанию детей.

месяц

Запланированное мероприятие

Запланированное мероприятие

 

Март

Анкетирования для родителей по духовно-нравственному воспитанию;

Индивидуальные беседы по теме проекта;

Консультации для родителей: «Воспитание дружеских отношений в игре».

Выпуск стенгазеты: «8 Марта- мамин день»;

Проведение музыкально - театрализованного представления «8 марта- Международный женский день»

Апрель

Индивидуальные беседы по теме проекта;

Родительское собрание на духовно-нравственную тематику;        

Консультации для родителей: «Вежливость воспитывается вежливостью».

«Народные традиции в воспитании детей»,

Памятки для родителей по теме проекта;

Май

Анкетирование: «Знаете ли вы своего ребенка?»; «Семейные традиции».

 Индивидуальные беседы по теме проекта;

Консультации для родителей: «Воспитание культурного поведения у детей».

Информация для родителей в родительский уголок «Добрый мир»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Спешите делать добрые дела» под лозунгом «Твори добро».

За последние годы добро, доброта постепенно исчезают из повседневной жизни, превращаясь в категорию философскую.А доброта – качество, ценимое во все эпохи.Чем тяжелее времена...

Конспект ООД по духовно-нравственному воспитанию детей. "Милосердие - готовность делать добро".

Побуждать детей проявлять чувства милосердия к окружающим людям....

методическая разработка -проект по духовно-нравственному воспитанию в средней группе "Жизнь дана на добрые дела"

В рамках проектной деятельности в ДОУ предлагаю проект по духовно нравственному воспитанию детей....

Открытое занятие в подготовительной группе по духовно -нравственному воспитанию « Спешите делать домой»

Цель:Развитие в ребёнке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиции добра, справедливости, любви. Программные задачи:- формировать нравственную позицию...

Долгосрочный проект по духовно-нравственному воспитанию «Любовь. Добрые дела. Добрые друзья»

Долгосрочный проект по духовно-нравственному воспитанию «Любовь. Добрые дела. Добрые друзья»....

Проекту по духовно-нравственному воспитанию "Спешите делать добрые дела..."

Цель: Создание условий для формирования первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях, воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мо...

Педагогический проект по духовно - нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Спешите делать добрые дела".

Педагогический проект по духовно - нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Спешите делать добрые дела"....