Консультация «Воспитание толерантности у дошкольников»
консультация

Надежда Владимировна Кочетова

Своё отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет. Обычно дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасения и т.д. В их основе лежат следующие факторы:

- детская непосредственность;

- детская бестактность;

- отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре, общение с ними и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_tolerantnosti.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №10 «Дюймовочка»

Консультация «Воспитание толерантности у дошкольников»

Выполнила: Кочетова Н.В.

                                 

                                                       Закаменск

                                                         2022г

К старшему дошкольному возрасту ребенок уже обладает определенным багажом знаний и может оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Своё отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет. Обычно дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасения и т.д. В их основе лежат следующие факторы:

- детская непосредственность;

- детская бестактность;

- отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре, общение с ними и т.д.

Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.

Можно выделить 3 вида толерантности, которые представляют, на наш взгляд, наибольшую актуальность.

1 - толерантность к индивидуальным типологическим особенностям людей и поведенческой специфике ее проявления (готовность к принятию и пониманию людей, имеющих иной стиль поведения в силу своего темперамента и способностей).

2 - этнотолерантность (готовность к принятию и пониманию людей других культур и народов при совместном взаимодействии);

3 - толерантность к людям, имеющим особенности здоровья (готовность к принятию и пониманию людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, вступлению в коммуникативный контакт с ними);

Успех воспитательной работы зависит не только от того, насколько педагог понимает специфику целей, но и какими индивидуальными чертами он обладает, каковы личностные установки, как проявляются его поведенческие особенности и эмоциональные реакции. Одним из важных условий реализации толерантного воспитания является пример взрослого, демонстрирующий ребенку внешние и внутренние проявления толерантного сознания. Педагог должен понимать, что несоблюдение условий может сводить практически к минимуму эффективность общей работы. Если взрослый в повседневности проявляет нетерпимость, категоричность, если он внутренне не может принять трудного ребенка, искренне проявлять понимание, доброжелательность и участие, то это не позволит ему сделать действенными используемые методические приемы. Если у взрослого имеется рассогласование между поведением и внутренними установками, то, скорее всего, в качестве эталонного образца возникнет псевдотолерантность, маскируемая социально одобряемыми поступками.

Первый вид толерантности – толерантность к индивидуальным типологическим особенностям людей и поведенческой специфике ее проявления. Прежде всего, это принятия педагогом специфику особенностей темперамента ребенка. Как правило, дети не замечают этих особенностей, если на них не указывают взрослые. Поэтому работа должна вестись со взрослыми. Но если в группе возник инцидент, работу следует начинать с беседы. Также можно использовать сказкотерапию и различные игры на развитие коммуникативных навыков. Конечно, не забываем и использование народного фольклора.

Так как толерантность большей частью относится к воспитанию, то и реализуется эта задача в программе воспитания.

Воспитание этнотолерантности хорошо представлено и в нашей программе «Дорогою добра». В блоках «Родная страна», «Русская традиционная культура» и «Культура других народов» знакомит детей с ценностями, традициями и бытом разных национальностей нашей страны и народов ближнего зарубежья. На основе знаний полученных детьми формируется положительное отношение к этим людям. Именно педагог должен акцентировать внимание детей, что все мы одинаковые в своих правах, не смотря на различие в культурах. Приняв это, ребенок будет одинаково положительно относиться к культурным ценностям всех народов, окружающих его.

Хотелось познакомить вас с опытом работы тольяттинских педагогов дошкольных учреждений. Ладыка Е.Г., Малышева И.В. и Вахтерова М.Б. разработали методическое пособие социально-коммуникативного развития «Когда мы вместе, мы – Россия» Воспитание толерантного дошкольника. Воспитательные задачи являются приоритетными в данной программе

Формы реализации Программы:

  1. Праздники – фольклорные, тематические праздники. Например фольклорный праздник дружбы «Мы вместе» или тематический праздник осени «Сбор урожая»
  2. Театрализованные представления: два направления использования: как иллюстрация содержания работы и как форма социального взаимодействия. Русская народная сказка «Теремок» и Украинская народная  сказка «Руковичка»
  3. Сюжетно-ролевые игры «Семьи народов».
  4. Другие игры: игры-занятия, народная игра, подвижная. Татарская игра «Тимербай». Русская народная игра «Заря –Заряница»
  5. Моделирование проблемных ситуации, например, «Минутки добра», «Чем бы ты помог» (создание ситуативных условий для спонтанного поведенческого акта милосердия),  кейс ситуации.
  6. Акция недели. Чаще всего они тематические. Например «Улыбка дня», «Не держи зла», «Никто не забыт и ничто не забыто».
  7. Мастерская: продуктивная целевая деятельность (например, работа с мотивацией – «подарок для…для друга, для малышей» и т.д.)
  8. Выставки как демонстрация и расстановка оценочных акцентов (Например фотовыставки Талантлив каждый человек», «Красота родины», «Я и моя семья»).
  9.  Соревнование: специально организованное, направленное на формирование толерантных установок и приятие. «Богатыри», «Защитники земли русской».
  10. Путешествия. «Карта сокровищ», «Мы в мире дружбе будем жить».
  11. Экскурсии, целевые прогулки. «Народы нашего края».
  12. Конкурсы. «Я знаю, я умею, я могу».Конкурсы должны быть направлены на развитие нравственных качеств.
  13. Концерты народного искусства.
  14. Мастер-классы детские, взаимообучение.

Особо хотелось обратить внимание на метод педагогическая вертушка «В гости к разным народам».

Педагогическая вертушка является игровым интерактивным методом обучения, в современное время наиболее часто используемым в тренингах по формированию каких-либо умений, когда в ограниченный по времени период требуется достичь максимально эффективного результата.

За счет включения соревновательных и игровых мотивов, насыщенной деятельности, поискового поведение, повышение мотивации, и активной позиции участников процесса дети за небольшой период времени получают необходимые знания и умения.

По форме внешней организации она напоминает круговую тренировку, которая применяется в спорте. Схема организации и процедура ее проведения выглядит в модели следующим образом:

1 - выделяется общая цель деятельности, которая разбивается на несколько подзадач, решение которых позволит достичь необходимого результата;

2 - соответственно задаче подбирается необходимое содержание работы для участников процесса;

3 - организуется несколько «станций», каждая из них имеет независимое задание по своей содержательной части и атрибутам выполнения работы;

4 - все участники делятся на команды, команде выдается маршрутный лист, по схеме которого он должен последовательно (в соответствии с предложенным в карте маршрутом) обойти все станции и выполнить соответствующие задания;

5 – в конце подводится общий итог, участники получают поощрение за успешное выполнение работы и достижение цели, которая была поставлена в самом начале. Это можно делать через подсчет баллов; можно определять победителей в соревновании; можно итогом выделить просто факт прохождения дистанции, но при этом обязательным условием является выполнение заданий – всех или части.

Проведение педагогической вертушки «В гости к разным народам» в рамках реализации Программы формирования толерантности у дошкольников может проводиться в двух вариантах: как разовое мероприятие и как длительный проект, итогом которого и является собственно проведение самой вертушки.

Общая идея вертушки состоит в том, что формированию этнотолерантности будет способствовать ознакомление с культурой и укладом жизни основных коренных народностей нашего края (Среднего Поволжья): чувашей, мордвы, татар и русских. В качестве методологии работы взяты принципы, методы и формы организации работы в области музейной педагогики. Основанием к этому послужил основной метод музейной педагогики – метод погружения в среду, дающий возможность присвоения знаний в области личного опыта, позволяющий ускорить процесс.

В практике советской педагогике был такой метод – праздник дружбы народов. Чаще всего его использовали в качестве воспитательной работы в школе. Каждому классы давали задание подготовить презентацию одной из Союзных республик нашей страны. Дети вместе с педагогом и родителями шили костюмы, учили народный танец, готовили национальное блюдо. Во время праздника каждый класс представлял  «свою» национальность. Праздник заканчивался хороводом всех народов и угощением национальных блюд.

Аналогичным способом выстраивают работу и во время педагогической вертушки «В гости к разным народам». Дети каждой группы совместно с педагогом и родителями создают Национальную экспозицию народов своего края. Собирают мини – музей, изучают символику, народный костюм, предметы быта, уклад жизни и традиции, народные игры, песни, национальные блюда. Выделяются не только специфические черты народности, но и черты сходства у разных народов, то, что служит их объединению, дает положительную установку на принятие чужой культуры (например, гостеприимство, характерное для всех).

В назначенный день дети приглашают своих соседей в гости. Игра происходи методом путешествия по станциям. Часть детей отправляется в путешествие, часть остается встречать гостей и представлять  свою экспозицию. Перед началом игры путешественникам выдается маршрутный лист с заданиями, цель которых изучить все экспозиции.  

По окончании игры подводятся итоги – подсчитывается количество выполненных заданий на каждой станции и определяется лучшая команда путешественников. Всегда встает вопрос о том, следует ли определять лучших, как в соревновании, это педагогический коллектив сам должен решить. Но для дошкольников все-таки лучше, что бы победила дружба и остался у всех положительный эмоциональный. Но в любом случае подводятся итоги, которые оглашаются публично. Хорошим вариантом окончания игры будет общая фотография на всех станциях. После проведения вертушки временные экспозиции разбираются, родителям и детям, участвующим в их создании выносятся благодарности. В группе педагогом проводится беседа с детьми о том, как похожи все, казалось бы, очень разные народы между собой и что такое добросердечие и гостеприимство.

Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества.

В работе с дошкольниками используют такие формы работы:

‒ беседы, во время которых важно показать дошкольникам, что у каждого ребёнка есть свои особенности, но это нисколько не мешает дружить и позитивно относиться друг у другу;

‒ психогимнастика, включающая в себя ритмику, пантомиму, этюды и упражнения, направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми;

‒ арт-терапия,

‒ сказкотерапия

‒ игротерапия и пр.

Конечно, в работе с такими детьми должны оказывать помощь психологи, проводя занятия не только с детьми с ОВЗ, но и со всей группой и с педагогами данной группы.

В заключении, хотелось бы сказать слова Александра Асмолова «Толерантность – это искусство жить в мире непохожих людей и идей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Воспитание толерантности у дошкольников»

Россия – многонациональная страна. В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно - воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности. Нужно...

Консультация "Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников"

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантность в новом тысячелетии - способ выжи...

Консультация для родителей «Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников"

Консультация для родителей о формах воспитания толерантности у детей дошкольного возраста...

Консультация "Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников"

Толерантность рассматривается как система ценностей, норм и образцов поведения, объединенных вокруг готовности принять других такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.Быть т...

Консультация для родителей «Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников»

Воспитание толерантности – формирование уже в дошкольном возрасте понимания важности и готовности к конструктивному взаимодействию с окружающими людьми, несмотря на национальные, социальные, рел...

Конспект консультации "Воспитание толерантности у дошкольников"

Конспект консультации "Воспитание толерантности у дошкольников"...

Консультация «Воспитание толерантности у дошкольников»

Консультация для воспитателей детского сада....