статья «Ролевые игры в жизни дошкольников»
статья

Алисултанова Галина Темирбековна

Игра — самое главное занятие в жизни детей. А игры, которые они создают самостоятельно, занимают совершенно особое место, называются они ролевыми.  Психологи считают, что ролевая игра — это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rolevye_igry_v_zhizni_doshkolnikov_.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

Алисултанова Галина Темирбековна

воспитатель

МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма»

«Ролевые игры в жизни дошкольников»

     Дошкольный период — самое важное время для развития личности. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся среде и выделять свое Я среди других индивидов. Именно в эти годы малыш получает первые знания о жизни, которая его окружает, у него начинает вырабатываться собственное мнение на происходящее, определённое отношение к людям и событиям, формируются привычки и навыки поведения, что составляет основу его характера. Многое из перечисленного чаще всего формируется с помощью игры. Именно в игре ребёнок получает знания и отрабатывает навыки общения, формирует мировоззрение, расширяет познавательную сферу деятельности, развивает ловкость и дисциплинированность.

     Игра становится для дошкольника лучшим способом усвоения информации и общественного опыта. В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития.

     Игра — самое главное занятие в жизни детей. А игры, которые они создают самостоятельно, занимают совершенно особое место, называются они ролевыми. Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Психологи считают, что ролевая игра — это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.

     Ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольную память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуя тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что помогает развивать мыслительную способность ребенка, воспринимать чужую точку зрения. Играя в ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым обогащают свой внутренний мир.

     Для ролевой игры детей среднего дошкольного возраста характерно возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными во время чтения художественной литературы, рассказов взрослых, просмотров телепередач и т. д. Характерная особенность в выполнении ролей, игровых действий — воссоздание взаимоотношений людей в процессе трудовой деятельности. Дети этого возраста начинают понимать, что в коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными.

      Наблюдая за детской игрой, можно сделать определенные выводы об особенностях развития и психического состояния ребенка, о его чувствах, настроении и темпераменте. В процессе игры дети показывают свое отношение к окружающему миру — ведь в игре он наделен силой, которой лишен в реальном мире. Также наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть его страхи, боль, обиды, которые он по каким-либо причинам не может или не хочет показать взрослым. Зачастую не зная, как относиться к какой-либо ситуации, ребенок проигрывает эту ситуацию снова и снова, пытаясь принять ее на себя. С помощью игры можно воздействовать на мироощущение малыша, бороться со страхами, преодолевать неуверенность. 

     Важной особенностью игровой деятельности является ее желанность для ребенка. Дошкольник играет тогда, когда он хочет играть. Сюжет игры он также выбирает самостоятельно. В крайнем случае, согласовывает с такими же детьми, как и сам.

Значимая роль ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста определяется следующими функциями:

  • Знакомит с общественными отношениями и реальной деятельностью.
  • Развивает воображение и символическую функцию замещения (моделируются ситуации, используются предметы-заместители).
  • Является подходящим местом для проявления сдерживаемых чувств и эмоций.
  • Создает условия для усвоения нравственных норм и правил поведения.
  • Развивает способность к сопереживанию и пониманию других людей.

     Все перечисленные функции актуальны для дошкольника. Дети взаимодействуют друг с другом, используя ролевые фразы и игровые действия, а получают реальный опыт.

     В любой ролевой игре дошкольников можно выделить структурные компоненты:

  • Сюжет
  • Содержание
  • Роль
  • Правила
  • Игровые действия
  • Набор используемых предметов

Остановимся более подробно на каждом из них.

Сюжет – это частичка реальной жизни. В дошкольном периоде он прогрессирует от бытовых до социальных, от коротких до развернутых, от непосредственно возникающих до планируемых. Сюжет игры старших дошкольников значительно наполняется в сравнении с младшим возрастом.

Содержание – выделение наиболее важных отношений в сюжете. Например, выбрав сюжет посещения магазина, дети могут обыгрывать взвешивание продуктов, или обслуживание кассиром, или же подбор предметов гардероба. В каждом из этих случаев содержание будет отличаться характером отношений между действующими лицами.

Роль – это главная «нагрузка» ребенка в игре. Выбрав себе персонажа, дошкольник понимает, что нужно говорить и действовать не в соответствии со своим желанием, а с позиции роли. Вызвавшись быть «врачом», нужно внимательно обслуживать «пациента». А переместившись на роль пациента, стоит рассказывать о самочувствии.

Правила – основной регламент, которому нужно следовать, чтобы игра состоялась. Младшие дошкольники их легко нарушают, поэтому их игры непродолжительны и просты. В старшем дошкольном возрасте дети придают правилам огромное значение и следят, чтобы их не нарушали партнеры.

В отношении себя они не столь строги. Если нарушат договоренность, ищут обоснование этой вольности.

Игровые предметы, наоборот, крайне важны малышам. Каждому реальному предмету они находят заместитель. Они не умеют играть «в доктора», если не подберут палочку или карандаш в качестве градусника. Старшие дети к предметам-заместителям относятся гораздо лояльнее. Часто им проще выполнить символические движения, чем искать подходящий атрибут.

      Ролевых игр очень много. Есть традиционные, в которые играют ребятишки из поколения в поколение, а есть новые, навеянными тенденциями в сфере детского досуга. Дети и сами придумывают уникальные сюжеты и воплощают их в реальность. Однако, в зависимости от специфики самих ролей и их функций, все ролевые игры для детей можно разделить на несколько видов:

Бытовые

Игры о семье, сверстниках, домашних праздниках.

Самые распространенные: «Дочки-матери, «Дни рождения», «Семья». Чаще всего дети играют с куклами (например, в качестве ребенка), демонстрируют то, что им известно об отношениях внутри семьи, между взрослыми.

Производственные(общественные)

Содержание производственных игр включает подражание тем или иным профессиям: строитель, механик, дворник, директор и прочие. Например, совместное сооружение шалаша – вполне может стать основной темой для детей, изображающих строителей. Дети играют в ситуации, с которыми сталкиваются в социуме: поход в магазин, больницу, школу, в библиотеку или парикмахерскую.

Героико-патриотические

Ролевые игры данной направленности касаются героев войны и космоса. Чаще в них играют мальчики. отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты

Литературные

Произведения кино, мультфильмов, любимых книг – все это может стать основным содержанием игр для детей дошкольного возраста. Дошкольники больше склоняются к полюбившимся сказкам: «Репка», «Теремок», «Кошкин дом» и прочие.

В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

Режиссерские

Дети выполняют функции режиссеров, наделяя ролями кукол, зверей среди игрушек. в играх ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу, и за себя. Герои наделяются своим характером, манерой поведения, выбирается сюжет из уже знакомых или выдумывается свой.

      В течение всего дошкольного возраста прослеживается динамика развития игры от первого уровня (в младшем дошкольном возрасте) к четвёртому (в старшем дошкольном возрасте).

Рассмотрим, какие этапы развития проходят ролевые игры до наступления школьного возраста:

  1. Игры в отдельные действия взрослых

В младшем дошкольном возрасте каждый ребенок выбирает свободно понравившуюся ему роль и выполняет ровно столько, сколько длится интерес. Данный уровень соответствует принципу «играть рядом» (а не вместе). В правилах такие игры не нуждаются.  Ребенок берет на себя определенную роль, но редко ведет себя в соответствии с этой ролью. Детям нравится воспроизводить ролевые действия, передавать ролевое поведение эмоционально.

Часто детям свойственны одиночные игры, поскольку они еще не умеют договариваться друг с другом, распределять роли и игровой материал.

Тематика игр берется из жизни: полученные впечатления, наблюдения за непосредственным окружением. Сюжеты игр однообразны. Повторение одной и той же игры с незначительными изменениями (глажка белья, стирка, «варка» каши, «строить, как строитель»). Изначально игра сопровождается лишь отдельными репликами, но со временем ролевой диалог развивается. Как правило, игры непродолжительны. Они длятся около 10 минут. Все это характеризует 1 уровень развития игры, основным содержанием которого являются игры — действия с предметами. 

  1. Простые ролевые игры

Второй уровень все еще не требует соблюдения правил, но дети в игре ориентируются на реальность и немного распределяют роли. Значительная роль при организации игры принадлежит взрослым, однако их помощь не должна быть навязчивой. Детям нельзя предлагать готовые образцы игры, воспитатель лишь помогает детям в организации и ходе игры. При возникновении конфликтных ситуаций воспитатель помогает их разрешить. Постепенно дети учатся управлять игрой и организовывать ее самостоятельно. Постепенно ролевая игра изменяется — из одиночной она превращается в совместную, в которой участвуют двое и более детей. Появляются маленькие группы (групповая форма организации), которым интересны одни и те же темы, игровые сюжеты. Тематика игр становится все более обширной. В игру включаются элементы общественной жизни. Сюжеты усложняются — становятся развернутыми и разнообразными.

Для детей главным в сюжете становится воспроизведение отношений между людьми, соблюдение правил взаимоотношений. Ролевой диалог становится более длительным и содержательным. Дети стараются передать характерные особенности изображаемого персонажа посредством движений, мимики, жестов, интонации. Ролевое взаимодействие в игре весьма длительное — до 15 минут. Вышеперечисленное характеризует 2 уровень развития ролевой игры. Суть игры заключается в действии с предметом, которое разворачивается более полно и последовательно, в соответствии с ролью, которая обозначена словесно.

  1. Сюжетно – ролевые игры

В возрасте 5 -6 лет ролевая игра, чаще всего, коллективная. Игры проводятся на самую разнообразную тематику. В них дети воспроизводят события и ситуации, которые находятся за рамками их личного опыта. Дети заранее распределяют роли, выбирают материал для игры. В этом возрасте в играх воспроизводятся реальные отношения из окружающей жизни через словесное общение, поэтому часть действий выполняются детьми словесно. Для детей очень важно соблюдение правил игры.

 Если кто-то не желает соблюдать их или не знает, как справиться с ролью, остальные участники игры это сразу же замечают. Все это характеризует 3 уровень развития игры, на котором основным содержанием игры остаются также действия с предметами, однако они дополняются действиями, которые направлены на установление разнообразных контактов с партнерами по игре.

  1. Творческие сюжетные игры

На четвертом уровне дошкольники начинают играть с соблюдением всех правил, их персонажи обязательно общаются по сюжету, а ролевые функции многозадачные.  В 6–7 лет игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Соотношение ролевых и реальных взаимоотношений принимает сложный характер.

В этом возрасте можно выделить организаторов игр — это дети, которые знают много сюжетов и пользуются авторитетом. Как правило, они принимают главную роль. Но иногда такой ребенок может выбрать и второстепенную роль, продолжая при этом «вести» всю игру, определяя и контролируя действия остальных.

У детей старшего дошкольного возраста развивается режиссерская разновидность ролевой игры. Режиссерская игра является одиночной игрой, в которой используется опыт совместной. В ней ребенок не принимает на себя ни одну из ролей, а занимается режиссированием.

           Он разделяет роли между игрушками, а сам только передвигает их,

придумывает сюжет игры и диалоги между персонажами. Сложность сюжетов в таких играх может быть весьма высокой.

Например, сражение целой армии, в которой есть генералы, офицеры, разведчики, которая составлена из игрушечных солдатиков всадников, пушек, танков. Все это соответствует 4 уровню развития игры, основным содержанием которого являются игры, отражающие отношения и взаимодействие взрослых друг с другом.

      Мы перечислили цели и функции, которые реализуются посредством ролевых игр. Очевидно, что все они направлены на развитие личности ребенка. Приобретения дошкольника благодаря исполнению различных ролей многогранны. Это не только новые знания и осознание реальных отношений.

Ролевая игра решает главное противоречие дошкольного возраста, которое заключается в остром желании быть как взрослый и в невозможности этого в реальности. Зато в игровом контексте ребенок может побыть в роли взрослого, сказочного персонажа или любого другого героя.

Разворачивая сюжетные диалоги, дети развивают связную речь. Общаясь в игре, они развивают коммуникативные навыки. Причем, если одному ребенку достаточно почувствовать себя в новой роли, чтобы уже выстраивать коммуникацию, то другому важно увидеть образец, что говорить и как поступать. И эти образцы обязательно есть, поскольку дети наблюдают за другими игроками.

      В ролевых играх дошкольники нарабатывают полезные шаблоны социального поведения, которые потом применяют в повседневных отношениях. Ребенок не только знакомится с правилами поведения, но и начинает осознавать их важность для поддержания хороших отношений с окружающими. Таким образом, в ролевых играх осуществляется естественная социализация детей дошкольного возраста.

      В завершении хотелось бы дать несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста

  1. Не заменяйте игру другими видами деятельности.
  2. Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.
  3. Включайте игру во все сферы жизни ребёнка.
  4. Не наказывайте ребёнка лишением игры.
  5. Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
  6. Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности.
  7. Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество.
  8. Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.
  9. Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми, оживляя в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций.
  10.  Помните, что новая игра – это лучший подарок детям.

Играйте со своими детьми! Играйте! Открывайте! Познавайте! Убеждайте! Играйте.

 Игра научит вас говорить с детьми на одном языке, а это очень важно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во второй младшей группе на тему «Умные игры» или роль игры в жизни дошкольника.

Содержание родительского собрания на тему: «Умные игры» или роль игры в жизни дошкольника. На собрании было очень много интересного....

«Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА.

Сюжетно-ролевая игра - это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главную роль, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребено...

Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»

Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создава...

Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»

Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»...

Конспект родительского собрания «Умные игры, или Роль игры в жизни дошкольника»

Конспект родительского собрания «Умные игры, или Роль игры в жизни дошкольника»Цель: подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребенка.Задачи:1Сформироватьпредставлениеотом,чтои...

Педагогический доклад «Игра в жизни дошкольника –формирование безопасности в жизни»

laquo;Поиграй со мной!» — как часто слышим мы эту просьбу от своих детей.И как часто они слышат в ответ: «Некогда, поиграем потом». Может быть, это происходит от того, что мы,...