Праздники и развлечения как средство взаимодействия с родителями воспитанников
статья
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 37 «СКАЗКА» Г. АЛЬМЕТЬЕВСКА»
Праздники и развлечения как средство взаимодействия
с родителями воспитанников
Выстуление из опыта работы в Региональном семинаре-практикуме для педагогов дошкольных образовательных учреждений по проблеме: «Партнёрство ДОУ и родителей
в процессе воспитания и обучения дошкольников»
Воспитатель по обучению детей
татарскому языку Валиева М.М.
Детство - это уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям. Прежде всего, дети принадлежат родителям. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми.
Семья – один из инструментов, обеспечивающих взаимодействия личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы. Досуговое направление включает в себя: праздники, развлечения, спортивные досуги, совместные проекты, выпуск семейных газет, спектакли.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
В.А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». Поэтому мы решили – пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.
К сожалению, в настоящее время праздники в детском саду являются своеобразным отчетом перед взрослыми, демонстрацией достижений детей в музыкальном развитии. Зал в детском саду, в котором проходят праздники, условно поделен на две части - исполнителей и зрителей. Под руководством ведущего, дети развлекают себя и зрителей. Даже в том случае, если музыкальный руководитель привлекает взрослых к играм, танцам, пению и даже исполнению отдельных номеров, общую направленность праздников можно охарактеризовать как развлечение родителей силами детей и сотрудников.
Однако значение праздников состоит в том, что в процессе их проведения возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями. Не секрет, что в настоящее время у большинства людей напряженная жизнь и постоянный дефицит времени. Общение родителей с детьми, в лучшем случае, ограничивается воскресной прогулкой, чтением сказки на ночь и назиданиями по разному поводу. Для большинства из них гораздо проще купить малышу дорогой подарок, красивую одежду, вкусную еду, чем поиграть с ним в игру по его выбору, поговорить на интересную для ребенка тему.
Эффективной формой общения детей со своими родителями могут стать традиционные праздники в детском саду, если изменить их организацию и содержание и перевести из разряда развлечений для родителей в средство формирования культуры общения со своим ребенком. Праздники можно использовать не только для того, чтобы радостно провести время детям и взрослым, но и как средство повышения педагогической культуры родителей. Для этого необходимо во многом пересмотреть свои взгляды на организацию праздников, их содержание, свое отношение к детям и их родителям.
Концепция праздника должна учитывать следующие аспекты:
- На празднике встречаются и общаются дети и их родители.
- Проводятся игры, развлечения, которые могут быть использованы родителями в домашней обстановке.
- Ребенок получает социальный опыт общения: со своими родителями, другими детьми и взрослыми в особой, праздничной атмосфере.
- Родители могут увидеть своего ребенка на фоне других детей, соотнести свои действия с действиями других родителей.
Непосредственное участие родителей в праздничных и тематических мероприятиях очень полезно для речевого развития ребенка с различными нарушениями речи. Они могут делиться своим речевым опытом, активно участвовать в коррекции и автоматизации произношения ребенка, эмоционально поддерживать его речевую деятельность. Важное место в работе с родителями занимают семейные праздники и развлечения. Семейный праздник - своеобразный мостик между прошлым и будущим. Он позволяет создать непрерывное, содержательное общение, рождает атмосферу взаимопонимания, более глубокого узнавания друг друга.
На большом эмоциональном подъеме в нашем детском саду проходят праздники с участием мам, посвященные Дню матери, Международному женскому дню. Очень активно мамы включаются в процесс подготовки этих праздников. Домашние задания, как неотъемлемая часть праздников, позволяют раскрыть творческие способности, выявить талантливых мам, которые с удовольствием исполняют песню или танец, играют на шумовых музыкальных инструментах, демонстрируют приготовленные блюда, изделия, сотворенные своими руками.
Активное участие в праздниках, посвященных Дню пожилых людей, принимают бабушки. Бабушки участвуют в играх, вызывая искренний восторг детей, их гордость за своих бабушек. Традиционным завершением праздника является чаепитие с кулинарными изделиями, приготовленными самими бабушками.
Не отстают и наши папы, которые проявляют свою силу, смекалку, ловкость на праздниках и тематических занятиях, посвященных Дню Защитника Отечества, безопасности дорожного движения, музыкально-спортивных развлечениях. Участвуя в соревнованиях вместе с детьми, папы невольно активизируют желание детей как можно больше общаться, поддерживать хорошие отношения с ними. Ведь нередки случаи, когда папа не живет в семье.
Мы привлекаем и целые семьи к непосредственному участию в семейных праздниках, которые проводятся в нашем детском саду. Один из ярких незабываемых праздников, прошедших в этом году – конкурс «Две звезды» на двух языках, подготовленный совместно учителем тат. языка Валиевой М. М. и муз. руководителем Антоновой М. С. Семьи продемонстрировали свои творческие, музыкальные, литературные способности, чем вызвали положительные эмоции у зрителей.
На высоком уровне проходят праздники и развлечения, основанные на татарском фольклоре. При подготовке подобных праздников необходимо тесное взаимодействие музыкального руководителя и учителя татарского языка. Традиционным стало проведение таких праздников как Навруз, Каз өмәсе, Карга боткасы, Сабантуй. Присутствуя и участвуя в таких праздниках, дети и их родители приобщаются к истокам народного творчества, получают знания, которые способствуют формированию нравственных качеств: забота человека о природе, воспевание природы, взаимосвязь людей в процессе труда, интерес к родному краю, формирование понятия «Родина». Родители исполняют роли вместе с детьми, активизируя их речевую активность, выступают с музыкальными номерами.
К празднику нужно готовиться, ведь это важная составная часть воспитательного процесса. Она активно воздействует на формирование личности дошкольника, позволяет ему проявлять свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определённый итог педагогической работы. Перед каждым праздником рекомендуется устраивать с детьми беседы на соответствующую тему: показывать сюжетные картинки, рассказывать о поре года, читать стихотворения, связанные с тем или иным персонажем. Это поможет детям понять и прочувствовать атмосферу праздника.
Формы организации праздников и развлечений многообразны. Это концерты с участием детей и взрослых, игры-драматизации, забавы, соревнования. Часы досуга не только веселят детей, но и вызывают у них активное желание говорить, задавать вопросы, высказываться по поводу увиденного. Вдумчивое использование развлечений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие детей, способствует проявлению положительных качеств личности. Они являются средством эстетического развития ребёнка, поскольку в них используются различные виды искусства. При проведении любого праздника самое главное – чтобы ни один ребёнок не оказался безучастным, незадействованным, чтобы у каждого была своя, пусть даже небольшая роль.
Немаловажную роль на празднике, а так же во время подготовки к нему, играют родители. Они должны принимать посильное участие в изготовлении костюмов, атрибутов, декораций для оформления места проведения праздника, активно включаться в игры на празднике, играть роли. Игра и сказка – неиссякаемый родник волшебного эликсира для воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Активное использование сказки и игры помогает решить такие программные задачи музыкально-эстетического воспитания, как:
- развитие звуковысотного слуха, музыкальной памяти, чувства ритма;
- ознакомление со средствами музыкально выразительности, с музыкальными произведениями выдающихся композиторов, жанрами музыкальных произведений;
- развитие индивидуальных способностей детей, их творческого потенциала;
- поддержка и помощь малышам в стремлении к самовыражению;
-укрепление добрых человеческих отношений среди сверстников.
Это может быть сказочный спектакль, в котором дети – костюмированные персонажи и ведущие. А может быть и такой праздник, где основную роль берут на себя костюмированные взрослые, дети же принимают самое активное участие. Наконец, возможен и такой вариант, где вышеописанные формы переплетаются. Главное, чтобы праздник всегда оставался праздником, чтобы был интересен от начала до конца. Торжество, объединяющее детей и их родителей общностью переживаний, входит в жизнь ребёнка ярким событием и остаётся надолго в его памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме «Газетная публикация как средство вовлечения родителей воспитанников в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения»
Цель мастер-класса: "Формирование у педагогов практических навыков создания газетных публикаций в программе Microsoft Publisher 2010"...
"Праздники и развлечения - как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
В статье представлен опыт работы ДОУ по патриотическому воспитанию на примере праздников и развлечений....
Музыкальные праздники и развлечения как средство нравственно-патриотического воспитания детей
Музыкальные праздники и развлечения как средство нравственно-патриотического воспитания детей...
«ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ"
laquo;ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ" с фото...
«ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ"
laquo;ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ" с фото...
"Праздники и развлечения как средство эстетического воспитания дошкольников"
Консультация для воспитателей...
Консультация "Логопедические праздники и развлечения как средство преодоления речевых нарушений у дошкольников с ТНР"
В консультации рассматриваются виды логопедических досугов в дошкольном образовательном учреждении по степени активности участия детей как цель совершенствования правильной, эмоциональн...