Опыт работы
статья (младшая группа)

 Жеребцова -Петрова  Светлана Сергеевна

Представление педагогического опыта воспитателя

Жеребцовой Светланы Сергеевны  воспитателя МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного вида “Золотой петушок” обособленное подразделение Темниковский детский сад “Сказка”

по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ».

 

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

 

Расскажи - и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Дай попробовать - и я пойму.

     Дошкольники – прирожденные исследователи. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

     ФГОС ДО особое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), как одной из важнейших направлений работы с детьми.

     Целевые  ориентиры  ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования предполагают, что  ребенок должен проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, наблюдать, экспериментировать. И всему этому я должна научить ребенка.

       Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

         Поэтому, познавательно-исследовательскую деятельность я рассматриваю, как один из основных   путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения дошкольников. 

      Познавательно-исследовательская деятельность  –   это специально организованная деятельность, позволяющая  ребенку под руководством педагога или   самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. 

     Цель познавательно-исследовательской  деятельности сформировать у детей способность самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию  исследовательской деятельности. 

Именно поэтому в нашем детском саду был организован кружок по опытно-экспериментальной деятельности «Мир на ладони», руководителем которого я и являюсь.

 

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

 

         Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. В практической деятельности с детьми я отметила, что дети будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, быстро выполняют его, если оно переводится в игру. В общении с детьми я заметила, что дети нуждаются в видимом, осязаемом подтверждении информации: «Давайте попробуем!», дети часто призывают меня перейти к активной

деятельности. Эксперимент (от латинского опыт, проба) – все чаще стал реалией наших будней.

         Цель познавательно-исследовательской  деятельности сформировать у детей способность самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию  исследовательской деятельности. 

     Из цели, я думаю, можно  выделить следующие задачи:

     - расширять и систематизировать представления детей об окружающем мире;

      - формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;

     - создавать условия для свободного исследования и экспериментирования;

     - развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

    - способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

    - развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

    - стимулировать желание детей экспериментировать.

Для успешной опытно-экспериментальной деятельности я использую различную методическую  литературу, детские энциклопедии, пособия, картотеки, мною созданные, схемы опытов и экспериментов.

        Одним из условий решения задач опытно-экспериментальной деятельности является организация   соответствующей развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной деятельности детей.

         Для развития у детей интереса к исследовательской деятельности совместно с родителями и коллегами была создана экспериментальная «лаборатория», где и  происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности. 

         Оборудование для исследовательской деятельности очень разнообразно.

 Но прежде  всего,  оно соответствует  возрастным особенностям  детей.  Это различные  ёмкости, мерные ложки, трубочки, лупы, магниты и многое другое.

 

 Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование

может быть организовано в трех основных направлениях

специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей.

Также эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

— экспериментальные наблюдения и взаимодействия с

растениями и животными;

— опыты с объектами неживой природы;

—и эксперименты, объектом которых является человек.

(функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства).

2. По месту проведения опытов:

—в групповой комнате;

—на участке и т. п.

3. По количеству детей:

—индивидуальные (1—4 ребенка) ;

—групповые (5-10 детей) ;

—коллективные (вся группа) .

4. По причине их проведения:

—случайные, которые специальной подготовки не требуют.

—запланированные;

—поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя

несложное наблюдение.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

—эпизодические (проводимые от случая к случаю) ;

—систематические.

6. По продолжительности:

—кратковременные (от 5 до 15 минут) ;

—длительные (свыше 15 минут);

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

—однократные;

—многократные, или циклические.

9. По характеру мыслительных операций:

—констатирующие (позволяющие увидеть какое

-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

—сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить

изменения в состоянии объекта) .

—обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие

закономерности процесса, изучаемого раннего отдельным этапам) .

 

 

Опытно –экспериментальная деятельность закладывается уже в

раннем возрасте ребенка и имеет свои формы. Каждая форма соответствует возрастным особенностям:

В раннем возрасте такая форма будет характеризоваться, как «Манипулирование с предметами»;

В младшем возрасте наступает период вопросов или форма «Что такое»;

В старшем дошкольном возрасте приобретенные формы совершенствуются и приобретают новую форму «Любопытство»;

И наконец к подготовительной к школе группе достигается совершенная форма опытно-экспериментальной деятельности – «Любознательность».

Только через прохождение всех форм ребенок выйдет на этап формирования собственной позиции, научится аргументированно делать выводы и конструктивно выстраивать свою познавательную деятельность.

Добиться данного результата можно только через грамотное построение образовательного процесса.

Таким образом структура детского экспериментирования выглядит следующим образом:

1.постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

2. целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

3.выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

4.проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

5.анализ полученного результата (подтвердилось -не подтвердилось);

6.формулирование выводов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Моя роль в экспериментировании является ведущей в любом

возрасте. Мое непосредственное участие- быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.

Предлагая детям поставить опыт, я сообщаю им цель или задачу,

которая должна быть решена, даю время на обдумывание и затем привлекаю детей к обсуждению, как будем проводить эксперимент.

 Заранее не предсказываю конечный результат: у детей теряется

ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не требую от детей идеальной тишины: работая с

увлечением, они должны быть раскрепощены.

 Выводы  делаем в словесной форме, а иногда избираем

другие способы (графически, в рисунках, схемах).

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

         Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой мною признана организация проектной деятельности дошкольников. Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую, продуктивную деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых.

          Я считаю, что метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Во время работы над этой темой были реализованы такие проекты под названием «Елочка-красавица», «Царица-Водица», «Пустыня» По продолжительности проекты являются среднесрочными, познавательными, исследовательско-творческими.

         Опытом своей работы я делюсь с коллегами на различных мероприятиях. На педсоветах в виде консультаций, презентаций, «Деловая игра». открытые просмотры для воспитателей ДОУ

          На районном методическом объединении воспитателей была представлена презентация проекта» Царица-Водица», итоговое занятие «Царица-Водица», презентация «Пустыня», мастер-класс «Рисование цветным песком»     Все занятия получили положительный отклик коллег.

 

 Анализ результативности опыта.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

- воспитанники  получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

-активно развивается речь ребенка;
-происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
-формируется  самостоятельность, навыки целеполагания, способность

 преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

  • развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;
  • формируются трудовые навыки;
  • укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

 

Перспективы кружка «Мир на ладони».

- дальнейшее развитие условий для опытно- экспериментальной деятельности (развивающая среда);

 - пополнение уголка экспериментирования новыми материалами, приборами;

- пополнение картотеки опытов;

- развитие психических процессов детей в процессе детского экспериментирования в условиях детского сада;

- включение в занятия кружка опытов и экспериментов с экологической направленностью.

 

 

 Теоретическая база опыта.

 

В своей работе опираюсь на литературу:

1.Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» - М.: ТЦ Сфера, 2005.

  1. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.
  1. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек:  Сфера, 2010
  1. Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.   Учитель, 2011
  2. Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе.  Учитель, 2011 

7.Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009

  1. Иванова А.ИМетодика организации наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2011

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_zherebtsova_s.s.docx42.6 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта воспитателя

Жеребцовой Светланы Сергеевны  воспитателя МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного вида “Золотой петушок” обособленное подразделение Темниковский детский сад “Сказка”

по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ».

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Расскажи - и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Дай попробовать - и я пойму.

     Дошкольники – прирожденные исследователи. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

     ФГОС ДО особое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), как одной из важнейших направлений работы с детьми.

     Целевые  ориентиры  ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования предполагают, что  ребенок должен проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, наблюдать, экспериментировать. И всему этому я должна научить ребенка.

       Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

         Поэтому, познавательно-исследовательскую деятельность я рассматриваю, как один из основных   путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения дошкольников. 

      Познавательно-исследовательская деятельность  –   это специально организованная деятельность, позволяющая  ребенку под руководством педагога или   самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. 

     Цель познавательно-исследовательской  деятельности сформировать у детей способность самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию  исследовательской деятельности. 

Именно поэтому в нашем детском саду был организован кружок по опытно-экспериментальной деятельности «Мир на ладони», руководителем которого я и являюсь.

 

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

         Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. В практической деятельности с детьми я отметила, что дети будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, быстро выполняют его, если оно переводится в игру. В общении с детьми я заметила, что дети нуждаются в видимом, осязаемом подтверждении информации: «Давайте попробуем!», дети часто призывают меня перейти к активной

деятельности. Эксперимент (от латинского опыт, проба) – все чаще стал реалией наших будней.

         Цель познавательно-исследовательской  деятельности сформировать у детей способность самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию  исследовательской деятельности. 

     Из цели, я думаю, можно  выделить следующие задачи:

     - расширять и систематизировать представления детей об окружающем мире;

      - формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;

     - создавать условия для свободного исследования и экспериментирования;

     - развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

    - способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

    - развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

    - стимулировать желание детей экспериментировать.

Для успешной опытно-экспериментальной деятельности я использую различную методическую  литературу, детские энциклопедии, пособия, картотеки, мною созданные, схемы опытов и экспериментов.

        Одним из условий решения задач опытно-экспериментальной деятельности является организация   соответствующей развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной деятельности детей.

         Для развития у детей интереса к исследовательской деятельности совместно с родителями и коллегами была создана экспериментальная «лаборатория», где и  происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности. 

         Оборудование для исследовательской деятельности очень разнообразно.

 Но прежде  всего,  оно соответствует  возрастным особенностям  детей.  Это различные  ёмкости, мерные ложки, трубочки, лупы, магниты и многое другое.

 Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование

может быть организовано в трех основных направлениях

специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей.

Также эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

— экспериментальные наблюдения и взаимодействия с

растениями и животными;

— опыты с объектами неживой природы;

—и эксперименты, объектом которых является человек.

(функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства).

2. По месту проведения опытов:

—в групповой комнате;

—на участке и т. п.

3. По количеству детей:

—индивидуальные (1—4 ребенка) ;

—групповые (5-10 детей) ;

—коллективные (вся группа) .

4. По причине их проведения:

—случайные, которые специальной подготовки не требуют.

—запланированные;

—поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя

несложное наблюдение.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

—эпизодические (проводимые от случая к случаю) ;

—систематические.

6. По продолжительности:

—кратковременные (от 5 до 15 минут) ;

—длительные (свыше 15 минут);

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

—однократные;

—многократные, или циклические.

9. По характеру мыслительных операций:

—констатирующие (позволяющие увидеть какое

-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

—сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить

изменения в состоянии объекта) .

—обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие

закономерности процесса, изучаемого раннего отдельным этапам) .

 

Опытно –экспериментальная деятельность закладывается уже в

раннем возрасте ребенка и имеет свои формы. Каждая форма соответствует возрастным особенностям:

В раннем возрасте такая форма будет характеризоваться, как «Манипулирование с предметами»;

В младшем возрасте наступает период вопросов или форма «Что такое»;

В старшем дошкольном возрасте приобретенные формы совершенствуются и приобретают новую форму «Любопытство»;

И наконец к подготовительной к школе группе достигается совершенная форма опытно-экспериментальной деятельности – «Любознательность».

Только через прохождение всех форм ребенок выйдет на этап формирования собственной позиции, научится аргументированно делать выводы и конструктивно выстраивать свою познавательную деятельность.

Добиться данного результата можно только через грамотное построение образовательного процесса.

Таким образом структура детского экспериментирования выглядит следующим образом:

1.постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

2. целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

3.выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

4.проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

5.анализ полученного результата (подтвердилось -не подтвердилось);

6.формулирование выводов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Моя роль в экспериментировании является ведущей в любом

возрасте. Мое непосредственное участие- быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.

Предлагая детям поставить опыт, я сообщаю им цель или задачу,

которая должна быть решена, даю время на обдумывание и затем привлекаю детей к обсуждению, как будем проводить эксперимент.

 Заранее не предсказываю конечный результат: у детей теряется

ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не требую от детей идеальной тишины: работая с

увлечением, они должны быть раскрепощены.

 Выводы  делаем в словесной форме, а иногда избираем

другие способы (графически, в рисунках, схемах).

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

         Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой мною признана организация проектной деятельности дошкольников. Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую, продуктивную деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых.

          Я считаю, что метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Во время работы над этой темой были реализованы такие проекты под названием «Елочка-красавица», «Царица-Водица», «Пустыня» По продолжительности проекты являются среднесрочными, познавательными, исследовательско-творческими.

         Опытом своей работы я делюсь с коллегами на различных мероприятиях. На педсоветах в виде консультаций, презентаций, «Деловая игра». открытые просмотры для воспитателей ДОУ

          На районном методическом объединении воспитателей была представлена презентация проекта» Царица-Водица», итоговое занятие «Царица-Водица», презентация «Пустыня», мастер-класс «Рисование цветным песком»     Все занятия получили положительный отклик коллег.

 Анализ результативности опыта.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

- воспитанники  получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

-активно развивается речь ребенка;
-происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
-формируется  самостоятельность, навыки целеполагания, способность

 преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

  • развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;
  • формируются трудовые навыки;
  • укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Перспективы кружка «Мир на ладони».

- дальнейшее развитие условий для опытно- экспериментальной деятельности (развивающая среда);

 - пополнение уголка экспериментирования новыми материалами, приборами;

- пополнение картотеки опытов;

- развитие психических процессов детей в процессе детского экспериментирования в условиях детского сада;

- включение в занятия кружка опытов и экспериментов с экологической направленностью.

 Теоретическая база опыта.

В своей работе опираюсь на литературу:

1.Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» - М.: ТЦ Сфера, 2005.

  1. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.
  1. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек:  Сфера, 2010
  1. Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.   Учитель, 2011
  2. Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе.  Учитель, 2011 

7.Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009

  1. Иванова А.ИМетодика организации наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...