Деловая игра «Экологическая грамотность»
методическая разработка

Рудинская Елена Валерьевна

Мне не унять метели,

Не растопить снега,

Но чтобы птицы пели —

Это в моих руках.

Владимир Алексеевич  Солоухин (автор произведений о бережном отношении к природе и культурному наследию страны).

 

 Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.

 

  Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирование позитивного отношения к природе, «рукотворному миру» культуры природопользования Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._delovaya_igra_ekologicheskaya_gramotnost.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра

«Экологическая грамотность»

 

Мне не унять метели,

Не растопить снега,

Но чтобы птицы пели —

Это в моих руках.

Владимир Алексеевич  Солоухин (автор произведений о бережном отношении к природе и культурному наследию страны).

 Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.

  Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирование позитивного отношения к природе, «рукотворному миру» культуры природопользования Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми.

 

1. Игра «А знаете ли вы?»

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

* Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)

Наука о животных. (Зоология)

Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

Какую траву любят кошки? (Валериана)

Самая высока трава? (Бамбук)

Кого называют настовичками? (Зайчат, родившихся весной)

Лесной петух. (Глухарь)

Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

Наука о растениях. (Ботаника)

Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)

Какая трава спасает от 99 болезней. (Зверобой)

Пингвин птица или животное? (Птица)

Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)

Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

* Назовите писателей, которые писали о природе? (В. Бианки, Н.Сладков,    М Пришвин, Е Чарушин.)

 

  2. Загадки и их разновидности

Описательный рассказ:

1. «Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».

- Кто это? (Это сова.)

Сова с 1964г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

 

 2. «Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая.»

       Это жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу- и они исчезнут.

 

Разгадывание загадок с подвохом развивает у ребенка такие полезные качества, как сообразительность, нестандартное мышление и смекалку...

1. У кого нет денег даже для того, чтоб бороду сбрить? (у козла)

2. Почему белые овцы съедают больше травы чем чёрные? (потому что белых больше)

3. В какую дверь входит чёрная кошка? (в открытую)

7. Какая птица носит название каши? (овсянка)

8. название какой птицы состоит из буквы и реки? (и+волга)

9. Какие созвездия носят названия птиц? (Лебедь, Орёл)

10. Какой колокольчик не звенит? (цветок)

11. Какой конь не имеет хвоста? (шахматный)

12. В названии какой страны есть порода лошади? (Я-пони-я)

13. Кого раз в году наряжают? (елка в новый год)

14. Летела стая, совсем не большая. Сколько птиц и каких? (семь сов - ~совсем)

15. Название какого цветка звучит как конфета? (ирис)

16. Петух снес яйцо. Кому достанется оно? (петухи яйца не несут)

  3.«Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку. 

1. Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

2. Уж на дороге греется – (перед дождем).

3. Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

4. Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

5. Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

6. Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

7. Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

8. Из березы течет много сока – (к дождливому лету).

9. С утра трава мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

10. Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

 

4.Решение кроссворда «Растения рядом с нами».

     В детском саду много внимания уделяется развивающей среде  - то есть тому, что окружает ребенка каждый момент в детском саду и что на него влияет – развивает, обогащает мыслительную, игровую и трудовую деятельность. Много внимания уделяется и среде, которая образует экологическое пространство. В этом кроссворде записаны названия растений, которые есть в детском саду и по программе должны быть в групповых уголках природы. Все они вам знакомы, только будьте повнимательнее, и вы их легко отгадаете. В выделенных клеточках появится слово, которое будет связано с отгадками.

1. В слове ФОКУС букву О

    Замени в мгновение –

    И узнаешь ты его.

    Назови растение (ФиКус)

2. Хотели детишки от мамы удрать,

    Но мама сумела их удержать.                                                     

    Вот так и висят те пучки – малолетки.

    На нитях зеленых растения – детки (ХлОрофитум).

3. Среди листьев огоньки –

    Ваньки мокрого цветки.

    Так прозвал его народ.    

    Много он водички пьет.

   А как правильно назвать –

   Постарайся угадать (БальзаМин).

4. У меня растет лиана

    В кадке около дивана.

    Листья у нее резные,

    В них окошечки сквозные (МоНстера).

5. Из листка – на удивленье –

    Можно вырастить растение.

    Я сорву его – не жалко,

    Будет новая … (ФиАлка).

6. Весь в колючках, некрасивый,

    Но однажды всем на диво

    Летом начал он цвести –

    Так, что глаз не отвести (КакТус).

7. В нашей комнате растет,

    Никогда он не цветет.

    Листья у него как перья,

    А в народе есть поверье –

    Где в лесу он зацветет,

    Человек там клад найдет (ПапоротНик).

8. Стебли древовидные,

    Листья мечевидные.

    Может он живет сто лет?

    Что вы скажите в ответ? (АлОэ).

9. Пахнут стебли и цветочки,

    Опушенные листочки.

    Ты пораньше утром встань

     И полей свою … (гЕрань).

     Эти все растения комнатные, за ними можно организовать наблюдения и уход в условиях детского сада.

 

 

 

1.      

 

 

 

 

 

 

2.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      

 

 

 

 

 

 

4.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.      

 

 

 

 

 

 

 

 

6.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.      

 

 

 

 

 

 

8.      

 

 

 

 

9.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Творческое задание.

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.

1 группа

Весна красна цветами, а осень пирогами.

2 группа

Готовь сани летом, а телегу зимой.

 6. Часто дети задают вопрос: А почему так называют того или иного представителя природы. Попробуйте объяснить названия известных животных, птиц, насекомых.

Пескарь – живет в песке

Линь – линяет, меняет цвет с желтого на розовый

Синица – поет «зинь – зинь»

Кулик – кричит «куик»

Стрекоза - стрекочет

Щегол – денди, щеголь

Козодой – так и вьется вкруг пасущихся стад

Слепень – кусает так больно, что в глазах темно, слепнешь.

Волк – тащит добычу волоком

Насекомое – насечки на туловище

 7.Игра «Ассоциация»

Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветёт как роза», «работает как лошадь», «устал как собака» и т. д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие?

Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к кому-либо из коллег команды противников, не называя его (педагоги составляют описание-ассоциацию на одного из педагогов).

Внешность, характер, манера поведения этого человека ассоциируются у вас:

- со стихией (огонь, воздух, вода, земля);

- с природным явлением (дождь, молния, гроза, ветер ит.д.)

- с животным (зверь, птица, насекомое);

- с растением (дерево, кустарник, цветок);

- с минералом.(алмаз, сапфир, изумруд и т.д.)

 Подведение итогов игры.

Чувством любви к природе наделяется далеко не каждый, как и музыкальным слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Мы, воспитатели ДОУ вместе с родителями являемся первыми проводниками детей в природу.

Таким образом, формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их природоохранной деятельности, проводя праздники, утренники, игры экологической направленности и привлекая к работе родителей, воспитатель способствует экологическому воспитанию ребенка, развитию активного и ответственного отношения к природе.  А это  в свою очередь способствует развитию у детей познавательного интереса, любознательности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Экологическое воспитание"

Данную деловую игру можно использовать на педсовете с целью повышения экологической компетентности педагогов....

Деловая игра "Финансовая грамотность"

Экономическое воспитание дошкольников. С чего начать? Как? Давайте разберемся....

Деловая игра "Финансовая грамотность дошкольников"

Деловая игра "Финансовая грамотность дошкольников"...

Деловая игра "Финансовая грамотность"

Деловая игра «Финансовая грамотность дошкольников» для родителей старшей разновозрастной группы...

Деловая игра «Финансовая грамотность дошкольников» для родителей старшей группы

расширение представлении родителей о финансовой грамотности  дошкольников....