фасилитированная дискуссия в работе с дошкольниками.
статья (старшая группа)

Герасимова Юлия Владимировна

Интересная форма работы при коллективных беседах с подгруппой воспитанников.

Фасилитированная дискуссия – это педагогическая технология организации группового взаимодействия (обсуждения) для обмена информацией, выявления проблем, поиска и принятия решений. Название происходит от глагода «Facilitate» (от англ.)  – помогать, облегчать. В этой дискуссии педагог (ведущий) занимает особое место: он не является участником дискуссии, его задачей является поддержка работы группы детей по обсуждению предлагаемого текста культуры (в нашем случае – произведения изобразительного искусства).

Фасилитированная дискуссия имеет ряд методических правил, как то:

1. Перед обсуждением произведения искусства никакой информации о нем предварительного педагог не дает. Поэтому дети вынуждены «черпать» информацию исключительно из самого произведения и личного житейского опыта. Такой подход позволяет превратить рассматривание картины в ее исследование детьми.

2. Задаются вопросы «открытого типа», то есть такие, на которые каждый участник обсуждения может отозваться по-своему, здесь нет однозначных и правильных ответов. В качестве примера, приведем формулировки нескольких подобных вопросов, позволяющих дискуссии развиваться:

Что мы видим на этой картине?

Что происходит на этой картине?

Что мы можем сказать о том, где и когда это происходит?

Что мы можем сказать о том, кто эти люди?

Что еще мы можем сказать о том, как это изображено?

С какой точки зрения показано?

Что «попало в кадр», а что «осталось за кадром»?

Что заинтересовало художника в этом сюжете?

На что хотел обратить наше внимание художник?

Что, по вашему мнению, это может означать?

Что ты увидел здесь такого, что позволяет тебе…?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fasilitirovannaya_diskussiya.docx15.87 КБ

Предварительный просмотр:

Фасилитированная дискуссия.

Целью дошкольного образования является развитие личностного потенциала ребенка. Речь идет только о расширении кругозора детей, но, прежде всего, о формировании у них необходимых для успешного самоопределения и успешной самореализации личностных качеств, свойств характера, способностей, умений и навыков. Среди последних – способность выстраивать эффективную коммуникацию с другими, умение понимать и принимать чужую точку зрения, готовность предъявлять и корректно отстаивать собственную точку зрения.

Процесс формирования всех вышеуказанных свойств личности напрямую связан с методиками, которые использует педагог в своей деятельности. Одним из методов, который дает наибольший образовательный результат, является метод фасилитированной дискуссии.

Фасилитированная дискуссия – это педагогическая технология организации группового взаимодействия (обсуждения) для обмена информацией, выявления проблем, поиска и принятия решений. Название происходит от глагода «Facilitate» (от англ.)  – помогать, облегчать. В этой дискуссии педагог (ведущий) занимает особое место: он не является участником дискуссии, его задачей является поддержка работы группы детей по обсуждению предлагаемого текста культуры (в нашем случае – произведения изобразительного искусства).

Фасилитированная дискуссия имеет ряд методических правил, как то:

1. Перед обсуждением произведения искусства никакой информации о нем предварительного педагог не дает. Поэтому дети вынуждены «черпать» информацию исключительно из самого произведения и личного житейского опыта. Такой подход позволяет превратить рассматривание картины в ее исследование детьми.

2. Задаются вопросы «открытого типа», то есть такие, на которые каждый участник обсуждения может отозваться по-своему, здесь нет однозначных и правильных ответов. В качестве примера, приведем формулировки нескольких подобных вопросов, позволяющих дискуссии развиваться:

Что мы видим на этой картине?

Что происходит на этой картине?

Что мы можем сказать о том, где и когда это происходит?

Что мы можем сказать о том, кто эти люди?

Что еще мы можем сказать о том, как это изображено?

С какой точки зрения показано?

Что «попало в кадр», а что «осталось за кадром»?

Что заинтересовало художника в этом сюжете?

На что хотел обратить наше внимание художник?

Что, по вашему мнению, это может означать?

Что ты увидел здесь такого, что позволяет тебе…?

Безусловно, не все эти вопросы задаются детям одновременно и сразу. Чтобы дошкольники научились смотреть и видеть, высказываться и слушать других, необходимо последовательно и аккуратно вводить в беседы данные вопросы. На первых порах вполне достаточно только трех: что ты видишь? Что происходит? Что ты увидел здесь такого, что позволяет тебе сделать такой вывод?

 Педагог обязательно делает перефраз, то есть повторяет и перефразирует ответ каждого ребенка. Функция перефраза велика.

- Принятие ответа.

- Уточнение ответа.

- Анонсирование ответа для других участников дискуссии.

- Развитие дискуссии (объединение ответов, показ различных точек зрения).

- Работа над речью участников.

 Итогом фасилитированной дискуссии всегда является совокупность интерпретаций, данных детьми относительно рассмотренного произведения изобразительного искусства. В конце обсуждения педагог обязательно делает короткое итоговое обобщение, в котором показывает, какой сюжет удалось «считать» детям и к какие смыслы перед ними открылись.

Педагог должен соблюдать некоторые особые правила поведения при работе с методом фасилитированной дискуссии. Прежде всего: предоставлять каждому ребенку, участвующему в обсуждении, возможность быть услышанным; не высказывать собственного мнения; не оценивать ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дискуссия "Поло-ролевое воспитание дошкольника в семье".

Данный материал  включает в себя  проблему педагогики, связанную с воспитанием мальчиков и девочек....

Публикация в сборнике на тему: "Дискуссия по работе с семьей на тему "Папа, мама, воспитатель"

В публикации представлен практический опыт работы ДОУ по организации взаимодействия с родителями....

Применение метода фасилитированной дискуссии.

Немного о применении замечательного метода фасилитированной дискуссии в практике педагога ДОУ....

Круглый стол как форма организации коллективной дискуссии в работе с педагогами

Круглые столы – это один из самых популярных форматов проведения методических мероприятий. По сути, круглый стол – это форма организации обмена мнениями, площадка для дискуссии ограниченно...

" Фасилитированная дискуссия как современный метод речевого развития в условиях ФГОС дошкольного образования".

В методике развития речи дошкольников, по мнению исследователей О. И. Соловьёвой, Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой, использованию картин принадлежит ведущая роль. Картина в различ...

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников через использование метода фасилитированной дискуссии по картине (портрет)

Особое внимание в последние годы уделяется развитию эмоционального интеллекта у детей. Метод фасилитированной дискуссии является одним из способов развитию у детей способности понимать и выражать эмоц...