Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников через использование метода фасилитированной дискуссии по картине (портрет)
презентация к уроку по психологии (подготовительная группа)

Малик Надежда Михайловна

Особое внимание в последние годы уделяется развитию эмоционального интеллекта у детей. Метод фасилитированной дискуссии является одним из способов развитию у детей способности понимать и выражать эмоции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portret_fd.pptx2.19 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников через использование метода фасилитированной дискуссии по картине (портрет) Педагог-психолог ГБДОУ №2 Малик Н.М.

Слайд 2

данной темы заключается в том, что эмоциональное развитие является важной частью гармоничного развития личности в целом. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве одной из областей развития выделяет социально-коммуникативную область. Человек с высоким эмоциональным интеллектом лучше социализируется в обществе, он хорошо понимает настроения других, ему комфортнее общаться с близкими. Актуальность

Слайд 3

Почти тридцать лет назад первопроходцы в изучении эмоционального интеллекта — Майер и Саловей — доказали, что чувственная сфера прямо влияет на: внимание, память , способность к обучению , умение общаться физическое и умственное здоровье . Психологи из Орегонского университета добавляют, что школьники с развитым эмоциональным интеллектом лучше концентрируют внимание, легче налаживают отношения в школе и более эмпатичны, чем их неподкованные товарищи. Значение

Слайд 4

Эмоциональный интеллект- - умение распознавать свои и чужие эмоции - умение управлять ими. 1985г.- Рувен Бар-ОН ввел понятие EQ 1990 г.- Дж. Майер и Питер Саловей .Статья «Эмоциональный интеллект» 1995г.- Даниэль Гоулман , журналист переработал статью Майера , написал книгу, ему досталась слава.

Слайд 5

Точные возрастные рамки к данным этапам не установлены, но считается, что к старшему дошкольному возрасту ребёнок должен пройти их все. - Осознаёт собственные эмоции , а затем распознаёт эмоциональные проявления других людей. - Может воспринимать и идентифицировать эмоции по выражению лица, тону голоса и другим проявлениям : веселье, грусть, гнев и др. - Расширяется словарный запас, ребёнок способен описать некоторые чувства и состояния словами. - Начинает проявлять сочувствие, эмпатию : беспокоится, когда кому-то рядом плохо, испытывает симпатию к более слабым существам – младшим детям, животным. - Появляется навык контроля над эмоциями: ребёнок знает, когда уместны эмоциональные проявления, а когда нет, учится сдерживать свои чувства. - Может выстроить причинно-следственные связи появления положительных или отрицательных эмоций у себя и окружающих . - Формируется осознание взаимосвязи между эмоциями и поведением. Этапы становления EQ у детей

Слайд 6

Задачи: Научить позитивно (без раздражения, капризов, агрессии) реагировать на различные жизненные ситуации; Заложить у дошкольников основы умения анализировать и понимать себя и собственное поведение (что происходит и почему), поведение других людей, управлять своими эмоциями, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки; Способствовать Формированию адекватному для дошкольников ролевому развитию, а также формированию эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения ; Научить дошкольников поддерживать сотрудничество; Развитие способности понимать окружающих, эмоции и чувства окружающих людей, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Слайд 7

Маковский Константин В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА 1881 На картине Константин Маковский изображает своего маленького сына, который собирается завладеть аппетитным яблоком. Сам живописец называл свое произведение "маленький вор". Герой полотна Маковского, в сползающей с плеча белой рубашке стремится стащить из приготовленного натюрморта понравившийся ему плод. Спящий на пестром ковре огромный пес, не обращает никакого внимания на проделки малыша. Действие картины разворачивается в мастерской художника. Проблема воровства, самооценки, умения обращаться с просьбой Сказки «Про гуся» «Волшебное яблоко»

Слайд 8

«Предложение мира» Чарльз Хэй-Вуд 1885 год Ссора. Выход из трудной ситуации. Необдуманные действия, гиперактивность. Умение просить прощения и прощать. Сказки «Волшебное яблоко» «Искорка» «Шапка-невидимка»

Слайд 9

Фасилитированная дискуссия- это педагогическая технология организации группового взаимодействия для обмена информацией, выявления проблем, поиска и принятия решений. Название происходит от глагола « Facilitate » (от англ.) – помогать, облегчать.

Слайд 10

Правила проведения фасилитированной дискуссии Перед обсуждением произведения искусства никакой предварительной информации педагог не дает . Поэтому дети вынуждены «черпать» информацию исключительно из самого произведения и личного житейского опыта. Такой подход позволяет превратить рассматривание картины в ее исследование детьми. Задаются вопросы «открытого типа», на которые каждый участник обсуждения может отозваться по-своему , нет однозначно правильных ответов. Вопросы вводятся последовательно , чтобы дошкольники научились смотреть и видеть, высказываться и слушать других. На первых порах достаточно трех вопросов: Что ты видишь? Что происходит? Что ты увидел здесь такого, что позволяет тебе сделать такой вывод ?

Слайд 11

Педагог обязательно делает перефраз , то есть повторяет и перефразирует ответ каждого ребенка. Значение : Принятие ответа Уточнение ответа Анонсирование ответа для других участников дискуссии Развитие дискуссии (объединение ответов, показ различных точек зрения) - Работа над речью участников Итогом дискуссии всегда является совокупность интерпретаций, данных детьми В конце педагог делает обобщение, в котором показывает, какой сюжет удалось «считать детям» и какие смыслы перед ними открылись Особые правила: - предоставлять возможность каждому ребенку быть услышанным н е высказывать собственного мнения н е оценивать ответы детей

Слайд 12

Чарльз Бертон Барбер «Наказанные» 1893 год Щенок разделяет наказание своей маленькой хозяйки из-за разбитой вазы. Проблема непослушания, обиды, наказания Сказки «Королева капризов»

Слайд 13

Чарльз Хэй-Вуд «Время для чтения» Развитие интереса к познавательной деятельности

Слайд 14

Владислав Николаевич Леонович Гиперактивность, неумение ждать Сказка «Про голубую искорку»

Слайд 15

Владислав Николаевич Леонович Развитие познавательного интереса

Слайд 16

Владислав Николаевич Леонович Жадность Развитие способности делиться Сказки: «Два медвежонка» «Мешок яблок»

Слайд 17

Владислав Николаевич Леонович Развитие эмпатии, умения сочувствовать и сопереживать, помогать

Слайд 18

Владислав Николаевич Леонович Дружба, удивление, интересные моменты в жизни

Слайд 19

Художник Владислав Николаевич Леонович Я нарисую вам счастье Принимайте и дарите радость

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Тема: «Развитие эмоционально-чувственной сферы дошкольников через использование нетрадиционных техник художественного творчества»

Эмоциональная сфера играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций и поведения в целом. Эмоциональная сфера сама по себе стать совершенной не может...

Ассоциированный подход в развитии эмоционального интеллекта старших дошкольников.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через театрализованную деятельностью.Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира, его чувств и переживаний. Маленькие дети...

«Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством ознакомления с портретной живописью»

Доклад «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством ознакомления с портретной живописью»...

Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...

«Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников через использование методов ТРИЗ»

Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоционального интеллекта.Задачи: 1.Способствовать развитию эмоционального интеллекта дошкольников используя методы ТРИЗ. 2. Познакомить родит...

Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность

Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность...