Интеграция игровых и эмоциональных практик для развития эмоционального интеллекта у дошкольников через творческое взаимодействие
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

yubarabanschikova

Тема методической разработки:

«Интеграция игровых и эмоциональных практик для развития эмоционального интеллекта у дошкольников через творческое взаимодействие»


1. Обоснование выбора темы:

В последние годы всё больше педагогов и психологов обращают внимание на важность формирования у детей не только академических знаний, но и социальных и эмоциональных навыков. Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность понимать и управлять своими эмоциями, а также понимать и взаимодействовать с эмоциями других людей.

Дошкольный возраст — это как раз тот период, когда эмоциональные навыки начинают активно формироваться, и успешное развитие этих навыков способствует не только лучшему общению и адаптации ребёнка в коллективе, но и успешному обучению в дальнейшем.

Используя игровые методики и творческие подходы, можно легко интегрировать эмоции в различные виды деятельности, таким образом создавая условия для гармоничного развития ребёнка.


2. Цель и задачи разработки:

Цель:
Создание условий для комплексного развития эмоционального интеллекта у дошкольников через использование интегрированных игровых методик и творческих практик.

Задачи:

  • Ознакомить воспитателей с методиками, развивающими эмоциональный интеллект у детей.
  • Разработать серию интерактивных игр и занятий, направленных на развитие навыков саморегуляции, эмпатии и межличностных отношений.
  • Интегрировать элементы театральной, музыкальной и ролевой игры в повседневную образовательную практику.
  • Создать практические рекомендации для воспитателей по организации таких занятий.

3. Методы и формы работы:

  • Игровые методики — создание ситуаций, в которых дети через игру смогут выражать и контролировать свои эмоции.
  • Ролевая игра — развитие эмпатии, умение «ставить себя на место другого» через игровые сюжеты.
  • Проектная деятельность — интеграция различных видов творчества (рисование, музыка, театр) в развитие эмоциональных навыков.
  • Театрализованные и музыкальные упражнения — использование персонажей и музыкальных произведений для формирования эмоциональной отзывчивости и самовыражения детей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема методической разработки:

«Интеграция игровых и эмоциональных практик для развития эмоционального интеллекта у дошкольников через творческое взаимодействие»


1. Обоснование выбора темы:

В последние годы всё больше педагогов и психологов обращают внимание на важность формирования у детей не только академических знаний, но и социальных и эмоциональных навыков. Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность понимать и управлять своими эмоциями, а также понимать и взаимодействовать с эмоциями других людей.

Дошкольный возраст — это как раз тот период, когда эмоциональные навыки начинают активно формироваться, и успешное развитие этих навыков способствует не только лучшему общению и адаптации ребёнка в коллективе, но и успешному обучению в дальнейшем.

Используя игровые методики и творческие подходы, можно легко интегрировать эмоции в различные виды деятельности, таким образом создавая условия для гармоничного развития ребёнка.


2. Цель и задачи разработки:

Цель:
Создание условий для комплексного развития эмоционального интеллекта у дошкольников через использование интегрированных игровых методик и творческих практик.

Задачи:

  • Ознакомить воспитателей с методиками, развивающими эмоциональный интеллект у детей.
  • Разработать серию интерактивных игр и занятий, направленных на развитие навыков саморегуляции, эмпатии и межличностных отношений.
  • Интегрировать элементы театральной, музыкальной и ролевой игры в повседневную образовательную практику.
  • Создать практические рекомендации для воспитателей по организации таких занятий.

3. Методы и формы работы:

  • Игровые методики — создание ситуаций, в которых дети через игру смогут выражать и контролировать свои эмоции.
  • Ролевая игра — развитие эмпатии, умение «ставить себя на место другого» через игровые сюжеты.
  • Проектная деятельность — интеграция различных видов творчества (рисование, музыка, театр) в развитие эмоциональных навыков.
  • Театрализованные и музыкальные упражнения — использование персонажей и музыкальных произведений для формирования эмоциональной отзывчивости и самовыражения детей.

4. План занятия:

Занятие 1: «Я и мои эмоции»

Цель: Развить у детей умение различать свои эмоции и адекватно реагировать на них.

  1. Вступление:
    – Чтение сказки о маленьком персонаже, который учился управлять своими эмоциями.
    – Обсуждение с детьми, что такое «эмоции» и как они проявляются.
  2. Основная часть:
    Игра «Эмоциональные лица»: на карточках — разные эмоции (радость, печаль, злость, удивление и т.д.). Дети выбирают карточку, показывают лицо, соответствующее эмоции, и объясняют, в какой ситуации они бы так себя чувствовали.
    Ролевая игра: дети в парах проигрывают ситуации, когда один из участников играет роль персонажа с конкретной эмоцией (например, грусть), а другой — поддерживающего друга.
  3. Заключение:
    – Составление с детьми «картинки эмоций», где каждый ребёнок рисует лицо с одной из эмоций.
    – Обсуждение, что помогает им справиться с этими эмоциями в реальной жизни.

Занятие 2: «Чувства и отношения с друзьями»

Цель: Научить детей выражать и распознавать чувства других людей, развивать эмпатию.

  1. Вступление:
    – Чтение сказки о том, как герои помогали друг другу, когда испытывали разные чувства (например, один друг расстроился, а другой утешил).
  2. Основная часть:
    Игра «Стань другом!»: один ребёнок из группы изображает ситуацию (грусть, радость, злость), а другие должны угадать, что это за чувство, и предложить способ поддержки.
    Мастерская эмоций: из бумаги, ткани, пуговиц и других материалов дети делают «друзей», которые переживают разные эмоции. Они «составляют» сюжет о том, как эти персонажи решают свои проблемы.
  3. Заключение:
    – Совместное обсуждение о том, как важно поддерживать друг друга и помогать друзьям в трудные моменты.

5. Итоговая работа:

Проект для родителей:
Предложить родителям создать дома вместе с детьми «Книгу эмоций», где они могут записывать и рисовать события, связанные с разными чувствами. Это будет способствовать укреплению связи между детьми и родителями, а также развитию саморегуляции и умению делиться своими переживаниями.

Дополнительно:
Можно организовать мастер-классы для родителей, где они смогут научиться использовать простые игровые методики для развития эмоциональных навыков у своих детей дома.


6. Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня эмоционального интеллекта детей.
  • Улучшение социальной адаптации в коллективе.
  • Повышение уровня эмпатии и навыков саморегуляции.
  • Укрепление связи между воспитателями, детьми и родителями.

7. Планируемая форма отчета:

  • Публикация методической разработки на портале учреждения.
  • Проведение открытого занятия с коллегами для демонстрации предложенных методик.
  • Отчет с отзывами родителей и коллег о проделанной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые и практические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости, дружелюбия, доброты, сотрудничества у дошкольников

Рисование «Наше общее желание» Воспитатель: Ребята, волшебная снежинка помогла нам узнать желания некоторых сказочных героев. А какие желания есть у вас? (воспитатель обращает внимание на одинак...

Эмоциональные минутки «Радужное общение» - технология развития эмоциональной устойчивости и социально-психологического благополучия ребенка-дошкольника в ДОУ.

Эмоциональные минутки- это своеобразный тренажер совместного взаимодействия с детьми, организованный педагогом, который помогает раскрыть внутренние ресурсы детей, привлечь их внимание к ценностям, им...

«Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников через использование методов ТРИЗ»

Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоционального интеллекта.Задачи: 1.Способствовать развитию эмоционального интеллекта дошкольников используя методы ТРИЗ. 2. Познакомить родит...

Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность

Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность...

Эмоциональное развитие старших дошкольников через творческую деятельность

В дошкольном образовании развитие эмоциональной сферы ребёнка лучше всего происходить через творческую деятельность. Участие ребёнка в творческом процессе обеспечивает постоянный тренинг положительных...

План по самообразованию педагога Тема: «Игровая деятельность, как средство развития эмоциональной сферы и формирования эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста»

План по самообразованию педагогаТема:«Игровая деятельность, как средство развития эмоциональной сферы и формирования эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста»...

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников через использование метода фасилитированной дискуссии по картине (портрет)

Особое внимание в последние годы уделяется развитию эмоционального интеллекта у детей. Метод фасилитированной дискуссии является одним из способов развитию у детей способности понимать и выражать эмоц...