Интеграция игровых и эмоциональных практик для развития эмоционального интеллекта у дошкольников через творческое взаимодействие
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Тема методической разработки:
«Интеграция игровых и эмоциональных практик для развития эмоционального интеллекта у дошкольников через творческое взаимодействие»
1. Обоснование выбора темы:
В последние годы всё больше педагогов и психологов обращают внимание на важность формирования у детей не только академических знаний, но и социальных и эмоциональных навыков. Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность понимать и управлять своими эмоциями, а также понимать и взаимодействовать с эмоциями других людей.
Дошкольный возраст — это как раз тот период, когда эмоциональные навыки начинают активно формироваться, и успешное развитие этих навыков способствует не только лучшему общению и адаптации ребёнка в коллективе, но и успешному обучению в дальнейшем.
Используя игровые методики и творческие подходы, можно легко интегрировать эмоции в различные виды деятельности, таким образом создавая условия для гармоничного развития ребёнка.
2. Цель и задачи разработки:
Цель:
Создание условий для комплексного развития эмоционального интеллекта у дошкольников через использование интегрированных игровых методик и творческих практик.
Задачи:
- Ознакомить воспитателей с методиками, развивающими эмоциональный интеллект у детей.
- Разработать серию интерактивных игр и занятий, направленных на развитие навыков саморегуляции, эмпатии и межличностных отношений.
- Интегрировать элементы театральной, музыкальной и ролевой игры в повседневную образовательную практику.
- Создать практические рекомендации для воспитателей по организации таких занятий.
3. Методы и формы работы:
- Игровые методики — создание ситуаций, в которых дети через игру смогут выражать и контролировать свои эмоции.
- Ролевая игра — развитие эмпатии, умение «ставить себя на место другого» через игровые сюжеты.
- Проектная деятельность — интеграция различных видов творчества (рисование, музыка, театр) в развитие эмоциональных навыков.
- Театрализованные и музыкальные упражнения — использование персонажей и музыкальных произведений для формирования эмоциональной отзывчивости и самовыражения детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема методической разработки:
«Интеграция игровых и эмоциональных практик для развития эмоционального интеллекта у дошкольников через творческое взаимодействие»
1. Обоснование выбора темы:
В последние годы всё больше педагогов и психологов обращают внимание на важность формирования у детей не только академических знаний, но и социальных и эмоциональных навыков. Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность понимать и управлять своими эмоциями, а также понимать и взаимодействовать с эмоциями других людей.
Дошкольный возраст — это как раз тот период, когда эмоциональные навыки начинают активно формироваться, и успешное развитие этих навыков способствует не только лучшему общению и адаптации ребёнка в коллективе, но и успешному обучению в дальнейшем.
Используя игровые методики и творческие подходы, можно легко интегрировать эмоции в различные виды деятельности, таким образом создавая условия для гармоничного развития ребёнка.
2. Цель и задачи разработки:
Цель:
Создание условий для комплексного развития эмоционального интеллекта у дошкольников через использование интегрированных игровых методик и творческих практик.
Задачи:
- Ознакомить воспитателей с методиками, развивающими эмоциональный интеллект у детей.
- Разработать серию интерактивных игр и занятий, направленных на развитие навыков саморегуляции, эмпатии и межличностных отношений.
- Интегрировать элементы театральной, музыкальной и ролевой игры в повседневную образовательную практику.
- Создать практические рекомендации для воспитателей по организации таких занятий.
3. Методы и формы работы:
- Игровые методики — создание ситуаций, в которых дети через игру смогут выражать и контролировать свои эмоции.
- Ролевая игра — развитие эмпатии, умение «ставить себя на место другого» через игровые сюжеты.
- Проектная деятельность — интеграция различных видов творчества (рисование, музыка, театр) в развитие эмоциональных навыков.
- Театрализованные и музыкальные упражнения — использование персонажей и музыкальных произведений для формирования эмоциональной отзывчивости и самовыражения детей.
4. План занятия:
Занятие 1: «Я и мои эмоции»
Цель: Развить у детей умение различать свои эмоции и адекватно реагировать на них.
- Вступление:
– Чтение сказки о маленьком персонаже, который учился управлять своими эмоциями.
– Обсуждение с детьми, что такое «эмоции» и как они проявляются. - Основная часть:
– Игра «Эмоциональные лица»: на карточках — разные эмоции (радость, печаль, злость, удивление и т.д.). Дети выбирают карточку, показывают лицо, соответствующее эмоции, и объясняют, в какой ситуации они бы так себя чувствовали.
– Ролевая игра: дети в парах проигрывают ситуации, когда один из участников играет роль персонажа с конкретной эмоцией (например, грусть), а другой — поддерживающего друга. - Заключение:
– Составление с детьми «картинки эмоций», где каждый ребёнок рисует лицо с одной из эмоций.
– Обсуждение, что помогает им справиться с этими эмоциями в реальной жизни.
Занятие 2: «Чувства и отношения с друзьями»
Цель: Научить детей выражать и распознавать чувства других людей, развивать эмпатию.
- Вступление:
– Чтение сказки о том, как герои помогали друг другу, когда испытывали разные чувства (например, один друг расстроился, а другой утешил). - Основная часть:
– Игра «Стань другом!»: один ребёнок из группы изображает ситуацию (грусть, радость, злость), а другие должны угадать, что это за чувство, и предложить способ поддержки.
– Мастерская эмоций: из бумаги, ткани, пуговиц и других материалов дети делают «друзей», которые переживают разные эмоции. Они «составляют» сюжет о том, как эти персонажи решают свои проблемы. - Заключение:
– Совместное обсуждение о том, как важно поддерживать друг друга и помогать друзьям в трудные моменты.
5. Итоговая работа:
Проект для родителей:
Предложить родителям создать дома вместе с детьми «Книгу эмоций», где они могут записывать и рисовать события, связанные с разными чувствами. Это будет способствовать укреплению связи между детьми и родителями, а также развитию саморегуляции и умению делиться своими переживаниями.
Дополнительно:
Можно организовать мастер-классы для родителей, где они смогут научиться использовать простые игровые методики для развития эмоциональных навыков у своих детей дома.
6. Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня эмоционального интеллекта детей.
- Улучшение социальной адаптации в коллективе.
- Повышение уровня эмпатии и навыков саморегуляции.
- Укрепление связи между воспитателями, детьми и родителями.
7. Планируемая форма отчета:
- Публикация методической разработки на портале учреждения.
- Проведение открытого занятия с коллегами для демонстрации предложенных методик.
- Отчет с отзывами родителей и коллег о проделанной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые и практические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости, дружелюбия, доброты, сотрудничества у дошкольников
Рисование «Наше общее желание» Воспитатель: Ребята, волшебная снежинка помогла нам узнать желания некоторых сказочных героев. А какие желания есть у вас? (воспитатель обращает внимание на одинак...

Эмоциональные минутки «Радужное общение» - технология развития эмоциональной устойчивости и социально-психологического благополучия ребенка-дошкольника в ДОУ.
Эмоциональные минутки- это своеобразный тренажер совместного взаимодействия с детьми, организованный педагогом, который помогает раскрыть внутренние ресурсы детей, привлечь их внимание к ценностям, им...

«Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников через использование методов ТРИЗ»
Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоционального интеллекта.Задачи: 1.Способствовать развитию эмоционального интеллекта дошкольников используя методы ТРИЗ. 2. Познакомить родит...

Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность
Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность...
Эмоциональное развитие старших дошкольников через творческую деятельность
В дошкольном образовании развитие эмоциональной сферы ребёнка лучше всего происходить через творческую деятельность. Участие ребёнка в творческом процессе обеспечивает постоянный тренинг положительных...
План по самообразованию педагога Тема: «Игровая деятельность, как средство развития эмоциональной сферы и формирования эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста»
План по самообразованию педагогаТема:«Игровая деятельность, как средство развития эмоциональной сферы и формирования эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста»...

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников через использование метода фасилитированной дискуссии по картине (портрет)
Особое внимание в последние годы уделяется развитию эмоционального интеллекта у детей. Метод фасилитированной дискуссии является одним из способов развитию у детей способности понимать и выражать эмоц...
