Эмоциональное развитие старших дошкольников через творческую деятельность
статья (старшая группа)

В дошкольном образовании развитие эмоциональной сферы ребёнка лучше всего происходить через творческую деятельность. Участие ребёнка в творческом процессе обеспечивает постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, развития многих психических процессов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emotsionalnoe_razvitie_doshkolnika.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное развитие старших дошкольников через творческую деятельность

ГБДОУ детский сад № 51

петроградского района г. Санкт-Петербург

Воспитатель: Негреба М.А.

        Эмоции появляются у детей с первых дней жизни, с их помощью ребенок даёт понять родителям, что он огорчён, ему плохо или ему хорошо. По мере того как ребёнок развивается и растёт его эмоции также изменяются. По мере взросления ребенок не просто сообщает взрослым, что испытывает дискомфорт, потому что голоден или у него болит живот, но и начинает проявлять более сложные эмоции.

        Как и взрослый человек, ребёнок учиться радоваться, восторгаться, грустить, удивляться или злиться. Но главным отличием взрослого дошкольника от годовалого малыша является не только то, что он умеет чувствовать «широко», но и то, что он учиться контролировать свои эмоции.

        В современном обществе специалисты все чаще пытаются привлечь внимание к такой серьезной проблеме, как эмоциональные нарушения у детей. С каждым годом детей с нарушениями в эмоционально-волевой сфере становиться всё больше.

        Детские психологи полагают, что основными причинами возникновения эмоциональных нарушений у детей могут стать:

  • перенесенные в детстве заболевания и стрессы;
  • особенности физического и психоэмоционального развития ребенка, в том числе задержки, нарушения или отставания в интеллектуальном развитии;
  • микроклимат в семье, а также особенности воспитания;
  • социально-бытовые условия проживания ребенка, его близкое окружение.

        Для адаптации в любой социальной среде, необходимо заниматься эмоциональным развитием ребенка, нужно научить его осознавать свои эмоции, распознавать и управлять ими.

        В дошкольном образовании развитие эмоциональной сферы ребёнка лучше всего происходить через творческую деятельность. Участие ребёнка в творческом процессе обеспечивает постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, развития многих психических процессов.

        К видам творческой деятельности в дошкольном учреждении можно отнести: словотворчество, театрализация, рисование, лепка, аппликация и другие.

        Словотворчество способствует не только освоению лексического богатства родного языка и развитию речи, но и развивает воображение и эмоциональную сферу дошкольника. После прочтения художественной литературы, можно обсудить с детьми главных героев, их действия, мысли, поступки и предложить  придумать свою историю (сказку). Продумать сюжет, главных героев, с каким характером они будут, какие поступки совершат.         Можно пойти дальше  и вместе с детьми оживить эту сказку в театрализации. Таким образом дети смогут проиграть образы своих героев сами, наделить их эмоциями и чувствами. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. У ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением.  

По мнению известного детского психолога Н.Н. Поддьяковой: «Яркие положительные эмоции дети получают в театре. Иначе говоря, именно театр имеет возможность управлять формированием духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребенка».

        Стимулировать эмоциональное развитие старших дошкольников можно, приобщая их к изобразительной деятельности. Известный психолог А.В. Запорожец отмечает, что постепенно овладевая изобразительной деятельностью, ребёнок научается создавать свой внутренний идеальный план, составление которого невозможно в раннем возрасте. При этом в дошкольном возрасте внутренний план деятельности предполагает обязательную материальную опору. Рисунок является одной из таких опор.

Уметь выразить себя через рисунок на листе бумаги — это редкое счастье. В отличие от взрослых, которым бывает трудно что-либо изобразить, дошкольники рисуют много и свободно, не переживая что у них что-то не получается. На листе бумаги они создают целые миры, наделяя их жизнью.

Очень давно ведущими психологами обсуждается взаимосвязь между уровнем детского мышления и рисованием. Учёные проводят прямые аналогии между эмоциональным развитием личности и развитием рисования. Если вспомнить древних людей, то можно сказать, что рисование — это особый вид речи. Логично предположить наличие обратной связи: повышение уровня изобразительных способностей повышает уровень развития эмоциональной сферы ребёнка.

        Использование в работе нетрадиционных техник в рисовании так же имеет особое значение для эмоционального развития дошкольника (печатания, рисование брызгами, пальчиковое рисование, монотипия, кляксография, рисование жидким тестом и т.д.) Данные техники способствуют развитию воображения, цветовосприятия, ребёнок учиться лучше чувствовать цвет. Сам процесс рисования даёт возможность ребёнку получить широкий спектр положительных эмоций.

        Лепка способствует развитию многих психических процессов, происходящих у ребёнка. В процессе лепки дошкольник учиться анализировать свои действия, оценивает качество своей поделки, может устранять какие-то ошибки, доводить свой объект до совершенства. Учиться соотносить пропорции объекта в целом. У ребёнка есть возможность не только воспроизводить образы окружающего мира, которые он запомнил, но и наделить свои поделки жизнью, давая им имена, разыгрывая с ними небольшие театральные представления. С помощью лепки ребёнок учиться концентрироваться на  выполнении довольно продолжительной работы.

        Процесс лепки даёт возможность дошкольнику передать свои впечатления, переживания и эмоции об окружающем мире. При помощи лепки ребёнок «отрабатывает» как негативные эмоции (боль, страх, злость), так и позитивные (радость, интерес, любовь). Лепка это своеобразная арт-терапия, позволяющая дошкольнику «разгрузить» себя от переполняющих его чувств и эмоций. По аналогии с нетрадиционным рисованием, положительные результаты в работе с детьми даёт лепка с использованием дополнительных материалов (природный, бросовый), лепка из солёного теста, пластилинография. Опыт создания объектов из различных материалов учит ребёнка смотреть на вещи «под другим углом», это прекрасная возможность для того, чтобы в будущем он смог находить оригинальные решения в любых ситуациях.

        Рассмотрим еще один из интересных видов творческой деятельности — аппликация. Аппликация в работе с дошкольниками способствует развитию не только изобразительных и технических умений, она развивает настойчивость, выдержку, аккуратность, самостоятельность, способность сосредотачиваться. Посредством аппликации ребенок может максимально проявить инициативу и самостоятельность. Занятия аппликацией имеют большое значение для гармоничного развития ребёнка. Они способствуют развитию у него творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, глазомер и цветоощущение. Работа из цветной бумаги способствует воспитанию художественного вкуса у детей. Делая открытку для близкого человека, дошкольник испытывает чувство радости, он «предвкушает» положительный эффект, который произведёт его подарок.

        Подытоживая всё вышесказанное можно сделать следующий вывод: для формирования «здоровых» эмоций у ребёнка требуется какая — нибудь деятельность, в которой ребёнок не будет стесняться или бояться рассказать о своих чувствах, которые его переполняют, о том, что ему нравиться или не нравиться, что он хочет или не хочет, и самой подходящей для этого деятельностью является творческая.

Литература:

  1. Галанов А.С. и др. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.-125 с.
  2. Григорьева, Г.Г.Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.:1999.-344 с.
  3. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.:Просвещение, 2003.-245 с.
  1. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов. — М.: «Академия», 2004. - 288 с.
  2. Ермолинская  Е.А.Современные технологии развития изобразительной деятельности детей//Воспитатель.- 2016, №1. С.81-86
  3. Казакова Р.Г. др. Рисование с детьми дошкольного возраста. 2009. - 160 с.
  4. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2004.-77 с.
  5. Комарова Т.С. и др. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. - М.: педагогическое общество России, 2000. -С.86-99
  6. Карпова Г.З. Мир чувств и эмоций дошкольника//Воспитатель.- 2011, №8. С.119-121
  7. Прусакова О.А.,Сергеенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста//Вопросы психологии.-2006, №4. С.24-35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие эмоционально-волевой сферы детей через творческую деятельность»

Знакомство детей с творческой деятельностью начинается с раннего возраста, когда сказки приходят к ним в различных видах....

План самообразования музыкального руководителя ДОУ «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность»

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, со...

Опыт работы "Развитие творческих способностей у старших дошкольников через театрализованную деятельность"

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому, как и многие педагоги, я стала искать  нетрадиционные пути во взаимодействи...

Самообразование : «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»

Самообразование :  «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»...

Развитие творческих способностей на занятиях по аппликации старших дошкольников, через театрализованную деятельность.

Развитие творческих способностей на занятиях по аппликации старших дошкольников, через театрализованную деятельноть....

Коммуникативно-речевое развитие старших дошкольников через проектную деятельность

Сообщение из опыта работы педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы...

Развитие эмоциональной сферы у старших дошкольников через театрализованную деятельность

Статья раскрывает основные аспекты развития эмоциональной сферы дошкольников....