Коммуникативно-речевое развитие старших дошкольников через проектную деятельность
проект по развитию речи (старшая группа)

Русских Вера Ивановна

Сообщение из опыта работы педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Верхнекетский детский сад»

Верхнекетского района Томской области

Выступление из опыта работы

Педагог-психолог:

Русских В.И.

Белый Яр, 2019 г.

Коммуникативно-речевое развитие – одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через общение с другими людьми. За низким уровнем связной, монологической речи у дошкольников, очень часто скрывается более серьезная проблема, а именно – недостаточность коммуникативной деятельности, где речь является  одним из важных средств.

Организовать активную коммуникативно-речевую деятельность в группе хорошо помогает метод проекта.  

Как научить детей передавать информацию в процессе межличностного взаимодействия? Как стимулировать детей к общению друг с другом, заинтересовать общей  деятельностью? Об этом я хочу сегодня поговорить.

Не секрет, что новый вид предметно-практической деятельности всегда привлекателен  для детей. Но объект изучения может оказаться даже скучным для большинства воспитанников, если педагог не умеет вызывать этот интерес. Например, интересное на первый взгляд животное-черепаха быстро наскучивает детям. Они теряют интерес к нему, потому что это животное неподвижно может лежать часами. И сколько на него ни смотри - ничего не изменится.

         Представляю вашему вниманию  проект «Это загадочное  животное»

Цель: создание условий для формирования коммуникативно-речевых и игровых компетенций у детей через занятия с черепахой.

Проблема: в подготовительной к школе группе есть дети с трудностями в развитии речи, у большинства детей слабо сформированы игровые  интересы, нарушена эмоциональная сфера. Между детьми, особенно мальчиками, часто возникали конфликтные ситуации. Дети не умели договариваться между собой, играть в парах, в группах. Чаще всего играли в настольные игры обособленно, не общаясь друг с другом.

Задачи:

  • Создать условия для коммуникативно-речевого общения детей через проведение  игр и занятий с черепахой.
  • Воспитывать толерантное, бережное отношение к живому существу не привлекательного внешнего вида.
  • Активизировать творческое мышление у дошкольников.
  • Поддерживать детскую инициативу и самостоятельность в деятельности и общении.

Ожидаемые результаты:

  • Сплочение детского коллектива, появление общего игрового и познавательного интереса через организацию совместной деятельности детей.
  • Приобретение опыта общения в различных проблемных ситуациях со сверстниками и взрослыми.
  • Обогащение активного и пассивного словаря дошкольников через речевое творчество.

Ситуации для общения я находила в детской деятельности или специально их организовывала.

Например,

До появления черепахи мы с небольшой группой детей занимались сочинением сказок. Сказки свои дети рассказывали и показывали малышам с помощью игрушек. Таким образом, у них уже появился интерес к словотворчеству и театрализации. Этот интерес получил положительные подкрепления: одобрение в виде аплодисментов от маленьких зрителей, их сказки с портретами авторов были опубликованы в общесадовской газете «Карусель». Газету читают родители, следовательно, от них дети также получили положительные отзывы.

Дальше применяется метод активизации творческого мышления.

Я предложила продолжить   сказку про то, как  один мальчик написал деду Морозу письмо о том, какой он хочет получить подарок на Новый год.

Эта тема близка каждому ребенку. Каждый озвучил свое желание. Детям было предложено изобразить пишущего письмо мальчика,  а речевая задача в данном случае была - сформулировать свою просьбу  к деду Морозу и описать подробно как выглядит желаемый подарок.

Далее возникает проблемная ситуация в сказочной истории: ребенка не так понял дед Мороз. Вместо пушистого игривого котенка он прислал в подарок твердую, медлительную, молчаливую, серую черепаху. Дети, решая  проблему - как играть с таким животным,  разворачивали сюжет сказки. И каждый сюжет обыгрывали.

Я фотографировала все,  что делали дети, и получилась фотосказка «Приключение черепахи». Эту сказку все желающие озвучивали при показе ребятам из других групп детского сада.

Для воплощения в жизнь задуманного воспитанникам приходилось обращаться за помощью не только ко мне, но и к своим родителям. По детскому саду быстро разошлась информация о появлении черепахи. Каждый день появлялись новые желающие познакомиться с необычным животным.

Далее была организована ситуация общения с малознакомым  взрослым человеком. Я попросила старшего воспитателя зайти  в кабинет в мое отсутствие и строго сообщить детям, что животным в детском саду без документов быть не полагается. Когда я вернулась, то увидела, что  дети спрятались с  черепахой за ширму.  Вид у них был озабоченный. Когда я спросила, что случилось, они наперебой стали объяснять проблему. И сами предложили сделать документ для черепахи. Работа закипела.  И ведь они не успокоились пока не сходили  и не показали паспорт старшему воспитателю.

Очень быстро подключились к общей деятельности все дети группы. Забота о черепахе стала общим делом. Ребята каждый день приносили из дома угощение для нее, предлагали все новые и новые игры.

         Я ненавязчиво предлагала свои - речевые игры. Например, игра «Найди слово для черепахи». Дети соревнуются в подборе слов-прилагательных (какая черепаха?), глаголов (что она умеет делать?). Условие игры: слова не должны повторяться. Далее эти слова дети применяли уже на празднике.

 Вместе мы придумали 14 различных игр с черепахой, узнали,  как за ней ухаживать.

Итогом проекта стал предложенный детьми праздник-день рождения черепахи. К этому дню готовились все без исключения. Некоторые дети нашли и выучили дома стихи. Многие принесли подарки и угощения. За столом все по очереди, передавая друг другу цветок, говорили  ей комплименты.

После праздника я унесла своего питомца домой. А дети продолжали приносить ему фрукты и овощи, интересоваться о его жизни дома, выражать свои добрые чувства в рисунках и словах. Сейчас они с нетерпением ждут новой встречи со своим любимым другом- черепахой Громозекой. Некоторые пишут письма. А черепаха отвечает. Все дети в разной степени проявили инициативу и самостоятельность, получили опыт позитивного общения.

А мальчик Степа, который самый первый проявил интерес к животному, успешно представил этот проект на научно-исследовательской конференции «Умники и умницы» и занял 1 место.

Совсем недавно мы узнали, что черепаха-это потомок динозавров. И появился новый проект «Динозаврики».

Самое главное, что ребята больше не ссорятся. Объединенные общей деятельностью они научились слушать друг друга, ждать своей очереди, проявили  самые лучшие свои человеческие качества. Что в свою очередь положительно повлияло на отношение детей друг к другу. В отношениях появились уважение, симпатия. Дети раскрылись друг перед другом только с лучшей стороны. Доброта улучшает их душевное состояние и увеличивает популярность среди сверстников. Более того, когда дети учатся быть заботливыми и добрыми, они начинают более стремительно развиваться, в том числе и в коммуникативно-речевой сфере.

Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, она не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Непринужденность общения детей со сверстниками и взрослыми  в проектной деятельности способствует преодолению трудностей взаимодействия и развитию речевых навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»

«Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»...

Роль семьи в развитии познавательной активности старших дошкольников через проектную деятельность.

Статья на тему"Роль семьи в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность"...

Формирование познавательной активности у старших дошкольников через проектную деятельность по краеведению.

Проектная деятельность по краеведению является одним из главных источников обогащения детей знаниями о родном крае. воспитание любви и формирование нравственных качеств....

Доклад на августовских педагогических секциях на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через проектную деятельность»

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие ...

Перспективный план по формированию позитивных установок к труду взрослых у старших дошкольников через проектную деятельность «Кем быть?»

Перспективный план по формированию  позитивных установок к труду взрослых у старших дошкольников через проектную деятельность «Кем быть?»...

Статья «С Чего начинается Родина? Проблемы и пути решения задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через проектную деятельность»

Актуальность. Родина, это сокровенное слово, в которое каждый вкладывает своё. У каждого человека она разная, но для всех является той отправной точкой, которая на протяжении всей жизни определяет оче...

«Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность»

Проектная деятельность-это уникальная деятельность, направленная на  воспитатние патриотических чувств у старших дошкольников....